2-1-1 Россия Родина моя
Тема
«Мелодия –душа музыки
Цель:
рассказать
о роли музыки в жизни человека, о ее влиянии на мысли, чувства, настроения
людей .Раскрыть понятие «мелодия»,закрепить понятии «исполнитель», «слушатель»,
«композитор»,музыкальные жанры .
Музыкальный материал:
Ход урока.
Вслушайся весь мир поет-
Шорох, свист и щебет.
Музыка во всем живет,
Мир ее волшебен.
1.Введение в тему урока
Урок
начинается с разговора о летних музыкальных впечатлениях уч-ся.
Учитель:
Ребята вы учитесь слушать и понимать музыку. Что мы видим, когда смотрим на
человека? Конечно лицо, а что мы слышим, когда слушаем музыку? Конечно мелодию.
Слово мелодия переводится с древнегреческого, как - петь песню.
- А у вас есть любимые мелодии?
- Кто сможет их напеть?
А теперь предлагаю поиграть в музыкальную игру. Сейчас прозвучат
несколько мелодий песен, а вы попытайтесь узнать их.
(Звучат мелодии популярных песен, песен, которые выучили на уроках музыки,
дети называют и поют их).
(Закрепить понятия - «композитор», «слушатель» , «исполнитель»;
жанры- «песня, танец, марш» ).
Вы хорошо справились с этим заданием. По мелодии
определили песенки и услышали их характер. Потому что - мелодия
- главная мысль, смысл любого произведения.
2.Работа по теме урока
1.Слушание музыкальных пьес.
Учитель:
А теперь сядьте поудобнее, как на концерте, и настройтесь на то,
чтобы послушать удивительное произведение
русской классики, композитора
М. Мусоргского, которое называется «Рассвет на Москве-реке».
(Имена
композиторов и произведений выносятся на доску).
- Какую картину нарисовала музыка?
- Какие чувства в ней переданы?
- Что изображает это произведение?
В этом произведение есть и спокойствие, и взволнованность, и тревога. А как
слышны звучания, напоминающие пастушьи рожки, перекличку петухов, звук церковного
колокола. В этой музыке нет слов, но есть мелодичный, песенный характер.
-А какие муз. инструменты вы услышали?
Главная мелодия этого произведения звучала несколько раз в исполнении различных
инструментов симфонического оркестра.
Давайте и мы пропоем главную мелодию «Рассвета на Москве-реке»
Молодцы, ребята!
Композитор Мусоргский очень любил столицу нашей родины Москву и писал такие
строки: «Кремль, чудный Кремль!!!Я подъезжал к нему с невольным благоговеньем…Василий
Блаженный и Кремлевская стена- это святая старина…Москва заставила меня
переселиться в другой мир- в мир древности!»Любовь к России ,к ее культуре
Мусоргский раскрыл в своем творчестве.
Разучивание песни:
В современном мире мы тоже любим и ценим свою Родину. Поэты посвящают
Родине стихи, композиторы пишут мелодии. А когда встречаются мелодия и слова-
получается песня. Сегодня вы познакомитесь с чудесной песней «Моя Россия».
- Вам понравилась мелодия?
- Какая она по характеру?
3.Итог урока:
Мелодия - это главная мысль любого музыкального произведения,
его лицо, суть. Мелодия - душа музыки. По мелодии мы узнаем
и песни, и танцы, и марши. Встречаясь дома с музыкой,
запоминайте мелодии произведений и старайтесь напевать их.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.