5 КЛАСС
IV ЧЕТВЕРТЬ
Урок 1 (28). «Музыкальные краски» в произведениях композиторов-импрессионистов
Цели и задачи урока:
- закрепить рассматриваемые на уроках общие понятия для живописи и музыки;
- учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживания;.
- развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве;
- способствовать формированию слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.
Планируемые результаты учебной деятельности:
Метапредметные:
— восприятие, осознание, исследование тематических, стилистических, образных связей между музыкой и изобразительным искусством.
Личностные:
— осознание и определение ценности, уникальности, выразительных особенностей стиля импрессионизм в разных видах искусства.
Предметные:
— развитие навыков работы с нотными примерами, целенаправленного слушания и восприятия музыки.
Форма проведения занятия: Урок-представление стиля импрессионизм в живописи и музыке.
Учебно-дидактическое обеспечение:
Живопись: Л. Вальта. «Морской залив в Антеоре»; К. Моне. «Впечатление. Восход солнца»; К. Писсарро. «Красные крыши».
Музыка: К. Дебюсси, стихи П. Верлена, перевод Эм. Александровой. «Оград бесконечный ряд…» (№ 40 аудиоприложения).
Поэзия: П. Верлен. «Оград бесконечный ряд…».
Песенный материал: В. Серебренников, стихи В. Степанова. Семь моих цветных карандашей (пение). А. Зацепин. Ты слышишь, море (разучивание).
Виды деятельности учащихся: Внимательное прослушивание романса К. Дебюсси. Просмотр и обсуждение предложенных репродукций картин импрессионистов. Сравнительный анализ произведений живописи и музыки. Раскрытие особенностей музыкального воплощения поэтических текстов. Пение песен. Саморегуляция и оценка учащимися качества и уровня усвоения материала, процесса и результата учебной деятельности.
Формы педагогического контроля: Контроль выполнения рубрики «Вопросы и задания». Обсуждение ответов на творческое задание в «Дневнике музыкальных наблюдений». Контроль усвоения учениками знаний и умений, формирования личностной компетентности.
ХОД УРОКА
1. Организация урока. Мотивация. Актуализация опорных знаний
? Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?
Это - более, чем музыка, и выходя из концерта, не только не испытываешь разочарования, но напротив, чувствуешь себя точно окрылённым, освежённым, будто глотнул чистого, бодрящего воздуха моря, рощ, лугов! Н.Я. Мясковский.
Музыкальными звуками можно удивительно точно изобразить картины природы: изобразить не только времена года, но и времена суток, и дождь, и снег, лесную и морскую стихии, землю и небо. Пейзаж в музыке подобен пейзажу в произведениях живописи. Так создание многих пейзажных образов принадлежит композиторам-импрессионистам: К. Дебюсси и М. Равелю.
? Что такое импрессионизм? Кто такие композиторы-импрессионисты?
Музыкальный пейзаж у импрессионистов – это, прежде всего, красочность, зримость, живописность.
Главное в произведениях К. Дебюсси и М. Равеля – отражение в звуках разнообразных впечатлений, которые дарит нам окружающий мир.
2. Сообщение темы. Целеполагание
Сегодня мы вновь будем говорить о том, что общего есть в изображении пейзажа в музыке и живописи. В этих двух видах искусства существует такое направление, в котором они очень близко соприкасаются - импрессионизм. Именно этому художественному направлению и посвящён сегодняшний урок: мы исследуем тематические, стилистические и образные связи между музыкой и изобразительным искусством.
Тема урока - «Музыкальные краски» в произведениях композиторов-импрессионистов.
3. Работа по теме урока
1) Художники-импрессионисты
Когда в 1874 году группа непризнанных художников организовала, наконец, в Париже выставку своих работ, эта экспозиция была воспринята, словно разорвавшаяся бомба. Молодые художники не хотели писать так, как было принято в официальном искусстве — приторно и бездушно. Художники-импрессионисты старались передать природу, как она есть, а если сказать точнее, воспроизвести на холсте своё впечатление от природы, капризной и переменчивой в каждое мгновение жизни. Живописцы применяли особую технику беглых пятен-мазков, которые вблизи казались беспорядочными, а на расстоянии рождали реальное ощущение живой игры красок, причудливых переливов света.
Они вышли с мольбертами из мастерских на воздух, на пленэр. Стремительными точными ударами кисти живописцы переносили на полотно эти мимолётные состояния природы. Неслучайно художник-импрессионист Клод Моне написал один и тот же стог сена 15 раз. И на каждом холсте это был другой стог сена: то залитый розовыми лучами утренней зари, то утопающий в призрачном лунном свете, то подёрнутый туманной дымкой, то опутанный инеем.
Клод Моне оставил несколько таких серий картин. Он 20 раз воспроизвёл свои впечатления от собора в Руане. Меньше всего его интересовали архитектурные формы здания. На полотнах собор растворяется в переливах света и цвета. Лучи утреннего, полуденного, закатного солнца скользят по башням и аркам собора, дробясь на тысячи оттенков. Руанцы именно таким видели свой знаменитый собор каждый день, но не замечали этого. Клод Моне изумил их, раскрыл глаза на привычное, примелькавшееся явление.
Импрессионисты изображают природу, каждое мгновение которой переменчиво, - именно это мгновение и пытаются запечатлеть импрессионисты.
Луи Вальта. Морской залив в Антеоре. Ок. 1906-1907 гг.
Клод Моне. Впечатление. Восход солнца
Особенность Клода Моне как художника в том, что он писал внешний мир, писал природу, его мало занимали сцены жизни, его интересовало состояние природы, впечатление, произведённое природой. Художественный критик и поэт Шарль Бодлер говорил, что картина должна быть написана так, что если её перевернуть, она не должна ничего потерять в своём живописном содержании. Именно так и писал Клод Моне: его картина «Впечатление. Восход солнца» настолько сбалансирована, настолько отражение воды в небе и неба в воде похожи, как в игре волшебных зеркал, что если перевернуть эту картину, она ничего не потеряет.
На этой картине мир теряет свою материальную плотность. Воздух, вода, туман, дымка — всё это смешалось в нашем видении и понимании. Нет отдельно людей, лодок, порта, а есть данный момент, минутный всплеск вечности, - именно это и является «героем» картины.
Картина Камиля Писсарро «Красные крыши. Деревенский уголок зимой» по праву считается шедевром: в ней столько вдохновения, столько завораживающей живописной поэзии! Изображены всего-то типичные французские домики — белые с красными черепичными крышами, проступающие сквозь голые ветви деревьев. Но какие причудливые линии, удивительные краски и гармоничные цветовые переходы! И как много во всём этом света и воздуха. Как много в природе подлинной красоты и как мало мы умеем сами её замечать. А Писсарро сумел так показать её, что и мы смогли увидеть её своими подчас усталыми глазами.
Камиль Писсарро. Красные крыши. 1877 г.
2) Красочность образа в поэзии
Композиторы-импрессионисты, обращаясь к поэзии, останавливались на таких произведениях, в которых был ярко выражен красочный живописный образ, где ярко выражено красочное начало. Вот одно из таких стихотворений; его автор – поэт Поль Верлен. Стихотворение поэта легло в основу романса К. Дебюсси «Оград бесконечный ряд». Прочтите его вслух:
Оград бесконечный ряд
И дикий виноград;
Простор далёких синих гор;
Моря терпкий аромат.
Ветряк, как алый маяк,
На светлой зелени дольней;
Бег жеребят своевольный
Возле прибрежных коряг.
Овцы пышные на склонах,
Текущие, как река, -
Белей молока
На коврах они ярко-зелёных.
Кружева пены за кормою,
И парус над водою,
И там, в лазури воскресной,
Медный зов колоколов.
Если бы в поэзии существовал жанр пейзажа, то это стихотворение ему полностью бы соответствовало. Каждая строка стихотворения – самостоятельный образ. А вместе они образуют единую картину воскресного летнего дня.
Обратите внимание: в стихотворении нет ни одного глагола, оно полностью состоит из назывных предложений. Движение как будто есть, но оно застыло, как на картине. Жеребята не бегут, их бег просто запечатлён раз и навсегда, как и кружева пены, и парус над водою.
Образ стихотворения охватывает значительное пространство: ряд оград – бесконечен, синие горы – далеки, а зов колокола звучит в высокой небесной лазури. И при этом – какое обилие красочных определений: горы в стихотворении синие, ветряк – алый, дол – светло-зелёный, овцы – белей молока, небо – лазурное, зов колоколов – медный!
Музыка Дебюсси придаёт этому поэтическому образу ещё большую выразительность. Прочитайте текст стихотворения ещё раз, одновременно слушая романс К. Дебюсси «Оград бесконечный ряд…».
3) Романс К. Дебюсси «Оград бесконечный ряд…» на стихи П. Верлена
А) Слушание музыки, музыкальный анализ
? Помогает ли К. Дебюсси своей музыкой глубже понять образы, созданные Полем Верленом? Как ему это удаётся?
- Романс К. Дебюсси придаёт поэтическому образу ещё большую глубину. Композитор вносит живость, движение, но это движение - изобразительно, оно как будто запечатлено. Аккомпанемент напоминает то ли бесконечные ограды, то ли кружева пены.
- Музыка романса передаёт краски моря, запах морского ветра, лёгкость и воздушность простора, в конце романса звучат воскресные колокола, звон которых доносится как бы издалека и растворяется в лазурном пространстве.
- Действительно, музыка К. Дебюсси придаёт поэтическому образу ещё большую выразительность. По сравнению со стихотворением в ней дано движение, живое и весёлое. Начальные звуки аккомпанемента напоминают узор – то ли рисунок бесконечных оград, то ли кружева пены. Но мы чувствуем, что этот узор неразрывно связан с образом стихотворения.
Свежесть звучания непостижимым образом передаёт не только краски моря, но и его терпкий аромат, и запах морского ветра, всю лёгкость и воздушность солнечной морской стихии.
Тонко и выразительно в заключении романса звучат воскресные колокола. Их звон, нежный и негромкий, доносится откуда-то издалека и растворяется в безбрежной лазури пространства.
Б) Повторное прослушивание романса «Оград бесконечный ряд…» К. Дебюсси
В) Работа над нотным примером
В фортепианном вступлении к романсу «Оград бесконечный ряд…», нотный пример 42, учитель обращает внимание учеников на волнообразное движение мотивов; даже зрительно запись этого нотного примера похожа на волны.
4. Вокально-хоровая работа
1) Повторение и закрепление песни В. Серебренникова на стихи В. Степанова «Семь моих цветных карандашей»
Спойте выразительно песню, разученную на последнем уроке 3-ей четверти.
(Работа над качеством исполнения).
2) Разучивание «Ты слышишь, море» А. Зацепина - https://youtu.be/5_f0OTa8YtY
Текст песни:
1. Цепи якорей гремят в порту,
Верят корабли в свою мечту,
Всем ветрам назло я спешу на зов
Дальних, неизвестных островов.
Припев: Снятся (снятся) часто (часто)
Мне по ночам дельфины.
Снятся (снятся) чайки (чайки)
И мачты бригантины.
След мой волною смоет,
А я на берег с утра приду опять.
Море, ты слышишь, море,
Твоим матросом хочу я стать.
2. Море, подари свои шторма, -
Пусть до самых звёзд летит корма!
Палубу качай, с ног сбивай меня,
Брызгами холодными звеня.
Припев: Знаю (знаю), можешь (можешь)
Ты чёрным стать и синим.
Море (море), море (море),
Стать помоги мне сильным!
След мой волною смоет,
А я на берег с утра приду опять.
Море, ты слышишь, море,
Твоим матросом хочу я стать!
5. Итог
Итак, мы видим, что пейзаж в музыке присутствует во всём богатстве своих образов – и как «пейзаж настроения» (вспомните «Подснежник» Чайковского), и как пейзаж, передающий процессы, происходящие в природе («Весна священная» Стравинского), и как красочная картина, заключающая в себе прелесть окружающего мира (у Дебюсси, Равеля).
Мы рассмотрели лишь малую часть пейзажных образов в музыке. Однако и она позволяет нам увидеть, сколь многому научилась музыка у живописи в передаче облика, видения природы. Благодаря такой музыке наше восприятие природы становится богаче, полнее, эмоциональнее.
«Ничто по музыкальности не может сравниться с закатом солнца, — писал К. Дебюсси. — А море — это всё, что есть самого музыкального!» Ведь оно может быть спокойным, дремлющим, обласканным лучами зари; может быть взволнованным, спорящим с порывами ветра; может быть бурным и коварным при бешеном шторме.
И эта музыкальность восприятия мира становится равной восприятию его безграничной красоты: природа оживает в сочинениях композиторов-импрессионистов во всей неповторимости, изменчивости, немеркнущей красоте. Шум морского прибоя, плеск ручья, шелест леса, утренний щебет птиц сливаются в их произведениях с глубоко личными переживаниями музыканта-поэта, влюблённого в красоту окружающего мира.
6. Рефлексия. Вопросы и задания
1) Что изображают своей музыкой и картинами композиторы и художники-импрессионисты?
2) Что нового внесла музыка в поэтический пейзаж стихотворения П. Верлена «Оград бесконечный ряд…»?
3) Какие музыкальные произведения на пейзажную тему тебе известны? Запиши их названия.
4) Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.