Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская
8 класс
I ЧЕТВЕРТЬ
КЛАССИКА И СОВРЕМЕННОСТЬ
Урок 1. ПОЧЕМУ НЕ СТАРЕЕТ КЛАССИКА?
Цель урока: Актуализация знаний школьников о значении классической музыки в жизни современного человека.
Задачи:
- привлекать музыкально-слуховой опыт учащихся к аргументации мнений по теме урока;
- развивать умения интонационно-образного, жанрово-стилевого анализа интерпретаций классической музыки;
- совершенствовать исполнительские умения и навыки;
- способствовать продуктивному общению со сверстниками, учителем в процессе беседы и дискуссий.
Тип урока: вводный; изучение нового материала. Урок-беседа
ХОД УРОКА
1. Организация начала урока. Приветствие
2. Мотивация. Актуализация опорных знаний
Беседа о летних музыкальных впечатлениях учащихся.
Из ваших рассказов я поняла, что абсолютно все из вас, вольно или невольно, общались с музыкой. Да и не могло быть иначе.
Музыка - неотъемлемая часть человеческой жизни. С музыкой мы встречаемся везде и всюду, хотя часто этого и не замечаем. О стилях музыки можно говорить и спорить долго, но у каждого найдётся хотя бы одна приятная сердцу и слуху мелодия. Все мы по-своему наслаждаемся музыкой: для одних музыка является средством получения наслаждения, для других - способом самовыражения, хобби (когда человек сам сочиняет или профессионально занимается вокалом), делом всей жизни (когда увлечение музыкой очень сильно) и т.д.
Спросите у разных людей о том, что значит музыка для них, и получите разные ответы.
А почему у каждого есть свои музыкальные предпочтения? Вкус в музыке определяется ритмами головного мозга, которые сугубо индивидуальны. Когда человек слышит музыку, соответствующую его ритмам, она ему нравится: тот, у кого более учащённые головные ритмы, любит слушать музыку поэнергичней, а у кого более спокойные – выбирает для себя медленные расслабляющие музыкальные композиции.
Музыка – это чудесный дар, данный человечеству, это - наши чувства, эмоции, воспоминания, картины природы, одушевлённые предметы. Всё, что нас окружает можно показать, рассказать и выразить музыкой.
И мы в этом учебном году продолжим наши рассказы-беседы о музыке.
3. Постановка проблемы. Сообщение темы урока. Целеполагание
Чтобы определиться с темой сегодняшнего урока и назвать её, поразмышляйте над высказыванием одного из самых крупных и всемирно известных композиторов 2-ой половины XX-начала XI вв. - Родиона Щедрина:
«Человек, который миновал в своей жизни музыку классическую, всё равно, что прожил без неба, без моря, без солнца. Музыкальное искусство – величайшая сила, одно из самых удивительных созданий человеческого духа».
· О какой музыке говорит современный композитор? Какую мысль он подчёркивает в своём высказывании?
· Как думаете, чему будет посвящена тема нашего урока? Попытайтесь её назвать.
? Проблемные вопросы:
· Как часто звучит классическая музыка в повседневной жизни?
· Почему к классической музыке у людей неравнозначное отношение – одни считают её скучной, другие видят в ней «опору и утешение», третьи считают, что без классической музыки нельзя считать себя культурным и образованным человеком?
· Какие известные классические произведения можно часто услышать в рекламе, компьютерных играх, популярных фильмах?
· Всегда ли оправдано бывает использование музыкальной классики?
· Какие сочинения композиторов-классиков можно отнести к «лёгкой», а какие – к «серьёзной» музыке?
Чтобы поиск ответов на проблемные вопросы не превратился в разговоры «о музыке без музыки», предлагается послушать известные восьмиклассникам фрагменты современных интерпретаций классических произведений: сначала прослушивается оригинал, затем – его обработка:
· «Полёт шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане…» Н.А. Римского-Корсакова – джазовая и поп-обработка;
· «Песня Индийского гостя» из оперы «Садко» Н.А. Римского-Корсакова в исполнении М. Ланца (см.: Фонохрестоматия, 5 класс, первый раздел);
· Каприс № 24 Н. Паганини в исполнении В. Зинчука (акустическая гитара);
· «Баба Яга» из сюиты «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского в исполнении рок-трио Эмерсона (см.: Фонохрестоматия, 5 класс, второй раздел);
· Токката ре минор И.С. Баха, рок-обработка (см.: Фонохрестоматия, 6 класс, раздел «Образы духовной музыки Западной Европы).
Итак, тема урока – «Почему не стареет классика»?
Жизнь не стоит на месте, движется вперёд. Всё вокруг прогрессирует, и устаревшие научные теории, примитивные механизмы уступают место более новым, совершенным. А вот произведения искусства со временем не теряют своей ценности. С позиций современной жизни мы стараемся переосмыслить искусство прошлого, найти в нём ответы на волнующие нас вопросы…
Об особенностях этих культурных процессов вы и попробуете поразмышлять на сегодняшнем уроке.
На уроке
· вы узнаете, что такое аутентичное исполнительство; какие кавер-версии создавал И.С. Бах и можно ли исполнять музыку барокко на синтезаторе;
· вы научитесь понимать относительность стилевых границ в искусстве, слышать точные и стилевые цитаты в современных композициях.
· вы сможете сопоставить различные интерпретации, аранжировки одной и той же мелодии; понять, как сочетаются в музыке классические традиции и современность.
4. Основной этап урока
1) Просмотр видеоматериала «Классика в нашей жизни»
2) Мультимедийный рассказ (презентация) учителя
В науке и технике развитие происходит постепенно и последовательно. Новые открытия уточняют, а, порой, в корне меняют представления людей об окружающем мире. Так, например, в древности считалось, что земля плоская и покоится на трёх слонах. Затем учёные доказали, что Земля круглая, и вокруг неё вращаются солнце и звёзды. И лишь во времена Коперника и Галилея гелиоцентрическая система пришла на смену более ранним научным представлениям. Развитие производства, транспорта, средств связи, изобретения в других видах техники делают ненужными многие вещи. И они становятся экспонатами музеев.
Но произведения искусства со временем не теряют своей ценности. Всё новые и новые поколения людей вглядываются в картины старых мастеров, восхищаются шедеврами скульптуры и архитектуры, слушают музыку, созданную несколько веков назад.
Почему же произведения искусства не стареют? - Вероятно, потому, что настоящий художник за внешними чертами видит нечто более глубокое. Он словно позволяет нам заглянуть во внутренний мир человека, его мысли, чувства. Едва уловимые движения человеческой души становятся доступны нам благодаря таланту скульптора, художника, композитора.
Как бы не менялся мир вокруг нас, мы по-прежнему любим и страдаем, разочаровываемся и вновь обретаем надежду. Жизнь человека, его судьба, его место в этом мире были, есть и будут вечными темами искусства. Так же как и сто, и триста лет тому назад мы переживаем невзгоды, ищем своё счастье, обретаем и теряем друзей и любимых…
Но классика не остаётся неизменной. Современная жизнь с её острыми ритмами, стремительным темпом меняет наши взгляды. И с этих новых позиций мы стараемся переосмыслить искусство прошлого. Нотные строки Баха и Бетховена, Моцарта и Чайковского оживают под пальцами исполнителей, каждый раз рождаясь заново: делаются аранжировки классической музыки. Аранжировка – это переложение музыкального произведения для другого состава музыкальных инструментов.
А некоторые музыканты стараются как можно точнее воспроизвести дух ушедшей эпохи. Такое исполнение называют аутентичным.
Аутентичное исполнение – это исполнение музыки прошлого на инструментах соответствующей эпохи и на основе музыкально-исторических данных о характере и способах вокальной и инструментальной музыки.
Пионером аутентичного исполнения считается британец Арнольд Долмеч, игравший на старинных инструментах. Он реконструировал лютню, клавикорд, блокфлейту, опубликовал ряд рукописей и написал труд о принципах исполнения старинной музыки. В России в настоящее время среди певческих ансамблей, уделяющих внимание аутентичному исполнению, можно выделить мужской камерный хор «Древнерусский распев» под управлением А.Т. Гринденко.
Прослушайте Причастный стих «Хвалите Господа с небес» в исполнении хора под управлением Анатолия Гринденко.
А) Слушание музыкального фрагмента
Однако, аутентичное исполнительство – это достаточно узкое элитарное искусство для «музыкальных гурманов». Гораздо чаще новые поколения музыкантов по-своему слышат великие шедевры, находят новый смысл и современное звучание знакомых мелодий.
Искусство уважительного, внимательного, но при этом современного «прочтения» классики называют интерпретацией. Иногда в связи с премьерой какой-нибудь постановки известной оперы или балета можно услышать такие слова: «Труппа Большого театра представила публике новую интерпретацию классического шедевра».
Родион Щедрин высказывал мнение, что «пути приобщения людей к серьёзной музыке могут пролегать через музыку «третьего направления», в том числе через транскрипции классики, сделанные для развлекательных вокально-инструментальных ансамблей, для симфоджаза высокими профессионалами… Например, участники вокального ансамбля «Swingle Singers», исполняя Баха, не меняли ни одной ноты его музыки, а только тактично добавляли партию ударных инструментов. Всё остальное – это был подлинный Бах. А моторика, музыкальное движение у Баха всегда имели место».
Некоторые музыканты идут ещё дальше и создают новые аранжировки, сочетают старинные и современные музыкальные инструменты, вступают в творческий диалог с композиторами-классиками. И тогда на основе известных мелодий возникает, по сути, новое музыкальное произведение.
Транскрипция – создание новой композиции на основе известного музыкального произведения, т.е. переработка уже существующего музыкального произведения другим автором.
Переделкой, «осовремениванием» музыки люди занимались всегда. Композитор XVIII века И.С. Бах обрабатывал старинные хоралы для органа. Спустя триста лет композитор XX века Д.Б. Кабалевский сделал переложение органных прелюдий Баха для фортепиано. А современные исполнители делают интересные аранжировки музыки эпохи барокко для синтезатора.
Родоначальник русской классической музыки М.И. Глинка на основе двух старинных народных песен сочинил свой оркестровый шедевр - «Камаринскую». А композитор следующего поколения русских композиторов – М.А. Балакирев – сделал фортепианную транскрипцию романса Глинки «Жаворонок». Венгерский композитор Лист создавал транскрипции на основе произведений Шуберта, Бетховена, Верди, других композиторов.
При таких переработках музыкальных произведений стиль оригинала может сильно измениться: известно немало джазовых обработок классических мелодий Моцарта, Шопена, других композиторов.
Продолжается эта практика и сегодня: в составе рэп-композиций можно услышать мелодию хора «Улетай на крыльях ветра» из оперы «Князь Игорь» А.П. Бородина или «Вокализ» Рахманинова.
Прослушайте две композиции: «Улетай на крыльях ветра» А.П. Бородина в рэп-интерпретации и «Вокализ» Рахманинова в современной обработке российского гитариста, аранжировщика и композитора Виктора Зинчука.
Б) Слушание музыкальных фрагментов.
? Какие свойства классики в этих обработках подчёркивают исполнители? Что нового вносят они в трактовку известных музыкальных образов?
В. Зинчук - заслуженный артист России, ассоциированный профессор международной академии наук Сан-Марино, доцент Московского государственного университета культуры и искусств. Помимо создания своей собственной музыки, он сделал аранжировки классической музыки многих композиторов: И.С. Баха, Н. Паганини, М. Глинки, Дж. Верди, Дж. Гершвина.
В современной молодёжной культуре утвердился новый термин – кавер-версия. Кавер-версия – исполнение популярных композиций одних певцов другими вокалистами. Т.е., известные, популярные композиции одних певцов пробуют исполнять другие. Иногда у них получается даже лучше, чем у самого автора! Или, например, возникший в конце XX столетия такой термин как «ремейк» (или римейк) (от англ. remake — «переделка») - выпуск новых версий уже существующих произведений искусства с видоизменением или добавлением в них собственных характеристик. Чаще всего употребляется в музыке и на телевидении (как переделка фильма, песни, любой музыкальной композиции или драматургической работы). Ремейк не цитирует и не пародирует источник, а наполняет его новым и актуальным содержанием, однако «с оглядкой» на образец. Зачастую ремейки в музыке создаются диджеями в виде миксов и ремиксов.
Слушаем кавер-версию Cosmos Girls «Я тебя не люблю» (кавер на песню из реп. Григория Лепса) и ремейк «Прекрасное Далёко».
В) Слушание музыкальных фрагментов.
3) Слушание и анализ музыкальных произведений
А) Прослушайте «Шутку» И.С. Баха в аутентичном исполнении (на старинных инструментах) и интерпретацию в исполнении вокального ансамбля «Swingle Singers».
? Чем различаются эти две интерпретации известного классического шедевра?
Б) Послушайте композиции в исполнении саксофониста Яна Гарбарека и вокального коллектива «Hilliard Ensemble».
? Попробуйте определить какие музыкальные стили, течения, жанры объединили эти музыканты в единой композиции.
- Аутентичное исполнение духовной музыки в сочетании с джазовым стилем (введение звучания саксофона).
N.B. Хиллиард-ансамбль (The Hilliard Ensemble) и Ян Гарбарек - одно из самых интересных, необычных и неожиданных сочетаний вокалистов и музыканта. The Hilliard Ensemble - британский мужской вокальный ансамбль, созданный в 1974 году и посвятивший своё творчество музыке европейского Средневековья, Возрождения и барокко. Ансамбль исполнял произведения и современных композиторов: Джона Кейджа, Гии Канчели, Хайнца Холлигера, Елены Фирсовой, Тиграна Мансуряна и др.
В) Прослушайте романс М.И. Глинки «Жаворонок» в классическом исполнении и фортепианную транскрипцию Балакирев-Глинка «Жаворонок».
? Какие приёмы музыкального развития использовал Балакирев в своей транскрипции?
4. Вокальная работа: Разучивание и исполнение популярных песен
?
· Скажите, какие свойства популярных сегодня песен (шлягеров, хитов) позволяют завоёвывать известность в молодёжной среде? Объясните причину интереса к этим песням молодёжной аудитории.
· Назовите хиты и шлягеры, которые популярны сегодня среди ваших одноклассников, друзей. Спойте их (сольно, в ансамбле, хором – по желанию).
При исполнении песен учитель высказывает своё отношение к ним, корректно указывая на их художественные достоинства и недостатки воспроизведения.
Разучивание: «Берёзы». Муз. И. Матвиенко. Слова М. Андреева. Из репертуара группы «Любэ» (см.: Хрестоматия, 8 класс, первый раздел).
При разучивании добиваться естественного звучания голосов, ориентируясь на особенности мутационного периода подростков (часто сиплый звук, отсутствие опоры на дыхание, невозможность чистого интонирования высоких и низких звуков певческого диапазона).
5. Рефлексия
Ответьте на вопросы:
1) Почему не стареют классические музыкальные произведения?
2) Какие варианты исполнения классики существуют в современной культуре?
3) Что такое кавер-версия?
4) Какие произведения искусства называют классикой? Выберите нужное:
a. Произведения, созданные много лет назад.
b. Произведения, которые считают высшим образцом.
c. Произведения, которые всем нравятся.
5) Сопоставьте музыкальные термины и их значение. Составьте правильные пары:
Аранжировка |
|
Попытка максимально точно воспроизвести стиль и манеру исполнения, характерную для прошлых веков. |
|
|
|
Транскрипция |
|
Переложение произведения для другого состава музыкальных инструментов. |
|
|
|
Аутентичное исполнение |
|
Создание новой композиции на основе известного музыкального произведения. |
6. Подведение итога
В стремительном потоке происходящих в жизни изменений неизменными остаются духовные ценности, среди которых важнейшую роль играет классика, - в музыке, литературе, изобразительном искусстве.
Закончить наш урок хочется рассуждением современного композитора, с чьего высказывания мы урок начинали:
«Я определил современный национальный девиз с горечью - «Обогащайтесь!». Но помимо желания человека жить комфортно, в хорошей квартире, ездить на машине с мягкими рессорами, смотреть телевизор величиной со стену, есть ещё какие-то ценности. Мне не хочется кого-то учить, менторствовать, брюзжать, но занозы в душе сидят. Я бесконечно рад, что Мариинский театр вот-вот закончит строительство новой сцены. Но так мало у нас построено! У японцев в каждом малом городе открывают роскошные концертные залы на тысячи мест. А у нас?..» Родион Щедрин
Выставление оценок.
7. Домашнее задание
1) Подготовить проект: Сообщение на тему «Значение обработок классической музыки для современных слушателей».
При подготовке к проекту послушать классические музыкальные сочинения в современной обработке: Симфония № 40 (1-я часть) В.А. Моцарта; «В пещере горного короля» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига; «Зима» из цикла «Времена года» А. Вивальди; а также образец народного фольклора, в котором звучит классическая мелодия «Щедривочка», украинская народная песня. Определите в каждом музыкальном примере его эмоциональный настрой, по возможности – автора и название оригинала, состав исполнителей; найдите те средства музыкальной выразительности, которые подверглись обработке. Найдите в Интернете информацию об исполнителях.
Найдите в Интернете новые для этих произведений обработки классики, сохранив их на флэш-память и включите их в свою домашнюю фонотеку под рубрикой «Классика в современной обработке».
2) Выучить и выразительно исполнять песню «Берёзы» (из реп. гр. «Любэ»).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.