2 КЛАСС
УРОК 5. Шедевры мировой музыки: Музыка Э. Грига
(«Я знаю одну маленькую девочку…». «Утро», «Песня Сольвейг» из музыки к драме Г.Ибсена «Пер Гюнт»)
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА:
- убеждать школьников в закономерности происхождения всеобщих для музыки жанров как средств выражения множества человеческих эмоциональных состояний, средств выражения отношения к жизненным проблемам;
- на примере звучания музыки Грига учить детей размышлять музыкой о людях, о смысле жизни, о любви к родной земле и природе.
Тип урока: Урок-исследование.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Музыкальное приветствие.
2. Мотивация. Актуализация опорных знаний
Исполнение песни «Ах, какая осень».
- Что выражает музыка этой песни? А изображает?
- Какие музыкальные жанры встретились в песне?
- Назовите танцевальный жанр, в музыке которого польский композитор Ф. Шопен выражал различные человеческие чувства и настроения.
- Полонез.
- Что такое полонез? Дайте определение.
- Польский по происхождению бальный танец.
- С полонезами каких великих авторов вы уже знакомились?
- Польский композитор Ф. Шопен, русский композитор М. Глинка.
3. Изучение новой темы
1) Введение в тему
На сегодняшнем уроке мы познакомимся с музыкой ещё одного великого композитора – Эдварда Грига.
Григ - норвежский композитор. Он писал музыку о своей любимой стране – Норвегии. Теперь и нас он познакомит с её жителями, чудесной природой, сказками, легендами.
И нам для этого не придётся никуда ехать! Всё будет рассказывать и показывать музыка, которую сочинил композитор.
А) Работа с учебником
Рассматривание ст. 14-15 Учебника.
Итак, представим картину: перед нами - молчаливые скалы, холодное дыхание Севера, тишина…
Скандинавия — край суровый. И в этом молчании — фигура человека, про которого, перефразируя слова одного из русских классиков, можно сказать:
«На берегу пустынных волн
стоял он, муз великих полн...».
Как и мы, он ждал и слушал. Какая же музыка могла звучать в нём – молчаливо стоящем на суровом скалистом берегу человеке?
Наверное, такая же суровая, как и пейзаж. Но!.. Не спешим с ответом, послушаем музыку. И помним при этом – музыка живая! Она рождается, дышит, двигается, размышляет, чувствует, рассказывает и даже показывает. Ну, слушайте!
Б) Слушаниие музыки, обсуждение
Звучит пьеса «Я знаю одну маленькую девочку…»
- Какая это музыка? Расскажите о характере прозвучавшей музыки.
- Поэтичная, тёплая, задушевная; как будто «из музыки» на нас смотрит открытый для красоты и радости удивительно добрый человек, который очень любит маленьких детей!
- Да, конечно. Это чудесный композитор Эдвард Григ, изумительный поэт не только норвежской, но и мировой музыки, смотрит на маленького ребёнка и думает: «Я знаю одну маленькую девочку...»
Прозвучавшая пьеса так и называется: «Я знаю одну маленькую девочку...».
- Как вы думаете, чем эта девочка приглянулась композитору, что он посвятил ей такую музыку? Как это можно услышать?
(Подсказки для размышления: Мелодия, динамика, изменения, характер… Песенность, танцевальность, маршевость.)
Ответы детей.
- Вы были совершенно правы, высказав в своих впечатлениях, что это «тёплая музыка»: действительно, музыка эта очаровывает своей скромностью, трогательной тишиной характера, детской непосредственностью и ещё чем-то...
Чтобы понять этот григовский музыкальный образ, я назову несколько литературных образов: Мари из «Щелкунчика», Ассоль из «Алых парусов», Герда из «Снежной королевы». (Учитель зачитывает отрывки из Э.-Т.-А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король», Х.-К. Андерсена «Снежная королева», А. Грина «Алые паруса» - Учебник, ст. 16-17).
- Что это за образы? Кого они изображают?
- Детей; маленьких девочек.
- Так может быть, действительно, Григ и написал эту музыку про нас самих — маленьких человечков? Тогда что это за звучащие в музыке человеческие качества, которые хочется присвоить и себе: удивительное сочетание нежности, самоотверженности (когда отвергаешь себя ради кого-то), достоинства?
В) О чём рассказала музыка Грига?
Об этой истории – встрече большого серьёзного композитора и маленькой девочки - позже расскажет русский писатель Константин Паустовский в рассказе «Корзина с еловыми шишками». Очень понятно и просто писатель покажет природу возникновения музыки.
Читая рассказ Паустовского, будто наяву представляешь, что живёшь там – в Норвегии, недалеко от города Бергена, ходишь с дочкой лесника за шишками, видишь её встречу с Григом, её большие глаза оттого, что ей пообещали подарок, и растерянное её лицо, когда оказалось, что подарок будет не сегодня, и не завтра, а через много-много лет… Григ задумал тогда написать для неё музыку…
Читая рассказ, ясно представляешь себе, как композитор идёт по осеннему лесу и мелодия уже звучит в его душе, можно даже «услышать», как поёт рояль в пустой белой комнате. Затем «увидеть», как эта уже повзрослевшая девочка Дагни Педерсен пришла на концерт и узнала, какой же подарок пообещал ей тот господин из леса, почувствовать, как заполняется её сердце радостью и восторгом оттого, что услышала она в этой музыке шум родных лесов и задувание знакомого ветра, щебет птиц и шум моря…
И вот чтобы именно так услышать маленького человека, надо обладать поистине любящим сердцем! И с музыкой этого композитора, умеющего так видеть и слышать, мы отправляемся сейчас в драму Генрика Ибсена «Пер Гюнт».
2) Э. Григ. Музыка к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт»
Симфоническая музыка к драме Генрика Ибсена «Пер Гюнт» является наиболее популярным произведением композитора. Это история о молодом парне, который ушёл странствовать, оставив дома мать Озе и любимую девушку Сольвейг. Он вернулся к ним, спустя много лет - старым и дряхлым. Умирающей матери Пер Гюнт рассказывал о своих приключениях, а к Сольвейг он пришёл, уже понимая, что жизнь его прожита впустую.
В драме композитор Григ чётко выделил тему очищающей и прощающей любви.
Прочитаем вместе с Григом строки драмы – Учебник, ст. 18. И подумаем: какая музыкальная интонация может ярко выразить характер Сольвейг? Что при этом важно?
А) Работа с учебником (чтение). Рассуждение.
Да мы можем представить себе после слов «я подожду» какую-то интонацию ожидания, тоски, может быть, нетерпения — всё то, чем сопровождается ожидание и в нашей, современной обыденной жизни.
Но послушайте теперь музыку. Подумайте, долго ли ждала Сольвейг своего возлюбленного? Что помогло это услышать?
Поразмышляем также над вопросами: Как понять в мелодии песни звучание танцевального эпизода? И как понять слова Сольвейг: «Ты песнью чудной сделал жизнь мою»?
Подсказки к размышлению: мажор, минор, мелодия, песенность, танцевальность.
Б) Слушание музыки «Песня Сольвейг». Музыкальный анализ
- Что услышали в музыке? Как музыка выразила разное человеческое состояние, с помощью каких выразительных средств?
- В первой части музыка звучит печально, грустно, нежно. 2-я часть носит танцевальный оттенок.
- Значит, в этой песне две контрастные темы: 1-я – песенная, а 2-я – танцевальная. В музыке мы услышали контрастную двухчастность (куплетность): смена ладов (минор-мажор), чередование песенности и танцевальности (жанровое чередование). Подумайте, почему в такой грустной песне звучит такая весёлая музыка?
- Сольвейг верит, что Пер Гюнт вернётся.
- Совершенно верно. И ещё танцевальный эпизод в песне будто показывает какие-то воспоминания из прошлой – счастливой – жизни, когда возлюбленные были вместе, как им было хорошо и спокойно вдвоём. И Сольвейг, хоть и печалилась в ожидании возвращения своего возлюбленного, всё же счастлива оттого, что она очень сильно любит – чисто, самоотверженно.
Что же это за такая сложность чувств — ослепнуть от слёз, в одиночестве провести часть жизни и при этом сохранить в сердце желание дождаться человека и быть с ним? - На такой подвиг, конечно, способна только большая любовь!
В) «Утро». Слушание. Музыкальный анализ
И ещё одно музыкальное произведение из этой драмы мы сегодня прослушаем. У этого произведения есть заданная программа – им начинается не только вся драма, но и каждый новый день. Это - иллюстрация рассвета, красивого, великого мгновения жизни природы.
Рассмотрите иллюстрацию на ст. 20-21 Учебника.
- Какими красками изобразил художник рождение нового дня? Какие цвета выбрал он для своей картины?
Ответы детей.
- А теперь соотнесём «звучание» красок иллюстрации со звучанием «красок» музыки Грига. Давайте послушаем, как норвежский композитор Эдвард Григ описал утро в своём музыкальном произведении, сюите «Пер Гюнт»: прослушаем музыку, проанализируем средства её выразительности - темп, интонацию, динамику и другие выразительные средства. Обратите внимание на необыкновенную певучесть плавной мелодии «Утра», её устремлённость ввысь с постепенным всё нарастающим просветлением музыки!
Прослушивание картины «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига.
- Скажите, ребята, какая же музыка «Утра» Грига?
- Лад – минор; регистр – средний; ритм – ровный; темп – медленный; динамика – тихая.
4. Вокально-хоровая работа: Повторение песни «Моя Россия» Струве
Задачи:
- слушать внимательно первые звуки песни;
- брать дыхание перед началом пения и перед каждой музыкальной фразой;
- петь песню мягко, плавно, не торопясь и не крича, напевно.
5. Итог урока. Рефлексия
- Чем мы занимались сегодня на нашем уроке музыки? Что узнали нового, чему научились? Кто был лучшим? Почему?
6. Домашнее задание. Слушать дома музыку Э. Грига «Утро». Нарисовать иллюстрацию к этой музыке. Продолжать учить, выразительно исполнять песню «Ах, какая осень» З. Роот.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.