Усачева, Школяр. Музыка, 2 класс
3 четверть
УРОК 3. Свадьба на сцене
Тема: Куда привела нас обрядовая песня?
Цель урока: Расширение представлений о развитии музыки на примере классической музыки и народных песен.
Задачи:
- ввести ребят в мир большой музыки; познакомить с оперой М. Глинки «Иван Сусанин»;
- исследовать, как национальные традиции преломились в профессиональном музыкальном искусстве;
- найти подтверждение того, что повтор – основной принцип развития в народной музыке и один из принципов развития в произведениях, написанных композиторами;
- учить детей понимать возможности музыки, овладевать средствами выразительности.
Средства обучения и оборудование
1. Учебник, с. 62—65.
2. Музыкальный материал:
Как по мосту. Русская народная песня (свадебная) / фонохрестоматия.
М.И. Глинка. Сцена свадьбы из оперы «Жизнь за царя» / ЭФУ, с. 63; фонохрестоматия; нотная хрестоматия, с. 34.
«Добрая сказка», муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова.
3. Фрагмент либретто оперы «Жизнь за царя» см. в Приложении.
ХОД УРОКА
I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
1. Организационный момент
1) Музыкальное приветствие
- Здравствуйте!
- Здравствуйте!
- Прозвенел звонок…
- Начался урок.
2) Ритмическая игра
Разучивание игры с разными по длительности звуками (сначала говорит 1-й ряд, потом 1-й + 2-й ряд, потом 2-й + 3-й, после этого 1-й + 2-й + 3-й):
1-й ряд |
ЩИ |
ДА |
КА - |
ША |
2-й ряд |
ЩИ ДА |
КА-ША |
ПИ-ЩА |
НА-ША |
3-й ряд |
ЕЛИ, ПИЛИ |
ЕЛИ, ПИЛИ |
ДВЕ НЕДЕЛИ |
СЫТЫ БЫЛИ |
2. Мотивация. Актуализация опорных знаний
- На прошлом уроке, ребята, мы с вами познакомились с жанрами народной свадебной песни. Назовите их.
- Величальные, корильные, причитания (песни-плачи), плясовые.
- Как происходит музыкальное развитие в народных песнях?
- Путем повторения (повторов).
- Приведите примеры свадебных обрядовых песен и назовите их жанры (виды). Дома вы должны были записать их в тетрадь.
Ответы учащихся.
1) Игра «Угадай мелодию»
- Угадайте, что за песня звучит. Назовите ее жанр.
Звучит фрагмент обрядовой песни «Как сказали, Иван-то грозён».
Ответы учащихся.
- Напойте ее главную музыкальную интонацию. (Учебник, ст. 102).
Дети исполняют.
- А какую свадебную песню вы разучивали?
- «Как по мостику-мосточку».
- Давайте выразительно исполним ее. Но прежде повторим дирижерские жесты.
2) Повторение дирижерских жестов: внимание, начало пения, окончание.
3) Исполнение русской народной песни «Как по мостику-мосточку».
- Какой вид развития музыки мы сейчас использовали? В чем это проявилось?
- Исполнительское, выразительное: изменились темп (к концу ускорился), настроение; добавили хороводные и игровые движения.
3. Постановка проблемы. Целеполагание
- Предположите, о чём мы сегодня будем вести разговор, какие цели будем преследовать?
Ответы учащихся.
- Сегодня свадебная обрядовая песня поведет нас в мир большой музыки. Мы продолжим знакомиться с развитием музыки на примере русской оперы М. Глинки «Иван Сусанин» и народных песен, к которым композитор обратился в своей опере, показывая красоту и широту русской души.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Работа с учебниками по теме урока. Обсуждение
- Откройте учебники на стр. 62 и прочтите тексты, которые приведут нас в оперу М. Глинки. К каким жанрам свадебной обрядовой песни вы их отнесете?
1) Наблюдение над развитием народной музыки в классическом произведении
- «Романс Антониды» - песня-плач, «Песня подружек» - плясовая, игровая.
- Прослушайте теперь музыкальный фрагмент из оперы Глинки и проверьте себя: какой жанр свадебной песни встретился в его опере?
2) Прослушивание фрагмента романса Антониды из оперы М. Глинки «Иван Сусанин»
- Какой же жанр привел нас в оперу?
- Свадебная обрядовая песня-плач.
- Кто плачет здесь, как думаете? И почему? Ведь свадьба – это праздник, радость, веселье. А как звучит музыка?
- Плачет невеста. В древности был такой обычай, так было заведено: невеста уходила жить в другой дом, в неизвестность, расставалась со своими родными – матушкой, батюшкой.
- Песня невесты звучит грустно, печально, невеста будто плачет, даже «кричит». Подружки пытаются её успокоить.
- Наверное, невеста переживает о чем-то.
- На самом деле, Глинка здесь своей музыкой показал нам переживания девушки из-за того, что враги увели из дома её отца, связав их воедино с народным обрядовым действом – невеста обязательно должна была плакать во время свадебного обряда. Функция причитания была всецело предопределена обрядом. Невеста представляла свой уход из семьи как действие, свершающееся против её воли.
3) Прослушивание фрагмента свадебного хора «Разгулялися, разливалися…»
- Прослушайте теперь еще один музыкальный фрагмент и скажите, что за жанр свадебной песни вы услышали и кто ее поет (невеста, гости, подружки невесты)?
- Похожа на величальную свадебную песню в исполнении подружек невесты или гостей.
- Песня «Разгулялися, разливалися…» - свадебная. Композитор использовал в опере народный свадебный обряд-праздник, чтобы показать отношения русских людей с окружающим миром, ощутить народный дух через знакомство с важнейшими этапными событиями в жизни человека. В профессиональном музыкальном искусстве народные традиции заиграли новыми красками.
4) Слушание Свадебного хора и сцены. Выполнение задания
Сейчас прозвучит вся Сцена из оперы «Иван Сусанин», где у М.И. Глинки одновременно звучат два противоположных эмоциональных состояния. И главным методическим (и драматургическим) приёмом здесь выступает приём контраста. Композитор мастерски показал внутренний контраст фрагмента народного обряда: здесь в единстве противоположностей в символически-художественной концентрированной форме как раз и отразилась диалектика, как она сложилась в народном опыте в недрах патриархально-домостроевского крестьянского жизненного уклада.
Задание: проследите за музыкой по партитуре в учебнике на стр. 63 и, когда начинает петь Антонида, поднимите вверх руку.
- Расскажите, как же звучала «Песня подружек», что изменялось в музыке?
- Куплеты как будто состояли из двух частей – звучали 2 разных мелодии. Мелодии куплетов повторялись.
- Как вы думаете, повтор мелодий куплетов является развитием музыки в этой песне?
- Да.
- А почему?
- Это приём композитора, при повторении мелодии развивается сюжетная тема песни.
- Каким мы назовём такое развитие музыки?
- Путём повторения мелодии.
- А что ещё менялось при пении? Какой вид развития ещё здесь присутствовал?
- Были замедления в конце куплетов. Темповое развитие.
- Михаил Иванович Глинка, чтобы показать подлинную жизнь русского народа, использовал в своей опере мелодии русских обрядовых песен. И чтобы подчеркнуть народность песни, он использует принцип развития мелодии такой же, как и в народной музыке – одна и та же мелодия повторяется.\
Что же такое опера?
2. Опера
1) Оперные термины
- Погас свет в зрительном зале, к дирижерскому пульту прошел дирижер. Взмах дирижерской палочки – и в затихшем зале полились звуки увертюры.
Что такое увертюра? Это вступление к большому спектаклю, где звучат музыкальные темы всех героев, - например, драмы «Иван Сусанин» или какого-нибудь другого произведения. Это как бы краткое содержание будущего представления. Увертюра рассказывает слушателю, о чем будет спектакль, о каких героях слушатель узнает, вводит его в мир представления. После увертюры начинается сам спектакль.
- Ведь опера – это и есть сам музыкальный спектакль: это и пение, и симфоническая музыка, в ней есть и драматическое действие и немного балета. Но больше всего пения.
Опера обычно имеет очень серьезное содержание.
Содержание же литературного текста, лежащего в основе оперы, называется либретто (итал. - книжечка). Т.е., либретто – это краткое литературное изложение сюжета оперы (или другого музыкального спектакля).
2) Знакомство с либретто оперы М. Глинки «Иван Сусанин» (см. Приложение):
Сусанин зовет Антониду. Она приходит. Теперь вся семья в сборе (Сусанин, Антонида, Ваня и, Собинин). Сусанин благословляет молодых. Все радуются. Возносится хвала Богу. Все молят Бога любить царя, взывают о милости к земле русской. Вечереет — пора готовиться к девичнику. (…)
Поляки отрывают Антониду от отца и поспешно уходят с ним. В изнеможении она бросается на скамью и, закрыв руками лицо, горько рыдает.
За сценой слышится свадебный хор «Разгулялися, разливалися воды вешние». Но тяжело на душе у Антониды. Она поет свой романс - одна из наиболее популярных арий оперы - «Не о том скорблю, подруженьки».
Входит Собинин. Он только что узнал, что поляки взяли Сусанина. Он недоумевает, откуда появился враг. Антонида рассказывает ему, как было дело: «Налетели злые коршуны, набежали поляки, взяли в плен они родимого, сотворят беду над ним!» Крестьяне успокаивают Антониду («Ты не плачь, он придет!»).
- Посмотрите видеофрагмент этой свадебной сцены из оперы.
Просмотр свадебной сцены (видеоролик).
3. Разговор с Глинкой (презентация)
- Откройте учебники на стр. 64. Сейчас с вами, как со взрослыми, очень серьезно будет говорить о музыке Михаил Иванович Глинка:
«Все искусства, а следовательно, и музыка, требуют:
1. Чувства. Искусство – это чувство, это получается от вдохновения свыше.
2. Формы. Форма значит красота, то есть соразмерность частей для составления стройного целого.
Чувство даёт основную идею; форма облекает идею в подходящую ризу.
(Риза – одежда священнослужителя. Глинка думал о форме музыки как об особой «одежде» для мелодии.)
Чувство и форма – это душа и тело. Первое – дар Высшей благодати, второе приобретается трудом, - причём опытный и умный руководитель – человек вовсе не лишний».
- Ребята, подумайте об этих словах Михаила Ивановича Глинки. Поразмышляйте над малознакомыми словами. Найдите в них знакомый смысл.
Размышления учащихся.
- У Михаила Ивановича Глинки были учителя и в Германии, и в Италии, и во Франции, и в России… Но если бы не его любовь к музыке и упорный труд, не чуткое сердце и ум, ни один учитель мира не сделал бы из него великого музыканта.
4. Разучиваем песню ко Дню 8 Марта
1) «Добрая сказка» - исполнение всей песни учителем. Музыкальный анализ.
- О ком и о чем эта песня? Какие слова непонятны?
Ответы учащихся.
- Какие тоны низкие? (Где низкие звуки – показывают дети на пианино.)
- Какое вы здесь видите развитие?
- Путем повторения. Исполнительское (путем изменения формы) - добавлен музыкальный фрагмент-«сказка»: будто мама рассказывает ребенку сказку.
2) Разучивание песни
А) Разучивание по фразам с показом и разбором движения мелодии. Учитель записывает на доске схему движения мелодии.
Б) Пропевание 1-й фразы девочками и мальчиками отдельно, затем вместе.
И так каждый раз, добавляя по новой строчке (1-я фраза – девочки, мальчики, вместе; 2-я фраза – девочки, мальчики, вместе; 1-я + 2-я фразы – девочки, мальчики, вместе и т.д.).
И так до конца песни. Сначала первый куплет, потом второй куплет, затем 1-й + 2-й куплеты. После этого третий куплет учится отдельно, затем соединим песню полностью, поем 1-й + 2-й +3-й куплеты.
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
1. Рефлексия
- О чём мы узнали на уроке?
- Что обрядовые песни могут перерасти в большое произведение – в оперу.
- Мы поговорили об опере. Что это такое?
- Опера – серьезный спектакль, где только поют, изредка разговаривают, конец бывает хороший, а чаще печальный.
- Как называется оркестровое вступление к опере?
- Увертюра.
- Что такое либретто?
- Краткое содержание сюжета.
- Кто был сегодня активным?
Выставление оценок детям.
Домашнее задание: Знать понятия: Опера. Либретто. Учить, выразительно исполнять песню «Добрая сказка» (муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова).
2. Итог
Знакомясь с народными песнями, исполняя их, мы постепенно начинаем понимать возможности музыки и видеть богатейшую палитру средств выразительности, которую используют композиторы в своём творчестве.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ РЕСУРСЫ:
1) https://ale07.ru/music/notes/song/npr/uzory.htm#song3
2) https://ale07.ru/music/notes/song/npr/uzory.htm#song_end
3) https://pochti-zhena.ru/articles/rityaly/svadebnye-obryadovye-pesni-russkogo-naroda-s-tekstami.html#toc1
4) https://ucthat-v-skole.ru/biblioteka/obryadovye-pesni
5) https://www.belcanto.ru/opera.html
6) https://www.perunica.ru/folk/2021-svadebnye-pesni-pinezhya.html
Приложение
М.И. Глинка. Опера «Жизнь за царя»
Либретто (фрагменты)
Действие третье
Изба Сусанина.
Явление 1
В а н я
(один)
Как мать убили
У малого птенца,
Остался птенчик
Гол и гладен в гнезде...
Соловушко узнал,
И жаль ему бедняжки:
Ко птенчику летит,
И крылышками греет,
И кормит и лелеет.
Как мать скончалась
У малого сынка,
Сынок младенец
Круглой стал сиротой.
Как добрый человек
Почуял в сердце жалость —
Берёт он сироту
В свою семью, и любит,
И холит, и голубит.
По окончании песни входит Сусанин.
Явление 2
Ваня и Сусанин.
С у с а н и н
Все про птенчика мой Ваня
Песню про себя ведёт!
Русь теперь иную песню,
Песню радости поёт.
В а н я
Да, сбылося: наш боярин...
С у с а н и н
Нам-то какая милость от Бога:
Наш молодой вотчинный боярин
Сделался нашим Царём-Государем!
Наконец догадались бояре
Отдать державу, кому следует!
В а н я
Право, чудо: он взошёл
Из неволи на престол!
Как досадно будет ляхам!
С у с а н и н
Знать, теперь они недруги кровные
Нашему Царю Михаилу;
Дорого бы дали, чтобы в полон поймать!
В а н я
Как бы сюда не пришли,
Рыщут везде по Руси!
С у с а н и н
А пусть придут, его не возьмут —
Постоим за Царя своего.
В а н я
И я за Царя постою.
С у с а н и н
Да, мой птенчик подрастёт,
В службу царскую пойдёт.
Снаряжу тебя конём,
Медной шапкой и мечом;
Без корысти, безо лжи,
В крепкой правде послужи.
В а н я
Ах, потешь меня конём,
Медной шапкой и мечом.
За Царя, за нашу Русь
Добрым молодцем сражусь.
Никогда не отступлю,
Стену вражию сломлю.
С у с а н и н
Так, мой Ваня, в добрый час,
Знать, порадуешь ты нас!
Воспитала Русь тебя,
Возлелеяла, любя;
Ты Царю заплатишь долг,
Когда вступишь в царский полк.
В а н я
Меня ты на Руси
Возлелеял.
Я в долгу перед Царём
Государем.
Заплатить постараюсь,
Заплатить моей службой!
Ох, пришло б поскорей
Моё время, время службы.
С у с а н и н
Этим дням не стоять
Безотходно.
Пролетит, промелькнёт
Твоё детство.
И как раз подоспеет
Мой сынок к службе царской
И готов хоть куда
Стройный воин,
Воин царский.
В а н я
И себя,
И тебя
Доброй славой
Я прославлю.
С у с а н и н
И себя,
И меня
Доброй славой
Ты прославишь.
В а н я
Уж теперь на войну
Мне б хотелось,
Послужить моему Государю!
Заплатить моей службой,
Заплатить моей кровью.
Ах, зачем я ещё
Только отрок, а не воин!
С у с а н и н
Не тужи, что ты млад,
Что ты отрок.
И теперь может быть
Тебе служба.
Невзначай воля Бога
Позовёт человека,
И теперь будь готов
Ежедневно, ежечасно.
В а н я
До великого до дела
Только путь мне укажи.
С у с а н и н
Так и сила подоспела,
Крепость тела и души!
О б а
До великого, до дела
Только путь мне укажи.
Так и сила подоспела,
Крепость тела и души.
(…)
Явление 8
Антонида одна. Она садится на лавку и плачет. К ней идёт свадебный хор девиц.
Х о р д е в и ц
(ещё за сценой)
Разгулялася,
Разливалася
Вода вешняя
По лугам.
Разыгралися,
Расплясалися
Красны девицы.
В терему
Как одна сидит -
Не играет,
Подгорюнилась,
Слёзы льёт,
Слёзы горькие!
Хор выходит на сцену.
В мураве-траве
Перепёлочка
Голос жалобный
Подаёт.
Как завтра к ней
Ясный сокол
И возьмет её
Из гнезда.
«Ах, оставь меня,
Ясный сокол,
В милом гнёздышке
Под крылом
Моей матушки».
Антонидушка
Свет Ивановна
Тужит, сетует,
Слёзы льёт.
Скачет суженый,
Мил-надёжа,
И с собой её
Увезёт!
«Ах, оставь меня,
Мил-надёжа,
В доме отческом,
Мне-то жаль
Воли девичьей».
Х о р
(обращаясь к Антониде)
Что ты, подруженька,
Этак расплакалась?
Всё-таки весело
Горе невестино!
(Романс с хором)
А н т о н и д а
(встав)
Не о том скорблю, подруженьки
Я горюю не о том,
Что мне жалко воли девичьей,
Что оставлю отчий дом!
Х о р
Ты скорбишь не о том —
Так скажи нам о чём?
А н т о н и д а
Нас постигло горькое горе,
Убила чёрная судьба:
Были враги у нас,
Взяли отца сейчас
Х о р
Как? Поляки сейчас
Взяли отца у вас?
А н т о н и д а
Налетели злые коршуны,
Набежали поляки.
Захватили в плен родимого,
Сотворят беду над ним!
Х о р
Ты не плачь, он придёт —
Его Бог упасёт!
А н т о н и д а
Что же сердце веще ноет
И чует смертную тоску?
Нет, не придёт отец —
Смертный ему конец!
Х о р
Ты не плачь, он придёт —
Его Бог упасёт!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.