Конспект урока музыки на тему «Волшебная красочность музыкальных сказок» (5 класс)
Оценка 4.8

Конспект урока музыки на тему «Волшебная красочность музыкальных сказок» (5 класс)

Оценка 4.8
Документация +2
docx
искусство +1
5 кл
03.04.2021
Конспект урока музыки на тему «Волшебная красочность музыкальных сказок» (5 класс)
Урок-представление сказочных образов в музыке. Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся 5 класса (УМК Т.И. Науменко, В.В. Алеев «Искусство: Музыка», 5 класс), позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть тему 2 урока 4 четверти. Планируемые результаты учебной деятельности: Метапредметные: — определение ценности и красоты воплощения сказочных тем и образов в разных видах искусства. Личностные: — укрепление патриотических чувств, гордости и восхищения произведениями русских композиторов и отечественного фольклора. Предметные: — качественное освоение и художественное исполнение песни.
Урок 2.docx

5 КЛАСС

IV ЧЕТВЕРТЬ

Урок 2 (29). Волшебная красочность музыкальных сказок

Планируемые результаты учебной деятельности:

Метапредметные:

—  определение ценности и красоты воплощения сказочных тем и образов в разных видах искусства.

Личностные:

—  укрепление патриотических чувств, гордости и восхищения произведениями русских композиторов и отечественного фольклора.

Предметные:

— качественное освоение и художественное исполнение песни.

Форма проведения занятия: Урок-представление сказочных образов в музыке.

Учебно-дидактическое обеспечение:

Музыка: Н. Римский-Корсаков. «Пляска златопёрых и сереброчешуйных рыбок» из оперы «Садко», фрагмент (№ 41 аудиоприложения); П. Чайковский. Паде-де из балета «Щелкунчик» (№ 42 аудиоприложения).

Изобразительное искусство: Б. Анисфельд. Эскизы костюмов к опере «Садко».

Песенный материал: С. Никитин, стихи Ю. Мориц. «Сказка по лесу идёт».

Дополнительный материал: Портреты композиторов.

Виды деятельности учащихся: Прослушивание музыкальных фрагментов. Сравнительный анализ музыки и эскизов костюмов к опере «Садко». Пение песни.

Формы педагогического контроля: Контроль за выполнением рубрики «Вопросы». Проверка знаний учащихся в ходе интерактивного общения. Проверка качества пения песни. Проверка формирования у учащихся познавательных, логических, коммуникативных универсальных учебных действий.

ХОД УРОКА

1.      Организация урока. Мотивация. Актуализация опорных знаний

Звучит фрагмент пьесы «Гном» из цикла «Картинки с выставки» М. Мусоргского.

- Вспомните, кого изображает эта музыка?

- Сказочного героя. Гнома.

- Ранее на уроках мы с вами много раз слушали различные музыкальные фрагменты на сюжеты сказок и мифов. Назовите, какие вам запомнились?

- Сцена таяния Снегурочки из оперы «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова, музыка из балета «Петрушка» И. Стравинского, «Фея Драже» из балета «Щелкунчик» П. Чайковского, «Жалоба Эвридики» из оперы «Орфей и Эвридика» К. Глюка.

- Достоверно ли композиторы «рисуют» музыкальными звуками портреты героев и  события, с ними происходящие?

- Да. Например, шутовская маска Петрушки изображена угловатыми, неуклюжими интонациями, а хрупкие, хрустальные звуки танца Феи Драже будто «рисуют» сказочное новогоднее царство с мерцанием снежинок и ёлочных игрушек.

2. Постановка темы урока. Целеполагание

- Роль сказки в музыке очень велика. Облик сказочных героев, лесные, подводные и горные сказочные пейзажи и царства, птицы и животные – всё богатство волшебного мира получило своё музыкальное выражение.

Музыка, написанная к музыкальным сказкам, рисует нам волшебный, сказочный мир, она помогает окунуться в атмосферу необычную, нереальную. Благодаря музыке можно узнать, что в сказке все звуки особенные, волшебные. Необычно шуршат падающие снежинки, и золотые рыбки пляшут в воде по-особенному, и лесное озеро не простое, а волшебное.

Причудливый и фантастический мир сказок по-разному находил своё выражение в музыке. Сказка могла стать основой сюжета оперы, балета или инструментального сочинения.

Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?

«Мой род – это сказка, былина, и непременно русские». Н.А. Римский-Корсаков

Сегодня мы вновь полюбуемся красотой воплощения сказочных образов в музыке русских композиторов и сравним с воплощением сказочных тем в искусстве живописи, - наш сегодняшний урок мы посвятим музыкальным сказкам.

Тема урока так и звучит: «Волшебная красочность музыкальных сказок».

3. Работа по теме урока

1) Сказка в музыке Н. Римского-Корсакова

https://semyaivera.ru/wp-content/uploads/2020/06/nikolay-rimskiy-korsakov.jpg Н.А. Римский-Корсаков

Великим сказочником в музыке, чародеем музыкальной живописи по праву считается русский композитор Н. Римский-Корсаков. Девять опер из 15, созданных им, написаны на сюжеты сказок и легенд: «Снегурочка», «Ночь перед Рождеством», «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Кащей Бессмертный», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Золотой петушок».

Один из примеров сказочной музыки – «Пляска златопёрых и сереброчешуйных рыбок» из оперы «Садко».

Уже в самом названии этого фрагмента видна изобразительность и живописность музыкального замысла: композитор воспроизводит не просто весёлую пляску рыбок, резвящихся в подводном царстве, - он воспроизводит своеобразный танец красок и бликов: золотых, серебряных, сверкающих, изменчивых, переливающихся.

В качестве сюжета для оперы Н.  Римский-Корсаков использовал старинную былину, а  также русскую народную сказку «Василиса Премудрая и Морской царь». Главный герой оперы - новгородский певец и гусляр Садко во время своих странствий по свету на корабле попадает на дно морское, в Подводное царство. Его встречают Морской царь и его дочь, морская царевна Волхова. Обитатели морских глубин устраивают торжество, посвящённое свадьбе Садко и Волховы. Звучат «Шествие чуд морских», «Свадебная песня», «Пляска речек и ручейков», «Пляска златопёрых и сереброчешуйных рыбок», общая пляска с участием хора, солистов, оркестра.

Кстати, «Пляска златопёрых и сереброчешуйных рыбок» - не единственное изображение рыб в музыке: вспомните, например, песню «Форель» Ф. Шуберта, «Аквариум» К. Сен-Санса из цикла «Карнавал животных», с которыми знакомились на уроках в начальной школе.

В народном  сознании далёких лет фантастическое крепко-накрепко связано с миром природы. Так и в музыке Римского-Корсакова - будь то гениальная «Снегурочка» или простодушная и трагичная «Майская ночь», оперы на пушкинские сюжеты «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о Золотом петушке» или опера-былина о Садко Новгородском, или величавое сказание о невидимом граде Китеже — везде живёт, дышит, поёт свою заветную песню могучая природа.

Опера «Садко» Н.А. Римского-Корсакова названа энциклопедией сказочного музыкального языка. «Фантастический элемент для музыки, - говорил Римский-Корсаков, —  всегда элемент прекрасный и благородный».

Послушайте этот живописный пример сказочной музыки — «Плеск златопёрых и сереброчешуйных рыбок» из оперы «Садко» Н.А. Римского-Корсакова.

А) Слушание. Музыкальный анализ

- Расскажите, какие особенные сказочные звуки, рисующие рыбок, вы услышали?

- Музыка рисует подводное сказочное царство, игривых весёлых рыбок, резвящихся в нём. Но кроме этого он изображает своеобразный танец цвета и бликов подводного мира — сверкающих, изменчивых.

- Использование различных тембров, гибких мелодических линий создаёт красочную музыкальную картину.

Б) Работа над нотным примером

При изучении нотного примера 43 «Пляска златопёрых и сереброчешуйных рыбок» ученики отмечают изобразительные моменты — форшлаги, трели, звучание мелодии в высоком регистре. Всё это создаёт впечатление блеска чешуи, плеска мелких быстрых движений рыбок. Общее настроение музыки — игривое, беззаботное, шутливое.

 

Также и портретные образы, присутствующие в опере «Садко», сказочны. И они, конечно, отличаются от музыкальных портретов реальных людей. Как думаете, почему?

- Наверное потому, что эти сказочные герои  - тоже таинственные, загадочные, волшебные.

Рассмотрите эскизы костюмов к опере Садко», созданные российским и американским художником Борисом Анисфельдом.

Б. Анисфельд. Три эскиза костюмов к опере Н. Римского-Корсакова «Садко»

https://theatremuseum.ru/upl/news/images/7070_237%20Anisfeld%20copy_.jpg      

   Золотая рыбка                                       Ручей                          Морское чудище

Самого Римского-Корсакова очень привлекала былина о новгородском гусляре Садко.

В начале своей творческой деятельности он написал  симфоническую картину «Садко», музыка которой через несколько десятков лет целиком вошла в его одноимённую оперу: «Сказка-небывальщина о том, как новгородский гусляр погостил у царя. И как разудалой игрой своей пустил трепаком (трепак - русский народный танец) всё подводное царство».

2) Портретные сказочные образы

Многие известные и любимые сказки обогатились музыкальными звучаниями.  Послушайте фрагмент из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского.

А) Слушание: П. Чайковский. Па-де-де (из балета «Щелкунчик»).

- Скажите, образы, созданные в литературе, отличаются чем-то от образов, созданных музыкой?

Ответы учащихся.

- Сами образы, конечно, не меняются. Но музыка обогащает и дополняет их, делает более зримыми персонажей тех  или иных произведений.

Мы услышали, под какую мелодию танцевала Маша в «Щелкунчике». Услышали не только музыку самого танца, но всего празднично убранного зала - ёлки, новогодних игрушек, снежинок за окном.

А дал нам эту возможность услышать добрый волшебник П.И. Чайковский, прикоснувшись к сказке волшебной палочкой музыканта: сказка сразу ожила, наполнилась очарованием новогоднего праздника.

 П. Чайковский

Но ведь даже и на сказочном празднике всё происходит по-настоящему. Герои «Щелкунчика» совершают подвиги, поддерживают друг друга в минуты испытаний. Наградой становится тёплое и глубокое чувство, которое рождается между девочкой Машей и Щелкунчиком, превратившимся в конце сказки из уродливой куклы в прекрасного принца. Поэтому и в музыке мы слышим не только сказочные звуки, но и выражение живой человеческой любви.

Прослушайте ещё раз этот фрагмент – Па-де-де из балета «Щелкунчик», являющийся самым ярким, восторженным номером спектакля — настоящим гимном любви.

Па-де-де — одна из основных музыкально-танцевальных форм в балете. Па-де-де (в переводе с французского - «танец вдвоём») состоит из выхода танцовщиков, их совместного танца, сольных вариаций танцовщика и танцовщицы, совместного заключительного танца (коды).

Б) Повторное прослушивание Па-де-де из балета Чайковского «Щелкунчик»

Подробнее о балете «Щелкунчик» см. Приложение.

В) Работа над нотным примером

Исследуя нотную запись 44 Па-де-де, ученики обращают внимание на динамический оттенок ff, музыка звучит в исполнении всего оркестра tutti. Педагог отмечает, что величественная мелодия имеет очень простое запоминающееся строение: она спускается вниз по ступеням мажорной гаммы. Благодаря этому создаётся впечатление, что музыка повествует не только об истории Маши и Щелкунчика, но обобщённо воспевает добро и счастье.

4. Разучивание и пение: С. Никитин, стихи Ю. Мориц. «Сказка по лесу идёт» - https://youtu.be/LenH36EI97E

Текст песни:

1.       Сказка по лесу идёт —

Сказку за руку ведет,

Из реки выходит сказка!

Из трамвая! Из ворот!

Это что за хоровод?

Это сказок хоровод.

Сказка — умница и прелесть,

С нами рядышком живёт.

Припев: Чтобы-чтобы-чтобы снова

Добрый злого победил,

Чтобы добрый чтобы злого

Стать хорошим убедил!

Чтобы добрый чтобы злого

Стать хорошим убедил!

2.       Ах, за мной и за тобой

Сказки бегают гурьбой!

Обожаемые сказки —

Слаще ягоды любой!

В сказке солнышко горит,

Справедливость в ней царит!

Сказка — умница и прелесть,

Ей повсюду путь открыт,

Припев.

3.       Сказка по лесу идёт,

Сказку за руку ведёт,

Из реки выходит сказка,

Из трамвая, из ворот.

Припев.

5. Итог

Подведём итог урока.

Итак, мы с вами увидели, что волшебный мир сказочного творчества по-разному находил своё  выражение в музыке, что сказочные образы разнообразны и что эти прекрасные сказочные образы в фантазии художников превосходят всю мыслимую красоту, которая существует в реальности.

Сказка, положенная в основу сюжета оперы, балета или какого-либо другого  инструментального сочинения, становится более зримой, более  живописной. И сказочные герои, и лесные, подводные и горные сказочные пейзажи и царства, сказочные животные и птицы — всё богатство видимого мира получило своё звуковое выражение. Даже звуки природы, будь то плеск волн, шелест весны, кружащиеся снежинки, стучащие по подоконнику капли дождя — все они имеют свои особенные звуки, отличающиеся от звуков живой природы: они тоже, как и всё в сказках, наделены волшебством. Ведь сказки сами по себе очень музыкальны: герои в них и танцуют, и поют, и часто всё это становится частью волшебства, праздников, светлых надежд. А музыка помогает гораздо глубже проникнуть в волшебный, сказочный мир и при помощи необыкновенной красочности вновь и вновь создаёт непередаваемые, чудесные ощущения погружения в неземное воплощение мечты.

И может быть, сказочная музыка оттого так живописна, что она действительно воплощает представления о волшебном, чудесном, что она — мечта человека о прекрасном.

6. Рефлексия. Вопросы

1)      Какими средствами передаётся красочность образа в «Пляске златопёрых и сереброчешуйных рыбок» Н. Римского-Корсакова?

2)      Что, кроме новогоднего волшебства, звучит в музыке П. Чайковского «Щелкунчик»?     

Приложение

Из книги: Балетные либретто: краткое изложение содержания балетов

Краткое содержание балета «Щелкунчик»

I действие. 1-я картина. В доме Зильбергауза хозяева и взрослые гости убирают ёлку. Бьют часы, двери открывают, и в зал вбегают восторженные дети. Все любуются огромной сверкающей ёлкой и получают подарки. И взрослые, и дети весело танцуют. Но все ждут особенных подарков крёстного Дроссельмейера, выдумщика и мастера на все руки. Фриц получает кусок пирога, из которого выходит солдат, а Клара — капусту, из её листьев показывается кукла. Однако это не всё. Из кармана крёстный достаёт маленького человечка — Щелкунчика, который может раскалывать орехи. Фриц, шаля, засовывает в рот Щелкунчика такой большой орех, что игрушка ломается. Мальчик, смеясь, бросает её. Дети ссорятся, и  Клара, жалея сломанного уродца, укачивает Щелкунчика и укладывает в игрушечную кровать.

Бал окончен, и все расходятся по домам. Луна освещает комнату. Входит Клара, чтобы покачать Щелкунчика. Часы бьют полночь, и всё преображается. Начинается волшебство. Сова на часах превращается в насмешливого Дроссельмейера, а в ночной тишине вдруг становится слышно, как скребутся мыши. Потом они появляются, и Клара хочет убежать, но от страха забирается в кресло. Неожиданно растёт вверх и вширь ёлка. Оживают куклы и игрушки, а зайчики бьют в барабаны тревогу. Появляются оловянные солдатики, и Щелкунчик, становясь впереди них, отдаёт команды, ведя на битву с мышами. Их вождь, Мышиный король, видя, что солдатики и игрушки одолевают мышей, вступает в единоборство с Щелкунчиком. В этот момент Клара, желая помочь ему, бросает свою туфельку в Мышиного короля. Щелкунчик тяжело ранит своего врага, и все мыши спасаются бегством. И тут совершается главное чудо — Щелкунчик превращается в статного, красивого юношу. Он подходит к Кларе, подаёт ей руку и предлагает отправиться с ним в странствие. Их ждут чудеса.

2-я картина. Клара и Щелкунчик  — на пороге взрослой жизни, открыты для новых впечатлений. Перед ними волшебный зимний лес. Кружит метель, и из её облака возникают живые нежные кружащиеся в ритме вальса снежинки.

II действие. 3-я картина. Странствия Клары и Щелкунчика продолжаются. Он приводит её в фантастический дворец Конфитюренбурга, города мечты детства. Владельцы дворца, фея Драже и принц Коклюш, радостно встречают Клару и Щелкунчика.

Начинается праздник. Перед гостями выступают Шоколад (испанский танец), Кофе (арабский танец), Чай (китайский танец).

Но кульминацией праздника становится танец Клары и Щелкунчика. (С. 170, 171.)


 

Скачано с www.znanio.ru

КЛАСС IV ЧЕТВЕРТЬ Урок 2 (29)

КЛАСС IV ЧЕТВЕРТЬ Урок 2 (29)

Сцена таяния Снегурочки из оперы «Снегурочка»

Сцена таяния Снегурочки из оперы «Снегурочка»

Один из примеров сказочной музыки – «Пляска златопёрых и сереброчешуйных рыбок» из оперы «Садко»

Один из примеров сказочной музыки – «Пляска златопёрых и сереброчешуйных рыбок» из оперы «Садко»

Также и портретные образы, присутствующие в опере «Садко», сказочны

Также и портретные образы, присутствующие в опере «Садко», сказочны

Мы услышали, под какую мелодию танцевала

Мы услышали, под какую мелодию танцевала

Это сказок хоровод. Сказка — умница и прелесть,

Это сказок хоровод. Сказка — умница и прелесть,

И может быть, сказочная музыка оттого так живописна, что она действительно воплощает представления о волшебном, чудесном, что она — мечта человека о прекрасном

И может быть, сказочная музыка оттого так живописна, что она действительно воплощает представления о волшебном, чудесном, что она — мечта человека о прекрасном
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2021