5 КЛАСС
IV ЧЕТВЕРТЬ
Урок 2 (29). Волшебная красочность музыкальных сказок
Планируемые результаты учебной деятельности:
Метапредметные:
— определение ценности и красоты воплощения сказочных тем и образов в разных видах искусства.
Личностные:
— укрепление патриотических чувств, гордости и восхищения произведениями русских композиторов и отечественного фольклора.
Предметные:
— качественное освоение и художественное исполнение песни.
Форма проведения занятия: Урок-представление сказочных образов в музыке.
Учебно-дидактическое обеспечение:
Музыка: Н. Римский-Корсаков. «Пляска златопёрых и сереброчешуйных рыбок» из оперы «Садко», фрагмент (№ 41 аудиоприложения); П. Чайковский. Паде-де из балета «Щелкунчик» (№ 42 аудиоприложения).
Изобразительное искусство: Б. Анисфельд. Эскизы костюмов к опере «Садко».
Песенный материал: С. Никитин, стихи Ю. Мориц. «Сказка по лесу идёт».
Дополнительный материал: Портреты композиторов.
Виды деятельности учащихся: Прослушивание музыкальных фрагментов. Сравнительный анализ музыки и эскизов костюмов к опере «Садко». Пение песни.
Формы педагогического контроля: Контроль за выполнением рубрики «Вопросы». Проверка знаний учащихся в ходе интерактивного общения. Проверка качества пения песни. Проверка формирования у учащихся познавательных, логических, коммуникативных универсальных учебных действий.
ХОД УРОКА
1. Организация урока. Мотивация. Актуализация опорных знаний
Звучит фрагмент пьесы «Гном» из цикла «Картинки с выставки» М. Мусоргского.
- Вспомните, кого изображает эта музыка?
- Сказочного героя. Гнома.
- Ранее на уроках мы с вами много раз слушали различные музыкальные фрагменты на сюжеты сказок и мифов. Назовите, какие вам запомнились?
- Сцена таяния Снегурочки из оперы «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова, музыка из балета «Петрушка» И. Стравинского, «Фея Драже» из балета «Щелкунчик» П. Чайковского, «Жалоба Эвридики» из оперы «Орфей и Эвридика» К. Глюка.
- Достоверно ли композиторы «рисуют» музыкальными звуками портреты героев и события, с ними происходящие?
- Да. Например, шутовская маска Петрушки изображена угловатыми, неуклюжими интонациями, а хрупкие, хрустальные звуки танца Феи Драже будто «рисуют» сказочное новогоднее царство с мерцанием снежинок и ёлочных игрушек.
2. Постановка темы урока. Целеполагание
- Роль сказки в музыке очень велика. Облик сказочных героев, лесные, подводные и горные сказочные пейзажи и царства, птицы и животные – всё богатство волшебного мира получило своё музыкальное выражение.
Музыка, написанная к музыкальным сказкам, рисует нам волшебный, сказочный мир, она помогает окунуться в атмосферу необычную, нереальную. Благодаря музыке можно узнать, что в сказке все звуки особенные, волшебные. Необычно шуршат падающие снежинки, и золотые рыбки пляшут в воде по-особенному, и лесное озеро не простое, а волшебное.
Причудливый и фантастический мир сказок по-разному находил своё выражение в музыке. Сказка могла стать основой сюжета оперы, балета или инструментального сочинения.
Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?
«Мой род – это сказка, былина, и непременно русские». Н.А. Римский-Корсаков
Сегодня мы вновь полюбуемся красотой воплощения сказочных образов в музыке русских композиторов и сравним с воплощением сказочных тем в искусстве живописи, - наш сегодняшний урок мы посвятим музыкальным сказкам.
Тема урока так и звучит: «Волшебная красочность музыкальных сказок».
3. Работа по теме урока
1) Сказка в музыке Н. Римского-Корсакова
Н.А. Римский-Корсаков
Великим сказочником в музыке, чародеем музыкальной живописи по праву считается русский композитор Н. Римский-Корсаков. Девять опер из 15, созданных им, написаны на сюжеты сказок и легенд: «Снегурочка», «Ночь перед Рождеством», «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Кащей Бессмертный», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Золотой петушок».
Один из примеров сказочной музыки – «Пляска златопёрых и сереброчешуйных рыбок» из оперы «Садко».
Уже в самом названии этого фрагмента видна изобразительность и живописность музыкального замысла: композитор воспроизводит не просто весёлую пляску рыбок, резвящихся в подводном царстве, - он воспроизводит своеобразный танец красок и бликов: золотых, серебряных, сверкающих, изменчивых, переливающихся.
В качестве сюжета для оперы Н. Римский-Корсаков использовал старинную былину, а также русскую народную сказку «Василиса Премудрая и Морской царь». Главный герой оперы - новгородский певец и гусляр Садко во время своих странствий по свету на корабле попадает на дно морское, в Подводное царство. Его встречают Морской царь и его дочь, морская царевна Волхова. Обитатели морских глубин устраивают торжество, посвящённое свадьбе Садко и Волховы. Звучат «Шествие чуд морских», «Свадебная песня», «Пляска речек и ручейков», «Пляска златопёрых и сереброчешуйных рыбок», общая пляска с участием хора, солистов, оркестра.
Кстати, «Пляска златопёрых и сереброчешуйных рыбок» - не единственное изображение рыб в музыке: вспомните, например, песню «Форель» Ф. Шуберта, «Аквариум» К. Сен-Санса из цикла «Карнавал животных», с которыми знакомились на уроках в начальной школе.
В народном сознании далёких лет фантастическое крепко-накрепко связано с миром природы. Так и в музыке Римского-Корсакова - будь то гениальная «Снегурочка» или простодушная и трагичная «Майская ночь», оперы на пушкинские сюжеты «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о Золотом петушке» или опера-былина о Садко Новгородском, или величавое сказание о невидимом граде Китеже — везде живёт, дышит, поёт свою заветную песню могучая природа.
Опера «Садко» Н.А. Римского-Корсакова названа энциклопедией сказочного музыкального языка. «Фантастический элемент для музыки, - говорил Римский-Корсаков, — всегда элемент прекрасный и благородный».
Послушайте этот живописный пример сказочной музыки — «Плеск златопёрых и сереброчешуйных рыбок» из оперы «Садко» Н.А. Римского-Корсакова.
А) Слушание. Музыкальный анализ
- Расскажите, какие особенные сказочные звуки, рисующие рыбок, вы услышали?
- Музыка рисует подводное сказочное царство, игривых весёлых рыбок, резвящихся в нём. Но кроме этого он изображает своеобразный танец цвета и бликов подводного мира — сверкающих, изменчивых.
- Использование различных тембров, гибких мелодических линий создаёт красочную музыкальную картину.
Б) Работа над нотным примером
При изучении нотного примера 43 «Пляска златопёрых и сереброчешуйных рыбок» ученики отмечают изобразительные моменты — форшлаги, трели, звучание мелодии в высоком регистре. Всё это создаёт впечатление блеска чешуи, плеска мелких быстрых движений рыбок. Общее настроение музыки — игривое, беззаботное, шутливое.
Также и портретные образы, присутствующие в опере «Садко», сказочны. И они, конечно, отличаются от музыкальных портретов реальных людей. Как думаете, почему?
- Наверное потому, что эти сказочные герои - тоже таинственные, загадочные, волшебные.
Рассмотрите эскизы костюмов к опере Садко», созданные российским и американским художником Борисом Анисфельдом.
Б. Анисфельд. Три эскиза костюмов к опере Н. Римского-Корсакова «Садко»
Золотая рыбка Ручей Морское чудище
Самого Римского-Корсакова очень привлекала былина о новгородском гусляре Садко.
В начале своей творческой деятельности он написал симфоническую картину «Садко», музыка которой через несколько десятков лет целиком вошла в его одноимённую оперу: «Сказка-небывальщина о том, как новгородский гусляр погостил у царя. И как разудалой игрой своей пустил трепаком (трепак - русский народный танец) всё подводное царство».
2) Портретные сказочные образы
Многие известные и любимые сказки обогатились музыкальными звучаниями. Послушайте фрагмент из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского.
А) Слушание: П. Чайковский. Па-де-де (из балета «Щелкунчик»).
- Скажите, образы, созданные в литературе, отличаются чем-то от образов, созданных музыкой?
Ответы учащихся.
- Сами образы, конечно, не меняются. Но музыка обогащает и дополняет их, делает более зримыми персонажей тех или иных произведений.
Мы услышали, под какую мелодию танцевала Маша в «Щелкунчике». Услышали не только музыку самого танца, но всего празднично убранного зала - ёлки, новогодних игрушек, снежинок за окном.
А дал нам эту возможность услышать добрый волшебник П.И. Чайковский, прикоснувшись к сказке волшебной палочкой музыканта: сказка сразу ожила, наполнилась очарованием новогоднего праздника.
П. Чайковский
Но ведь даже и на сказочном празднике всё происходит по-настоящему. Герои «Щелкунчика» совершают подвиги, поддерживают друг друга в минуты испытаний. Наградой становится тёплое и глубокое чувство, которое рождается между девочкой Машей и Щелкунчиком, превратившимся в конце сказки из уродливой куклы в прекрасного принца. Поэтому и в музыке мы слышим не только сказочные звуки, но и выражение живой человеческой любви.
Прослушайте ещё раз этот фрагмент – Па-де-де из балета «Щелкунчик», являющийся самым ярким, восторженным номером спектакля — настоящим гимном любви.
Па-де-де — одна из основных музыкально-танцевальных форм в балете. Па-де-де (в переводе с французского - «танец вдвоём») состоит из выхода танцовщиков, их совместного танца, сольных вариаций танцовщика и танцовщицы, совместного заключительного танца (коды).
Б) Повторное прослушивание Па-де-де из балета Чайковского «Щелкунчик»
Подробнее о балете «Щелкунчик» см. Приложение.
В) Работа над нотным примером
Исследуя нотную запись 44 Па-де-де, ученики обращают внимание на динамический оттенок ff, музыка звучит в исполнении всего оркестра tutti. Педагог отмечает, что величественная мелодия имеет очень простое запоминающееся строение: она спускается вниз по ступеням мажорной гаммы. Благодаря этому создаётся впечатление, что музыка повествует не только об истории Маши и Щелкунчика, но обобщённо воспевает добро и счастье.
4. Разучивание и пение: С. Никитин, стихи Ю. Мориц. «Сказка по лесу идёт» - https://youtu.be/LenH36EI97E
Текст песни:
1. Сказка по лесу идёт —
Сказку за руку ведет,
Из реки выходит сказка!
Из трамвая! Из ворот!
Это что за хоровод?
Это сказок хоровод.
Сказка — умница и прелесть,
С нами рядышком живёт.
Припев: Чтобы-чтобы-чтобы снова
Добрый злого победил,
Чтобы добрый чтобы злого
Стать хорошим убедил!
Чтобы добрый чтобы злого
Стать хорошим убедил!
2. Ах, за мной и за тобой
Сказки бегают гурьбой!
Обожаемые сказки —
Слаще ягоды любой!
В сказке солнышко горит,
Справедливость в ней царит!
Сказка — умница и прелесть,
Ей повсюду путь открыт,
Припев.
3. Сказка по лесу идёт,
Сказку за руку ведёт,
Из реки выходит сказка,
Из трамвая, из ворот.
Припев.
5. Итог
Подведём итог урока.
Итак, мы с вами увидели, что волшебный мир сказочного творчества по-разному находил своё выражение в музыке, что сказочные образы разнообразны и что эти прекрасные сказочные образы в фантазии художников превосходят всю мыслимую красоту, которая существует в реальности.
Сказка, положенная в основу сюжета оперы, балета или какого-либо другого инструментального сочинения, становится более зримой, более живописной. И сказочные герои, и лесные, подводные и горные сказочные пейзажи и царства, сказочные животные и птицы — всё богатство видимого мира получило своё звуковое выражение. Даже звуки природы, будь то плеск волн, шелест весны, кружащиеся снежинки, стучащие по подоконнику капли дождя — все они имеют свои особенные звуки, отличающиеся от звуков живой природы: они тоже, как и всё в сказках, наделены волшебством. Ведь сказки сами по себе очень музыкальны: герои в них и танцуют, и поют, и часто всё это становится частью волшебства, праздников, светлых надежд. А музыка помогает гораздо глубже проникнуть в волшебный, сказочный мир и при помощи необыкновенной красочности вновь и вновь создаёт непередаваемые, чудесные ощущения погружения в неземное воплощение мечты.
И может быть, сказочная музыка оттого так живописна, что она действительно воплощает представления о волшебном, чудесном, что она — мечта человека о прекрасном.
6. Рефлексия. Вопросы
1) Какими средствами передаётся красочность образа в «Пляске златопёрых и сереброчешуйных рыбок» Н. Римского-Корсакова?
2) Что, кроме новогоднего волшебства, звучит в музыке П. Чайковского «Щелкунчик»?
Приложение
Из книги: Балетные либретто: краткое изложение содержания балетов
Краткое содержание балета «Щелкунчик»
I действие. 1-я картина. В доме Зильбергауза хозяева и взрослые гости убирают ёлку. Бьют часы, двери открывают, и в зал вбегают восторженные дети. Все любуются огромной сверкающей ёлкой и получают подарки. И взрослые, и дети весело танцуют. Но все ждут особенных подарков крёстного Дроссельмейера, выдумщика и мастера на все руки. Фриц получает кусок пирога, из которого выходит солдат, а Клара — капусту, из её листьев показывается кукла. Однако это не всё. Из кармана крёстный достаёт маленького человечка — Щелкунчика, который может раскалывать орехи. Фриц, шаля, засовывает в рот Щелкунчика такой большой орех, что игрушка ломается. Мальчик, смеясь, бросает её. Дети ссорятся, и Клара, жалея сломанного уродца, укачивает Щелкунчика и укладывает в игрушечную кровать.
Бал окончен, и все расходятся по домам. Луна освещает комнату. Входит Клара, чтобы покачать Щелкунчика. Часы бьют полночь, и всё преображается. Начинается волшебство. Сова на часах превращается в насмешливого Дроссельмейера, а в ночной тишине вдруг становится слышно, как скребутся мыши. Потом они появляются, и Клара хочет убежать, но от страха забирается в кресло. Неожиданно растёт вверх и вширь ёлка. Оживают куклы и игрушки, а зайчики бьют в барабаны тревогу. Появляются оловянные солдатики, и Щелкунчик, становясь впереди них, отдаёт команды, ведя на битву с мышами. Их вождь, Мышиный король, видя, что солдатики и игрушки одолевают мышей, вступает в единоборство с Щелкунчиком. В этот момент Клара, желая помочь ему, бросает свою туфельку в Мышиного короля. Щелкунчик тяжело ранит своего врага, и все мыши спасаются бегством. И тут совершается главное чудо — Щелкунчик превращается в статного, красивого юношу. Он подходит к Кларе, подаёт ей руку и предлагает отправиться с ним в странствие. Их ждут чудеса.
2-я картина. Клара и Щелкунчик — на пороге взрослой жизни, открыты для новых впечатлений. Перед ними волшебный зимний лес. Кружит метель, и из её облака возникают живые нежные кружащиеся в ритме вальса снежинки.
II действие. 3-я картина. Странствия Клары и Щелкунчика продолжаются. Он приводит её в фантастический дворец Конфитюренбурга, города мечты детства. Владельцы дворца, фея Драже и принц Коклюш, радостно встречают Клару и Щелкунчика.
Начинается праздник. Перед гостями выступают Шоколад (испанский танец), Кофе (арабский танец), Чай (китайский танец).
Но кульминацией праздника становится танец Клары и Щелкунчика. (С. 170, 171.)
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.