Конспект урока музыки по теме "Деревянные духовые инструменты"
Оценка 4.8

Конспект урока музыки по теме "Деревянные духовые инструменты"

Оценка 4.8
docx
29.05.2022
Конспект урока музыки по теме "Деревянные духовые инструменты"
№2.docx

Тема урока. Деревянные духовые инструменты

 

Цель урока: 

Закрепить и обобщить знания учащихся о струнных смычковых инструментах, познакомить с группой  деревянных духовых инструментов симфонического оркестра.

Задачи урока:

- различать инструменты симфонического оркестра;

-способствовать развитию общей и мелкой моторики;

- воспитывать доброжелательные отношения и партнёрские качества

- побуждать учащихся к адекватной самооценке на уроке

 

Используемое оборудование: 

- Мультимедиа проектор

- Компьютер

       - Презентация;

       - Диск «Энциклопедия классической музыки»

       -Текст песни «Про оркестр» С. Важов;

       - Мозаика инструментов; Карточки-раскраски ;     

       - Картинки различных инструментов

       - Аудиозаписи записи:    

- фрагменты- примеры  звучания инструментов симфонического оркестра;

- минусовая  и плюсовая фонограммы песни С.Важова «Про оркестр».Деревянные духовые инструменты.

 

Ход урока

1.     Организационный момент.

Музыкальное приветствие.

Прозвенел звонок, Начался урок

Вхождение в урок. Звучит музыка  Антонио Вивальди

 

Слайд №1

 

Показываю детям скрипку.

-  Дети, посмотрите на этот чудо - скрипку. Давайте закроем глаза и
послушаем её волшебный звук. Этот звук входит в наши души, дотрагивается до каждой её струнки, до каждой клеточки нашего тела и будит нас, зовёт в новый день.

Что напоминают вам звуки скрипки? С чем их можно сравнить? О чём думается вам при этих волшебных звуках?

 

То, что слову не дается,

Пусть без слов расскажут звуки.

Взять мне скрипку остается,

Взять смычок и скрипку в руки.

 

До тех пор, пока до неба

Мчатся думы — наши крылья,

И душа в нас просит хлеба, —

Пусть я сердце в песне вылью!

 Пусть звук скрипки с его грустными и радостными нотками звучит в наших сердцах и будит наши добрые чувства, пробуждает в нас нежность и любовь друг к другу.

 

2.Актуализация опорных  знаний.

Звучит фрагмент струнно-смычковой группы инструментов

Учитель: Ребята! Звучание какого оркестра вы сейчас слышали?

Ученики: Мы слышали симфонический оркестр

 

Слайд №2

 

Учитель: Скажите, пожалуйста, какая группа инструментов симфонического оркестра сейчас прозвучала?

Ученики: Струнная смычковая группа инструментов

 

Учитель. Совершенно верно. Кто может назвать инструменты, которые входят в состав этой группы?

 

 

Ученики:  Струнная группа инструментов – скрипка, альт, виолончель и контрабас.  (Картинки этих инструментов размещаются на доске) Эти инструменты называются  струнные смычковые, т.к. звук у них извлекают при помощи смычка ударом по струнам.

 

3.     Постановка проблемы.

 

Учитель: Ребята, а ещё какая группа инструментов входит в состав симфонического оркестра?

?????????

 

4.     Открытие новых знаний.

1)    Подводящий диалог.

 

Слайд №3

 

Учитель: Итак, ребята, мы с вами знакомимся с тайнами симфонического оркестра. Сегодня мы узнаем ещё одну тайну симфонического оркестра.

 

Посмотрите на эту группу инструментов.

 

Назовите их.

 

Что общего у них у всех. (Сделаны из дерева).

 

Что нужно сделать, чтобы они зазвучали? ( В них нужно вдувать воздух)

 

Как можно назвать эту группу инструментов? (Деревянные духовые инструменты)

2)    Тема, задачи урока.

 

Мы познакомимся с деревянными  духовыми инструментами. Постараемся запомнить их названия, узнавать их звучание.

 

Слайды №4 - №10

3)    Рассказ учителя.

 Вторая группа – это духовые деревянные инструменты. Духовыми инструментами их называют потому, что звук извлекают путем выдувания из них воздуха. На ранних этапах своего развития эти инструменты изготавливались исключительно из дерева, откуда исторически и получили своё наименование. Некоторые современные инструменты такого типа (например, флейта) почти не изготовляются из дерева, для изготовления других дерево применяется наряду с другими материалами.

Деревя́нные духовы́е инструме́нты — группа духовых музыкальных инструментов, принцип игры на которых основывается на укорочении звучащего столба воздуха путём открывания отверстий, расположенных на корпусе инструмента на определённом расстоянии друг от друга.

К деревянным духовым инструментам относятся современные флейта, гобой, кларнет, фагот. В симфоническом оркестре деревянные духовые (флейты, гобои, кларнеты и фаготы, а также их разновидности) образуют одну из основных его групп.

Деревянные инструменты чаще других духовых используются в качестве солистов.

         В оркестре деревянные духовые не так многочисленны, как струнные смычковые инструменты. Располагаются они близко от струнных и всегда поддерживают их. И хотя деревянных духовых, как и струнных, тоже четыре представителя — фагот, кларнет, гобой и флейта, но, если скрипок в оркестре тридцать, то флейт обычно бывает две — три и одна маленькая флейта-пикколо.

 

 

Каждого из остальных членов этого семейства в оркестре не больше двух — трех.


           Голоса деревянных духовых инструментов очень схожи с человеческими голосами, а флейта умеет подражать еще и щебетанью птичек, вздохам ветерка.

 

 

         У кларнета голос чистый, тембр мягкий. Он может исполнять и нежные мелодии, и быстрые пассажи. Кларнет — инструмент, без которого не обходится ни один военный оркестр. Он умеет быть и воинственным, и нежным, и крикливым, и тихим. Словом, ведет себя сообразно обстановке.

 

Есть у кларнета старший брат — бас-кларнет
 который так же как альт, ценит дружбу с фаготом. Они и дружат-то потому, что сходны по характеру. Голоса  бас- кларнета и фагота низкие и суровые.

 


         Бас-кларнет и фагот часто ворчат и бывают всем и всеми недовольны. Зато гобой  и его родной брат английский  рожок  — прямая противоположность бас- кларнету и фаготу. 

            

          «Гобой блестит лучом надежды среди туч скорби!» — говорил о нем известный французский композитор Гектор Берлиоз. 
 ( Показываю внешний вид каждого инструмента на открытке и их звучание на компьютере).

 

Записываем в тетрадь.  Деревянные духовые инструменты: флейта, гобой, кларнет, фагот

 

 

5.     Закрепление изученного.

-    Посмотрите, пожалуйста, на картинку, назовите инструменты и скажите, какой инструмент лишний и почему.

 

-    Отгадайте загадки

Отгадай «Кто я?»

Вот семейство деревянных духовых.

Знаем много интересного про них.
          Эти духовые кажутся нам странными:

из металла сделаны – а зовутся деревянными.
          Дудочка пастушья – им родня.

Есть про каждого загадки у меня.

          Имя–легкое дыханье, в голосе–очарованье.

          Ручейком хрустальным льется, (флейтою) она зовется.

 

Это мышка тут пищит?

Или кто-то тут визжит?

Нам мотив пропикала крошка… (флейта-пикколо).

 

Голосом протяжным впору петь про русские просторы.
Про деревню нам с тобой пропоет сейчас… (гобой).

 

Он по возрасту – ребенок. Голосок подвижен, звонок,
Чист и ясен – спору нет! Называется… (кларнет).

 

Он простужен и встревожен, и из трубок будто сложен.
Он ворчит, а не поет. Это – дедушка… (фагот).

 

На доске размещаются картинки инструментов с названиями.

 

Слайд№11

 

 

Проводится физминутка.

 

6.     Проверка первичного усвоения знаний.

 

Задание 1. Мозаика. Работа в парах

Детям раздаются разрезанные картинки, в которых спрятаны деревянные духовые инструменты симфонического оркестра

Задача: собрать изображения инструментов симфонического оркестра и назвать их.

 Рассматриваем и оцениваем задания

 

 

Задание 2

img1 какой инструмент имеет эту ноту в названии?

 

 

Задание 3

Раскрась инструменты

 

7.     Исполнение песни в сопровождении симфонического оркестра.

Ребята, мы уже знаем, что симфонический оркестр не только может существовать сам по себе, но и под оркестр можно исполнять песни и мы сейчас  споём о струнных смычковых инструментах, но прежде, чем петь  вспомним, как правильно брать дыхание при пении.

Сели удобнее и… Исполняем  первый куплет  Песенки про оркестр, а затем  разучиваем второй куплет песни о деревянных духовых инструментах

 

Слайд №11-№12

 

Песенка про оркестр (Важов)

1.На заре лесные птицы начинают петь.

Может скрипка ухитрится птицей зазвенеть.

Чтобы ели не шумели, а закат погас -

За смычком виолончели вступит контрабас

Припев:

Могут инструменты эти рассказать про всё на свете

Подождите, и окрест зазвучит оркестр – 2 раза

 

 

2.Голосок певучей флейты радостно поёт.

Вдруг услышишь рядом с ней ты, как ворчит фагот.

И весёлых, и сердитых знает белый свет,

Но, конечно примирит их солнечный кларнет.

Припев:

Могут инструменты эти рассказать про всё на свете

И уже звучит окрест маленький  оркестр – 2 раза

 

 

 

8.     Итог урока.

Слайд №14

Учитель. Какую тайну симфонического оркестра мы сегодня раскрыли?

Ответы детей…(деревянные духовые инструменты)

Учитель: Ребята, вы хотите узнать, какие ещё тайны таит в себе симфонический оркестр? Об этом мы  узнаем на следующем уроке.

А сейчас оцените, пожалуйста, свою работу на уроке.  На доске  картинки  инструментов. Ребята, чтобы зазвучали эти инструменты, прикрепите, пожалуйста, нотки красного цвета, если вы хорошо справились с заданиями, и вам было всё понятно, а если вы испытывали  затруднения в усвоении урока, прикрепите нотку жёлтого цвета.              Слайд №15


 

Скачано с www.znanio.ru

Тема урока. Деревянные духовые инструменты

Тема урока. Деревянные духовые инструменты

Пусть без слов расскажут звуки

Пусть без слов расскажут звуки

Учитель: Итак, ребята, мы с вами знакомимся с тайнами симфонического оркестра

Учитель: Итак, ребята, мы с вами знакомимся с тайнами симфонического оркестра

Каждого из остальных членов этого семейства в оркестре не больше двух — трех

Каждого из остальных членов этого семейства в оркестре не больше двух — трех

Знаем много интересного про них

Знаем много интересного про них

Задание 3 Раскрась инструменты 3

Задание 3 Раскрась инструменты 3
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.05.2022