Тема урока. Деревянные духовые инструменты
Цель урока:
Закрепить и обобщить знания учащихся о струнных смычковых инструментах, познакомить с группой деревянных духовых инструментов симфонического оркестра.
Задачи урока:
- различать инструменты симфонического оркестра;
-способствовать развитию общей и мелкой моторики;
- воспитывать доброжелательные отношения и партнёрские качества
- побуждать учащихся к адекватной самооценке на уроке
Используемое оборудование:
- Мультимедиа проектор
- Компьютер
- Презентация;
- Диск «Энциклопедия классической музыки»
-Текст песни «Про оркестр» С. Важов;
- Мозаика инструментов; Карточки-раскраски ;
- Картинки различных инструментов
- Аудиозаписи записи:
- фрагменты- примеры звучания инструментов симфонического оркестра;
- минусовая и плюсовая фонограммы песни С.Важова «Про оркестр».Деревянные духовые инструменты.
Ход урока
1. Организационный момент.
Музыкальное приветствие.
Прозвенел звонок, Начался урок
Вхождение в урок. Звучит музыка Антонио Вивальди
Слайд №1
Показываю детям скрипку.
- Дети,
посмотрите на этот чудо - скрипку. Давайте закроем глаза и
послушаем её волшебный звук. Этот звук входит в наши души, дотрагивается до каждой её струнки, до каждой клеточки нашего
тела и будит нас, зовёт в новый день.
Что напоминают вам звуки скрипки? С чем их можно сравнить? О чём думается вам при этих волшебных звуках?
То, что слову не дается,
Пусть без слов расскажут звуки.
Взять мне скрипку остается,
Взять смычок и скрипку в руки.
До тех пор, пока до неба
Мчатся думы — наши крылья,
И душа в нас просит хлеба, —
Пусть я сердце в песне вылью!
Пусть звук скрипки с его грустными и радостными нотками звучит в наших сердцах и будит наши добрые чувства, пробуждает в нас нежность и любовь друг к другу.
2.Актуализация опорных знаний.
Звучит фрагмент струнно-смычковой группы инструментов
Учитель: Ребята! Звучание какого оркестра вы сейчас слышали?
Ученики: Мы слышали симфонический оркестр
Слайд №2
Учитель: Скажите, пожалуйста, какая группа инструментов симфонического оркестра сейчас прозвучала?
Ученики: Струнная смычковая группа инструментов
Учитель. Совершенно верно. Кто может назвать инструменты, которые входят в состав этой группы?
Ученики: Струнная группа инструментов – скрипка, альт, виолончель и контрабас. (Картинки этих инструментов размещаются на доске) Эти инструменты называются струнные смычковые, т.к. звук у них извлекают при помощи смычка ударом по струнам.
3. Постановка проблемы.
Учитель: Ребята, а ещё какая группа инструментов входит в состав симфонического оркестра?
?????????
4. Открытие новых знаний.
1) Подводящий диалог.
Слайд №3
Учитель: Итак, ребята, мы с вами знакомимся с тайнами симфонического оркестра. Сегодня мы узнаем ещё одну тайну симфонического оркестра.
Посмотрите на эту группу инструментов.
Назовите их.
Что общего у них у всех. (Сделаны из дерева).
Что нужно сделать, чтобы они зазвучали? ( В них нужно вдувать воздух)
Как можно назвать эту группу инструментов? (Деревянные духовые инструменты)
2) Тема, задачи урока.
Мы познакомимся с деревянными духовыми инструментами. Постараемся запомнить их названия, узнавать их звучание.
Слайды №4 - №10
3) Рассказ учителя.
Вторая группа – это духовые деревянные инструменты. Духовыми инструментами их называют потому, что звук извлекают путем выдувания из них воздуха. На ранних этапах своего развития эти инструменты изготавливались исключительно из дерева, откуда исторически и получили своё наименование. Некоторые современные инструменты такого типа (например, флейта) почти не изготовляются из дерева, для изготовления других дерево применяется наряду с другими материалами.
Деревя́нные духовы́е инструме́нты — группа духовых музыкальных инструментов, принцип игры на которых основывается на укорочении звучащего столба воздуха путём открывания отверстий, расположенных на корпусе инструмента на определённом расстоянии друг от друга.
К деревянным духовым инструментам относятся современные флейта, гобой, кларнет, фагот. В симфоническом оркестре деревянные духовые (флейты, гобои, кларнеты и фаготы, а также их разновидности) образуют одну из основных его групп.
Деревянные инструменты чаще других духовых используются в качестве солистов.
В оркестре деревянные духовые не так многочисленны, как струнные смычковые инструменты. Располагаются они близко от струнных и всегда поддерживают их. И хотя деревянных духовых, как и струнных, тоже четыре представителя — фагот, кларнет, гобой и флейта, но, если скрипок в оркестре тридцать, то флейт обычно бывает две — три и одна маленькая флейта-пикколо.
Каждого из остальных членов этого семейства в оркестре не больше двух — трех.
Голоса деревянных духовых инструментов очень схожи с человеческими
голосами, а флейта умеет подражать еще и щебетанью птичек, вздохам
ветерка.
У кларнета голос чистый, тембр мягкий. Он может исполнять и нежные мелодии, и быстрые пассажи. Кларнет — инструмент, без которого не обходится ни один военный оркестр. Он умеет быть и воинственным, и нежным, и крикливым, и тихим. Словом, ведет себя сообразно обстановке.
Есть
у кларнета старший брат — бас-кларнет
который так же как альт, ценит дружбу с фаготом. Они и дружат-то потому,
что сходны по характеру. Голоса бас- кларнета и фагота низкие и
суровые.
Бас-кларнет и фагот часто ворчат и бывают всем и всеми
недовольны. Зато гобой и его родной брат английский
рожок — прямая противоположность бас- кларнету и фаготу.
«Гобой блестит лучом надежды среди туч
скорби!» — говорил о нем известный французский композитор Гектор
Берлиоз.
(
Показываю внешний вид каждого инструмента на открытке и их звучание на
компьютере).
Записываем в тетрадь. Деревянные духовые инструменты: флейта, гобой, кларнет, фагот
5. Закрепление изученного.
- Посмотрите, пожалуйста, на картинку, назовите инструменты и скажите, какой инструмент лишний и почему.
- Отгадайте загадки
Отгадай «Кто я?»
Вот семейство деревянных духовых.
Знаем
много интересного про них.
Эти духовые кажутся нам странными:
из
металла сделаны – а зовутся деревянными.
Дудочка пастушья – им родня.
Есть про каждого загадки у меня.
Имя–легкое дыханье, в голосе–очарованье.
Ручейком хрустальным льется, (флейтою) она зовется.
Это мышка тут пищит?
Или кто-то тут визжит?
Нам мотив пропикала крошка… (флейта-пикколо).
Голосом
протяжным впору петь про русские просторы.
Про деревню нам с тобой пропоет сейчас… (гобой).
Он
по возрасту – ребенок. Голосок подвижен, звонок,
Чист и ясен – спору нет! Называется… (кларнет).
Он простужен и встревожен, и из трубок
будто сложен.
Он ворчит, а не поет. Это – дедушка… (фагот).
На доске размещаются картинки инструментов с названиями.
Слайд№11
Проводится физминутка.
6. Проверка первичного усвоения знаний.
Задание 1. Мозаика. Работа в парах
Детям раздаются разрезанные картинки, в которых спрятаны деревянные духовые инструменты симфонического оркестра
Задача: собрать изображения инструментов симфонического оркестра и назвать их.
Рассматриваем и оцениваем задания
Задание 2
какой инструмент имеет эту ноту в названии?
Задание 3
Раскрась инструменты
7. Исполнение песни в сопровождении симфонического оркестра.
Ребята, мы уже знаем, что симфонический оркестр не только может существовать сам по себе, но и под оркестр можно исполнять песни и мы сейчас споём о струнных смычковых инструментах, но прежде, чем петь вспомним, как правильно брать дыхание при пении.
Сели удобнее и… Исполняем первый куплет Песенки про оркестр, а затем разучиваем второй куплет песни о деревянных духовых инструментах
Слайд №11-№12
Песенка про оркестр (Важов)
1.На заре лесные птицы начинают петь.
Может скрипка ухитрится птицей зазвенеть.
Чтобы ели не шумели, а закат погас -
За смычком виолончели вступит контрабас
Припев:
Могут инструменты эти рассказать про всё на свете
Подождите, и окрест зазвучит оркестр – 2 раза
2.Голосок певучей флейты радостно поёт.
Вдруг услышишь рядом с ней ты, как ворчит фагот.
И весёлых, и сердитых знает белый свет,
Но, конечно примирит их солнечный кларнет.
Припев:
Могут инструменты эти рассказать про всё на свете
И уже звучит окрест маленький оркестр – 2 раза
8. Итог урока.
Слайд №14
Учитель. Какую тайну симфонического оркестра мы сегодня раскрыли?
Ответы детей…(деревянные духовые инструменты)
Учитель: Ребята, вы хотите узнать, какие ещё тайны таит в себе симфонический оркестр? Об этом мы узнаем на следующем уроке.
А сейчас оцените, пожалуйста, свою работу на уроке. На доске картинки инструментов. Ребята, чтобы зазвучали эти инструменты, прикрепите, пожалуйста, нотки красного цвета, если вы хорошо справились с заданиями, и вам было всё понятно, а если вы испытывали затруднения в усвоении урока, прикрепите нотку жёлтого цвета. Слайд №15
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.