План- конспект
урока музыкального искусства
в 3 классе
Учитель
Чигрина В.В.
Тема урока: «Танцевальность»
Цель урока: познакомить с творчеством М.И.Глинки, дать понятие «хота», вспомнить, что такое «вальс», выучить второй куплет песни «Вийшли в поле косари», развивать образное мышление, чувство ритма, ладо-интонационное чувство, воспитывать любовь и уважение к народной музыке.
Тип урока: урок-путешествие
Оборудование: компьютер, проектор.
Ожидаемые результаты: в конце урока дети смогут на слух узнавать произведение М.Глинки «Арагонская хота», узнают, что такое «хота», будут исполнять два куплете песни «Вийшли в поле косари».
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Музыкальное приветствие.
3. - Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому. Посмотрите, от ваших улыбок стало ярче, уютнее, светлее в классе. Я желаю вам, чтобы вы не только получили хорошие оценки, но и ушли с сегодняшнего урока с новыми впечатлениями и приобретенными знаниями. ( слайд «Танцевальность»)
- Сегодня на уроке мы поговорим о танцевальности, вы побываете в Испании и Австрии, вспомните, что такое вальс, узнаете, что такое «хота», выучите еще один куплет украинской народной песни «Вийшли в поле косарі».
- Сегодня наш урок не совсем обычный – он волшебный. Утром в классе я нашла письмо от одного из музыкальных китов. Вот послушайте, что он пишет: «Дорогие ребята! Со мной произошло чудесное превращение. Чтобы всё узнать, вы должны срочно попасть в Испанию. Кит-танец.»
- Ну что, отправляемся в путь. Я вам предлагаю ехать на поезде. Согласны? (слайд «Поезд»)
- Давайте вспомним, как едет поезд. Вначале медленно.
- Как стучат колеса? (тук-тук)
- Давайте попробуем изобразить движение поезда.(дети отбивают ритм в размере 2/4 целыми нотами)
- Наш поезд набирает скорость. Как будут стучать колеса? (тук-тук, тук-тук)
- Давайте изобразим. (дети отбивают ритм в размере 2/4 четвертными нотами)
- И вот наш поезд уже набрал скорость. Наши колёса будут стучать туки – туки, туки-туки.
- Давайте попробуем все вместе изобразить движение поезда. (дети отбивают ритм по рядам, начиная с медленного темпа)
-Молодцы. Вот и наша первая остановка. (слайд «Вена»)
- Но что-то мне подсказывает, что это еще не Испания. Давайте проедемся по городу, послушаем музику, попытаемся догадаться, где же мы остановились. (видео «Венский вальс»)
- Дети, кто догадался, что за музыкальный кит звучал? (танец)
- Как вы узнали, что это был танец? (захотелось танцевать, плавно кружиться)
- А кто знает, что это за танец? (Вальс)
- Совершенно верно. Мы с вами оказались в Вене, столице Австрии. Именно здесь 200 лет назад появился вальс. Вальс – это бальный танец. Его танцуют в паре в трёхдольном ритме. Это значит, что в музыке считают до скольки? (до трёх)
- А сейчас я проверю, умеете лив ы считать до трех. Довайте попробуем посчитать осенние листочки (ритмическое упражнение «Листики» под счет, затем под музыку вальса)
- Молодцы. А вы знаете, что у каждого из вас есть волшебный человечек, который умеет танцевать вальс? Пожалуйста, опустите правую руку на стол. Сделайте так, чтобы два самих длинных пальца упирались в стол. Это – «ножки» волшебного человечка. Остальные пальцы соберите в кулачок. Давайте попросим нашего волшебного человечка потанцевать вальс. До скольки мы будем считать? (до трёх), (пальчики танцуют под музыку вальса)
- Умнички. Мне кажется, что наш поезд готов двигаться дальше (слайд «Поезд», дети отстукивают движения поезда по рядам с ускорением)
- Еще одна остановка. Давайте все вместе прочитаем, как она называется (слайд «Арагон»)
- Мы приехали. Нам пора выходить. Арагон – это часть Испании. Мы долго ехали, засиделись. Давайте встанем и чуть-чуть потанцуем. (физ-минутка «Две руки»).
- Молодцы, садитесь. Пока вы танцевали, я узнала, что испанцы любот танцевать один танец. Называется он «хота». (слайд «Хота»).
- Это – любимый национальный танец испанцев. Танцуют его в паре, в национальных костюмах и тоже в трёхдольном размере, как и какой танец? (вальс), (слайд «Испанский танец»)
- Хотите его послушать? (слушание «Арагонской хоты» М.Глинки)
- Вам понравилась хота?
- Расскажите, какая была музыка?
- Какая музика была по цвету?
- А, может быть, вы услышали, какие звучали музыкальные инструменты?
- Есть один испанский народный музыкальный инструмент, без котрого хоты быть не может. Называется он «кастаньеты» (слайд «кастаньеты»)
- Это деревянный ударный музыкальный инструмент, который делают из целого кусочка дерева. Давайте послушаем, как они звучат (видео «Кастаньеты»)
- Продолжаем наше знакомство с хотой. Хота – это гордость испанцев. И даже когда они воевали, то в бою всегда пели хоту. Это придавало им силы. Но не только испанцы влюблены в свою хоту.
- (слайд «М.И.Глинка») В 19 веке жил русский композитор Михаил Иванович Глинка, который с раннего детства любил музику и путешествия. Он побывал во многих странах, в том числе был и в Испании, где жил 3 года. Он свободо говорил по-испански. Путешествуя по Испании, он слушал музику, записывал народные мелодии, бывал на празниках, где и сам очень часто танцевал. Особенно любил он хоту, которую играл на гитаре сын его знакомого. Он запомнил эту мелодию, и когда вернулся в Россию, сочинил красивое музыкальное произведение, которое назвал «Арагонская хота». А кто скажет, почему именно «арагонская»?
- Кто помни, на какой остановке мы вышли? (Арагон)
- Это место в Испании, где жил Михаил Глинка. Вот потому он и назвал свою хоту «Арагонская». Давайте послушаем её еще раз, а после вы мне расскажите, что вы увидели, когда слушали музыку. (слушание «Арагонской хоты», ответы детей)
-А хотите посмотреть, как танцуют арагонскую хоту? (видео «Арагонская хота», дети слушают и отбивают ритм кулачками)
- Ребята, а помните письмо, которое я читала вам в начале урока? Так во что же в Испании превратился кит-танец? (в танцевальность)
- Когда мы говорим, что музыка танцевальная?
- Хорошо. Ну что ж, нам пора на поезд и домой (слайд «поезд», дети отстукивают ритм с ускорением)
- Ну вот мы и приехали домой (слайд «осень»)
- А какое у нас сейчас время года? (осень)
- Осень пришла. А давайте попробуем в трёхдольном размере произнести фразу «Осень пришла».
- Молодцы. А тепер мы эту фразу пропоём. (пение распевки «Осень пришла»)
- Хорошо. А чем богата осень? (урожаем)
- Что собирают осенью?
- А кто знает, как убирают пшеницу? (ответы детей, слайд «Косари»)
- Мы с вами начинали учить украинскую народную песню «Вийшли в поле косарі». Кто помнит, какая она по характеру? (танцевальная)
Повторяем первый куплет, разучиваем второй. Обращаю внимание на чистоту интонирования, распевы, дикцию, характер.Добавляем движения.
- Ну вот наше путешествие и завершилось. Вам понравилось? А сейчас я узнаю, все ли вы были внимательны. Я буду вам читать предложения, и если они будут правильные, вы должны хлопнуть в ладошки один раз, а если я неправа – то в классе должна бать тишина.
Игра «Верю-не верю»
1. Сегодня на уроке вы побывали во Франции (нет)
2. Сегодня на уроке вы побывали в Испании (да)
3. Вы познайомились с музыкой Михаила Глинки (да)
4. Вы узнали, что такое полька (нет)
5. Вы узнали, что хота – это испанский народный танец (да)
6. Вы узнали, что кастаньеты – это струнный инструмент (нет)
7. Вы узнали, что кастаньеты – это испанский народный ударный инструмент (да)
- Молодцы, все справились.
- Сегодня на уроке нас всех объединила танцевальная музыка. Я вам желаю, чтобы танец и танцевальная музыка всегда помогали вам в жизни.
- Наш урок окончен. До свидания. (выход из класса под музыку М. Глинки «Арагонская хота»)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.