Конспект урока музыки в 1 классе: "Садко" - путешествие в мир русской былины
Тема: "Садко" - из русского былинного сказа.
Цель: Познакомить учащихся с русской былиной на примере сказания о Садко, развивать интерес к народной музыке и культуре.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить с понятием "былина" и ее особенностями.
Познакомить с главным героем былины "Садко" и его историей.
Разучить фрагмент русской народной песни, связанной с темой урока.
Научить различать характер музыки (торжественный, лирический, плясовой).
Развивающие:
Развивать музыкальный слух, чувство ритма, вокальные данные.
Развивать воображение и творческое мышление.
Развивать умение слушать и анализировать музыкальное произведение.
Воспитательные:
Воспитывать любовь и уважение к русской народной культуре.
Воспитывать чувство патриотизма.
Воспитывать интерес к музыкальному искусству.
Оборудование:
Мультимедийный проектор
Компьютер с доступом в интернет
Аудиозаписи:
Фрагменты былины "Садко" (в исполнении сказителя или в музыкальной обработке).
Русская народная песня ("Как у наших у ворот").
Иллюстрации к былине "Садко" (картины, рисунки).
Музыкальные инструменты (треугольники, бубны, ложки - для ритмических упражнений).
Ход урока
I. Организационный момент
1.Эмоционально-психологический настрой:
- Добрый день, дорогие дети.
II. Целеполагание:
Я загадаю вам загадку, а вы попробуете её разгадать.
«Он играет на баяне,
на рояле, на гитаре
он известнейший талант.
Кто же это?
( Музыкант)
- Как вы поняли сегодня, мы будем говорить о музыкантах, людях, которые уже с древних времён умели играть красивые мелодии на инструментах. Но сначала повторим пройденное.
III. Повторение пройденной темы:
- Назовите инструменты, о которых вы узнали на прошлом уроке.
- Что объединяет эти инструменты?
(Фортепиано, рояль, синтезатор. У этих инструментов есть клавиши).
IV. Изучение нового материала:
- В далёкие времена так же на праздники приходили певцы-гусляры.
Гусли - самый простой инструмент.
Они пели сложенные ими былины о героических подвигах русских богатырей, аккомпанируя себе на гуслях. Некоторые из этих былин дошли до нашего времени. Одна из них называется “Садко”.
Садко был гусляром и мореплавателем, он мечтал о счастье всех людей, поэтому отправился искать птицу счастья в далёкое морское путешествие. А великий русский композитор Н.А. Римский-Корсаков написал оперу, которую тоже назвал “Садко”. А сейчас мы с вами посмотрим и послушаем песню Садко из музыкальной сказки “Садко”.
Может быть, вы уже знакомы с былинным сказом о Садко? Кто же он такой? (Певец, музыкант) .
В свое время он покорил даже морского царя. А играл он на гуслях яровчатых. Давайте же и мы послушаем, какое у них звучание.
(Слушание)
- Ну, как, понравилась музыка? Можно ли ее отнести к деревянно-духовым инструментам?
(нет)
- Верно, это струнный инструмент. Об этом инструменте есть интересная сказка. Слушайте:
- Однажды вечером царь Морской устроил пир на весь мир. Съехались
цари и царевичи из разных рек да озер. Приплыл и водяной, который рассказал
царю о Садко.
Говорит царь: “Ну, Садко, потешь, позабавь нас! Играй так, чтоб ноги ходуном
ходили”.
И заиграл Садко. Давайте и мы послушаем, как играл Садко, удалось ли ему развеселить гостей и исполнить просьбу царя?
Слушание – “Заиграйте, мои гусельки”.
Дети, поделитесь своими впечатлениями от услышанной музыки?
( Музыка веселая, задорная. Думаем, что Садко удалось развеселить гостей)
- Какие средства музыкальной выразительности помогли вам понять характер музыки?
(Танцевальный ритм, мажорный лад, быстрый темп, красивая мелодия).
- Какой же это музыкальный жанр песни? Попробуем разгадать ребус.
П |
|
Я |
|
|
|
|
Я |
Дети разгадывают ребус. Это – плясовая музыка.
- А какую плясовую песню мы с вами знаем?
Исполнение русской народной песни: “Как у наших у ворот ”.
- Вот и гости царя так плясали, что буря на море поднялась, корабли стали тонуть, люди гибнуть.
Водяной тогда подсказал Садко оборвать струны, тогда все утихнет. Так и сделал Садко. В награду за игру царь дал разрешение жениться на девице морской, красавице -Чернавушке. Принялись веселым пирком да за свадебку. А как пир кончился, сказала Чернава Садко: “Ложись-ка ты спать-почивать, да не о чем не думай”. Уснул Садко, а сквозь сон слышит мелодию. (Наиграть на фортепиано мелодию колыбельной песни.) Какой это музыкальный кит? (Песня.) Что же пела ему Чернавушка? Какую песню, что уснул Садко? (Это была колыбельная.)
Правильно. Как вы же это почувствовали?
(Музыка очень красивая, плавная, песенная, нежная, похожа на русскую народную песню. Есть распевы.)
- Попробуем исполнить и мы колыбельную песню. Да так, чтобы он на самом деле уснул. Разучивание мелодии и слов. Исполнение.
V. Вокально-хоровая работа. Исполнение. « Колыбельная» .
- Вот теперь молодцы, действительно Садко уснул. А теперь я вам открою тайну, эту песню сочинил русский композитор Н.А. Римский-Корсаков. Жил он очень давно, но музыку его любят и слушают. Как вы думаете, почему?
(Она добрая, красивая, волшебная)
- Да, ребята, красота никогда не умирает, она остается вечной, поэтому ее воспевают в стихах, в песнях. О красоте есть даже песня.
- Да, ребята, вы правы. В искусстве должно быть все правдиво, как в жизни.
А живут эти замечательные герои в былинном сказе “Садко и Морской царь”
В былинах, как и в сказках, есть вымыслы. Но есть и доля правды. Садко был мореплавателем, который возглавлял свою дружину. А в дружину он выбирал самых сильных, смелых и отважных мужчин и парней.
В городе Великом Новгороде, откуда родом был Садко, проходили торги. Люди съезжались из разных стран и продавали свои товары.
На больших деревянных кораблях Садко со своей дружиной отправлялся по морям и океанам. Они посещали разные города и страны.
В свободное время Садко очень любил петь песни и играть на гуслях на берегу моря.
В море жил морской царь, который заманил Садко к себе в подводное царство.
Вечером устроил морской царь пир на весь мир. Съехались разные морские цари и гости, да царевичи из разных озёр и рек.
Садко заиграл так весело и задорно, что все гости пустились в пляс.
ВКЛЮЧИТЬ МУЗЫКУ
В это время наверху разыгралась сильная буря в море-океане.
К Садко подошёл Водяной и рассказал, что от бурной пляски в море разыгралась страшная буря. И корабли, люди, товары – всё погибает и тонет. И посоветовал, как можно быстрее остановить пир.
Но, чтобы перестать играть на гуслях, нужно оборвать струны и сказать Морскому царю, что запасных нет.
Тогда пир закончится. А Морской царь захочет тебя отблагодарить и оставить у себя.
Он предложит тебе выбрать невесту и жениться. Перед тобой появятся 300 девиц - красавиц. Ты всех пропусти, а укажи на последнюю, на Чернавушку. Скажешь, что на ней хочешь жениться.
Садко ради кораблей и людей всё так и сделал. Струны с гуслей оборвал. И Морской царь ему говорит: Стать тебе, Садко, моим верным гусляром. Всем твоя игра пришлась по-душе. Женись на любой девице-красавице.
Хлопнул Морской царь в ладоши – и откуда ни возьмись пошли мимо Садко девицы-красавицы.
ВКЛЮЧИТЬ МУЗЫКУ.
А как последняя в ряду девица показалась, сказал гусляр: «Выбрал я себе невесту, - и показал на Чернавушку, - на ней и жениться хочу».
Принялись весёлым пирком да за свадебку.
А как пир окончился, сказала Чернава Садко: «Ложись, спи - почивай, ни о чём не думай» - и запела песню. Накатился на Садко сон глубокий.
- Ребята, а ведь мы так и не узнали, чем же закончился сон Садко? Хотите узнать? Тогда слушайте: Пробудился он поутру, и глазам своим не верит, сидит он на крутом бережку реки Чернавы, там, где в Волхов-реку она впадает. А по Волхову бегут-поспешают его сорок кораблей с верною дружиной. Как вы думаете, ребята, почему Садко не смог остаться жить в море, ведь царь ему разрешил жениться на Чернавушке, он мог бы стать богатым.
(В жизни так не бывает, Садко музыкант, живой человек, а Чернавушка сказочная героиня).
VI. Вывод:
- О чём вы сегодня узнали? Что запомнилось о былинном герое Садко. Назовите фамилию композитора. С каким инструментом познакомились?
( Садко был гусляром и мореплавателем.Н.А. Римский – Корсаков. С гуслям).
VII. Домашнее задание:
Нарисовать инструмент гусли. Выучить слова песни «Весёлый музыкант»
VIII. Рефлексия:
В заключение урока оцените свои ответы.
На уроке мне было комфортно и всё понятно...
На уроке я немного затруднялся, не всё было понятно...
На уроке мне было трудно, ничего не понял…
IХ. Оценка за урок:
Учитель комментируются ответы учащихся.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.