Конспект урока музыки в 3 классе на тему: ПРИРОДА И МУЗЫКА. ЗВУЧАЩИЕ КАРТИНЫ
Цели и задачи:
познакомить с жанром романса;
учить ориентироваться в музыкальных жанрах, выявлять жанровое начало музыки;
оценивать эмоциональный характер музыки и определять её образное содержание, определять средства музыкальной выразительности;
формировать навыки осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе восприятия музыки, её анализа, размышления и музицирования, также в процессе анализа поэтического текста, репродукции картин;
овладеть логическими действиями сравнения, анализа музыки;
развивать интерес к музыке, живописи, литературе, окружающей среде;
воспитывать любовь к Родине, формировать интерес к её историческому прошлому, культурному наследию России.
З н а т ь: определение понятия романс, его отличие от песни.
У м е т ь: приводить примеры романсов; определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях; выразительно, эмоционально исполнять песенный материал урока.
Р а б о т а с п о н я т и я м и: Романс. Певец-солист. Мелодия. Аккомпанемент. Музыка и поэзия. Звучащие картины. Лирика. Лирические образы: романс, живописная картина, пейзаж.
М у з ы к а л ь н ы й м а т е р и а л у р о к а:
Слушание романсов. Интонационно-образный анализ: «Благословляю вас, леса» (муз. П. Чайковского, сл. А. Толстого); «Звонче жаворонка пенье» (муз. Н. Римского-Корсакова, сл. А. Толстого, «Романс» Г. Свиридова (из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель»).
Хоровое пение: «Жаворонок» (муз. М. Глинки, сл. Н. Кукольника).
О б о р у д о в а н и е: Компьютер, медиапроектор, экран (интерактивная доска), ф-но, синтезатор.
З а д а н и е н а д о м (вариативное):
Подбор рисунков, изображающих родную природу;
Мини-проект «Природа родного края».
ХОД УРОКА
1. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
1. Организационный момент – музыкальное приветствие.
2. Проверка ДЗ прошлого урока: чтение выученных стихов о русской природе, созвучных музыке П. Чайковского (4 симфония, 2-я часть); понятие симфонии.
1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
УЧИТЕЛЬ. Сегодня у нас необычный урок - мы отправляемся в путешествие. Перед нами стоит задача: через взаимосвязь таких предметов как литература, музыка, живопись и различные этапы урока рассмотреть красоту русской природы, прочувствовать, как эту красоту воспринимали и отражали в своих произведениях искусства известные русские поэты, композиторы, художники.
Первая наша станция, на которой мы с вами остановимся – «Музыкально-литературная». Вам предстоит, опираясь на поэтический текст и приближая мелодию речи к музыкальной мелодии, как бы «сочинить» фрагмент песни. Прочитайте выразительно, нараспев стихи А. Толстого. А затем попробуйте пропеть эти строки про себя.
1. «Благословляю вас, леса, долины, реки, горы…» (А. Толстой) - чтение нараспев. Пропевание.
УЧИТЕЛЬ. Получилась у вас песня? Кто пропоёт вслух свою песню? (Дети по желанию поют – 2-3 человека).
А теперь послушайте романс П. Чайковского. Мысленно нарисуйте картину природы, основываясь на полученные эмоции в результате прослушивания, и опишите, как выразил Чайковский своё отношение к природе в мелодии, положенной на эти стихи. Какое настроение передаёт его музыка? Что вы представляете себе? Какую картину природы?
1. Слушание «Благословляю вас, леса» П. Чайковского. Интонационный анализ.
УЧИТЕЛЬ. Какое настроение навеял вам этот романс? Соответствует ли настроение музыки Чайковского настроению стихов А. Толстого? Давайте вместе проанализируем.
(Ответы детей.)
У П.И. Чайковского восприятие природы глубоко личностно. Природа выступает у него как толчок для определённого направления мыслей и настроения. То есть главное место в музыке Чайковского занимают те эмоции, мысли, воспоминания, которые природа пробудила. И этот романс является небольшой миниатюрой настроения, навеянного картиной природы.
С первых же звуков музыки мы погружаемся в торжествующее состояние, музыка передаёт, как вы уже сказали, величественное, гордое, радостное настроение стихов Толстого, выражающих безграничную любовь к родной природе. Мелодия звучит ровно, распевно, мягко и широко одновременно. Итак, напрашивается вывод: весь романс проникнут торжеством. Мелодия его звучит как гимн природе.
Я употребила незнакомое вам слово «романс». Что же это за музыкальный жанр?
1. Определение «романс».
УЧИТЕЛЬ. Романс – так называют сольную песню с инструментальным сопровождением. Слово это испанское, и первоначально оно обозначало песню, исполняемую по-романски, то есть по-испански. В старину романс пели под аккомпанемент гитары, лютни, клавесина, позднее – в сопровождении фортепиано.
В романсе особенно тонко и глубоко раскрываются чувства человека, его душевный мир, отношение к жизни, к природе. Это хорошо прослеживается в единстве слова и мелодии.
Что значит сольная песня? (Песня, исполняемая одним певцом – солистом.)
Что такое аккомпанемент? (Инструментальное сопровождение исполняемой мелодии.)
1. Слушание, музыкально-интонационный анализ романса «Звонче жаворонка пенье» Н. Римского-Корсакова
УЧИТЕЛЬ. Ещё один романс – на этот раз композитора Н. Римского-Корсакова. Прослушайте, расскажите: как звучит его мелодия? Как музыка взаимодействует со стихами?
(Как-бы подчёркнуто, активно, отчётливо, ясно, высоко – жаворонок парит высоко в небе и поёт звонко; яркая, парящая мелодия.)
Вывод: вокальное звучание (мелодия) соответствует речевой мелодике (стихам).
1. Повторение знакомых по прошлому году песен и романсов. Сравнение вокальных жанров: романса и песни
Вспомните песни, которые мы разучивали в прошлом году («Моя Россия» Г. Струве, «Здравствуй, Родина моя!» Ю. Чичкова). Есть ли среди них романсы? Почему вы так решили? (Сравните формы произведений, особенности мелодической линии, аккомпанемента.)
(Нет, это – песни.)
А вокальные сочинения М. Глинки: «Жаворонок» — задушевную, задумчивую песню с льющейся, плавной, окрашенной светлой печалью мелодией и «Попутную песню» — образец светлой, жизнерадостной лирики, в которой всё — движение и порыв, нетерпение, ожидание встречи, взволнованное биение сердца – можно назвать романсами? Почему? (Вновь обращаем внимание на формы произведений, их мелодические линии, аккомпанемент.)
Следующая станция – «Вокальная».
1. Разучивание и исполнение «Жаворонок» Глинки
Добиваться исполнения уже на новом художественно-выразительном уровне.
1. Слушание, музыкальный анализ «Романса» Г. Свиридова
УЧИТЕЛЬ. Романсами называют и инструментальные пьесы с выразительной песенной мелодией. Для знакомства с такими романсами мы отправляемся на станцию «Слушательская». Прослушайте один из инструментальных романсов русского композитора Г. Свиридова. О чём рассказывает его музыка? Подумайте, почему эта музыкальная пьеса имеет название «Романс»?
(Ответы детей.)
1. Рассматривание картин художников: А. Саврасов «Рожь», К. Мирошник «Россия»
УЧИТЕЛЬ. Русской природе посвящено очень много стихотворений, музыкальных произведений. Она является предметом любви, восхищения, размышления, описания, изображения. Всё это мы уже сегодня слышали в музыке русских композиторов, в лирике поэтов. Путешествие наше продолжается и следующая станция - «Изобразительная», где мы рассмотрим отношение к природе художников. Как называется произведение живописи с изображением природы?
(Пейзаж).
Рассмотрите эти звучащие картины: как художники выражают свои чувства нежности и любви к Родине? Какие краски подбирают? Как ведут линии? Каков композиционный строй картины? Какие звуки можно услышать, глядя на эти картины?
Какие строки знакомых вам романсов русских композиторов созвучны картинам русских художников?
1. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ (РЕФЛЕКСИЯ)
УЧИТЕЛЬ. И последняя наша станция - «Итоговая». Давайте вспомним, с чем мы сегодня познакомились:
1. Узнали, что такое романс.
2. Слушали романсы русских композиторов, воспевающие красоту родной природы. Раскрыли такую сторону их творчества, где главное место занимают чувства, эмоции, воспоминания человека.
3. Рассмотрели лирические пейзажи русских художников, Увидели, как художники отражают в своих рисунках лирическое настроение и чувство любви к Родине.
Мы справились с поставленными задачами. Вы все были активны, прекрасно работали. И мы сегодня «МОЛОДЦЫ».
Выставление оценок.
Домашнее задание: подобрать рисунки, изображающие родную природу;
Выполнить мини-проект «Природа родного края».
С урока мы уходим под музыку романса Глинки «Жаворонок». До свидания!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.