Конспект урока на тему "Признаки делимости" 5 класс Никольский С.М.
Оценка 4.8

Конспект урока на тему "Признаки делимости" 5 класс Никольский С.М.

Оценка 4.8
docx
27.05.2021
Конспект урока на тему "Признаки делимости" 5 класс Никольский С.М.
Конспект урока на тему Признаки делимости .docx

Автор: Новосёлова Алла Владимировна

Место работы: МБОУ «Винницкая школа»

Урок в 5 классе

Тема: Признаки делимости

Цели урока:

-образовательная: выработка умения обобщать изученный материал, анализировать, сопоставлять и делать выводы;

-воспитательная: формирование навыков самоконтроля; воспитание чувства ответственности;

-развивающая: развитие памяти, воображения, мышления, внимания, сообразительности.

Оборудование: презентация к уроку, листы с заданиями (без решения), учебник по математике 5 класс, автор Никольский С.М.; оценочный лист

Тип урока: комбинированный

Ход урока

1.       Организационный момент. Мотивация учебной деятельности

Знать обязательно каждому надо,
Чтоб получить без ошибки ответ:                                                                                    Признак делимости вспомнить вам надо
Четные числа, мы делим                                                                                               Нечетные — нет.

(Ответ: признак делимости на 2) Сформулируйте правило на 2.

Натуральные без всякого труда
Те лишь на … делятся всегда,
У которых сумма цифр, ты посмотри,
Без остатка тоже делится на ….

(Ответ: признак делимости на 3 или на9) Сформулируйте правила на 3 и на 9)

О том, что не вернуть минуты вспять,
Давно по свету ходит поговорка.
А те лишь числа делятся на пять,
В конце которых …………… .

(Ответ: нуль или пять)

2.       Устная работа (Учащийся может объяснить свои действия приведением правила)

Назовите все делители натурального числа 24

Решение: число 24 делится без остатка на 2. Частное деления равно 12. Это число в свою очередь делится без остатка на 2 и на 3. В результате последовательного деления на 2 и на 3 у нас остаётся 2. Таким образом, число 24 делится на 2, на3, на 12, на 24,на 8, на 6, на 4 , на 1.

Правило. Делителем натурального числа а, называется натуральное число, на которое а делится без остатка.

Ответ: 1, 2, 3, 4, 6, 8, 12, 24.

Назовите несколько кратных числа 24.

Решение: наименьшим кратным любого числа является само число. В нашем случае это 24. Также мы можем его умножить на любое натуральное число и получим его кратное

Умножим число 24 на 2, мы получим кратное ему 48;

Умножим число 24 на 3, мы  получим кратное ему 72.

Ответ: 24 и 48; или 48 и72.

Правило. Кратным натуральному числу а называется натуральное число, которое делится без остатка на а

Какие из чисел 1, 2, 7, 12, 23, 54 являются простыми, а какими составными?

Решение: простыми числами являются 2, 7, 23, так как имеют всего два делителя 1 и само число.

Число 12 является составным, так как кроме 1 и 12 также делится и на 2, и на 3, и на 4, и на 6.

Число 54 – составное ( кроме 1 и самого себя делится также и на 2, и на 3, и на 6, и на 9,…)

Правило. Натуральное число является простым, если оно имеет только два делителя: 1 и само это число. Натуральное число является составным, если имеет более двух делителей.

Ответ: 2,7,23-простые числа; 12 и54-составные; число 1-ни простое, ни составное число.

3.       Основная часть урока.

Задание №1

Из цифр 0,3,4,5 составьте:

А)

Трехзначные числа, делящиеся на 2 и 5 одновременно

340; 350; 540; 530; 430; 450

Б)

Двузначные числа, делящиеся на 3

30; 45; 54

В)

Трехзначные числа, делящиеся на 6

540; 450

Г)

Двузначные нечетные числа, делящиеся на 10

  ________________________

Д)

Числа, делящиеся на 9

54; 45; 405; 504; 540; 450.

Взаимопроверка: без ошибок -2б

                                  1-2 ошибки -1б

                                  более 2ошибок-0б

Выставляем баллы в оценочный лист

Задание №2(Учащиеся записывают числа на слух)

Из указанных чисел 250; 432; 501006; 121032; 6524; 342108; 321405; 5643; 3000020; 686; 615; 1440 выберите те, которые делятся:

1

На 2 и 3 одновременно

432; 501006; 121032; 342108;1440

2

На 3 и 9 одновременно

432;121032;342108; 5643;1440

3

На 5 и 10 одновременно

250; 3000020;1440

4

На 15

321405;615

5

На 18

432; 121032;342108;

Взаимопроверка: без ошибок -2б

                                  1-2 ошибки -1б

                                  более 2ошибок-0б

Выставляем баллы в оценочный лист

 

Задание №3 Назовите три натуральных значения переменной а, при которых значение  выражения

                                    а  будет

 

А) кратно 2

2, 4, 6…

Б) кратно 3

              2,8, 11…

В) кратно 5, но не кратно 10

              9, 19,29…

Г) кратно 10

              4,14,24…

Д) кратно 9

              5;14;23…

Взаимопроверка: без ошибок -2б

                                 1-2 ошибки -1б

                                  более 2ошибок-0б

4.       Выставляем баллы в оценочный лист

5.       Гимнастика для глаз.

 На доске в разных местах развешаны  плакаты с простыми числами. Под диктовку учителя, не поворачивая головы, учащиеся глазами ищут названное число.

Задание №4. Графический диктант. Истинна  -  , Ложь - ___

№ вопроса

                                          Утверждения

 

1

Число 945 делится на 3 и на 5

2

Число 8596 кратно 2

3

Число 2700 делится на 2,3,5,9,10 одновременно

4

Число 3 делитель числа 157

    ___

5

Число 518 делится на число 14

6

Число 9 делитель числа 818

    ___

7

Число 8232 делится одновременно на 4 и 3

8

Число 756 делится на 2 и 3 одновременно

9

Число 5 кратное числу 40

    ___

10

Число 630000 кратное числу 61

    ___

 Взаимопроверка: без ошибок -2б

                                  1-2 ошибки -1б

                                  более 2ошибок-0б

Выставляем баллы в оценочный лист

6.       Закрепление. Самостоятельная работа

Задание №5

Составьте два различных четных трехзначных числа, которые делились бы

Вариант №1

Вариант№2

Составьте два различных четных трехзначных числа, которые делились бы на 5 и на 9 и состояли бы из одинаковых цифр. Найдите НОД и НОК

 

Составьте два различных четных трехзначных числа, которые делились бы на 3, но не делились на 9,  на 5 и состояли бы из одинаковых цифр. Найдите НОД и НОК

 

 

Решение: если искомые числа делятся на 2, на 5 и на 9, то они кратны их произведению, т.е. 90

Составим пары:

180 и 810, НОД=90, НОК=1620

270 и 720, НОД=90, НОК=2160

360 и 630, НОД=90, НОК=2520

450 и 540, НОД=90, НОК=2700

Решение: если искомые числа делятся на 2, на 3 и на 5, то они кратны их произведению, т.е. 30

Составим пары:

150 и 510, НОД=30, НОК=2550

210 и 120, НОД=30, НОК=840

 

 

Взаимопроверка: без ошибок -2б

                                  Неправильно составил пары -0б

                              

Выставляем баллы в оценочный лист

7.       Подведение итогов. Рефлексия.

Возьмите пожалуйста оценочный лист и просчитайте баллы заработанные на уроке, если

9-10б   «отметка 5»

7-8б     «отметка 4»

5-6б     «отметка 3»

Менее 5б «отметка 2»

А также в оценочном листе подчеркните тот смайлик, которому соответствует ваше эмоциональное состояние на уроке.

 

Оценочный лист учащегося 5 класса

ФИО___________________________________________________________________________

 

Задание  №

          №1

       № 2

      № 3

        № 4

  5(или2б или 0б)

Баллы

Нет ошибок-2б

1-2 ошибки-1б

Более 2ош.–0б

 

 

 

 

 

Оценка за урок:

9-10б   «отметка 5»

7-8б     «отметка 4»

5-6б     «отметка 3»

Менее 5б «отметка 2»                        Оцекка: ______________

 

Рефлексия: Название предмета

 

8.       Домашнее задание. 3.2-повторить теорию; стр 246 №1096 (а,в); №1103 (а-г).

Из цифр 0,2,7,9 составьте числа:  вопросы возьмёте с задание №1 классной работы.

 

 


 

Автор: Новосёлова Алла Владимировна

Автор: Новосёлова Алла Владимировна

Назовите несколько кратных числа 24

Назовите несколько кратных числа 24

Выставляем баллы в оценочный лист 2

Выставляем баллы в оценочный лист 2

Оценочный лист учащегося 5 класса

Оценочный лист учащегося 5 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.05.2021