Автор: Новосёлова Алла Владимировна
Место работы: МБОУ «Винницкая школа»
Урок в 5 классе
Тема: Признаки делимости
Цели урока:
-образовательная: выработка умения обобщать изученный материал, анализировать, сопоставлять и делать выводы;
-воспитательная: формирование навыков самоконтроля; воспитание чувства ответственности;
-развивающая: развитие памяти, воображения, мышления, внимания, сообразительности.
Оборудование: презентация к уроку, листы с заданиями (без решения), учебник по математике 5 класс, автор Никольский С.М.; оценочный лист
Тип урока: комбинированный
Ход урока
1. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности
Знать обязательно каждому
надо,
Чтоб получить без ошибки ответ:
Признак делимости вспомнить вам надо
Четные числа, мы
делим
Нечетные — нет.
(Ответ: признак делимости на 2) Сформулируйте правило на 2.
Натуральные без всякого
труда
Те лишь на … делятся всегда,
У которых сумма цифр, ты посмотри,
Без остатка тоже делится на ….
(Ответ: признак делимости на 3 или на9) Сформулируйте правила на 3 и на 9)
О том, что не вернуть
минуты вспять,
Давно по свету ходит поговорка.
А те лишь числа делятся на пять,
В конце которых …………… .
(Ответ: нуль или пять)
2. Устная работа (Учащийся может объяснить свои действия приведением правила)
Назовите все делители натурального числа 24
Решение: число 24 делится без остатка на 2. Частное деления равно 12. Это число в свою очередь делится без остатка на 2 и на 3. В результате последовательного деления на 2 и на 3 у нас остаётся 2. Таким образом, число 24 делится на 2, на3, на 12, на 24,на 8, на 6, на 4 , на 1.
Правило. Делителем натурального числа а, называется натуральное число, на которое а делится без остатка.
Ответ: 1, 2, 3, 4, 6, 8, 12, 24.
Назовите несколько кратных числа 24.
Решение: наименьшим кратным любого числа является само число. В нашем случае это 24. Также мы можем его умножить на любое натуральное число и получим его кратное
Умножим число 24 на 2, мы получим кратное ему 48;
Умножим число 24 на 3, мы получим кратное ему 72.
Ответ: 24 и 48; или 48 и72.
Правило. Кратным натуральному числу а называется натуральное число, которое делится без остатка на а
Какие из чисел 1, 2, 7, 12, 23, 54 являются простыми, а какими составными?
Решение: простыми числами являются 2, 7, 23, так как имеют всего два делителя 1 и само число.
Число 12 является составным, так как кроме 1 и 12 также делится и на 2, и на 3, и на 4, и на 6.
Число 54 – составное ( кроме 1 и самого себя делится также и на 2, и на 3, и на 6, и на 9,…)
Правило. Натуральное число является простым, если оно имеет только два делителя: 1 и само это число. Натуральное число является составным, если имеет более двух делителей.
Ответ: 2,7,23-простые числа; 12 и54-составные; число 1-ни простое, ни составное число.
3. Основная часть урока.
Задание №1
Из цифр 0,3,4,5 составьте:
А) |
Трехзначные числа, делящиеся на 2 и 5 одновременно |
340; 350; 540; 530; 430; 450 |
Б) |
Двузначные числа, делящиеся на 3 |
30; 45; 54 |
В) |
Трехзначные числа, делящиеся на 6 |
540; 450 |
Г) |
Двузначные нечетные числа, делящиеся на 10 |
________________________ |
Д) |
Числа, делящиеся на 9 |
54; 45; 405; 504; 540; 450. |
Взаимопроверка: без ошибок -2б
1-2 ошибки -1б
более 2ошибок-0б
Выставляем баллы в оценочный лист
Задание №2(Учащиеся записывают числа на слух)
Из указанных чисел 250; 432; 501006; 121032; 6524; 342108; 321405; 5643; 3000020; 686; 615; 1440 выберите те, которые делятся:
1 |
На 2 и 3 одновременно |
432; 501006; 121032; 342108;1440 |
2 |
На 3 и 9 одновременно |
432;121032;342108; 5643;1440 |
3 |
На 5 и 10 одновременно |
250; 3000020;1440 |
4 |
На 15 |
321405;615 |
5 |
На 18 |
432; 121032;342108; |
Взаимопроверка: без ошибок -2б
1-2 ошибки -1б
более 2ошибок-0б
Выставляем баллы в оценочный лист
Задание №3 Назовите три натуральных значения переменной а, при которых значение выражения
а будет
А) кратно 2 |
2, 4, 6… |
Б) кратно 3 |
2,8, 11… |
В) кратно 5, но не кратно 10 |
9, 19,29… |
Г) кратно 10 |
4,14,24… |
Д) кратно 9 |
5;14;23… |
Взаимопроверка: без ошибок -2б
1-2 ошибки -1б
более 2ошибок-0б
4. Выставляем баллы в оценочный лист
5. Гимнастика для глаз.
На доске в разных местах развешаны плакаты с простыми числами. Под диктовку учителя, не поворачивая головы, учащиеся глазами ищут названное число.
Задание №4. Графический диктант. Истинна
- , Ложь - ___
№ вопроса |
Утверждения |
|
1 |
Число 945 делится на 3 и на 5 |
|
2 |
Число 8596 кратно 2 |
|
3 |
Число 2700 делится на 2,3,5,9,10 одновременно |
|
4 |
Число 3 делитель числа 157 |
___ |
5 |
Число 518 делится на число 14 |
|
6 |
Число 9 делитель числа 818 |
___ |
7 |
Число 8232 делится одновременно на 4 и 3 |
|
8 |
Число 756 делится на 2 и 3 одновременно |
|
9 |
Число 5 кратное числу 40 |
___ |
10 |
Число 630000 кратное числу 61 |
___ |
Взаимопроверка: без ошибок -2б
1-2 ошибки -1б
более 2ошибок-0б
Выставляем баллы в оценочный лист
6. Закрепление. Самостоятельная работа
Задание №5
Составьте два различных четных трехзначных числа, которые делились бы
Вариант №1 |
Вариант№2 |
Составьте два различных четных трехзначных числа, которые делились бы на 5 и на 9 и состояли бы из одинаковых цифр. Найдите НОД и НОК
|
Составьте два различных четных трехзначных числа, которые делились бы на 3, но не делились на 9, на 5 и состояли бы из одинаковых цифр. Найдите НОД и НОК
|
Решение: если искомые числа делятся на 2, на 5 и на 9, то они кратны их произведению, т.е. 90 Составим пары: 180 и 810, НОД=90, НОК=1620 270 и 720, НОД=90, НОК=2160 360 и 630, НОД=90, НОК=2520 450 и 540, НОД=90, НОК=2700 |
Решение: если искомые числа делятся на 2, на 3 и на 5, то они кратны их произведению, т.е. 30 Составим пары: 150 и 510, НОД=30, НОК=2550 210 и 120, НОД=30, НОК=840
|
Взаимопроверка: без ошибок -2б
Неправильно составил пары -0б
Выставляем баллы в оценочный лист
7. Подведение итогов. Рефлексия.
Возьмите пожалуйста оценочный лист и просчитайте баллы заработанные на уроке, если
9-10б «отметка 5»
7-8б «отметка 4»
5-6б «отметка 3»
Менее 5б «отметка 2»
А также в оценочном листе подчеркните тот смайлик, которому соответствует ваше эмоциональное состояние на уроке.
Оценочный лист учащегося 5 класса ФИО___________________________________________________________________________
|
|||||
Задание № |
№1 |
№ 2 |
№ 3 |
№ 4 |
5(или2б или 0б) |
Баллы Нет ошибок-2б 1-2 ошибки-1б Более 2ош.–0б |
|
|
|
|
|
Оценка за урок: 9-10б «отметка 5» 7-8б «отметка 4» 5-6б «отметка 3» Менее 5б «отметка 2» Оцекка: ______________
|
|||||
Рефлексия: |
8. Домашнее задание. 3.2-повторить теорию; стр 246 №1096 (а,в); №1103 (а-г).
Из цифр 0,2,7,9 составьте числа: вопросы возьмёте с задание №1 классной работы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.