Министерство общего и профессионального образования
Ростовской области
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Зимовниковский педагогический колледж»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (включая экономику и право)
программы подготовки специалистов
среднего звена (ППССЗ)
для специальности
44.02.02. Преподавание в начальных классах
Зимовники 2019
Описание разработки
Учитель: |
Бочкарева Ольга Николаевна, преподаватель обществоведческих дисциплин |
Образовательное учреждение |
ГБПОУ РО «Зимовниковский педагогический колледж» |
Предмет |
Обществознание (включая экономику и право) |
Краткая аннотация урока |
Урок направлен на выявление особенностей семьи как социальной группы и социального института; формированию мыслительных умений; актуализацию субъектного опыта обучающихся |
Специальность, курс |
44.02.02 Преподавание в начальных классах, I курс |
Тема |
Семья как социальный институт и малая группа |
Тема урока |
Семья-территория любви |
Тип урока
|
По соотношению структурных звеньев - урок изучения нового материала, По ведущему методу - практикум в сочетании с эвристической беседой. По характеру деятельности - проблемный, исследовательский урок |
Цели урока |
Познавательная – усвоение учащимися понятий семья, брак , типов, видов и форм семьи, признаков семьи как малой группы и социального института; формирование системы знаний о социальных функциях семьи, тенденциях в развитии современной семьи. Развивающая - способствовать формированию: мыслительных умений: сравнения, анализа, синтеза, критического мышления через проблемные ситуации, анализ документов, статистических данных информационно - методологических умений: формулирования понятий, умения работать с разнообразными источниками знаний (интернет-ресурсы, неадаптированные текстовые источники), конспектирования, критического сопоставления источников, умения составления опорных схем, навыков публичных выступлений организационных умений: умение организовать самостоятельную познавательную деятельность. Воспитательная – способствовать: формированию познавательного интереса, мотивации к обучению через разнообразие используемых приёмов, актуализацию субъектного опыта учащихся; формированию исторического мышления –способности рассматривать события и явления с точки зрения их динамики, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам современности через использование методов социологического анализа, при критическом восприятии получаемой извне социальной информации; формированию исследовательских умений учащихся. |
Задачи урока |
Создание условий для достижения целей через: - использование разнообразных методов мотивации деятельности создание проблемных ситуаций, - организацию самостоятельной познавательной деятельности - использование документально - методического комплекса - разнообразие используемых приёмов, - актуализацию субъектного опыта учащихся - использование новых информационных технологий |
Формируемые умения |
Информационно - методологические умения: формулирования понятий, умения работать с разнообразными источниками знаний (интернет-ресурсы, неадаптированные текстовые источники), конспектирования, критического сопоставления источников, умения составления опорных схем, навыков публичных выступлений; организационные умения: умение организовать самостоятельную познавательную деятельность; закрепление навыков работы в Интернет |
Цели использования ИКТ |
Повышение мотивации к изучению предмета у учащихся далеких от гуманитарных предметов и увлеченных компьютерами; обеспечение доступа учащихся к информационным источникам и ресурсам через использование Интернет, печатного раздаточного материала; использование новых информационных технологий способно существенно углубить содержание предмета, при отсутствии учебников профильного уровня по обществознанию; содействие активному включению учащихся в учебный процесс; установление межпредметных связей с информатикой: решается задача воспитания у учащихся культуры пользователя ПК, умений находить, преобразовывать и целесообразно использовать учебную информацию. |
Формы организации работы детей |
Фронтальная, групповая, индивидуальная |
Используемое оборудование |
Интерактивная доска (презентация, видео), презентации студентов о семье, компьютер Документ Аристотель «Об основах семейной жизни» (фрагмент) |
План урока
|
1. Семья как социальная группа и как социальный институт 2. Типы семьи 3. Функции семьи |
Основные понятия |
брак, семья, нуклеарная семья, расширенная семья, патриархальная семья, эгалитарная семья, моногамия, полигамия, малая группа, социальный институт. |
Средства урока
|
Документально-методический комплекс (Приложение №1, № 2) |
Источники
|
http://ru.wikipedia.org - Материал из Википедии –свободной энциклопедии; Учебник: Важенин А.Г. Обществознание (включая экономику и право). - М., 2015 |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА (2 часа)
Этапы урока |
Цели этапа |
Деятельность педагога |
Деятельность учащихся |
1.Организационный ( 1-2 мин) |
Обеспечить внешнюю обстановку для работы на учебном занятии. |
Приветствие, представление, организация внимания учащихся |
Установка учащихся на слушание и восприятие
|
2.Мотивационный ( 10 мин)
|
Обеспечить мотивацию деятельности, принятие учащимися целей и задач |
Мотивирует деятельность учащихся на уроке через просмотр видеосюжета и беседы: - О чем этот видеосюжет? Из кого состоит семья? Как в ней распределены обязанности? На ваш взгляд это семья дружная? Подводит итог беседы, актуализируя роль важнейшего социального института общества – семьи через работу с эпиграфом «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» Л.Толстой Обучающимся представляется возможность поучаствовать в социологическом исследовании и заполнить кластер «Из чего складывается семейное счастье» Приводятся данные исследования, анализируются, обобщаются, затем обучающиеся делают вывод, который является основой темы урока. Определяет акценты урока: «Тему семьи мы будем рассматривать с позиций науки социологии, побуждающей нас взирать на семью беспристрастно, не используя ценностного подхода». Но так как мнения у нас расходятся, то тему мы сформулируем после ее полного изучения. А пока запишем: «Семья – территория …» Определяет цель урока: определить признаки семьи как малой группы и социального института, выявить тенденции развития современной семьи (её типов, форм и функций). |
Участвуют в обсуждении просмотра видео
Усвоение содержания на уровне восприятия и осмысления.
Составляют кластер и зачитывают с пояснением свои варианты.
Записывают тему в тетрадь. |
3.Усвоения и первичного закрепления новых знаний и умений (40 мин) |
Создание условий для включённости всех учащихся в деятельность по достижению познавательной , развивающей и воспитательной цели урока |
Создаёт новую образовательную среду
|
Учащиеся включаются в образовательную деятельность |
3.1. Семья как социальный институт и малая группа ( 15 мин.) |
Освоение системы знаний, составляющих основы социологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой: формулирование понятий брак и семья, знакомство с основными признаками семьи как соц. института и малой группы, с её функциями
|
Актуализирует знания учащихся из курса обществознания основной школы, предлагая сформулировать определение понятия «семья», определить различия между понятиями «семья» и «брак» Предлагает сверить получившиеся определения с определениями, данными в Приложении 1, и записать в тетрадь. Семья занимает особое место в жизни каждого человека. В ней мы растем, воспитываемся, усваиваем моральные и нравственные нормы, приобретаем вкусы и манеры, привычки, в семье складывается характер и идеалы. Поэтому именно сегодня мы с вами и поговорим о семье. Семья очень древний социальный институт. Она исторически менялась: в обществе не утихают споры о том, какая из форм семьи более жизнеспособна. Семья одновременно выступает как социальная группа и как социальный институт. Изучим эти два понятия семьи и определим ее признаки. Семья как социальная группа – это основанное на браке, кровном родстве или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта, взаимопомощью и взаимной ответственностью. Семья как социальный институт – это объединение, которое характеризуется совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками. Задание: Составить кластер «Семья и ее признаки». Мотивы создания семьи могут быть разные: любовь, симпатия, преодоление одиночества, вынужденное решение, расчет. Задание: Какие из этих мотивов способствуют созданию прочной и счастливой семьи? Ответ требует обоснования. Таким образом, в зависимости от мотивации брака различают разные типы семьи. |
Вступают в беседу, высказывая предположения.
Работают с текстом №1, записывают в тетрадь определения понятий семья, брак.
Составляют кластер «Семья и ее признаки»
Называют мотивацию брака исходя из социального опыта (любовь, материальная выгода, рождение ребенка) |
3.2.Типы семьи ( 15 мин.) |
Овладение умениями работать с источниками социальной информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета); умениями систематизировать полученные данные
|
Подводит учащихся к проблеме многообразия типов и форм брака и семьи через привлечение знакомого социального факта. - Два года назад член Государственной думы В.Ф.Жириновский выступил в Думе с законодательной инициативой, предложив разработать новый закон, разрешающий многожёнство. Подумайте, о чём свидетельствует сам факт такой инициативы? Обобщает выводы учащихся: «Сам факт появления такой инициативы свидетельствует о существовании в обществе новых форм и типов семейных отношений, которые требуют их нормативного регулирования». Семьи различаются по составу, по типам цивилизации, по количеству детей. Представление презентаций обучающихся и определение типа представленных семей (обучающиеся презентуют свои семьи с определением типа). Задание: Работа с учебником Учебник: Важенин А.Г. Обществознание (включая экономику и право). - М., 2015, стр. 211 (заполнение таблицы). Задание: Работа с документом Аристотель «Об основах семейной жизни» (Приложение 2) 1. Какой тип семьи иллюстрируют данные взаимоотношения? 2. С какими аргументами Аристотеля может, не согласится современный человек и почему? |
Высказывают предположения.
Защита презентаций «Моя семья» Заполняют таблицу. Зачитывают записанное в тетради, участвуют в обсуждении, выдвигают гипотезы о преобладающей в наше время типологии семьи и брака.
Усвоение содержания на уровне восприятия, осмысления и запоминания; на уровне применения знаний по образцу. |
3.3. Функции семьи (10 мин)
|
Освоение системы знаний, составляющих основы социологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой: овладение умениями работать с источниками социальной информации формулирование функций семьи. |
Семья - это малая социальная группа, в которой проходит основная часть жизни человека. Большинство людей имеют семью. Обычно в семье есть мать, отец, дети, старшие члены семьи - бабушки и дедушки. Семья зародилась в первобытном обществе и прошла долгий путь своего становления. На всех ступенях развития человечества она играла большую роль во взаимоотношениях людей. У каждого из нас есть желание жить в дружной, благополучной семье, основанной на взаимопонимании и доверии детей и взрослых. Но семейная жизнь похожа на мешок, в который положили острых камней и начали трясти. В результате тряски получится одно из двух: либо камни отшлифуются друг об друга и улягутся, либо острые камни порвут мешок и высыплются. Этот пример показывает, что людям, состоявшим в браке надо либо уступать друг другу, либо их союз распадется. Гармоничная семья выполняет много важных функций. Задание: Работа с текстом (Приложение 3), определить функции семьи. Кроме данных функций есть другие функции, которые направлены на удовлетворение иных потребностей. Задание: Работа с учебником Работа с учебником Учебник: Важенин А.Г. Обществознание (включая экономику и право). - М., 2015, стр. 211 (заполнение таблицы). |
Усвоение содержания на уровне восприятия, осмысления и запоминания; на уровне применения знаний по образцу.
Анализируют текст. Формулируют функции семьи. Заполняют таблицу, используя тексты и учебник. |
4. Итог урока (10 мин) |
|
Таким образом, подведем итог урока. Семья – это социальная группа и социальный институт, который удовлетворяет эмоциональную потребность в совместных переживаниях, обмене чувствами и настроениями, Одним из результатов домашнего функционирования семьи как социальной группы является эффективное предупреждение отклонений от требования социальных норм в подавляющем большинстве сфер общественной жизни. Вернемся к формулировке темы урока. Вам надо было закончить тему: «Семья – территория …». После того как мы определили, чем является семья как социальный институт и как социальная группа, что способствует созданию семьи, какие различают типы семей мы можем подвести итог и закончить тему «Семья – территория любви» |
Обучающиеся обобщают материал урока, формулируют выводы и высказывают свое мнение по поводу формулирования темы урока.
Записывают вывод в формулировке темы «Семья – территория любви» |
5. Анализ и оценка результатов учебной деятельности |
Выявление сформированности ценностных установок и убеждений через формулирование собственных заключений и суждений |
Вероятно, многим из вас известна картина русского живописца Виктора Михайловича Васнецова «Витязь на распутье». Эта картина представлена в Третьяковской галерее в Москве, но ее копии можно увидеть в музеях других городов России. Всемирно известное полотно с большим философским смыслом. Три пути в желтеющих долинах сразу за большим замшелым камнем. Одинокий воин, сидя на коне и опустив копье, задумчиво читает надпись. Решает, что делать, по какому пути ему дальше скакать… «А ты как бы поступил?» - спросил седовласый дедушка своего пятилетнего внука, когда они стояли в одном из музеев перед знаменитой картиной и внимательно ее разглядывали. «Повернул бы назад и помчался прямо домой» - не задумываясь, ответил внук. Счастлив тот, кто счастлив у себя дома, считал Л.Н. Толстой, только единого рецепта счастливой жизни никто не знает, каждый ищет его сам. Русская императрица Александра Федоровна, жена Николая II, в «Записках о семейной жизни» 1899 года написала так: «Дом, каким бы он не был скромным, маленьким, для любого члена семьи должен стать самым дорогим местом на земле. Он должен быть наполнен такой любовью, таким счастьем, что, в каких бы краях человек потом не странствовал, сколько бы лет не прошло, сердце его должно все равно тянуться к родному дому. Во всех испытаниях и бедах родной дом – убежище для души». |
Открытость учащихся в высказывании суждений и оценок, присутствие различных мыслительных и поведенческих стратегий
Усвоение содержания на уровне применения знаний в новой ситуации. |
6.Рефлексия (8 мин) |
Выявление сформированности ценностных установок и убеждений через формулирование собственных заключений и суждений |
С целью определить своё отношение к семейным ценностям учитель предлагает учащимся обратиться к страницам Интернет, к энциклопедии Википедии, в правом нижнем углу страницы есть ссылка на Викицитатник по теме «Брак, Семья». Предлагает выбрать афоризм или цитату, которые соответствуют ценностям учащихся. 1. Какое значение для вас лично имеют знания и умения, полученные сегодня? 2. При изучении материала вы помогали другим или помогали вам? 3. С каким настроением вы изучали материал (было интересно; не очень; неинтересно)? |
Учащиеся пересаживаются к компьютерам и выбирают афоризмы, которые, по их мнению наиболее полно отражают их представление о семье, выписывают их в тетрадь. По истечении времени, по желанию, озвучивают и комментируют записанные афоризмы |
7. Домашнее задание (1-2 мин). |
Вторичное закрепление изученного содержания. |
§ 6.4 Творческое задание - написание эссе на тему: «Роль семьи в современном обществе» «Будущее семейных отношений» |
|
Методическая часть
Элемент ИКТ |
Интернет ресурс http://ru.wikipedia.org - Материал из Википедии - свободной энциклопедии, страница «Семья»
|
Документально-методический комплекс на основе информации, взятой в Интернет по теме «Семья как малая группа и социальный институт» |
Как (приемы и методы) используется этот элемент в уроке (что с ним делать?) |
Самостоятельный выход учащихся в Интернет по заданному адресу, поиск и трансформация найденной информации в схематичную форму. Учитель играет роль тьютора. |
Работа, обсуждение, поиск компромиссных решений, публичные комментарии
|
Какие цели преследуются применением конкретно этого элемента на уроке |
Закрепление навыков работы в Интернет умения работать с разнообразными источниками знаний (интернет-ресурсы, неадаптированные текстовые источники); формирование умения организовать самостоятельную познавательную деятельность, умений находить, преобразовывать и целесообразно использовать учебную информацию. |
Формирование способности рассматривать события и явления с точки зрения их динамики, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам современности через использование методов социологического анализа, при критическом восприятии получаемой извне социальной информации; формирование умения критического сопоставления источников, умения работать с неадаптированными источниками текста. |
Каким образом этот элемент усиливает эффективность достижения названных целей, могли ли они быть достигнуты без его применения |
Повышение мотивации к изучению предмета у учащихся далеких от гуманитарных предметов и увлеченных компьютерами. Достижение цели формирования информационно-методологической компетентности сложно при использовании только традиционных видов источников: учителя как основного источника информации и учебника, содержащего одностороннюю точку зрения автора. |
Обеспечение доступа учащихся к информационным источникам и ресурсам через использование печатного раздаточного материала; использование новых информационных технологий способно существенно углубить содержание предмета, при отсутствии учебников профильного уровня по обществознанию
|
Приложение №1
Документально- методический комплекс
«Семья как малая группа и социальный институт»
Семья – это малая группа и особый социальный институт, регулирующий межличностные отношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками, связанными общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.
Основой семьи является брак. Под институтом брака, как правило, понимают социально-правовые аспекты семейно-родственных отношений, институционализацию отношений между мужем и женой как гражданами государства.
Брак имеет санкционированный характер, то есть признаваемый обществом, которое берет на себя определенные обязательства по его защите и налагает на вступающих в брак ответственность за материальное обеспечение и воспитание детей, а тем самым за будущее семьи. Общество, признавая в определенной культурной форме законность брака, оказывает материально-финансовую помощь семье, проводя соответствующую семейно-демографическую политику, особенно в тех случаях, когда семья является многодетной или в ней отсутствует один из родителей.
Приложение №2
Аристотель «Об основах семейной жизни»
Наука о домохозяйстве предполагает три элемента власти:
во-первых, власть господина по отношению к рабам;
во-вторых, отношения отца к детям;
в- третьих, отношение мужа к жене.
Действительно, властвуют и над женой и над детьми как существами свободными, но осуществляется эта власть неодинаковым образом. Власть мужа над женой можно сравнить с властью политического деятеля, власть отца над детьми – с властью царя. Ведь мужчина по своей природе, исключая лишь те или иные нормальные отклонения, более призван к руководительству, чем женщина, а человек старший и зрелый может лучше руководить, чем человек молодой и незрелый.
Аристотель. Политика//Сочинения. – М., 1983. – Т.4. – С. 377
Вопросы и задания
1. Какой тип семьи иллюстрируют данные взаимоотношения?
2. С какими аргументами Аристотеля может не согласится современный человек и почему?
Приложения № 3
Функции семьи
1. Семья - общество людей, которое отвечает за самое важное, продолжения рода человеческого. (Функция деторождения)
В семье, ребенок учится «как быть человеком», «как быть самим собой». Ритм семейной жизни – это твердые, яркие, эмоциональные отношения с другими людьми. Они являются лучшими возможностями, чтобы научиться любить, открываться друг другу, быть добрым, правдивым, справедливым. А также развивать свои умственные способности, или художественное мастерство. Родители, братья, сестры и другие члены семьи путем поощрения, осуждения, сотрудничества, помощи, на собственном примере, стимулируют всестороннее развитие нового члена семьи. (Обучающая функция)
2. Эта функция семьи заключается в том, что ребенок, находясь в семейном окружении, в окружении любви, научиться сотрудничать, делать уступки другим членам семьи, слушать других, чтобы приспособиться к внешнему миру. Так же он учится брать на себя ответственность и право собственности. Таки образом, например: выгуливать собаку, убирать дом. Семья первая среда для ребенка, где он учится терпимости и компромисса. (Социальная функция)
3. Семья является местом культурной и общественной жизни. Именно в семье можно отдохнуть вместе, например: отдыхая вместе на море, веселиться, познавать примеры национальной культуры, ходить в театр. Семья учит вашего ребенка участвовать в таких мероприятиях, как искусство, музыка, литература. А так же влиять на их ход развития. (Культурная функция)
4. Семья – сообщество людей, которое пытается создать материальную основу семейной жизни. Родители, имея работу, приносящую им доход, могут обеспечить материальные ресурсы для удовлетворения всех ваших потребностей, например, жилье, образование, питание, здравоохранение, доступ к культуре и отдыхе. Так же родители учат своих детей планированию совместных семейных расходов, а также управлению собственными деньгами. (Функция экономики)
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.