конспект урока на тему "Семья"

  • Лекции
  • doc
  • 31.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

методическая разработка урока по курсу "ОБществознание" для обучающихся 1 курса СПО
Иконка файла материала Методическая разработка.doc

Министерство общего и профессионального образования

Ростовской  области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Зимовниковский педагогический колледж»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

 

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (включая экономику и право)
программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ)

для специальности

44.02.02. Преподавание в начальных классах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зимовники 2019

Описание разработки

Учитель:

Бочкарева Ольга Николаевна, преподаватель обществоведческих дисциплин

Образовательное учреждение

ГБПОУ РО «Зимовниковский педагогический колледж»

Предмет

Обществознание (включая экономику и право)

Краткая аннотация урока

Урок направлен на выявление особенностей семьи как социальной группы и социального института; формированию мыслительных умений; актуализацию субъектного опыта обучающихся

Специальность, курс

44.02.02 Преподавание в начальных классах,

 I курс

Тема

Семья как социальный институт и малая группа

Тема урока

 Семья-территория любви

Тип урока

 

По соотношению структурных звеньев - урок изучения нового материала,

По ведущему методу - практикум в сочетании с эвристической беседой.

По характеру деятельности - проблемный, исследовательский  урок

Цели урока

Познавательная – усвоение учащимися понятий семья, брак , типов, видов  и форм семьи, признаков семьи как малой группы и социального института; формирование системы знаний о социальных функциях семьи, тенденциях в развитии современной семьи.

Развивающая - способствовать формированию:

мыслительных умений: сравнения, анализа, синтеза, критического мышления через проблемные ситуации, анализ документов, статистических данных

информационно - методологических  умений: формулирования понятий, умения работать с разнообразными источниками знаний (интернет-ресурсы, неадаптированные текстовые источники), конспектирования, критического сопоставления источников,  умения составления опорных схем, навыков публичных выступлений организационных умений: умение организовать самостоятельную познавательную деятельность.

Воспитательная – способствовать: формированию познавательного интереса, мотивации к обучению через разнообразие используемых приёмов, актуализацию субъектного опыта учащихся;  формированию исторического мышления способности рас­сматривать события и явления с точки зрения их динамики, определять собствен­ное отношение к дискуссионным проблемам современности через использование методов  социологического анализа, при критичес­ком восприятии получаемой извне социальной информации; формированию  исследовательских умений учащихся.

Задачи урока

Создание условий для достижения целей через:

- использование разнообразных методов мотивации деятельности создание проблемных ситуаций,

- организацию самостоятельной познавательной деятельности

- использование документально - методического комплекса

- разнообразие используемых приёмов,

- актуализацию субъектного опыта учащихся

- использование новых информационных технологий

Формируемые умения

Информационно - методологические  умения: формулирования понятий, умения работать с разнообразными источниками знаний (интернет-ресурсы, неадаптированные текстовые источники), конспектирования, критического сопоставления источников,  умения составления опорных схем, навыков публичных выступлений; организационные умения: умение организовать самостоятельную познавательную деятельность; закрепление навыков работы в Интернет

Цели использования ИКТ

Повышение мотивации к изучению предмета у учащихся далеких от гуманитарных предметов и увлеченных компьютерами; обеспечение доступа учащихся к информационным источникам и ресурсам через использование Интернет, печатного раздаточного материала; использование новых информационных технологий способно существенно углубить содержание предмета, при отсутствии учебников профильного уровня по обществознанию;

содействие активному включению учащихся в учебный процесс; установление межпредметных связей с  информатикой: решается задача воспитания у учащихся культуры пользователя ПК, умений находить, преобразовывать и целесообразно использовать учебную информацию.

Формы организации работы детей

Фронтальная, групповая, индивидуальная

Используемое оборудование

Интерактивная доска (презентация, видео), презентации студентов о семье,  компьютер

Документ Аристотель «Об основах семейной жизни» (фрагмент)

План урока

 

1. Семья как социальная группа и как социальный институт

2. Типы семьи

3. Функции семьи

Основные понятия

брак, семья, нуклеарная семья, расширенная семья, патриархальная семья, эгалитарная семья, моногамия, полигамия, малая группа, социальный институт.

Средства урока

 

Документально-методический комплекс (Приложение №1, № 2)

Источники

 

http://ru.wikipedia.org - Материал из Википедии свободной энциклопедии;

Учебник: Важенин А.Г. Обществознание (включая экономику и право). - М., 2015

 

 

 


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА (2 часа)

 

Этапы урока

Цели этапа

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

1.Организационный

( 1-2 мин)

Обеспечить внешнюю обстановку для работы на учебном занятии.

Приветствие, представление, организация внимания учащихся

Установка учащихся на слушание и восприятие

 

2.Мотивационный ( 10 мин)

 

Обеспечить мотивацию деятельности,

принятие учащимися целей и задач

Мотивирует деятельность учащихся на уроке через

просмотр видеосюжета и беседы:

- О чем этот видеосюжет? Из кого состоит семья? Как в ней распределены обязанности? На ваш взгляд это семья дружная?

Подводит итог беседы,  актуализируя роль важнейшего социального института общества – семьи через работу с эпиграфом «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» Л.Толстой

Обучающимся представляется возможность поучаствовать в социологическом исследовании и заполнить кластер «Из чего складывается семейное счастье»

Приводятся данные исследования, анализируются, обобщаются, затем обучающиеся делают вывод, который является основой темы урока.

Определяет акценты  урока: «Тему семьи мы будем рассматривать с позиций науки социологии, побуждающей нас взирать на семью беспристрастно, не используя ценностного подхода».

 Но так как мнения у нас расходятся, то тему мы сформулируем после ее полного изучения.

А пока запишем: «Семья – территория …»

Определяет цель урока: определить признаки семьи как малой группы и социального института, выявить тенденции развития современной семьи (её типов, форм и функций).

Участвуют в обсуждении просмотра видео

 

 

 

Усвоение содержания  на уровне восприятия и осмысления.

 

Составляют кластер и зачитывают с пояснением свои варианты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают  тему в тетрадь.

3.Усвоения и первичного закрепления новых знаний и умений

(40 мин)

Создание условий для включённости всех учащихся  в деятельность по достижению познавательной , развивающей и воспитательной цели урока

Создаёт новую образовательную среду

 

Учащиеся включаются в образовательную деятельность 

3.1. Семья как социальный институт и малая группа

( 15 мин.)

Освоение системы знаний, составляющих основы социологии, необхо­димых для эффективного взаимодействия с социальной сре­дой: формулирование  понятий брак и семья, знакомство с основными признаками семьи как соц. института и малой группы, с её функциями

 

Актуализирует знания учащихся из курса обществознания  основной школы, предлагая сформулировать определение понятия «семья», определить различия между понятиями «семья» и «брак»

Предлагает сверить  получившиеся  определения с определениями,  данными в  Приложении 1, и записать в тетрадь.

Семья занимает особое место в жизни каждого человека. В ней мы растем, воспитываемся, усваиваем моральные и нравственные нормы, приобретаем вкусы и манеры, привычки, в семье складывается характер и идеалы. Поэтому именно сегодня мы с вами и поговорим о семье. Семья очень древний социальный институт. Она исторически менялась: в обществе не утихают споры о том, какая из форм семьи более жизнеспособна.

Семья одновременно выступает как социальная группа и как социальный институт. Изучим эти два понятия семьи и определим ее признаки.

Семья как социальная группа – это основанное на браке, кровном родстве или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта, взаимопомощью и взаимной ответственностью.

Семья как социальный институт – это объединение, которое характеризуется совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками.

Задание: Составить кластер «Семья и ее признаки».

Мотивы создания семьи могут быть разные: любовь, симпатия, преодоление одиночества, вынужденное решение, расчет.

Задание: Какие из этих мотивов способствуют созданию прочной и счастливой семьи? Ответ требует обоснования.

Таким образом, в зависимости от мотивации брака различают разные типы семьи.

Вступают в беседу, высказывая предположения.

 

 

Работают с текстом №1, записывают в тетрадь определения понятий семья, брак.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составляют кластер «Семья и ее признаки»

 

 

Называют мотивацию брака исходя из социального опыта (любовь, материальная выгода, рождение ребенка)

3.2.Типы семьи

( 15  мин.)

Овладение умениями

работать с источниками социальной информации, с использо­ванием современных средств коммуникации (включая ресур­сы Интернета);

умениями

систематизировать полученные дан­ные

 

Подводит  учащихся к проблеме  многообразия типов и форм брака и семьи через привлечение знакомого социального факта.

- Два года назад член Государственной думы В.Ф.Жириновский выступил в Думе с законодательной инициативой, предложив разработать новый закон, разрешающий  многожёнство. Подумайте,  о чём свидетельствует сам факт такой инициативы?

 Обобщает выводы учащихся: «Сам факт появления такой инициативы свидетельствует о существовании в обществе новых форм и типов семейных отношений, которые требуют их нормативного регулирования».

Семьи различаются по составу, по типам цивилизации, по количеству детей.

Представление презентаций обучающихся и определение типа представленных семей (обучающиеся презентуют свои семьи с определением типа).

Задание: Работа с учебником Учебник: Важенин А.Г. Обществознание (включая экономику и право). - М., 2015, стр. 211 (заполнение таблицы).

Задание:  Работа с документом Аристотель «Об основах семейной жизни» (Приложение 2)

1. Какой тип семьи иллюстрируют данные взаимоотношения?

2. С какими аргументами Аристотеля может, не согласится современный человек и почему?

Высказывают предположения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Защита презентаций «Моя семья»

Заполняют таблицу.

Зачитывают записанное в тетради, участвуют в обсуждении, выдвигают гипотезы о преобладающей в наше время типологии семьи и брака.

 

Усвоение содержания на уровне восприятия, осмысления и запоминания; на уровне применения знаний по образцу.

3.3. Функции семьи

 (10 мин)

 

Освоение системы знаний, составляющих основы социологии, необхо­димых для эффективного взаимодействия с социальной сре­дой: овладение умениями

работать с источниками социальной информации формулирование  функций семьи.

Семья - это малая социальная группа, в которой проходит основная часть жизни человека. Большинство людей имеют семью. Обычно в семье есть мать, отец, дети, старшие члены семьи - бабушки и дедушки. Семья зародилась в первобытном обществе и прошла долгий путь своего становления. На всех ступенях развития человечества она играла большую роль во взаимоотношениях людей.

У каждого из нас есть желание жить в дружной, благополучной семье, основанной на взаимопонимании и доверии детей и взрослых.

Но семейная жизнь похожа на мешок, в который положили острых камней и начали трясти. В результате тряски получится одно из двух: либо камни отшлифуются друг об друга и улягутся, либо острые камни порвут мешок и высыплются. Этот пример показывает, что людям, состоявшим в браке надо либо уступать друг другу, либо их союз распадется.

Гармоничная семья выполняет много важных функций.

Задание: Работа с текстом (Приложение 3), определить функции семьи.

Кроме данных функций есть другие функции, которые направлены на удовлетворение иных потребностей.

Задание: Работа с учебником Работа с учебником Учебник: Важенин А.Г. Обществознание (включая экономику и право). - М., 2015, стр. 211 (заполнение таблицы).

Усвоение содержания на уровне восприятия, осмысления и запоминания; на уровне применения знаний по образцу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализируют текст. Формулируют функции семьи. Заполняют таблицу, используя тексты и учебник.

4. Итог урока

(10 мин)

 

Таким образом, подведем итог урока.

Семья – это социальная группа и социальный институт, который удовлетворяет эмоциональную потребность в совместных переживаниях, обмене чувствами и настроениями, Одним из результатов домашнего функционирования семьи как социальной группы является эффективное предупреждение отклонений от требования социальных норм в подавляющем большинстве сфер общественной жизни.

Вернемся к формулировке темы урока. Вам надо было закончить тему: «Семья – территория …». После того как мы определили, чем является семья как социальный институт и как социальная группа, что способствует созданию семьи, какие различают типы семей мы можем подвести итог и закончить тему «Семья – территория любви»

Обучающиеся обобщают материал урока,  формулируют выводы и высказывают свое мнение по поводу формулирования темы урока.

 

 

 

Записывают вывод в формулировке темы «Семья – территория любви»

5. Анализ и оценка результатов учебной деятельности

Выявление сформированности ценностных установок и убеждений через формулирование собственных заключений и суж­дений

Вероятно, многим из вас известна картина русского живописца Виктора Михайловича Васнецова «Витязь на распутье». Эта картина представлена в Третьяковской галерее в Москве, но ее копии можно увидеть в музеях других городов России. Всемирно известное полотно с большим философским смыслом. Три пути в желтеющих долинах сразу за большим замшелым камнем. Одинокий воин, сидя на коне и опустив копье, задумчиво читает надпись. Решает, что делать, по какому пути ему дальше скакать…

«А ты как бы поступил?» - спросил седовласый дедушка своего пятилетнего внука, когда они стояли в одном из музеев перед знаменитой картиной и внимательно ее разглядывали.

«Повернул бы назад и помчался прямо домой» - не задумываясь, ответил внук.

Счастлив тот, кто счастлив у себя дома, считал Л.Н. Толстой, только единого рецепта счастливой жизни никто не знает, каждый ищет его сам.

Русская императрица Александра Федоровна, жена Николая II, в «Записках о семейной жизни» 1899 года написала так:

«Дом, каким бы он не был скромным, маленьким, для любого члена семьи должен стать самым дорогим местом на земле. Он должен быть наполнен такой любовью, таким счастьем, что, в каких бы краях человек потом не странствовал, сколько бы лет не прошло, сердце его должно все равно тянуться к родному дому. Во всех испытаниях и бедах родной дом – убежище для души». 

Открытость учащихся  в высказывании суждений и оценок, присутствие различных мыслительных и поведенческих стратегий

 

Усвоение содержания на уровне применения знаний в новой ситуации.

6.Рефлексия

(8 мин)

Выявление сформированности ценностных установок и убеждений через формулирование собственных заключений и суж­дений

С целью определить своё отношение к семейным ценностям  учитель предлагает учащимся обратиться к страницам Интернет, к энциклопедии Википедии, в правом нижнем углу страницы есть ссылка на  Викицитатник по теме  «Брак, Семья». Предлагает выбрать афоризм или цитату, которые соответствуют   ценностям учащихся.

1. Какое значение для вас лично имеют знания и умения, полученные сегодня?

2. При изучении материала вы помогали другим или помогали вам?

3. С каким настроением вы изучали материал (было интересно; не очень; неинтересно)?

Учащиеся  пересаживаются к компьютерам и выбирают афоризмы, которые, по их мнению наиболее полно отражают их представление о семье, выписывают их в тетрадь.

По истечении времени, по желанию, озвучивают и комментируют записанные афоризмы

7. Домашнее задание (1-2 мин).

Вторичное закрепление изученного содержания.

§ 6.4

Творческое задание - написание  эссе на тему:

«Роль семьи в современном обществе»

«Будущее семейных отношений»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая часть

 

Элемент ИКТ

Интернет ресурс   http://ru.wikipedia.org - Материал из Википедии - свободной энциклопедии, страница «Семья»

 

Документально-методический комплекс на основе информации, взятой в Интернет по теме  «Семья как малая группа и  социальный  институт»

Как (приемы и методы) используется этот элемент в уроке (что с ним делать?)

Самостоятельный выход учащихся в Интернет по заданному адресу, поиск и трансформация найденной информации в схематичную форму.

Учитель играет роль тьютора.

Работа, обсуждение, поиск компромиссных  решений, публичные комментарии

 

 

Какие цели преследуются применением конкретно этого элемента на уроке

Закрепление навыков работы в Интернет

умения работать с разнообразными источниками знаний (интернет-ресурсы, неадаптированные текстовые источники);

формирование умения организовать самостоятельную познавательную деятельность, умений находить,

преобразовывать и целесообразно использовать учебную информацию.

Формирование способности рас­сматривать события и явления с точки зрения их динамики, определять собствен­ное отношение к дискуссионным проблемам современности через использование методов  социологического анализа, при критичес­ком восприятии получаемой извне социальной информации; формирование умения критического сопоставления источников, умения работать с неадаптированными источниками текста.

Каким образом этот элемент усиливает эффективность достижения названных целей, могли ли они быть достигнуты без его применения

Повышение мотивации к изучению предмета у учащихся далеких от гуманитарных предметов и увлеченных компьютерами.  

Достижение цели формирования информационно-методологической компетентности сложно при использовании только традиционных видов источников: учителя как основного источника информации и учебника, содержащего одностороннюю точку зрения автора.

Обеспечение доступа учащихся к информационным источникам и ресурсам через использование печатного раздаточного материала; использование новых информационных технологий способно существенно углубить содержание предмета, при отсутствии учебников профильного уровня по обществознанию

 


Приложение №1

 

Документально- методический комплекс

«Семья как малая группа и  социальный  институт»

 

Семья – это малая группа и особый социальный институт, регулирующий межличностные отношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками, связанными общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

Основой семьи является брак. Под институтом брака, как правило, понимают социально-правовые аспекты семейно-родственных отношений, институционализацию отношений между мужем и женой как гражданами государства.

 

Брак имеет санкционированный характер,  то есть признаваемый обществом, которое берет на себя определенные обязательства по его защите и налагает на вступающих в брак ответственность за материальное обеспечение и воспитание детей, а тем самым за будущее семьи. Общество, признавая в определенной культурной форме законность брака, оказывает материально-финансовую помощь семье, проводя соответствующую семейно-демографическую политику,  особенно в тех случаях, когда семья является многодетной или в ней отсутствует один из родителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №2

 

Аристотель «Об основах семейной жизни»

Наука о домохозяйстве предполагает три элемента власти:

во-первых, власть господина по отношению к рабам;

во-вторых, отношения отца к детям;

в- третьих, отношение мужа к жене.

Действительно, властвуют и над женой и над детьми как существами свободными, но осуществляется эта власть неодинаковым образом. Власть мужа над женой можно сравнить с властью политического деятеля, власть отца над детьми – с властью царя. Ведь мужчина по своей природе, исключая лишь те или иные нормальные отклонения, более призван к руководительству, чем женщина, а человек старший и зрелый может лучше руководить, чем человек молодой и незрелый.

Аристотель. Политика//Сочинения. – М., 1983. – Т.4. – С. 377 

 

Вопросы и задания

1. Какой тип семьи иллюстрируют данные взаимоотношения?

2. С какими аргументами Аристотеля может не согласится современный человек и почему?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения № 3

Функции семьи

1. Семья - общество людей, которое отвечает за самое важное, продолжения рода человеческого. (Функция деторождения)

В семье, ребенок учится «как быть человеком», «как быть самим собой». Ритм семейной жизни – это твердые, яркие, эмоциональные отношения с другими людьми. Они являются лучшими возможностями, чтобы научиться любить, открываться друг другу, быть добрым, правдивым, справедливым. А также развивать свои умственные способности, или художественное мастерство. Родители, братья, сестры и другие члены семьи путем поощрения, осуждения, сотрудничества, помощи, на собственном примере, стимулируют всестороннее развитие нового члена семьи. (Обучающая функция)

2. Эта функция семьи заключается в том, что ребенок, находясь в семейном окружении, в окружении любви, научиться сотрудничать, делать уступки другим членам семьи, слушать других, чтобы приспособиться к внешнему миру. Так же он учится брать на себя ответственность и право собственности. Таки образом, например: выгуливать собаку, убирать дом. Семья первая среда для ребенка, где он учится терпимости и компромисса. (Социальная функция)

3. Семья является местом культурной и общественной жизни. Именно в семье можно отдохнуть вместе, например: отдыхая вместе на море, веселиться, познавать примеры национальной культуры, ходить в театр. Семья учит вашего ребенка участвовать в таких мероприятиях, как искусство, музыка, литература. А так же влиять на их ход развития. (Культурная функция)

4. Семья – сообщество людей, которое пытается создать материальную основу семейной жизни. Родители, имея работу, приносящую им доход, могут обеспечить материальные ресурсы для удовлетворения всех ваших потребностей, например, жилье, образование, питание, здравоохранение, доступ к культуре и отдыхе. Так же родители учат своих детей планированию совместных семейных расходов, а также управлению собственными деньгами. (Функция экономики)


Скачано с www.znanio.ru