Конспект урока на тему: «Слово и его лексическое значение» 4 класс
Оценка 4.7

Конспект урока на тему: «Слово и его лексическое значение» 4 класс

Оценка 4.7
docx
06.04.2021
Конспект урока на тему: «Слово и его лексическое значение» 4 класс
Слово и его лексич. знач. 4 кл.docx

Конспект урока русского языка в 4 классе

Тема: «Слово и его лексическое значение»

Дата: 2.10.2019 г.

Целеполагание: 1) совершенствовать умения понимать роль слова в формировании и выражении мыслей и чувств;

             2) формировать представление о способах определения лексического значения слова;

             3) развивать умения работать с толковым словарём, определять слово по его лексическому значению;

              4) воспитывать чуткое отношение к родному языку, уважительное отношения к его лексическим запасам.

Планируемые результаты:

личностные: мотивация к учению и изучению русского языка, обеспечивать значимость решения учебных задач, связывая их с реальными жизненными ценностями и ситуациями, развитие познавательных интересов, учебных мотивов, формирование адекватного понимания причин успеха, формирование самоуважения и самопонимания

метапредметные:

регулятивные: соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи, формировать действия целеполагания, контроля, коррекции, оценки 

познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, устанавливать причинно-следственные связи, развивать умение классифицировать слова по группам

коммуникативные: планировать учебное сотрудничество,

осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, слушать одноклассников, приходить к общему решению в совместной деятельности, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений

предметные: научиться     определять лексическое значение слов несколькими способами,                 работать  с толковым словарем.

Оборудование:

Мультимедийная презентация, толковые словари, карточки с заданиями.

Ход урока.

I.                  Организация на совместную деятельность.

- Добрый день, уважаемые гости!

Ребята! Чтобы наша работа проходила продуктивно, необходимо узнать ваше настроение. Давайте его покажем жестами: у кого отличное настроение, покажите «класс!», у кого хорошее – сложите руки на груди, у кого грустное – закройте лицо руками. Итак, к концу урока мы постараемся сделать так, что наш класс показал «класс!». Формула удачи: улыбка - настроение - вера в себя - результат.

  Начинаем!

II.               Актуализация знаний.

Сегодня мы приступим к изучению нового раздела, а какого именно вам предстоит определить вам самим…

Ученик рассказывает стихотворение. (стих-ие на слайде)

Много слов на земле…Есть дневные слова, -

В них весеннего неба сквозит синева.

Есть ночные слова, о которых мы днём

Вспоминаем с улыбкой и со стыдом.

Есть слова – словно раны, слова – словно суд,

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести...

 

- Понравилось вам стихотворение?

- О чём идет речь в этом стихотворении?

Вставьте пропущенные буквы и объясните правописание этих слов.

От чего будет зависеть выбор буквы? (от значения слова)                  

Посветить-посвятить 

Примерять -примирять

Полоскать - поласкать

III. Самоопределение к деятельности.

Русский учёный В.И. Даль сказал:

«Слово — исключительная способность человека выражать мысли и чувства свои, дар говорить...»

·         Как вы понимаете эти слова?

·         Почему слово обладает этим даром?

·         О чём мы будем говорить сегодня на уроке? (О слове и его лексическом значении.)

·         Какова главная цель урока?

·         Какие задачи поставим перед собой?

IV.  Формирование новых понятий и способов действий.

Эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова

К.Г.Паустовского 

«Для всего, что существует в природе... в русском       языке есть великое множество 
хороших слов и названий”

А какой же раздел русского языка изучает слово?

Ученик рассказывает у доски.        

Сколько же слов в русском языке? Можно сказать, что их столько, сколько звезд на небе? Нет. Звезд, видимых на небе, только около 3 тысяч, слов же гораздо больше. В современном русском языке их более 200 тысяч плюс иностранные слова (30 тысяч), термины-10 тысяч, диалекты-200 тысяч, имена-25 тысяч, устаревшие-30 тысяч. Сосчитать же абсолютно все слова общенародного современного русского языка никто не может - ни ученые, ни самый мощный компьютер. Потому-то языковеды и пришли к выводу: язык в количественном отношении неисчислим.

Сколько слов в русском языке?  (Много)

- А конкретнее?

(Нельзя сказать)

- Почему же?

(Какие-то слова появляются, какие-то исчезают)

 

Ребята, что можно определить по речи человека?

Ученик рассказывает у доски 

Вспомним цитату из смешной книги Ильфа и Петрова «12 стульев»: «Словарь Вильяма Шекспира, по подсчету исследователей, составляет 12000 слов, словарь негра из людоедского племени „Мумбо-юмбо“ составляет 300 слов. Эллочка Щукина легко и свободно обходилась 30 словами». 

Что же делать, чтобы достичь уровня высокообразованного человека (читать, расширять свой словарный запас)

2)Наша задача – расширять свой словарный запас.

– Это очень важно для каждого человека пополнять, обогащать свой словарный запас, уметь открыть для себя слово, пополнять свой словарный запас – это значит узнавать новые слова.

В современном мире, красивая и насыщенная речь говорит о культуре и хорошем образовании. Богатый словарный запас русского языка свидетельствует об уровне интеллектуального развития человека. Общество воспринимает человека с богатым словарным запасом как умную и творческую личность. Люди с богатым словарным запасом быстрее получают работу, успешнее продвигаются вверх по служебной лестнице, к ним вообще чаще и внимательнее прислушиваются. Чем больше словарный запас человека, тем выше вероятность того, что он преуспеет в жизни.

Откройте учебник на с.41. Прочитайте название раздела, что узнаем, чему научимся.

С какими группами слов будем работать?

Что такое омонимы, синонимы, антонимы, однозначные слова, многозначные слова, фразеологизмы.

— Ребята, а что же такое вообще слово и его лексическое значение?

Прочитайте информацию рубрики «Вспомните!» на с.42.

Упр.57.

Прочитайте высказывания о русском языке.

Как вы понимаете высказывание М.Горького?

Как понимаете высказывание К.Паустовского?

Спишите второе высказывание.

Упр.58.

Рассмотрите рисунки.

Назовите предметы.

Запишите 5 слов названий предметов. Проверьте написание слов по орфографическому словарю.

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока.

Упр.59. Работа в парах.

Если мы не знаем лексического значения слова, то что нужно сделать?

Ученик выступает с готовым сообщением.

Упр.60. (устно)

Что обозначают выделенные слова?

Прочитайте значения выделенных слов в толковом словаре.

Прочитайте в орфоэпическом словаре правильное произношение слова каталог.

Запишите выделенные слова в словари.

Работа в группах с тестом.

1.     Лексика изучает:

1.     словосочетания и предложения

2.     звуки речи

3.     словарный состав языка

4.     части речи

2.     В толковых словарях разъясняется:

1.     значение фразеологизмов

2.     лексическое значение слов

3.     правописание слов

4.     образование слов

3.     Слово, имеющее одно значение, называется:

1.     сложным

2.     однозначным

3.     многозначным

4.     простым

4.     Укажите ряд, в котором все слова многозначные.

1.     гребень, варить, сахар

2.     ключ, звезда, шляпка

3.     сыр, речь, глагол

4.     ромашка, хвост, каша

5.   Определите значение слова кисть в предложении «Ярко горят на снегу кисти рябин».

1.     часть руки

2.     украшение из пучка нитей

3.     пучок щетинок для нанесения краски

4.     форма расположения плодов у растений

6.     Запишите названия предметов.

1.     Речная костистая рыба с колючими плавниками.

2.     Щётка для мытья посуды.

VII. Итог урока

  • Что называют слова в языке?
  • Что такое лексическое значение слова?
  • Где можно узнать лексическое значение слова?
  • Для чего необходимо расширять словарный запас?

VIII. Рефлексия.

Вернемся к формуле удачи: улыбка - настроение - вера в себя - результат. Давайте вместе оценим нашу работу. Покажите мне теперь ваше настроение!

Спасибо за работу!  

IX. домашнее задание.  Упр.61, с.44, читать

 


 

Конспект урока русского языка в 4 классе

Конспект урока русского языка в 4 классе

Есть ночные слова, о которых мы днём

Есть ночные слова, о которых мы днём

Вспомним цитату из смешной книги

Вспомним цитату из смешной книги

Работа в группах с тестом. 1

Работа в группах с тестом. 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.04.2021