Конспект урока русского языка в 4 классе
Тема: «Слово и его лексическое значение»
Дата: 2.10.2019 г.
Целеполагание: 1) совершенствовать умения понимать роль слова в формировании и выражении мыслей и чувств;
2) формировать представление о способах определения лексического значения слова;
3) развивать умения работать с толковым словарём, определять слово по его лексическому значению;
4) воспитывать чуткое отношение к родному языку, уважительное отношения к его лексическим запасам.
Планируемые результаты:
личностные: мотивация к учению и изучению русского языка, обеспечивать значимость решения учебных задач, связывая их с реальными жизненными ценностями и ситуациями, развитие познавательных интересов, учебных мотивов, формирование адекватного понимания причин успеха, формирование самоуважения и самопонимания
метапредметные:
регулятивные: соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи, формировать действия целеполагания, контроля, коррекции, оценки
познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, устанавливать причинно-следственные связи, развивать умение классифицировать слова по группам
коммуникативные: планировать учебное сотрудничество,
осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, слушать одноклассников, приходить к общему решению в совместной деятельности, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений
предметные: научиться определять лексическое значение слов несколькими способами, работать с толковым словарем.
Оборудование:
Мультимедийная презентация, толковые словари, карточки с заданиями.
Ход урока.
I. Организация на совместную деятельность.
- Добрый день, уважаемые гости!
Ребята! Чтобы наша работа проходила продуктивно, необходимо узнать ваше настроение. Давайте его покажем жестами: у кого отличное настроение, покажите «класс!», у кого хорошее – сложите руки на груди, у кого грустное – закройте лицо руками. Итак, к концу урока мы постараемся сделать так, что наш класс показал «класс!». Формула удачи: улыбка - настроение - вера в себя - результат.
Начинаем!
II. Актуализация знаний.
Сегодня мы приступим к изучению нового раздела, а какого именно вам предстоит определить вам самим…
Ученик рассказывает стихотворение. (стих-ие на слайде)
Много слов на земле…. Есть дневные слова, -
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть ночные слова, о которых мы днём
Вспоминаем с улыбкой и со стыдом.
Есть слова – словно раны, слова – словно суд,
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести...
- Понравилось вам стихотворение?
- О чём идет речь в этом стихотворении?
Вставьте пропущенные буквы и объясните правописание этих слов.
От чего будет зависеть выбор буквы? (от значения слова)
Посветить-посвятить
Примерять -примирять
Полоскать - поласкать
III. Самоопределение к деятельности.
Русский учёный В.И. Даль сказал:
«Слово — исключительная способность человека выражать мысли и чувства свои, дар говорить...»
· Как вы понимаете эти слова?
· Почему слово обладает этим даром?
· О чём мы будем говорить сегодня на уроке? (О слове и его лексическом значении.)
· Какова главная цель урока?
· Какие задачи поставим перед собой?
IV. Формирование новых понятий и способов действий.
Эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова
К.Г.Паустовского
«Для всего, что
существует в природе... в русском
языке есть великое множество
хороших слов и названий”
А какой же раздел русского языка изучает слово?
Ученик рассказывает у доски.
Сколько же слов в русском языке? Можно сказать, что их столько, сколько звезд на небе? Нет. Звезд, видимых на небе, только около 3 тысяч, слов же гораздо больше. В современном русском языке их более 200 тысяч плюс иностранные слова (30 тысяч), термины-10 тысяч, диалекты-200 тысяч, имена-25 тысяч, устаревшие-30 тысяч. Сосчитать же абсолютно все слова общенародного современного русского языка никто не может - ни ученые, ни самый мощный компьютер. Потому-то языковеды и пришли к выводу: язык в количественном отношении неисчислим.
Сколько слов в русском языке? (Много)
- А конкретнее?
(Нельзя сказать)
- Почему же?
(Какие-то слова появляются, какие-то исчезают)
Ребята, что можно определить по речи человека?
Ученик рассказывает у доски
Вспомним цитату из смешной книги Ильфа и Петрова «12 стульев»: «Словарь Вильяма Шекспира, по подсчету исследователей, составляет 12000 слов, словарь негра из людоедского племени „Мумбо-юмбо“ составляет 300 слов. Эллочка Щукина легко и свободно обходилась 30 словами».
Что же делать, чтобы достичь уровня высокообразованного человека (читать, расширять свой словарный запас)
2)Наша задача – расширять свой словарный запас.
– Это очень важно для каждого человека пополнять, обогащать свой словарный запас, уметь открыть для себя слово, пополнять свой словарный запас – это значит узнавать новые слова.
В современном мире, красивая и насыщенная речь говорит о культуре и хорошем образовании. Богатый словарный запас русского языка свидетельствует об уровне интеллектуального развития человека. Общество воспринимает человека с богатым словарным запасом как умную и творческую личность. Люди с богатым словарным запасом быстрее получают работу, успешнее продвигаются вверх по служебной лестнице, к ним вообще чаще и внимательнее прислушиваются. Чем больше словарный запас человека, тем выше вероятность того, что он преуспеет в жизни.
Откройте учебник на с.41. Прочитайте название раздела, что узнаем, чему научимся.
С какими группами слов будем работать?
Что такое омонимы, синонимы, антонимы, однозначные слова, многозначные слова, фразеологизмы.
— Ребята, а что же такое вообще слово и его лексическое значение?
Прочитайте информацию рубрики «Вспомните!» на с.42.
Упр.57.
Прочитайте высказывания о русском языке.
Как вы понимаете высказывание М.Горького?
Как понимаете высказывание К.Паустовского?
Спишите второе высказывание.
Упр.58.
Рассмотрите рисунки.
Назовите предметы.
Запишите 5 слов названий предметов. Проверьте написание слов по орфографическому словарю.
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока.
Упр.59. Работа в парах.
Если мы не знаем лексического значения слова, то что нужно сделать?
Ученик выступает с готовым сообщением.
Упр.60. (устно)
Что обозначают выделенные слова?
Прочитайте значения выделенных слов в толковом словаре.
Прочитайте в орфоэпическом словаре правильное произношение слова каталог.
Запишите выделенные слова в словари.
Работа в группах с тестом.
1. Лексика изучает:
1. словосочетания и предложения
2. звуки речи
3. словарный состав языка
4. части речи
2. В толковых словарях разъясняется:
1. значение фразеологизмов
2. лексическое значение слов
3. правописание слов
4. образование слов
3. Слово, имеющее одно значение, называется:
1. сложным
2. однозначным
3. многозначным
4. простым
4. Укажите ряд, в котором все слова многозначные.
1. гребень, варить, сахар
2. ключ, звезда, шляпка
3. сыр, речь, глагол
4. ромашка, хвост, каша
5. Определите значение слова кисть в предложении «Ярко горят на снегу кисти рябин».
1. часть руки
2. украшение из пучка нитей
3. пучок щетинок для нанесения краски
4. форма расположения плодов у растений
6. Запишите названия предметов.
1. Речная костистая рыба с колючими плавниками.
2. Щётка для мытья посуды.
VII. Итог урока
VIII. Рефлексия.
Вернемся к формуле удачи: улыбка - настроение - вера в себя - результат. Давайте вместе оценим нашу работу. Покажите мне теперь ваше настроение!
Спасибо за работу!
IX. домашнее задание. Упр.61, с.44, читать
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.