Конспект урока на тему: «Солнце, растения и мы с Вами»

  • docx
  • 06.06.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок 1.docx

 

 

 

 

Конспект урока:

на тему:

 «Солнце, растения и мы с Вами»

 

 

Магомедова Умурагиль Насуховна

учитель начальных классов

МКОУ «Арахкентская СОШ»

 

 

 


 

Класс: 3

Цель урока: формировать представление о взаимосвязи между растениями и Солнцем.

Задачи:

*     Рассмотреть связь солнца, растений и живых организмов, в том числе людей; познакомить, учащихся со способом дыхания и питания зеленых растений,

*     Развивать познавательную активность детей, речь, логическое мышление

учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

*     Воспитывать доброе и бережное отношение к природе,  позитивное  эмоционально – ценностное  отношения к окружающему  миру.

 

Планируемые результаты: учащиеся научатся обнаруживать взаимосвязи между неживой природой, растениями и человеком, моделировать их и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к растениям.

Предметные результаты

Научатся

- устанавливать связь солнца, растений и людей;

-рассказывать  о дыхании и питании растений;

-показывать роль растений в поддержании жизни на Земле.

Универсально учебные действия (УУД)

Регулятивные:  составлять план и последовательность действий; использовать знаково-символические средства.

Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные:

участвовать в диалоге при выполнении заданий;

оценивать действия одноклассников.

Личностные результаты

Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, правил поведения в природной среде.

Тип урока: «открытия» нового знания.

Оборудование: учебник «Окружающий мир»,Плешаков, 3 класс (УМК «Школа России»); тестовые задания на интерактивной доске; схемы, раздаточный материал, открытки для учащихся, карточки; презентация к уроку.

Ход урока

Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок

Х.К. Андерсен

1. Организационный момент.

Добрый день, ребята. Очень рада вас видеть.

2. Актуализация знаний и мотивация

Какая тема была на прошлом уроке?

- Сейчас вы пройдете небольшую проверочную работу по теме прошлого урока.

1.Угадайте группы растений:

*Это – жители воды. Одни из них так малы, что рассмотреть их можно только в микроскоп. (Водоросли)

* Они растут во влажных местах. Они имеют стебель и листья, но у них не бывает корней, цветков и плодов с семенами. (Мхи)

*Их можно узнать по красивым листьям, похожими на большие перья. У есть корни и стебли. Цветков, плодов и семян у них не бывает. (Папоротники)

* У этой группы растений не бывает цветков и плодов. На месте плодов у них шишки, в которых созревают семена. (Хвойные растенияСлайд№1

  2. На доске тест. Здесь 4 ошибки. Попробуйте найти их. Слайд №2

  *   У лиственницы листья всю зиму зеленые.

  *   Ранней весной можно увидеть, как цветут хвойные растения

  *   У сосны и ели созревают плоды - шишки. В них находятся семена.

Учитель: 

Проверим ваши ответы. Слайд №3

1. У лиственницы листья опадают осенью.

2. Хвойные растения не цветут.

3. У хвойных растений нет плодов.

 

3. Проверка готовности к усвоению нового материала

Вспомни,  как дышат и питаются растения. Как обнаруживать взаимосвязи между нежи­вой природой, растениями и человеком,

Вспомни, что поглощают растения из почвы

Растения — живые существа, значит, они ды­шат и питаются. Дышат растения так: из возду­ха они поглощают частицы кислорода, при этом выделяют в воздух углекислый газ. А как расте­ния питаются?

4.      Изучение нового материала

1. Дыхание растений.

Беседа:

Учитель:

- Как дышим мы с вами?

-А как растения?

при объяснении материала учитель моделирует на экране  схему по вопросам и ответам уч-ся. Слайд 4

Дыхание растений

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0f46/001237b5-3a34f8a4/hello_html_23f15623.jpg

– Растения дышат так: из воздуха они поглощают частицы кислорода. При этом растения выделяют в воздух углекислый газ. Корни растений также дышат воздухом, который содержится в почве, и, следовательно, тоже выделяют углекислый газ.

– Как называется процесс, при котором растение поглощает кислород и выделяет углекислый газ? (Дыхание.)

2. Питание растений.

Объяснение учителя.

Учитель:

– Вы теперь знаете, как дышат растения.

– О чем сейчас нам нужно поговорить? (О питании растений.)

– Какие у вас версии: как питаются растения? (Своими корнями растения высасывают из почвы воду с растворёнными в ней минеральными солями.)

-Но как же растения получают главные питательные вещества – сахар, крахмал?

Ведь их  в природе нет, а в растениях есть?

- Когда мы едим морковку, мы говорим: «Она сладкая» Почему?

– Какой вопрос у вас возникает? Какое значение имеет солнце? (Почему же для работы  требуется свет?)

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1352765/pub_5da95f7335ca3100ac3dc168_5da964982beb49cd25b9c05c/scale_1200Учитель:

В чем тайна?   Выяснилось, что листья растений - это удивительные «повара»,  которые из частиц воды и углекислого газа «готовят» пищу – сахар, крахмал.

Но запомните: работает эта чудесная  «кухня» только на свету.

– Дело в том, что солнечный свет несет энергию, без которой чудесная «кухня» остановилась бы. Энергия нужна для жизни любого живого существа, для работы любой машины.  Слайд 5

 

 

3. Почему люди и животные не могут жить без растений?

 

Откройте учебник стр.74. Читаем по цепочке рассказ “Тайна растений”.

- Теперь в парах обсудите схемы дыхания и питания растений.
- Как дышим мы с вами? А как дышат растения? Посмотрите на 1 схему стр.75

- Как называется данный процесс?

Теперь вы знаете, как дышат растения.

- А как они питаются? Посмотрите на схему стр.75.

А как они получают сахар и крахмал?

- Скажите, какие процессы жизнедеятельности характерны для растений?

- Обратите внимание, в какое время суток происходит дыхание и питание растений?

–  Почему люди и животные не смогли бы жить без растений?

5.      Физминутка

 

6.      Осмысление и понимание полученных знаний

 

1. Задание. Дополните названия газов в таблицы.  (раб тет. С. 43 №2)

ПроверкаСлайд 6.

2. Задание. Указать стрелками правильный ответ.

* Процесс, при котором растение

   поглощает кислород, а выделяет углекислый газ.----- Дыхание.

 * Процесс, при котором растение

  поглощает углекислый газ, а выделяет кислород.  --------- Питание.

Проверка: Слайд 7.

Учитель:

-Какой вывод мы получили?

Вывод – чтение с доскиСлайд 8 .

3.Творческая работа в группах.

1 ряд – рисование плакатов «Берегите природу!»

2 ряд – рисование запрещающих знаков в помощь лесным обитателям

3 ряд – составление лозунгов об охране природы ( из отдельных слов) («Природа не терпит неточностей и не прощает ошибок», «В природе нет ничего бесполезного», «Берегите природу - источник жизни, бодрости, здоровья»)

Проверка работы у доски – показ выполненной работы.

Учитель: Какой вывод о значении растений для планеты вы можете сделать?

Ученик: Необходимо бережно относиться ко всем растениям. Все в природе взаимосвязано.

Учитель: Как приятно,  когда ребята знают и берегут природу.

Каждая сломанная веточка, каждый сорванный  цветок – маленькая рана, нанесённая  природе. А ведь природе сейчас очень трудно залечивать даже самые маленькие раны.

- Давайте, ребята, будем настоящими друзьями природы!

 7.  итог урока.

- Обратимся к эпиграфу урока. Как теперь можете истолковать слова «Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок»? (ответы учащихся.) Слайд 9.

– Мне невольно вспоминаются следующие слова: Слайд 10.

Цветок на лугу я сорвал на бегу.

Сорвал, а зачем – объяснить не могу.

В стакане он день простоял – и завял,

А сколько бы он на лугу простоял? (В. Викторов.)

– Я надеюсь, вы сделаете выводы из всего, о чем мы говорили на уроке, и будете бережно относиться к природе.

8. Домашнее задание: Слайд 11

учебник, с. 74–77, рабочая тетрадь с.44;

-составить схему на тему: «Что дают растения животным и человеку» ( раб. т. с.44 №4)

-написать от имени семьи благодарственное письмо растениям за их вклад в поддержание   жизни на Земле. (раб.т. с.44 №5)

*по желанию:- придумать фантастический рассказ о том, что случилось бы на Земле, если бы исчезли все растения;

 9. Рефлексия. Слайд 12  

Ребята,в чем заключалась наша цель?(слайд)

-Достигли ли мы цели урока?

- Что бы вы посоветовали своим сверстникам? Что необходимо делать, чтобы сохранить природу?

Что вам понравилось? Не понравилось на уроке?

Я благодарю вас за работу на уроке.

Выставление отметок с комментированием.