Конспект урока на тему "Составление плана на основе названия глав"

  • docx
  • 16.04.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конспект урока по литературному чтению. Заскалько О.А..docx

Технологическая карта урока

Предмет: Литературное чтение                                                                                                    

Класс:  3 «в»       

Дата: 25.02.2022 г.                

Учитель: Заскалько О.А.

Тема: Составление плана на основе названия глав.

 

Цели урока: продолжить знакомство с творчеством и произведениями В. В. Бианки; способствовать развитию навыков беглого, осознанного, выразительного чтения, нахождения ответов на вопросы в тексте, учиться составлять план на основе названия глав.

Планируемые результаты:

-предметные: познакомятся с произведением В. В. Бианки. «Мышонок Пик»;

учатся читать вслух бегло, осознанно, выразительно; учатся задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; осуществляют переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли.

-личностные: Учатся пользоваться элементарными приемами убеждения: мимикой и жестикуляцией; проявляют терпимость к альтернативному мнению, не допускают агрессивного поведения, предлагают компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения оппонента;

Тип урока: открытие нового знания;

Оборудование:  УМК Школа России; Литературное чтение: 3 класс, 2 часть, Л.Ф. Климанова

 

Этап урока, методы и приемы

Время

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность учащихся

УУД

Мотивационный

Словесный:

Эмоциональный настрой на работу.

1 мин.

Приветствие.

   - Доброе утро, ребята, присаживайтесь.

 

   Все ли правильно сидят?

   Все ль внимательно глядят?

   Все ль готовы слушать?

   Начинаем наш урок.

   

Приветствовать учителя;

Настраиваться на работу. Проверяют готовность к уроку

Л : Учиться уважать себя, сверстников и старших.

Актуализация знаний

Словесный:

Слово учителя.

Практический:

Артикуляционное упражнение

9 мин.

     В.В. Бианки оставил неизгладимый след в русской литературе. Его творчество открыло удивительный мир живой природы миллионам детей. Бианки недаром выбрал своими главными жанрами рассказ, повесть и сказку: по его мнению, это самые популярные у читателя жанры.

Послушайте строки из произведения великого писателя-натуралиста. «Зимний лес. Тихо-тихо вокруг. Мороз щиплет лицо, но, если хочешь увидеть, как торопится домой зайчишка или выходит на прогулку барсук, терпи. Вот снег зашевелился. Дрогнула ветка. Ближе…ближе…»

- Ребята, автор этих замечательных строк В.В.Бианки.    

Красоту природы некоторые писатели описывают в своих произведениях. Как называют таких писателей?   (Писатели-натуралисты)                                  

 - Сегодня мы продолжим знакомиться творчеством  В.Бианки.

- Давайте для начала сделаем речевую разминку.

  1. Речевая  разминка.

Читай без ошибок.

Произноси быстро.

Чижи, ужи, ежи, стрижи,

Жирафы, мыши и моржи,

Шиповник, шины, камыши,

Машины и карандаши.

-Как вы думаете, ребята, о каком животном мы сегодня будем с вами говорить?   (О мышонке)

-Правильно, ребята, мы продолжаем работать над произведением

В.Бианки «Мышонок Пик».          

Слушать рассказ учителя; отвечать на вопросы;

Читать, правильно артикулируя.

Определять цели и пути их достижения.

Р: принимать и сохранять уч. задачу; составлять план и последовательность действий;

П:  строить логические цепочки рассуждений, анализировать;

П: строить речевое высказывание.

Решение частных задач

Практический:

Комбинированное чтение;

Практический:

Беседа по тексту;

12 мин.

- Ребята, на дом я вам задавала выразительно прочитать  рассказ «Мышонок Пик».  А сегодня мы будем составлять план рассказа на основе названий глав.

- Откройте рабочие тетради. Запишите число.

- Ниже запишите автора и название рассказа. Далее запишите слово «План».

 

Откройте учебники на стр. 73. Прочитайте название I главы.    («Как мышонок Пик попал в мореплаватели»)    

Первую главу будем читать по ролям.

 (Автор,сестра,брат).                           (Чтение рассказа хорошо читающими учениками)

-Каким мышонка Пика увидели ребята?

-Как мышонок Пик оказался на корабле?

-Как можно озаглавить первую часть?

(слушает высказывания детей)

- Запишите в тетрадь.

 

Читаем вторую главу.                                                        

Мы  будем читать главу с первой парты по абзацам.                                              После чтения  ответим на вопросы II главы.  

– Умел ли мышонок защищаться от врагов? (нет, ему было две недели)                            

 - Кто хотел погубить Пика? (чайки, щука)  

 - Какая птица спасла мышонка? (рыболов-скопа)                                                    - Удалось ли Пику выбраться из воды?

-Как можно озаглавить вторую главу?

(ответы детей, запись в тетрадь)                                  

Отвечать на вопросы.

Читать бегло, правильно и выразительно .

Анализировать рассказ. Записывать в рабочие тетради  число, название произведения, пункты плана.

П: строить речевые высказывания

Р: Оценивать характер героя, его поступки и его мотивы, сравнивать  свои ответы  с ответами одноклассников

К: высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Физминутка

1-2 мин

Вышла мышка как-то раз (ходьба на месте).
Поглядеть, который час (повороты влево, вправо, пальцы «трубочкой» перед глазами).
Раз, два, три, четыре (хлопки над головой в ладони).
Мышки дернули за гири (руки вверх и приседание с опусканием рук – «дернули за гири»).
Вдруг раздался страшный звон (хлопки перед собой).
Убежали мышки вон (бег на месте или к своему месту).

- Садитесь

Выполнять упражнения

Л: ориентировка на ЗОЖ

Решение частных задач

Словесный:

Ответы на вопросы

Практический:

Комбинированное чтение

Словесный:

Ответы на вопросы

Практический:

Работа над характеристикой

героя

12 мин.

III часть и IV часть

– Продолжаем путешествие с нашим героем. Следующая часть “Страшная ночь”.  Читаем по цепочке по абзацам, что же было дальше…

-Как же мы можем озаглавить эту часть?

(предположения детей, запись в тетрадь)

Итак, продолжаем чтение. Читаем по абзацам.

-Чего боялся Пик?

– Кто чуть было не лишил Пика жизни?

-Что помогало Пику выжить в путешествии?

– Путешествие нашего героя заканчивается в нашем учебнике этим сюжетом «соловей-разбойник». Я начинаю читать, а вы продолжаете по абзацам.

-Что разбудило ранним утром Пика?

-Почему «соловей-разбойник» не дождался Пика?

_Давайте озаглавим последнюю 5 часть.

– Как вы думаете, чем окончилось это путешествие? Если хотите об этом узнать, возьмите этот сборник и прочтите. Очень интересно!

-Ребята, давайте вспомним,  каким был Пик вначале путешествия? (Трусливый, неуверенный, слабый)

- Изменился ли Пик?

– Каким стал Пик? (Осторожный, неутомимый,  настойчивый, умный, сообразительный, ловкий)

– Ребята, как вы думаете, какая главная мысль этого произведения? (– А зачем Виталий Бианки сочинил эту сказку? (Главной мыслью этого произведения является то, что не нужно пасовать перед трудностями, ведь смекалка и желание найти решение проблемы, помогут все преодолеть. Мышонок во время своего путешествия научился многому, в том числе и защищать себя.)

Отвечать на вопросы.

Читать бегло, правильно и выразительно.

Анализировать рассказ.

Характеризовать героев

Анализировать поступки героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор.

определять свою позицию по отношению к героям произведения.

П:слушать собеседника (учителя и одноклассников): не повторять уже прозвучавший ответ, дополнять чужой ответ новым содержанием;

П: работать с текстом: выделять в нём тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;

П: строить речевое высказывание

Рефлексия

Словесный:

ответы на вопросы, самоанализ

5 мин.

- Что вам особенно понравилось в рассказе?

- Справились ли мы с поставленными задачами?

- За что вы сегодня можете себя похвалить?

-Итак, ребята, вы молодцы, спасибо за работу!

Делать  нравственный выбор.

Оценивать свои достижения.

П: строят речевое высказывание

П: осуществляют синтез

П: строят рассуждения

Р: осуществляют итоговый контроль.

 

 

Список использованной литературы:

Источник: ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИНГОВ.  https://www.psyoffice.ru/4-0-5023.htm

Источник: Нестерова И.А. Творчество Виталия Бианки // Энциклопедия Нестеровых - https://odiplom.ru/lab/tvorchestvo-vitaliya-bianki.html

Источник: Приветствие. Эмоциональный настрой на урок.https://infourok.ru/privetstvie-emocionalniy-nastroy-na-urok-stihi-v-nachale-uroka-3276532.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru