Конспект урока: "Непроизносимые согласные в корне".
Оценка 4.7

Конспект урока: "Непроизносимые согласные в корне".

Оценка 4.7
docx
04.02.2024
Конспект урока: "Непроизносимые согласные в корне".
neproiznosimye_soglasnye_v_korne_slova.docx

01.02.2024

Тема: Непроизносимые согласные в корне  слова.

Цели:- формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными; - усвоение алгоритма работы с  непроизносимыми согласными;

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Чистописание.

- Посмотрите, какой узор сплёл паучок.  На какие буквы он похож? (В,д, л,т).

-Определите порядок букв в цепочке. (ВдлтВлтд …)

- Дайте характеристику звукам, которые могут быть обозначены данными буквами. Что в них общего? (Все звуки согласные)

- Кто может поставить учебную задачу на данном этапе урока? (Написать цепочку букв в указанной последовательности до конца строки)

(Ребята работают в тетради.Подводятся итоги.)

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? (Варианты ответов учащихся)

- Сегодня мы узнаем новую особенность букв в, д, л, т.

2. Актуализация опорных знаний.

 - Сегодня мы отправимся в путешествие по морю. Внезапно начался шторм. Найдите «лишнее» слово в каждом столбике и море успокоится.

арбуз          берёзка

хлеб             травка

ветер             съел

 (Дети записывают слова, подбирают проверочные слова и  выделяют орфограммы)

- Назовите «лишние слова».

- Какие орфограммы встретилась в словах?

- Как проверить слова с парной  по глухости-звонкости согласной в корне?

-  Обозначьте задание к выполнению. (Записать слова с проверочными словами)

3. Изучение нового материала.

- Море  успокоилось, и на горизонте показался остров.

- Поприветствуем остров. Каким  словом приветствуют при встрече? (Здравствуйте)

- Какой удивительный остров! Как ярко светит над ним … (солнце). Как … (радостно) бьётся у каждого из вас … (сердце)

- Посмотрите на слова, что необычного в них?

- А теперь я произнесу эти слова, а вы послушайте  и последите за их написанием.

- Что необычного вы заметили? Все ли согласные я произнесла?

- Какой звук не произносится в словах «здравствуйте», «солнце»,  «радостно», «сердце»?

- Как бы вы назвали согласные, которые пишутся,  но не произносятся?

- Тема нашего урока – «Непроизносимые согласные».

- В какой  части основы слова пишутся непроизносимые согласные? (В корне слова).

- Какова тема нашего исследования?

4. Локализация проблемы исследовательско-проектной деятельности: 

- Но если согласные не произносятся, как мы напишем слово без ошибок? Что надо для этого сделать, как вы думаете?

- Вот как на этот вопрос ответили герои сказки.Послушайте её.

(Дети слушаю аудиозапись сказки о согласных звуках)

Согласные звуки затеяли игру в прятки. В русском языке так много слов, в которых удобно спрятаться!

Разбежались звуки по словам, сидят и думают: «Кто лучше спрятался?» Вот уже все звуки отыскались, а нескольких не хватает. Кричат согласные хором: «Солнце, сердце, чувство, местный!» Никто не отзывается. Ещё раз попробовали: «Звёздный, праздник, здравствуй!» Опять тишина.

Собрались, стали думать, как пропавшие звуки найти.

Вдруг один звук говорит: «Давайте мы их ласково позовём: солнышко, сердечко, местечко!» Вот так и нашлись пропавшие звуки в словах.

- Что вы узнали из сказки?

- Так как же найти звук, который не произносится, но пишется?

- Как будем проверять слова с непроизносимой согласной?

На интерактивной доске запись:

здравствуй –

солнце –

радостно –

сердце –

прекрасный -

- Обозначьте задание к выполнению. ( Подобрать проверочные слова)

- Как вы думаете, какую проблему вы будете решать в ходе исследования?

(с каждым словом работает отдельный ребенок)

- Объясните свой выбор.

- Сделайте вывод о том, как поверить слова с непроизносимой согласной. (Надо изменить слово так, чтобы непроизносимый согласный слышался чётко.Непроизносимый согласный звук будет чётко слышаться, если он стоит в конце слова или перед гласной)

- Давайте сравним свой вывод с выводом учебника.

- Всегда ли в стечениях согласных в  корне слова  пишется непроизносимая согласная?

Чтение правила по учебнику на странице  28.

- Расскажите правило друг другу. (Работа в парах)

- Как мы будем работать с данной орфограммой?(составим алгоритм работы)

5.Реализация проекта. Слайд № 6.

Обозначим задачу к выполнению. Вспомним, как вы рассуждали, работая над словамиздравствуй, солнце, радостно, сердце.

(Здравствуй – в слове «здравствуй» в корне есть стечение согласных «вств», подберу такое проверочное слово, чтобы непроизносимый согласный слышался чётко – «здоровье».

Солнце - в слове «солнце» в корне есть стечение согласных «лнц». Подберу проверочное слово,  чтобы непроизносимый согласный слышался чётко – «солнышко».Аналогично работают  с другими словами.)

- Как вы считаете, с чего начнём составлять алгоритм? (Есть ли в слове непроизносимая согласная?)

- Дальше что будем делать, на что  смотреть?

Алгоритм получается следующего вида:

(После обсуждения, дети получают распечатанный алгоритм - памятку.)

Физкультминутка для глаз.

6. Первичное закрепление с проговариванием.

(Задание выполняется на доске)

- Пользуясь алгоритмом, объясните написание следующих слов:

Звёз…ное небо, ус…ный журнал, извес…ный писатель, ярос…ный крик.

(Дети записывают слова и выделяют орфограмму)

7. Словарная работа.

- Непроизносимые согласные любят загадывать загадки. Они приготовили их и для вас.

1) Как называется ряд ступенек, идущих вверх и вниз? (Лестница)

- Есть ли в слове непроизносимая согласная? Как проверим? Если слово проверить нельзя, а написать надо правильно, что надо сделать?(Посмотреть по словарю)

2) Скоро Новый год. Это весёлый … (праздник)

3) Страх, гнев, испуг, счастье – это … (чувство)

(Дети записывают словарные слова в тетрадь)

8. Самостоятельная работа в тетрадях на печатной основе (ТПО).

- Ребята, Нюша  уже выполнила  задание  № 1.  Вот что у него получилось:

 - Давайте проверим выполненное задание.(Нюша ошиблась. Слово местечко тоже является проверочным).

1. Прочитай слова. Выполни задание.

Место, местечко, местность, местный.

Б)  Подчеркни слова с непроизносимой согласной.

В) Обведи проверочные слова

2. Вставь пропущенную букву в слове грус...ный. Объясни свои действия.
3. Есть ли непроизносимая согласная  в  слове мес...ность? Объясни свои действия. МЕС...НОСТЬ.
4. Буква т пишется в слове трос...ник или чудес...ный ? Объясни свои действия.

8. Рефлексия.

8. Домашнее задание.

- Выучите словарные слова с непроизносимыми согласными в корне.


 

Тема: Непроизносимые согласные в корне слова

Тема: Непроизносимые согласные в корне слова

Тема нашего урока – «Непроизносимые согласные»

Тема нашего урока – «Непроизносимые согласные»

Здравствуй – в слове «здравствуй» в корне есть стечение согласных «вств», подберу такое проверочное слово, чтобы непроизносимый согласный слышался чётко – «здоровье»

Здравствуй – в слове «здравствуй» в корне есть стечение согласных «вств», подберу такое проверочное слово, чтобы непроизносимый согласный слышался чётко – «здоровье»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.02.2024