Мурзина Вера Фроловна
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №14»
Город Чита, Забайкальский край.
В статье рассматриваются организация и проведение инклюзивного урока.
Организация и проведение инклюзивного урока
Основной формой обучения в школе сегодня по-прежнему остаётся урок. Планирование урока и его проведение – это ежедневные виды деятельности учителя. Перед учителем в инклюзивном классе возникает ряд вопросов, на которые ему предстоит найти ответ до того момента, когда он войдет в класс: Каким должен быть урок в инклюзивном классе? Чем отличается инклюзивный урок от традиционного урока? Как спроектировать инклюзивный урок? Наверное, в поиске ответов на эти вопросы учитель придет к пониманию того, что ему не обойтись без знания особенностей развития и поведения детей с нарушениями развития, без освоения специальных методик, позволяющих работать с обучающимися с особыми потребностями.
Организация и проведение инклюзивного урока во многом определяется профессиональной компетентностью учителя, требования к которому изменяются в связи с тем, что расширяются и видоизменяются его привычные традиционные практики. Учителя, работающие в классах с «особыми» детьми» , обращают внимание на особенности инклюзивного урока, которые частично перекликаются с традиционными представлениями об уроке: планирование общей цели урока и целей относительно разных категорий детей, участвующих в уроке; осуществление проектирования этапов урока с учетом содержания особенностей организации учебной деятельности обучаемых; реализация индивидуально-дифференцированного подхода и психолого-педагогического сопровождения; реализация практико-ориентированной направленности; введение в урок коррекционно-развивающей направленности в соответствии с рекомендациями и содержанием АОП. Учитель инклюзивного класса должен помнить и учитывать факторы включения в работу ребенка с особенностями характерного для него темпа деятельности, с особенностями развития познавательной сферы, поведения, коммуникации, дополнительные упражнения и упражнения по степени нарастающей сложности; оптимальность темпа урока с позиции полного усвоения; последовательность включения детей.
Работа в инклюзивном классе предполагает пересмотр привычных ролей участников, и в первую очередь, изменение роли учителя. Приведена таблица структуры урока, которая поможет педагогу в составлении поурочных планов и уточнении целей обучения каждой группы детей.
Структура урока
Этапы урока |
Методы и приемы |
Организация работы по ООП |
Организация работы по программе для детей с ЗПР |
Психологический настрой |
Словесный (слово учителя) |
Общий для всех детей класса |
|
Знание Проверка домашнего задания |
Словесный (беседа), практический (с учебником, по карточкам) |
Фронтальный опрос. Проверка и взаимопроверка |
Индивидуальная проверка |
Повторение изученного материала |
Словесный (беседа), практический (работа с учебником, по карточкам) |
Беседа, письменное и устное выполнение упражнений |
Работа по карточкам |
Понимание Подготовка к восприятию нового материала |
Словесный (беседа) |
Беседа |
Беседа по вопросам, соответствующим уровню развития детей, обучающихся по данной программе |
Применение Изучение нового материала |
Словесный (беседа), практический (работа с учебником, по карточкам) |
Объяснение нового материала |
Объяснение нового материала (обязательно с опорой на наглядность и работой над алгоритмом выполнения задания) |
Анализ Закрепление изученного |
Словесный (беседа) практический (работа с учебником, по карточкам) |
Выполнение упражнений. Проверка Взаимопроверка |
Работа над усвоением нового материала (работа по алгоритму). Выполнение упражнений из учебника и работа по карточкам |
Оценка Итог урока |
Словесный (беседа) |
Общий для всех детей класса |
|
Инструктаж по выполнению домашнего задания |
Словесный (слово учителя) |
Уровень домашнего задания для детей с нормальным развитием |
Уровень домашнего задания для детей с ОВЗ |
Ход урока зависит от того, насколько соприкасаются темы в программах обучения детей с разными образовательными потребностями, как усвоили ученики предыдущий материал, какой этап обучения берется за основу (изложение нового материала, повторение пройденного, контроль за знаниями, умениями и навыками). Если у всех учеников в классе общая тема, то изучение материала идет фронтально, и учащиеся получают знания того уровня, который определен их программой. Закрепление и отработка полученных знаний, умений и навыков проводятся на разном дидактическом материале, подобранном для каждого учащегося индивидуально (карточки, упражнения из учебника или учебного пособия, тексты на доске, алгоритмы).
В моем классе обучается ребенок с диагнозом ЗПР. При планировании урока я включаю в содержание и общеобразовательные задачи, и коррекционно-развивающие задачи, предусматриваю в ходе урока смену деятельности обучающихся, чередование активной работы с отдыхом, обязательное использование наглядных средств, организацию оценки и коррекции достижений каждого ученика на уроке в соответствии с планируемыми результатами. Этому мне помогают информационные технологии. Поэтому на своем уроке часть заданий демонстрируется на демонстрационной доске. На уроке использую здоровьесберегающие технологии (физкультминутки составлены с учетом упражнений для детей с ОВЗ), подбираю дифференцированные задания. Устные задания выполняются ребенком по определенному алгоритму:
ü проговариваю само задание (т.е., что мы будем делать)
ü Ученик проговаривает задание после учителя.
На уроке применяются коррекционные методы:
ü информационные методы (беседа, консультирование).
ü практические методы (приучение, упражнение, воспитывающие ситуации).
ü оценочные методы (поощрение, оценка).
Дидактические приёмы, применяемые в образовательном процессе детей с ограниченными возможностями развития:
ü развитие наблюдательности через показ явлений;
ü наглядность в практически значимой деятельности;
ü сознательность и активность в усвоении знаний;
ü учёт индивидуальных и возрастных особенностей.
Важно помнить, что понимание сущности инклюзивного урока как основной формы организации взаимодействия учителя и обучающихся тесно связано со значимой составляющей профессиональных компетенций учителя: умением осуществлять грамотный отбор содержания по учебным предметам, планировать содержание урока с учетом особенностей каждого учащегося.
Литература.
Современный инклюзивный урок: методические рекомендации / сост.: Н. Г. Ситникова, Е. Э. Хохлова. Красноярск, 2022.
Рубцова В.В. Психолого – педагогическая подготовка учителей для новой школы // Психологическая наука и образование 2020.
Методическое пособие по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования на уроках русского языка и чтения в начальной школе 2020 Авторы-составители: к.п.н., профессор Тилекеев К.М., к.п.н., профессор Быковченко Н.С. и др.
А.В.Филинкова Технология работы учителя на уроке чтения в инклюзивном классе.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.