Урок № 74-75 |
8А от 27.01. 29.01. |
8Б от 29.01. 30.01. |
8В от 28.01. 29.01. |
2020 |
|
||||||||
Тема |
«Обобщающие слова при однородных членах предложения» |
|
|||||||||||
Цель урока: |
организовать деятельность учащихся по изучению знаний об обобщающих словах. |
|
|||||||||||
Задачи: |
|
||||||||||||
предметные: |
создать условия для формирования умений постановки знаков препинания при обобщающих словах; способствовать развитию логического мышления учащихся и способности переключать внимание; |
|
|||||||||||
метапредметные: |
формирование умения лаконично, полно и содержательно отвечать, делать обобщающие выводы, развитие наглядно-образного мышления, памяти и умения сравнивать и анализировать, развитие различных граней внимания; |
|
|||||||||||
личностные: |
содействовать воспитанию рационального распределения времени, социализация личности, формирование правильной, грамотной речи. |
|
|||||||||||
Тип урока: занятие по изучению и первичному применению знаний и способов деятельности. |
|
||||||||||||
Методы урока: исследовательский. |
|
||||||||||||
Технология: модерации. |
|
||||||||||||
Оборудование: учебник, раздаточный материал. |
|
||||||||||||
ХОД УРОКА |
|
||||||||||||
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ |
|
|||||||||||
|
|
||||||||||||
Проверка готовности класса к уроку. Запись в журнале и тетради приёма-передачи. |
Приветствуют. Дежурные по классу отвечают. |
||||||||||||
|
|||||||||||||
Проверить наличие орфографического практикума. |
Показывают тетради. |
||||||||||||
|
|||||||||||||
Грамматические загадки: 1. Одинаковые члены предложения, связанные с одном и тем же членом предложения и отвечают на один и тот же вопрос. (ОЧП). 2. Однородные члены предложения, при которых есть зависимые слова. (распространенные). 3. Не являются однородными членами предложения выражения ни свет ни заря; ни пуха ни пера; скоро…скоро. (фразеологические сочетания, повторяющиеся слова). 4. Эта связь выражается с помощью интонации перечисления или с помощью интонации и сочинительных союзов. (сочинительная связь). 5. Характеризуют предмет с одной стороны, относятся к одному и тому же слову, произносятся с перечислительной интонацией, между ними возможна постановка союза и. (однородные определения). 6. Характеризуют предмет с разных сторон, поясняют друг друга, лишены перечислительной интонации, между ними нельзя поставить союз и. (неоднородные определения). 7. Знак препинания, который ставится между однородными членами предложения. (запятая). |
Устная работа. |
||||||||||||
|
|
||||||||||||
Словарная работа: ОБОБЩИ́ТЬ - 1. Выразить в форме общего положения, делая выводы из отдельных наблюдений, фактов, явлений. Обобщить свои многолетние наблюдения над метеорологическими явлениями. 2. Сделать общим, придать чему-н. единичному общее значение. Обобщить частный случай. Обобщитьединичное явление. 3. Объединить, соединить вместе. Задание: подберите к данным существительным обобщающие слова. 1) Имя существительное, имя прилагательное, наречие, глагол, междометие – 2) Сказуемое, определение, обстоятельство – 3) Шкаф, стол, стул, трюмо – 4) Фортепиано, виолончель, скрипка – |
Определяют значение.
Устно. |
|
|||||||||||
|
|
||||||||||||
Объявление темы урока, цели, задач. Оформление журнала. |
Оформление тетради. |
|
|||||||||||
|
|
||||||||||||
1.Работа с предложением, записанным на доске. В наших лесах водятся разные звери: лоси, медведи, волки, лисы.
Перестройте данное предложение в соответствии схемам, данным в учебнике-теории. В наших лесах водятся разные звери, а именно: лоси, медведи, волки, лисы. Лоси, медведи, волки, лисы – разные звери водятся в наших лесах. Разные звери: лоси, медведи, волки, лисы – водятся в наших лесах. 3. Работа с учебником: §32.
|
Записывают предложения для анализа.
Изучают материал. |
|
|||||||||||
· |
|
||||||||||||
Работа с предложениями: Всё дышало свежестью: и деревья, и
трава, и цветы. Все дышало свежестью, а именно: и деревья, и трава, и цветы. |
По одному работают у доски. Запись в тетради. |
|
|||||||||||
Вставьте в предложения однородные члены, раскрывающие смысл обобщающих слов. 1) В школьном саду посадим фруктовые деревья: …, …, ..., … . 2) …, …, … — все эти животные считаются хищниками. 3) Нигде: ни ... , ни ... , ни ... — я не встретился с друзьями. Вставьте в предложения обобщающие слова. 1) Ромашки, колокольчики, васильки — луговые … 2) Лошади, коровы, свиньи, гуси, утки — домашние … 3) Все ...: бабушка и дедушка, брат сестра, мама и папа, — радовались моим успехам. Подберите обобщающие слова к однородным членам и наоборот. Составьте с ними предложения. 1) Животные: ……………………………………………………………….. 2) Одежда: ………………………………………………………………….. 3) Обувь: ……………………………………………………………………… 4) Стол, стулья, шкаф, диван-кровать, кресло: …………………… |
Работа в парах. |
|
|||||||||||
Почему в данном предложении нет обобщающего слова? Ни в воздухе, ни под землёй, ни под водой никогда не должны производиться испытания ядерного оружия. |
Один работает у доски. |
|
|||||||||||
|
|
||||||||||||
Разминка для спины и рук. |
Разминка. |
|
|||||||||||
|
|
||||||||||||
Записать схемы этих предложений. В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. И кочи, и моховые болота, и пни – всё хорошо под сиянием лунным. Всё в тающей дымке: холмы, перелески. |
Строят схемы, один работает у доски. |
|
|||||||||||
Работа с текстом: списать текст, вставить слова, расставить знаки. Русские
реки Русские реки Бесчисленное множество водоёмов: малых рек, речушек, маленьких лесных ручейков, прозрачных озёр – разбросано по великим просторам нашей страны. В древности плыли гружённые товарами корабли по торговым путям: серебряному Днепру, широкой красавице Волге, пустынным северным рекам. Медом, хлебом, рыбой, солью, драгоценными редкостными мехами – разнообразными товарами торговали русские люди в глубокой старине. На берегах рек возникли первые русские города: Киев и Новгород, Псков и Москва |
(Разнообраз-ные товары, водоёмы, первые русские города, торговые пути)
|
|
|||||||||||
1. Найдите предложение с обобщающим словом при однородных членах (знаки препинания не расставлены). А. Распоряжения его всегда были быстры точны отчётливы. Б. Люди несли на базар овощи хлеб птицу фрукты молоко. В. Подушка эта была мягкая теплая битком набитая снами. Г. В мешке дорожном простые вещи консервы да хлеб. 2. Укажите, в каких предложениях с обобщающими словами при однородных членах неверно расставлены знаки препинания. А. Нет, ничего откладывать нельзя: ни праздник, ни прогулку. Б. На деревьях, стогах, домах – везде лежал снег. В. Всё: деревья, трава, песок и даже одежда подёрнулось инеем. Г. Юные деревья ель и сосна, клён и вяз – все растут дружно. Д. Везде: на полях и в лесных просеках – пар поднимался от земли. Е. Лесная ягода: малина и земляника – раньше всех поспевает на полянах. |
Работа у доски по цепочке.
Этап коррекции. 1 – Г; 2 – В,Г |
|
|||||||||||
8. Рефлексия |
|
||||||||||||
Как бы вы себя оценили? - Ваши оценки за работу на уроке - Понравился ли вам урок? - В чём испытывали трудность? |
Анализируют, делают выводы. |
|
|||||||||||
|
|
||||||||||||
§32, упр. 233 §32, упр. 235; составить кластер в рабочую папку |
Запись в дневник. |
|
|||||||||||
1. Найдите предложение с обобщающим словом при однородных членах (знаки препинания не расставлены). А. Распоряжения его всегда были быстры точны отчётливы. Б. Люди несли на базар овощи хлеб птицу фрукты молоко. В. Подушка эта была мягкая теплая битком набитая снами. Г. В мешке дорожном простые вещи консервы да хлеб.
2. Укажите, в каких предложениях с обобщающими словами при однородных членах неверно расставлены знаки препинания. А. Нет, ничего откладывать нельзя: ни праздник, ни прогулку. Б. На деревьях, стогах, домах – везде лежал снег. В. Всё: деревья, трава, песок и даже одежда подёрнулось инеем. Г. Юные деревья ель и сосна, клён и вяз – все растут дружно. Д. Везде: на полях и в лесных просеках – пар поднимался от земли. Е. Лесная ягода: малина и земляника – раньше всех поспевает на полянах. |
1. Найдите предложение с обобщающим словом при однородных членах (знаки препинания не расставлены). А. Распоряжения его всегда были быстры точны отчётливы. Б. Люди несли на базар овощи хлеб птицу фрукты молоко. В. Подушка эта была мягкая теплая битком набитая снами. Г. В мешке дорожном простые вещи консервы да хлеб.
2. Укажите, в каких предложениях с обобщающими словами при однородных членах неверно расставлены знаки препинания. А. Нет, ничего откладывать нельзя: ни праздник, ни прогулку. Б. На деревьях, стогах, домах – везде лежал снег. В. Всё: деревья, трава, песок и даже одежда подёрнулось инеем. Г. Юные деревья ель и сосна, клён и вяз – все растут дружно. Д. Везде: на полях и в лесных просеках – пар поднимался от земли. Е. Лесная ягода: малина и земляника – раньше всех поспевает на полянах. |
1. Найдите предложение с обобщающим словом при однородных членах (знаки препинания не расставлены). А. Распоряжения его всегда были быстры точны отчётливы. Б. Люди несли на базар овощи хлеб птицу фрукты молоко. В. Подушка эта была мягкая теплая битком набитая снами. Г. В мешке дорожном простые вещи консервы да хлеб.
2. Укажите, в каких предложениях с обобщающими словами при однородных членах неверно расставлены знаки препинания. А. Нет, ничего откладывать нельзя: ни праздник, ни прогулку. Б. На деревьях, стогах, домах – везде лежал снег. В. Всё: деревья, трава, песок и даже одежда подёрнулось инеем. Г. Юные деревья ель и сосна, клён и вяз – все растут дружно. Д. Везде: на полях и в лесных просеках – пар поднимался от земли. Е. Лесная ягода: малина и земляника – раньше всех поспевает на полянах. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.