Министерство труда и социального развития Краснодарского края
Государственное автономное общеобразовательное учреждение Краснодарского края
«Новолеушковская школа-интернат с профессиональным обучением».
Открытый урок по теме:
«Обработка почвы с помощью лопаты».
в 6 а классе
Выполнила учитель сельскохозяйственного труда
Горбунова Е. П.
Тема урока «Обработка почвы с помощью лопаты».
Цель урока
- Закрепить знания учащихся о значении и правилах обработки почвы, а также с инструментами, используемыми для этого.
Коррекция аналитико-синтетической деятельности учащихся на основе упражнений в узнавании и соотнесении ручного инвентаря для обработки почвы.
Задачи:
Образовательные:
- рассказать о практической значимости лопаты и использовании её человеком.
Коррекционно-развивающие:
-формировать навыки анализа и синтеза в процессе распознавания ручного инвентаря;
- расширение активного словаря учащихся путём использования терминов;
- развивать наблюдательность, память, планировать последовательность выполнения задания, корректировать устойчивое представление об эталоне работы.
-Воспитательные:
- воспитывать трудолюбие, аккуратность при выполнении работы.
Наглядные пособия: инструкционные карты, учебник «Сельскохозяйственный труд» 6 класса Е.А. Ковалева, мультимедийная презентация.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Подготовка учащихся к работе на уроке.
- Сегодня у нас гости, поздоровались с ними, ребята.
Проверить готовность учащихся к уроку.
- Все ли готовы к уроку? На столе должны лежать учебник, тетрадь, ручка, дневник. Выровняли все спинки, руки на парту.
Психологический настрой на работу.
- Надели на палку
Стальную ладошку
И под ладошку
Сажают картошку
II. Актуализация знаний
Выявить уровень знаний учащихся, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях.
(Карточки читают дети)
Почва - верхний слой земли, на которой
растут растения. Разработка почвы как один из приемов повышения урожайности
культур.
Виды обработки почвы – вспашка плугом, перекопка лопатой.
Почва - верхний слой земли, на котором могут расти и давать урожай растения. Плодородие почвы повышается при правильной ее обработке и внесении удобрений. Виды обработки – вспашка, культивация
Почва - среда обитания растительных организмов
Почва – среда обитания животных организмов
Устный опрос.
Какое значение имеет обработка почвы?
Какие виды обработки почвы вы знаете?
Как обрабатывают почву на больших площадях?
Как обрабатывают почву на небольших участках?
Обобщение учителем пройденной темы.
Человек с незапамятных времен обрабатывает почву и выращивает на ней самые разнообразные хлебные, овощные, фруктовые, ягодные и другие растения. Получаемый урожай необходим человеку для питания, а также для кормления домашних животных, изготовления тканей для пошива одежды, получения многих нужных веществ. Для посева и посадки цветочных и культурно-декоративных растений, почву нужно обрабатывать. Если площадь большая, то почву обрабатывают тракторами, к которым прикрепляют плуги, бороны, культиваторы. А на небольших участках почву обрабатывают с помощью ручных инструментов, которых вы видите.
III. Изучение нового материала.
- Сегодня на уроке мы будем говорить о перекопки почвы лопатой.
Тема нашего урока читают дети хором.
На небольших участках, где плугом пахать нельзя, почву перекапывают вручную. Перекопка почвы лопатой – это ручная обработка почвы.
При перекопке почвенный слой разрыхляется. В рыхлую почву легче проникает вода и воздух, в ней больше накапливается элементов питания для растений. На такой почве растения хорошо растут.
Для перекопки почвы применяют лопату.
Лопата состоит из деревянного черенка (ручки) и железного штыка (полотна) высотой 27-28 см. черенок вставляется в ушко лопаты и закрепляется гвоздем. Верхние края штыка лопаты по обе стороны ушка (плечики) загнуты назад и книзу, чтобы удобнее было нажимать ногой. Рыхлую почву перекапывают лопатой с закругленным штыком, уплотненную – с остроконечным штыком.
Ручка лопаты должна быть выше пояса работающего, но не доходить до плеча.
При перекопке лопатой захватывают определенную часть почвы, отрезают пласт, переворачивают его и укладывают движением от себя. Образуется борозда, которая отделяет перекопанную часть почвы от неперекопанной. Борозда имеет дно, стенку и боковую часть.
По стенке борозды определяют глубину перекопки.
Если копать почву на полный штык, глубина перекопки может быть равна 25-27 см, такую обработку почвы проводят под посадку картофеля, посев и посадку овощных культур. Чаще всего копают на глубину 20-22 см.
Требования к качеству перекапывания.
Одинаковая глубина перекапывания на всем участке.
Равномерность и слитность перекопки, то есть отсутствие не перекопанных мест.
Ровная поверхность перекопанной почвы.
Заделка сорняков и послеуборочных остатков на дно борозды.
Физминутка
В огороде рос подсолнух
Вот такой, вот такой!
В огороде рос подсолнух
С ярко-жёлтой головой.
Головою он вертел,
Всё увидеть сам хотел.
Что подсолнух видел там
Он сейчас расскажет нам.
Работа в тетради. Словарь: лопата, черенок, штык, глубина перекопки.
Учитель напоминает правила перекапывания почвы лопатой и правила безопасной работы лопатой.
Читают дети
Правила перекапывания почвы лопатой
лопата должна входить в почву на необходимую глубину (на полный штык, на полштыка);
захватить пласт почвы для перекопки шириной 13-15 см. Стенку борозды делать ровной;
при сбрасывании почвы с лопаты переворачивать почву и верхний ее слой класть вниз;
укладывать подрезанные пласты почвы на боковую часть борозды ровно и слитно. При перекапывании почвы непосредственно под посев или посадку растений комья в пластах разбивать лопатой.
Правилами безопасной работы лопатой
пользоваться лопатой только по назначению;
получая лопату, проверить исправность ее рабочей части, состояние и насадку черенка;
переносить лопату к месту работы рабочей частью вниз;
работать на отведенном месте, во время перерыва заглубить рабочую часть лопаты в почву, чтобы кто-нибудь случайно не наступил на острый край;
работать спокойно, размеренно, не торопясь;
соблюдать правила перекапывания почвы лопатой.
IV. Итог урока.
-Что нового узнали на уроке?
- Понравился ли вам урок?
Вопросы.
Какое значение имеет обработка почвы?
Какие виды обработки почвы вручную вы знаете?
Как устроена лопата?
Какие требования предъявляются к перекапыванию почвы?
V. Выставление отметок, анализ работы.
Дети получают отметки, учитель комментирует, почему именно такую отметку получил ученик.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.