1 класс УМК «Школа России» Урок обучения грамоте Тема: «Звук и буква Нн» |
1. Этап мотивации |
-Здравствуйте ребята. Рада видеть вас на нашем уроке. Присаживайтесь. Сейчас я прочитаю стихотворение с правилами поведения на уроке, а вы прослушайте и объясните, для чего их нужно выполнять. На уроке будь старательным Будь спокойным и внимательным. Все пиши, не отставая, Слушай, не перебивая. Говорите четко, внятно, Чтобы было все понятно. Если друг стал отвечать, Не спеши перебивать. - Объясните, для чего нужно выполнять эти правила. (Учащиеся предлагают варианты ответов) Потрите ладони, почувствуйте тепло. А теперь поделимся им друг с другом: протяните соседу ладошки. Улыбнемся, пожелаем друг другу хорошего настроения и удачи! |
2. Повторение ранее изученного |
- Закройте глаза, представьте себя в лесу. Прислушайтесь и постарайтесь услышать звуки. Прослушивание мелодии. - Какие звуки вы услышали? (звуки природы). - Тысячи разных звуков окружают человека: шелест листвы, завывание ветра, журчание ручейка, пение птиц. -А могут ли люди общаться друг с другом при помощи звуков природы? (нет) - А какие звуки помогают нам в общении? (Звуки речи) - На какие 2 группы можно разделить речевые звуки? (Все звуки речи можно разделить на гласные и согласные) - Как отличить гласные звуки от согласных? - С помощью чего на письме обозначаются звуки? (С помощью букв) - Чем буква отличается от звука? (Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы пишем и видим). - Что можно образовать из звуков? (Слог) - Если слоги соединить, то получим…(слово) - Что можно составить из слов? (Предложения) - Мы знаем, что из предложений состоит наша …(Речь). - Какая бывает речь? (Устная и письменная) - Начали со звука, закончили речью. Работая со звуками, мы учимся говорить правильно, красиво. Этому мы учимся на каждом уроке обучения грамоте. - А сейчас я загадаю вам загадки про буквы. · Обруч катится легко, Он похож на букву…(О) · · Вот два столбика наискосок, А между ними поясок. Ты эту букву знаешь? А? Перед тобою буква…(А) · Раз – брусок и два – брусок, Плюс один наискосок, Снизу, сверху – уголки, А всё вместе – буква... (И)
Если сделаю я губки
Ходит с палочкой, увы, - Ребята, посмотрите на эти буквы на ленте букв. Прочитаем их хором. - Какие это звуки? (Гласные) (О А У Ы указывают на твердость согласных звуков, И указывает на мягкость согласных звуков) |
3. Целеполагание |
- Сегодня мы продолжим путешествие по страницам «Букваря». - Чтобы узнать, с каким звуком мы познакомимся сегодня, ответьте на вопрос: – Как погоняют лошадь? (Но! Но! Но!) - Какой первый звук мы слышим? ([Н]) - Как вы думаете, о каком звуке пойдет речь на уроке? Звук [Н] - Верно, молодцы. - Что вы о нем можете сказать? Ничего - Значит, какую цель поставим мы себе на уроке? (Познакомиться с новым звуком и с новой буквой, которая его обозначает.) - Составим план урока (на доску помещаются схемы-модели плана урока), предлагайте! 1. Звук (Изучение нового звука) 2. Буква (Изучение буквы, которая обозначает этот звук) 3. Чтение (Чтение слогов, слов и предложений с новой буквой) 4. Развитие речи (Составление предложений) 5. Закрепление (Выполнение заданий на повторение нового материала) 6. Итоги (Подведение итогов урока и работа с конвертом настроения) Хорошо, молодцы. Мы приступаем к первому пункту плана. |
4. Работа со звуками |
(Слышится стук) - Ой, ребята, кто это к нам пришел на урок? Вы узнали его? (Незнайка) -Он с собой что-то принес. И чтобы узнать что это, нужно отгадать загадку. Чтение загадки с экрана. Читает ученик. С виду инструмент простой. - Верно, ребята. - Произнесите слово хором. Барабан - Сколько гласных слышим? Три гласных, значит три слога. - Какой звук слышим в конце? ([н]). - Какой он? (Согласный). - Почему? (Воздух при произношении звука встречает преграду). - Какой это согласный? Как мы его произносим? (В слове барабан звук [н] твердый). - Верно, [н] – твердый. - Давайте составим схему этого слова. (Составляем схему слова на доске, дети у себя на партах) - Какой слог ударный? (последний) - Сколько звуков в слове барабан? - Итак, звук [н], какой? Охарактеризуйте его. Звук [н] – согласный, твердый. (Говорит Незнайка) - Ребята, давайте проверим, прав ли Незнайка? (Нет, звук [н'] – мягкий) - Почему? (Потому что после звука [н'], стоит [и], он обозначает мягкость согласного) -Верно, ребята. Какой вывод мы можем сделать? (Звук [н] – согласный и бывает твердым и мягким) - Ребята, сколько раз в имени Незнайка встречается звук [н]? (в нем 2 раза встречается звук [н]) - Верно, мы сказали, что первый звук - мягкий, а какой второй звук? (твердый) - Давайте посмотрим на схему этого слова. Что вы заметили? (Мягкий согласный обозначает зеленый треугольник, а твердый – синий). - Правильно, ребята. Запомните это. Теперь на схемах твердые согласные звуки мы будем обозначать синим цветом, а мягкие – зеленым. (Говорит Незнайка) - Ой, вы такие умненькие, все знаете про звук [н]. Можете определить твердость или мягкость этого звука и в именах моих друзей? - Ребята, поможем? (Да) - Сейчас я буду называть имена сказочных героев, в которых есть звук [н]. Если он мягкий то вы должны хлопнуть в ладоши, если твердый, то топать. Будьте очень внимательны. (Крокодил Гена, Белоснежка, Чиполино, Буратино, Чебурашка (дети определяют, что в этом слове звук [н] отсутствует), Карлсон, Винни-Пух, Снегурочка, Рапунцель) - Ребята, вы большие молодцы - А каких сказочных героев, в имени которых есть звук [н] или [н'] знаете вы? (Учащиеся высказывают варианты ответов) (Ниф-ниф, Наф-наф, Нуф-нуф, Василиса Прекрасная, Аленушка, Алладин, Конёк-Горбунок и т. д.) (Говорит Незнайка) -Спасибо вам. |
5. Работа с буквами |
- Мы переходим к следующему этапу нашего урока. Что мы будем делать? (Изучать букву) Незнайке нужно объяснить, Как нам букву начертить. Разъясняю ему бойко: «Надо к каждой этой стойке Перекладину прибить, Станет буква Н служить. - Давайте еще раз повторим, как мы произносим звук? [н] - А как правильно называется буква? [эн] - Верно. Запомните это и не путайте звук и букву - Ребята еще раз обратите внимание на имя Незнайки. Чем различаются 2 буквы Н в этом имени? (Одна большая, другая маленькая) - Как вы думаете, почему в первом случае мы пишем н – большую, а во втором – маленькую? (Незнайка – имя, поэтому мы пишем его с большой буквы). - Какой мы можем сделать вывод? (Буква Н бывает заглавная и строчная). (Говорит Незнайка) -Ой, какая она красивая! А где она живет?
-Ребята, покажите Незнайке, где живет на ленте букв Н. - Эта буква согласная, поэтому и жить она будет вместе с согласными. - Посмотрите на нее еще раз внимательно и попробуйте выложить ее из счетных палочек. (Говорит Незнайка) - Буква Н так похожа на натянутую сетку. Я даже стишок придумал: Н - натянутая сетка, Сетку держат очень крепко. Приходите к нам во двор – Поиграем в волейбол. -Какой интересный стишок. Ребята, а как думаете вы, на что похожа эта буква? (варианты детей) (Говорит Незнайка) -Я вспомнил про волейбол, и так размяться захотелось. Давайте немного поиграем? Физкультминутка (видео) |
6. Обучение чтению |
- Какой следующий этап нашего урока? - Ребята, буква Н очень коварная, давайте еще раз вспомним, как правильно она произносится? ([Эн]) - А как мы будем ее читать в слове? ([Н] или [Н']) - А от чего это зависит? (От гласного звука, стоящего после Н) - Давайте потренируемся в чтении. Прибежал весёлый А, прочитали дети – НА. Прибежал задорный О, прочитали дети – НО. Прибежал пузатый Ы, прочитали дети – НЫ. Прибежал игривый И, прочитали дети – НИ. Прибежал упрямый У, прочитали дети – НУ. - Прочитайте хором слоги, постепенно понижая голос до шепота. - Прочитайте слоги, где наш знакомый [н'] произносится мягко. - А теперь, где этот звук произносится твердо. - Прочитайте хором слоги с интонацией вопроса. - А теперь с радостной интонацией. (Говорит Незнайка) - Как здорово! А целые слова вы сможете прочитать? - Конечно, сможем, Незнайка. Ребята, давайте покажем, как мы читаем целые слова. (учебник стр. 42) ОН, ОНА, ОНО, ОНИ -Найдите слово, которое отличается от остальных. (они, т. к. [н] произносится мягко и обозначает много предметов) - Ребята, а когда мы произносим эти слова? (Когда хотим указать на человека или предмет). - Верно. То есть, мы их произносим вместо имени или названия, какого-то человека или предмета. - Давайте попробуем соотнести эти слова с предметами, изображенными на рисунке. (Говорит Незнайка) - Ой, какие вы грамотные. А мне тут письмо пришло, но я никак не могу его прочитать. Может вы мне и здесь поможете? -Ребята, поможем Незнайке? (Да)
(Говорит Незнайка) - Спасибо вам ребята. Вы мне очень помогли. - Ребята, как вы думаете, можно назвать то, что мы прочитали предложениями? (Да) - Почему? (Они начинаются с большой буквы, в конце стоит точка, выражают законченную мысль).
|
7. Упражнения в развитии речи и мышления |
- Переходим к этапу развития речи. - Мы сегодня столько говорили про букву Н и звук [н'], что мне на ум приходят только слова, которые начинаются на эту букву. Например, Незнайку написал Николай Николаевич Носов. -Ребята, кто-нибудь знаком с этим произведением? (возможно, кто-то смотрел мультфильм) - (Но читать книгу намного интереснее, чем смотреть мультфильм) Это очень интересный рассказ-сказка и в будущем мы обязательно познакомимся с этим произведением. - (Работа в парах) Ребята, попробуйте вы составить предложение, в котором бы все слова начинались с нашей буквы. Поработайте в парах. (Наташа нарисовала ножницы. Настя нарисует носорога. Никита нарисует незабудки.) |
8. Закрепление полученных знаний |
- Переходим к этапу закрепления. Дифференцированная работа - Если на уроке вы работали активно и всё поняли про новую букву, то вы можете выбрать карточку красного цвета с более сложным заданием. В этой карточке вам нужно определить, какой звук обозначает буква «Н» в каждом слове. Если твёрдый, то это слово вы подчеркиваете, синим карандашом, а если мягкий, то зелёным. НЯНЯ, ОНИ, НИТКА, НОС, ИМЕНА, КОНИ, НОРА, ЛИМОН, ЮНГА, НЕБО - Если, в течение урока у вас возникали трудности и не всегда всё получалось, то вы можете выбрать карточку попроще. В жёлтой карточке вам нужно просто определить, в каком слове есть звук [н]. И подчеркнуть эти слова в кружок простым карандашом. НЯНЯ, МАМА, ОНИ, НАМ, МИМО, ИМЯ, УМНАЯ, ЮНАЯ, НИТИ, ЛИНИИ - Если же, вам было очень трудно на уроке, то возьмите карточку зелёного цвета и среди всех букв выберите только букву «Н» и подчеркните её. А Н О И Н И М Н Е Я Ю У Ы М О Ё Э Н А И М Н (Проверка осуществляется по эталону) |
9. Итог урока |
– Мы переходим к последнему этапу урока… (Подведение итогов) – Давайте вспомним, с каким звуком мы познакомились на уроке. (Со звуком [н].) – Какой это звук. (Согласный) – Сколько вариантов чтения имеет этот звук? (Два. Твердый и мягкий) – С какими буквами познакомились на уроке? (Заглавной и строчной буквами «Н», «н».) – Какую цель мы ставили на уроке? (Познакомиться с новым звуком и с новой буквой, которая его обозначает) – Достигли мы ее?
– А сейчас, выберите из вашего конвертика настроения тот смайлик, который, по вашему мнению, подходит больше всего: зеленый – я все понял, было интересно, желтый – не все понял, возникли трудности, красный – было трудно. – Молодцы, ребята, вы все очень хорошо поработали. И Незнайке пора возвращаться домой. Давайте попрощаемся с ним. - До новых встреч, ребята. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.