Конспект урока обучения грамоте "Звук и буква Н" с применением игровой технологии
Оценка 4.7

Конспект урока обучения грамоте "Звук и буква Н" с применением игровой технологии

Оценка 4.7
docx
12.08.2023
Конспект урока обучения грамоте "Звук и буква Н" с применением игровой технологии
буква и звук н.docx

1 класс

УМК «Школа России»

Урок обучения грамоте

Тема: «Звук и буква Нн»

1.      Этап мотивации

-Здравствуйте ребята. Рада видеть вас на нашем уроке. Присаживайтесь. Сейчас я прочитаю стихотворение с правилами поведения на уроке, а вы прослушайте и объясните, для чего их нужно выполнять.

На уроке будь старательным

Будь спокойным и внимательным.

Все пиши, не отставая,

Слушай, не перебивая.

Говорите четко, внятно,

Чтобы было все понятно.

Если друг стал отвечать,

Не спеши перебивать.

- Объясните, для чего нужно выполнять эти правила. (Учащиеся предлагают варианты ответов)

Потрите ладони, почувствуйте тепло.  А теперь поделимся им друг с другом: протяните соседу ладошки. Улыбнемся, пожелаем друг другу хорошего настроения и удачи!

2.      Повторение ранее изученного

- Закройте глаза, представьте себя в лесу. Прислушайтесь и постарайтесь услышать звуки.

Прослушивание мелодии.

- Какие звуки вы услышали? (звуки природы).

- Тысячи разных звуков окружают человека: шелест листвы, завывание ветра, журчание ручейка, пение птиц.

-А могут ли люди общаться друг с другом при помощи звуков природы? (нет)

- А какие звуки помогают нам в общении? (Звуки речи)

- На какие 2 группы можно разделить речевые звуки? (Все звуки речи можно разделить на гласные и согласные)

- Как отличить гласные звуки от согласных?

- С помощью чего на письме обозначаются звуки? (С помощью букв)

- Чем буква отличается от звука? (Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы пишем и видим).

- Что можно образовать из звуков? (Слог)

Если слоги соединить, то получим…(слово)

Что можно составить из слов? (Предложения)

Мы знаем, что из предложений состоит наша …(Речь).

- Какая бывает речь? (Устная и письменная)

- Начали со звука, закончили речью. Работая со звуками, мы учимся говорить правильно, красиво. Этому мы учимся на каждом уроке обучения грамоте.

- А сейчас я загадаю вам загадки про буквы.

·         Обруч катится легко,

Он похож на букву…(О)

·          

·         Вот два столбика наискосок,

А между ними поясок.

Ты эту букву знаешь? А?

Перед тобою буква…(А)

·          

Раз – брусок и два – брусок,

Плюс один наискосок,

Снизу, сверху – уголки,

А всё вместе – буква... (И)

 

Если сделаю я губки
Очень тоненькою трубкой,
Звук потом произведу,
То услышишь букву... (У)

 

Ходит с палочкой, увы,
По страницам буква ... (Ы)

- Ребята, посмотрите на эти буквы на ленте букв. Прочитаем их хором.

- Какие это звуки? (Гласные)
- На какие две группы их можно поделить?

(О А У Ы указывают на твердость согласных звуков, И указывает на мягкость согласных звуков)

3.      Целеполагание

Сегодня мы продолжим путешествие по страницам «Букваря».

Чтобы узнать, с каким звуком мы познакомимся сегодня, ответьте на вопрос:

– Как погоняют лошадь? (Но! Но! Но!)

- Какой первый звук мы слышим? ([Н])

- Как вы думаете, о каком звуке пойдет речь на уроке? Звук [Н]

- Верно, молодцы.

- Что вы о нем можете сказать? Ничего

- Значит, какую цель поставим мы себе на уроке? (Познакомиться с новым звуком и с новой буквой, которая его обозначает.)

- Составим план урока (на доску помещаются схемы-модели плана урока), предлагайте!

1.      Звук (Изучение нового звука)

2.      Буква (Изучение буквы, которая обозначает этот звук)

3.      Чтение (Чтение слогов, слов и предложений с новой буквой)

4.      Развитие речи (Составление предложений)

5.      Закрепление (Выполнение заданий на повторение нового материала)

6.      Итоги (Подведение итогов урока и работа с конвертом настроения)

Хорошо, молодцы. Мы приступаем к первому пункту плана.

4.      Работа со звуками

(Слышится стук)

- Ой, ребята, кто это к нам пришел на урок? Вы узнали его? (Незнайка)

-Он с собой что-то принес. И чтобы узнать что это, нужно отгадать загадку.

Чтение загадки с экрана. Читает ученик.

С виду инструмент простой.
Он внутри, совсем пустой.
По бокам обтянут кожей.
На кастрюльку он похожий.
Стукнешь палочкой: «Бам – бам!»
И узнаем… (Барабан!)

- Верно, ребята.

- Произнесите слово хором. Барабан

- Сколько гласных слышим? Три гласных, значит три слога.

- Какой звук слышим в конце? ([н]).

- Какой он? (Согласный).

- Почему? (Воздух при произношении звука встречает преграду).

- Какой это согласный?  Как мы его произносим? (В слове барабан звук [н] твердый).

- Верно, [н] – твердый.

- Давайте составим схему этого слова. (Составляем схему слова на доске, дети у себя на партах)

- Какой слог ударный? (последний)

- Сколько звуков в слове барабан?

- Итак, звук [н], какой? Охарактеризуйте его. Звук [н] – согласный, твердый.

(Говорит Незнайка)
-Я понял! Мое имя тоже начинается со звука [Н], значит он тоже согласный и твердый!

- Ребята, давайте проверим, прав ли Незнайка? (Нет, звук [н'] – мягкий)

- Почему? (Потому что после звука [н'], стоит [и], он обозначает мягкость согласного)

-Верно, ребята. Какой вывод мы можем сделать? (Звук [н] – согласный и бывает твердым и мягким)

- Ребята, сколько раз в имени Незнайка встречается звук [н]? (в нем 2 раза встречается звук [н])

- Верно, мы сказали, что первый звук - мягкий, а какой второй звук? (твердый)

- Давайте посмотрим на схему этого слова. Что вы заметили? (Мягкий согласный обозначает зеленый треугольник, а твердый – синий).

- Правильно, ребята. Запомните это. Теперь на схемах твердые согласные звуки мы будем обозначать синим цветом, а мягкие – зеленым.

(Говорит Незнайка)

- Ой, вы такие умненькие, все знаете про звук [н]. Можете определить твердость или мягкость этого звука и в именах моих друзей?

- Ребята, поможем? (Да)

- Сейчас я буду называть имена сказочных героев, в которых есть звук [н]. Если он мягкий то вы должны хлопнуть в ладоши, если твердый, то топать. Будьте очень внимательны.

(Крокодил Гена, Белоснежка, Чиполино, Буратино, Чебурашка (дети определяют, что в этом слове звук [н] отсутствует), Карлсон, Винни-Пух, Снегурочка, Рапунцель)

- Ребята, вы большие молодцы

- А каких сказочных героев, в имени которых есть звук [н] или [н'] знаете вы? (Учащиеся высказывают варианты ответов) (Ниф-ниф, Наф-наф, Нуф-нуф, Василиса Прекрасная, Аленушка, Алладин, Конёк-Горбунок и т. д.)

(Говорит Незнайка)

-Спасибо вам.

5.      Работа с буквами

- Мы переходим к следующему этапу нашего урока. Что мы будем делать? (Изучать букву)

Незнайке нужно объяснить,

Как нам букву начертить.

Разъясняю ему бойко:

«Надо к каждой этой стойке

Перекладину прибить,

Станет буква Н служить.

- Давайте еще раз повторим, как мы произносим звук? [н]

- А как правильно называется буква? [эн]

- Верно. Запомните это и не путайте звук и букву

- Ребята еще раз обратите внимание на имя Незнайки. Чем различаются 2 буквы Н в этом имени? (Одна большая, другая маленькая)

- Как вы думаете, почему в первом случае мы пишем н – большую, а во втором – маленькую? (Незнайка – имя, поэтому мы пишем его с большой буквы).

- Какой мы можем сделать вывод? (Буква Н бывает заглавная и строчная).

(Говорит Незнайка)

-Ой, какая она красивая! А где она живет?

 

-Ребята, покажите Незнайке, где живет на ленте букв Н.

- Эта буква согласная, поэтому и жить она будет вместе с согласными.

- Посмотрите на нее еще раз внимательно и попробуйте выложить ее из счетных палочек.

(Говорит Незнайка)

- Буква Н так похожа на натянутую сетку. Я даже стишок придумал:

Н - натянутая сетка,

Сетку держат очень крепко.

Приходите к нам во двор –

Поиграем в волейбол.

-Какой интересный стишок. Ребята, а как думаете вы, на что похожа эта буква? (варианты детей)

(Говорит Незнайка)

-Я вспомнил про волейбол, и так размяться захотелось. Давайте немного поиграем?

Физкультминутка (видео)

6.      Обучение чтению

- Какой следующий этап нашего урока?

- Ребята, буква Н очень коварная, давайте еще раз вспомним, как правильно она произносится? ([Эн])

- А как мы будем ее читать в слове? ([Н] или [Н'])

- А от чего это зависит? (От гласного звука, стоящего после Н)

- Давайте потренируемся в чтении.

Прибежал весёлый А, прочитали дети – НА.

Прибежал задорный О, прочитали дети – НО.

Прибежал пузатый Ы, прочитали дети – НЫ.

Прибежал игривый И, прочитали дети – НИ.

Прибежал упрямый У, прочитали дети – НУ.

- Прочитайте хором слоги, постепенно понижая голос до шепота.

- Прочитайте слоги, где наш знакомый [н'] произносится мягко.

- А теперь, где этот звук произносится твердо.

- Прочитайте хором слоги с интонацией вопроса.

- А теперь с радостной интонацией.

(Говорит Незнайка)

- Как здорово! А целые слова вы сможете прочитать?

- Конечно, сможем, Незнайка. Ребята, давайте покажем, как мы читаем целые слова. (учебник стр. 42)

ОН, ОНА, ОНО, ОНИ

-Найдите слово, которое отличается от остальных. (они, т. к. [н] произносится мягко и обозначает много предметов)

- Ребята, а когда мы произносим эти слова? (Когда хотим указать на человека или предмет).

- Верно. То есть, мы их произносим вместо имени или названия, какого-то человека или предмета.

- Давайте попробуем соотнести эти слова с предметами, изображенными на рисунке.

(Говорит Незнайка)

- Ой, какие вы грамотные. А мне тут письмо пришло, но я никак не могу его прочитать. Может вы мне и здесь поможете?

-Ребята, поможем Незнайке? (Да)

(Говорит Незнайка)

- Спасибо вам ребята. Вы мне очень помогли.

- Ребята, как вы думаете, можно назвать то, что мы прочитали предложениями? (Да)

- Почему? (Они начинаются с большой буквы, в конце стоит точка, выражают законченную мысль).

 

7.      Упражнения в развитии речи и мышления

- Переходим к этапу развития речи.

- Мы сегодня столько говорили про букву Н и звук [н'], что мне на ум приходят только слова, которые начинаются на эту букву.

Например, Незнайку написал Николай Николаевич Носов.

-Ребята, кто-нибудь знаком с этим произведением? (возможно, кто-то смотрел мультфильм)

- (Но читать книгу намного интереснее, чем смотреть мультфильм) Это очень интересный рассказ-сказка и в будущем мы обязательно познакомимся с этим произведением.

- (Работа в парах) Ребята, попробуйте вы составить предложение, в котором бы все слова начинались с нашей буквы. Поработайте в парах.

(Наташа нарисовала ножницы. Настя нарисует носорога. Никита нарисует незабудки.)

8.      Закрепление полученных знаний

- Переходим к этапу закрепления.

Дифференцированная работа

- Если на уроке вы работали активно и всё поняли про новую букву, то вы можете выбрать карточку красного цвета с более сложным заданием. В этой карточке вам нужно определить, какой звук обозначает буква «Н» в каждом слове. Если твёрдый, то это слово вы подчеркиваете, синим карандашом, а если мягкий, то зелёным.

НЯНЯ, ОНИ, НИТКА, НОС, ИМЕНА, КОНИ, НОРА, ЛИМОН, ЮНГА, НЕБО

- Если, в течение урока у вас возникали трудности и не всегда всё получалось, то вы можете выбрать карточку попроще. В жёлтой карточке вам нужно просто определить, в каком слове есть звук [н]. И подчеркнуть эти слова в кружок простым карандашом.

НЯНЯ, МАМА, ОНИ, НАМ, МИМО, ИМЯ, УМНАЯ, ЮНАЯ, НИТИ, ЛИНИИ

- Если же, вам было очень трудно на уроке, то возьмите карточку зелёного цвета и среди всех букв выберите только букву «Н» и подчеркните её.

А Н О И Н И М Н Е Я Ю У Ы М О Ё Э Н А И М Н

(Проверка осуществляется по эталону)

9.      Итог урока

   Мы переходим к последнему этапу урока… (Подведение итогов)

   Давайте вспомним, с каким звуком мы познакомились на уроке. (Со звуком [н].)

   Какой это звук. (Согласный)

   Сколько вариантов чтения имеет этот звук? (Два. Твердый и мягкий)

   С какими буквами познакомились на уроке? (Заглавной и строчной буквами «Н», «н».)

   Какую цель мы ставили на уроке? (Познакомиться с новым звуком и с новой буквой, которая его обозначает)

   Достигли мы ее?

 

   А сейчас, выберите из вашего конвертика настроения тот смайлик, который, по вашему мнению, подходит больше всего: зеленый  – я все понял, было интересно, желтый – не все понял, возникли трудности, красный – было трудно.

   Молодцы, ребята, вы все очень хорошо поработали. И Незнайке пора возвращаться домой. Давайте попрощаемся с ним.

-  До новых встреч, ребята.

 


 

УМК «Школа России» Урок обучения грамоте

УМК «Школа России» Урок обучения грамоте

Звук потом произведу, То услышишь букву

Звук потом произведу, То услышишь букву

Верно, мы сказали, что первый звук - мягкий, а какой второй звук? (твердый) -

Верно, мы сказали, что первый звук - мягкий, а какой второй звук? (твердый) -

А от чего это зависит? (От гласного звука, стоящего после

А от чего это зависит? (От гласного звука, стоящего после

Если, в течение урока у вас возникали трудности и не всегда всё получалось, то вы можете выбрать карточку попроще

Если, в течение урока у вас возникали трудности и не всегда всё получалось, то вы можете выбрать карточку попроще
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.08.2023