Конспект урока по ОБЖ.
Класс - 11, дата – 16.05.2022 год, предмет – основы безопасности и жизнедеятельности.
Тема урока: Инфекции, передаваемые половым путем. Понятие о ВИЧ инфекции и СПИДе.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: лекция-беседа.
Цели урока: профилактика ВИЧ инфекции и СПИДа, формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни.
Оборудование: карточки для упражнения, доска, мел, интерактивная доска, презентация, карандаши цветные.
Ход урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Организационный момент. 2. Объяснение нового материала: · что такое вирус иммунодефицита человека? · линия жизни; · игра; · лечение ВИЧ инфекции; · ВИЧ инфекция передается; · игра «Кулак»; · пути передачи ВИЧ инфекции; · упражнение «Мозговой штурм»; · рефлексия; · заключение. 3. Домашнее задание. |
В настоящее время Свердловская область занимает первое место по распространению ВИЧ инфекции. И наш город Ижевск не исключение. По данным на 01.01.2012 г ВИЧ- инфицированных- 618, из них 9 детей. - Вам знакомо понятие ВИЧ? Вирус иммунодефицита человека. - Вам знакомо понятие СПИД? Да, это синдром приобретенного иммунодефицита - это комплекс заболеваний, которые развиваются в результате разрушения вирусом (ВИЧ) иммунной системы человека. - Наиболее часто ВИЧ - инфекция выявляется у людей 18-29 лет. В этом возрасте инфицированных 75%. Есть случаи заражения и в 15 лет (первый сексуальный опыт). Человек может и не знать, что он болен. Вирус может жить в организме человека многие годы, не вызывая никаких симптомов, и передаваться другим людям. Линия жизни ____/период окна/_бессимптомная стадия / СПИД__/ терминальная стадия/ 6-12 мес. 6-9 лет 3-5 лет 3-6 мес. 1. Период “окна” (продолжительность от 2-х недель до 6 месяцев). Так называется период, когда человек уже инфицирован и способен заражать других, но анализ на ВИЧ будет отрицательный т.к происходит медленная выработка специфических антител к ВИЧ в организме человека. Симптомы: появляются через 2-4 недели после внедрения ВИЧ в организм. Кратковременное заболевание, которое напоминает простуду с повышенной температурой. 2.Бессимптомная стадия (продолжительность от 0 до 6-9 лет от момента заражения). В этот период у ВИЧ-инфицированного человека отсутствуют проявления болезни, и он может не знать о своем заболевании и распространять ВИЧ инфекцию не подозревая об этом. 4. Стадия СПИД (продолжительность до 3-5 лет). Это период, когда вирус разрушает иммунную систему и организм не может сопротивляться различным болезням. В этот период человек может заболеть туберкулезом, пневмонией, грибковыми заболеваниями некоторыми видами рака. 5. Терминальная стадия (продолжительность от 3 до 6 месяцев). Это последняя стадия болезни, пациент находится в крайней стадии истощения, лежачий тяжелый больной. При ВИЧ происходит медленное снижение иммунитета. А если нет иммунитета, что происходит с человеком? Все время болеет и может умереть от любой болезни-насморка. Поиграем в игру, чтобы вступить в половую жизнь нужно, что? Пройти все стадии не перепрыгивая. Д Л С когда мы учимся вождению мы изучаем сначала правила, так и здесь, мы должны пройти все по порядку. Лечение ВИЧ - На сегодняшний день ВИЧ не излечим, но есть разработанная методика лечения, которая позволяет снизить содержание ВИЧ в организме и поддержать иммунитет. А также продлить жизнь больного. В школе и в бытовых условиях нет риска инфицирования ВИЧ. ВИЧ не передается при: - поцелуях, рукопожатии, объятиях; - при использовании бытовыми предметами (посуду, телефон, сидение унитаза и т.д) - при употреблении пищи, приготовленной ВИЧ инфицированным человеком - при кашле или чихании, в бане или бассейне, - при укусе комара, мух и др. кровососущих насекомых (т.к вирус в желудке насекомых разрушается под воздействием ферментов) - при контакте с потом и слезами - от животных В этих ситуациях ВИЧ не передается, поэтому в быту ВИЧ- инфицированный человек не опасен. Единственная возможность определить инфицирован человек или нет - это сдать тест на ВИЧ. Анализ крови определяет не сам вирус, а антитела к нему, для выработки которых организму нужно около 3-6 месяцев. Игра «Кулак». Один ученик сжимает кулак, другой пытается этот кулак разжать, любыми способами. Уговоры, физическое насилие (здесь проверяется поведение человека в компании, которая может привести либо к хорошему исходу, либо к плохому). Пути передачи: 1. через кровь 2. половым путем без индивидуального средства защиты (сперма, вагинальный секрет) 3. грудное молоко (от матери к ребенку) Упражнение «Мозговой штурм». Цель: Дать возможность самим участникам найти правильное решение задачи методом “мозгового штурма”. Описание: Учитель предлагает участникам разбиться на две команды и выдает каждой команде по большому листу бумаги и маркеры. Дается задание: - первой команде придумать и записать методы профилактики гриппа (личная гигиена, вакцинация, избегание массовых скоплений, уборка помещений); - второй команде придумать и записать методы профилактики ВИЧ-инфекции (вакцинация, личная гигиена, пользоваться обработанными медицинскими инструментами) ; В течение 10-15 минут команды придумывают и записывают на листе бумаги все методы профилактики. После чего каждая команда выбирает докладчика, который представляет все методы, записанные в группе, и аргументирует их необходимость. После выступления докладчика желающие могут сделать какие-либо добавления. Проводится обсуждение, и если они признаются необходимыми, ими дополняют представленные методы профилактики. Роль преподавателя. Провести сравнения методов профилактики при острой (излечимой) вирусной инфекции, какой является грипп, и хронической неизлечимой вирусной ВИЧ-инфекции. Показать необходимость формирования личной ответственности за свое здоровье и изменение отношения к своему здоровью. Необходимость безопасного поведения в условиях эпидемии ВИЧ/СПИДа, наркомании и вирусных гепатитов. Рефлексия: Упражнение «Опасно и безопасно» Заранее необходимо распечатать различные утверждения и раздать для заполнения обучающимся. Нужно отметить галочкой опасные ситуации для заражения ВИЧ (в приложении). Заключение Дети делятся на команды. Дается задание – выразить свое отношение к данной проблеме в виде лозунга или синквейна. *синквейн:
Приемы работы учителя на уроке: 1. игровая; 2. самостоятельная работа; 3. диалог; 4. беседа. На уроке использовались следующие средства изучения материала: 1. рассказ; 2. диалог; 3. интерактивная доска; 4. презентация. Выводы и итоговые обобщения: 1. урок соответствует требованиям ФГОС; 2. удалась избежать перегрузки и утомляемости обучающихся; 3. задачи урока выполнены; 4. урок прошёл продуктивно. Познавательные задания: 1. что такое ВИЧ инфекция? 2. пути передачи ВИЧ инфекции; 3. ВИЧ не предаётся; 4. дать определение СПИДу. Указания о месте и приемах работы с источниками: 1. учебник Основы безопасности и жизнедеятельности 11 класс, А.Т. Смирнова, Москва, «Просвещение» 2012 год (страница 16-20); 2. http://www.school-obz.org/ -Интернет журнал ОБЖ Основы Безопасности Жизнедеятельности Журнал МЧС России. Каталог веб-ресурсов по обеспечению безопасности. 3. http://www.myschools.ru/predmet/obg/ - Ссылки по учебным предметам. Основы безопасности жизнедеятельности. |
1. Устные ответы обучающихся. 2. Работа по карточкам. 3. Участие в упражнениях. |
Приложение к уроку
Действия или поступки |
Опасно |
Поцелуи |
нет |
Объятия |
нет |
Оказание первой медицинской помощи без перчаток |
да |
Чихание, кашель |
нет |
Езда в общественном транспорте |
нет |
Укусы насекомых (комаров, например) |
нет |
Использование чужих игл, шприцев |
да |
Плавание в бассейне |
нет |
Массаж |
нет |
Татуировка |
да |
Прокалывание ушей |
да |
Использование чужого стакана |
нет |
Использование стерильных инструментов для инъекций |
нет |
Сдача донорской крови |
нет |
Использование чужой зубной щетки |
да |
Совместное использование бритвы |
да |
Внутривенное введение наркотиков |
да |
Половые контакты без презерватива |
да |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.