Конспект открытого урока окружающего мира 2 класс.
Тема «Строение тела человека»
Цель:
Формирование умения различать внешнее и внутреннее строение тела человека. Дать первоначальные сведения о работе внутренних органов человека.
Планируемые результаты:
Личностные
-Воспитывать аккуратность;
-Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
-Формировать нравственно – эстетические ценности, внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе
Метапредметные
-Развивать умение формулировать цели своей деятельности;
-Развивать умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
-Развивать умение контролировать и оценивать процессы и результаты деятельности;
-Развивать мышление, внимание через такие мыслительные операции, как анализ и синтез;
-Развивать коммуникативные навыки, умение слушать и слышать.
Предметные:
- учащиеся научатся различать внешнее и внутреннее строение тела человека;
- научатся показывать расположение внешних и некоторых внутренних органов, а также познакомятся с функциями этих органов;
- учащиеся научатся использовать в речи слова «части тела», «органы».
Основные понятия: «внешнее» и «внутреннее» строение тела человека, «внутренние органы»
Оборудование: компьютер, телевизор, презентация «Строение тела человека», аудиозапись, видеофильм, губка, пятилитровая бутылка, бельевая веревка (8м), воздушный шарик, силуэт человека, цветные карандаши, карточки.
1. Организационный момент.
- Прозвенел звонок весёлый. Вы начать урок готовы?
Дети хором:
Будем слушать, рассуждать,
Хотим многое узнать!
2. Актуализация знаний.
Сегодня наш урок будет посвящен очень важной теме. Почему эта тема очень важна, вы постараетесь ответить сами в конце урока
-Сегодня на уроке мы приступаем к изучению раздела «Здоровье и безопасность».
- О чем же этот раздел? Откройте учебник на с. 3
Отгадайте загадку.
На земле он всех умней,
Потому и всех сильней (человек)
Так о ком мы сегодня будем говорить?
Внимательно послушайте песенку, попробуйте отгадать, о чём конкретно пойдёт речь на нашем уроке?
Слушают песню
- А вы согласны, что человек состоит из тех частей, о которых в песенке поётся?
- . Кто догадался, какая тема урока?
-Да, ребята, сегодня мы будем говорить о строении организма человека.
Проблемно-диалогическая беседа.- Когда мы смотрим на красивого человека, то можем сказать, что у него приятная ….?
-Внешность или внешнее строение. Что такое внешность или внешнее строение?
- Дома вы должны были вылепить из пластилина фигуру человека. Какие части тела вы вылепили?
Части человеческого тела мы можем увидеть и даже потрогать.
Покажите на фигурке голову.
Покажите правую руку, теперь левую. Вместе их называют верхние конечности.
Догадайтесь, а как называют ноги.
Голова с помощью шеи прикрепляется к туловищу.
В свою очередь туловище состоит таких частей: грудь, живот, спина.
Работа по презентации.
Показать на себе части тела. Голову, верхние конечности, нижние конечности, живот, спину, грудь, шею, желудок.
- Почему не смогли желудок показать? Он внутри находится. Сегодня мы поговорим и о внутреннем строении организма человека.
3. Работа над новым материалом.
Теперь заглянем внутрь человеческого тела.
1.Головной мозг – главный командный пункт организма. Что бы человек не делал, всем управляет мозг. Этот орган располагается в голове, в черепе. Потрогайте.
Вы смотрите вокруг и видите предметы, людей. Вы читаете, пишите. Повинуясь своему желанию, вы бегаете, играете. Вы без труда вспомните, где вы были вчера, куда ездили летом. Вы решаете примеры и задачи. Всё это происходит как бы само собой. Но это не так. Вашими мыслями, движениями, чувствами управляет мозг – важнейший орган тела. Головной мозг состоит из миллиардов нервных клеток. Ученые выяснили, что мозг растёт до 25 лет. Поэтому они рекомендуют получать образование именно в этом возрасте, так как после 25 лет становится труднее запоминать и обрабатывать новую информацию.
Человеческий мозг до сих пор остаётся для учёных величайшей загадкой. Учёные, изучающие мозг, утверждают, что он изучен ещё меньше, чем космос.
В народе есть мнение, что чем больше мозг, тем умнее человек. Однако это неверно. Так, самым большим мозгом обладают люди, страдающие серьёзными умственными заболеваниями. А самый маленький мозг, известный науке на данный момент, был у знаменитого учёного-физика Альберта Эйнштейна.
Закрасить мозг на силуэте – серым цветом.
Физминутка
Поднимите верхние конечности вверх, потянитесь.
Погладьте себя по голове.
Обхватите ладонями шею.
Слегка похлопайте себя по груди.
Почешите себе спину.
Погладьте себе живот.
Вытяните в сторону правую нижнюю конечность и слегка потрясите ею.
Теперь в сторону вытяните левую верхнюю конечность и тоже потрясите ею.
Поднимите руки вверх, потянитесь, выдохните. Садитесь.
2.
- Теперь поговорим об органах, которые расположены в туловище человека.
У меня на столе предметы: губка, шарик, , насос, верёвка, печка.
- Как вы думаете, с каким предметом ассоциируются лёгкие человека? Что вы знаете об этом органе?
- У вас на столе лежит карточка. На ней напечатаны предложения. Вам следует каждое прочитать и рядом в окошке поставить знак «+», если информация вам была уже знакома или « – », если информация для вас является новой.
Ученики работают на индивидуальных карточках.
Дыхание происходит при помощи лёгких. |
|
У человека два легких – правое и левое. |
|
Оба лёгких неодинаковы по размерам. Левое лёгкое меньше, чем правое. |
|
Легкие расположены в грудной полости. От ушибов их защищают ребра. |
|
Сами лёгкие состоят из огромного количества пузырьков. Их называют альвеолы. |
|
Человек вдыхает кислород, а выдыхает углекислый газ. |
|
Человеку нужно всё время вдыхать и выдыхать воздух, иначе он погибнет. |
|
При вдохе легкие расширяются, при выдохе – сжимаются. |
|
- Что же для вас было знакомо (незнакомо) в этой таблице?
Человеку нужно всё время вдыхать и выдыхать воздух. Дыхание происходит при помощи лёгких. Лёгкие находятся в груди. Они похожи на две розовые губки. При выдохе они выпускают воздух из себя и уменьшаются в размерах (Учитель демонстрирует, сжимая губку). Когда мы делаем вдох, лёгкие наполняются воздухом и расширяются.
В лёгких насчитывается более 3 миллиардов лёгочных пузырьков. Если их разложить в один слой на земле, то они займут площадь теннисного корта.
Слайд
Закрасить лёгкие на силуэте голубым цветом.
3. – Послушайте аудиозапись. Какой орган? (Сердце) – С каким предметом ассоциируется? Что вы знаете о нём? Рассказ по презентации. Сердце – это особая мышца. Она сокращается и расслабляется автоматически, без каких бы то ни было усилий с нашей стороны. У детей сердце делает от 80 до 90 ударов в минуту. Каждый день сердце делает 12 тысяч ударов, и когда спишь, и когда бодрствуешь. А размером оно всего с кулак. |
Сожмите свою руку в кулак. Именно такого размера наше сердце. Давайте послушаем, как бьётся в нашей груди сердце. Сердце похоже на насос: оно толкает кровь по всему организму. Этот насос работает не переставая весь день и всю ночь.
Послушайте своё сердце. Встаньте и сделайте 10 приседаний. А как теперь бьётся сердце?
Теперь сердце бьётся быстрее, чтобы успеть напитать, обеспечить всем необходимым органы, которые в данный момент работают.
За одну минуту через сердце проходит более 5 литров крови (показать пятилитровую бутылку). Что необходимо делать, чтобы всё это время наше сердце работало без перебоев и починок? Надо его тренировать: давать дополнительные задания. Когда ты бегаешь или плаваешь, сердце бьётся в ускоренном темпе, тем самым само себя тренирует.
Закрасьте этот орган красным карандашом.
4. А теперь поговорим об органах пищеварения.
- Как вы думаете, с каким предметом ассоциируется желудок человека? Что вы знаете об этом органе?
Всё что попало в рот: и котлета, и каша, и хлеб, и конфета – должно переработаться и впитаться в кровь Когда пища хорошо пережёвана, её можно глотать. Она по пищеводу попадает в желудок.
Он находится в верхней части живота, под рёбрами, с левой стороны. Желудок напоминает мешок. Внутри он полый. Без еды он как спущенный воздушный шарик. Когда в него попадает пища, он растягивается. Но больше 2-3 литров еды в него поместиться не может.
В нём с помощью желудочного сока. который он вырабатывает, начинает перерабатываться пища: она смачивается желудочным соком, измельчается, перетирается в кашицу.
Знаете ли вы, чтобы определить, сколько необходимо вам съесть во время ужина или обеда – надо сложить ладони как будто вы хотите умыться. Это то количество, которое избавит вас от чувства голода, а также не позволит вашему желудку растягиваться и становиться больших размеров.
А что происходит потом, мы сейчас увидим.
Просмотр видеоролика «Желудок».
- Сколько по времени пищевой комок находится в желудке?
Закрасьте этот орган жёлтым цветом.
5. - Куда эта масса отправляется дальше?
Возьмите закладки. Прочитайте абзац. Если вам всё понятно, то возле строчки ставьте «!», если не понятно, ставьте «?».
- Что узнали из статьи о кишечнике? С каким предметом ассоциируется кишечник? (Демонстрируется верёвка)
В желудке переваривается только половина пищи. Остальное желудок выталкивает в кишечник, где продолжается переваривание. Когда пища становится достаточно жидкой, чтобы просочиться через стенки кишечника, кровь разносит питательные вещества по всему организму.
Закрасьте этот орган зелёным цветом.
6. - Что узнали из статьи о печени? С каким предметом ассоциируется печень?
Рядом с желудком находится печень. Она находится справа от желудка в верхней части живота и вырабатывает желчь, которая поступает в кишечник и помогает перерабатывать пищу. Печень обезвреживает отходы и яды. Кровь, прежде чем поступить в сердце, проходит через печень.
Закрасьте этот орган коричневым цветом.
4. Закрепление изученного материала.
- Итак, мы поговорили о всех внутренних органах человека. Перечислите их по схеме. Покажите на себе.
Дифференцированная работа по карточкам.
Работа в тетради.
Кроссворд
Я хочу спросить.
Учитель: Ребята, к своему здоровью относится нужно бережно. Давайте прочитаем пословицы и поговорки и объясним их значение.(чтение пословиц и поговорок)
6. Итог.
- Ребята, мы изучили новую тему. Вы можете сейчас сказать, почему эта тема очень важна? (Необходимо хорошо знать, как устроен твой организм, и как работают его органы, чтобы правильно жить и быть здоровым!)
Учитель: С чем вы познакомились на уроке?
Дети: С внешним и внутренним строением человека.
Учитель: Назовите части тела человека.
Дети: Голова, шея, туловище (грудь, спина, живот), руки, ноги.
Учитель: Назовите внутренние органы человека.
Дети: Головной мозг, сердце, легкие, желудок, кишечник, печень.
Учитель: Ребята, к своему здоровью относится нужно бережно. Давайте прочитаем пословицы и поговорки и объясним их значение.(чтение пословиц и поговорок) (если останется время)
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.