Конспект урока окружающего мира

  • Разработки уроков
  • docx
  • 24.06.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока окружающего мира для 2 класса по теме "Строение тела человека"
Иконка файла материала конспект открытого урока окр мир.docx

Конспект открытого урока окружающего мира 2 класс.

Тема «Строение тела человека»

Цель:

Формирование умения различать внешнее и внутреннее строение тела человека. Дать первоначальные сведения о работе внутренних органов человека.

Планируемые результаты:

Личностные

-Воспитывать аккуратность;

-Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

ормировать нравственно – эстетические ценности, внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе

Метапредметные

-Развивать умение формулировать цели своей деятельности;

-Развивать умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме;

-Развивать умение контролировать и оценивать процессы и результаты деятельности;

-Развивать мышление, внимание через такие мыслительные операции, как анализ и синтез;

-Развивать коммуникативные навыки, умение слушать и слышать. 

Предметные:

- учащиеся научатся различать внешнее и внутреннее строение тела человека;

- научатся показывать расположение внешних и некоторых внутренних органов, а также познакомятся с функциями этих органов;

- учащиеся научатся использовать в речи слова «части тела», «органы».

Основные понятия: «внешнее» и «внутреннее» строение тела человека, «внутренние органы»

Оборудование: компьютер, телевизор, презентация «Строение тела человека», аудиозапись, видеофильм, губка, пятилитровая бутылка, бельевая веревка (8м), воздушный шарик, силуэт человека, цветные карандаши, карточки.

1. Организационный момент.

 - Прозвенел звонок весёлый.   Вы начать урок готовы?

Дети хором:

Будем слушать, рассуждать,

Хотим многое узнать!

2. Актуализация знаний.

Сегодня наш урок будет посвящен очень важной теме. Почему эта тема очень важна, вы постараетесь ответить сами в конце урока

-Сегодня на уроке мы приступаем к изучению раздела «Здоровье и безопасность».

- О чем же этот раздел? Откройте учебник на с. 3

Отгадайте загадку.

На земле он всех умней,

Потому и всех сильней (человек)

Так о ком мы сегодня будем говорить?

Внимательно послушайте песенку, попробуйте отгадать, о чём конкретно пойдёт речь на нашем уроке?

Слушают песню

- А вы согласны,  что человек состоит из тех частей, о которых в песенке поётся?

- . Кто догадался, какая тема урока?

 

-Да, ребята, сегодня мы  будем говорить  о строении организма человека.

Проблемно-диалогическая беседа.- Когда мы смотрим на красивого человека, то можем сказать, что у него приятная ….?  

-Внешность или внешнее строение. Что такое внешность или внешнее строение?

- Дома вы должны были вылепить из пластилина фигуру человека. Какие части тела вы вылепили?

Части человеческого тела мы можем увидеть и даже потрогать.

Покажите на фигурке голову.

Покажите правую руку, теперь левую. Вместе их называют верхние конечности. 

Догадайтесь, а как называют ноги.

Голова с помощью шеи прикрепляется к туловищу.

В свою очередь туловище состоит таких частей: грудь, живот, спина.

Работа по презентации.

Показать на себе части тела. Голову, верхние конечности, нижние конечности, живот, спину, грудь, шею, желудок.

 - Почему не смогли желудок показать? Он внутри находится. Сегодня мы поговорим и о внутреннем строении организма человека.

3. Работа над новым материалом.

Теперь заглянем внутрь человеческого тела.

1.Головной мозг – главный командный пункт организма. Что бы человек не делал, всем управляет мозг. Этот орган располагается в голове, в черепе. Потрогайте.

 Вы смотрите вокруг и видите предметы, людей. Вы читаете, пишите. Повинуясь своему желанию, вы бегаете, играете. Вы без труда вспомните, где вы были вчера, куда ездили летом. Вы решаете примеры и задачи. Всё это происходит как бы само собой. Но это не так. Вашими мыслями, движениями, чувствами управляет мозг – важнейший орган тела.                 Головной мозг состоит из миллиардов нервных клеток. Ученые выяснили, что мозг растёт до 25 лет. Поэтому они рекомендуют получать образование именно в этом возрасте, так как после 25 лет становится труднее запоминать и обрабатывать новую информацию. 

Человеческий мозг до сих пор остаётся для учёных величайшей загадкой. Учёные, изучающие мозг, утверждают, что он изучен ещё меньше, чем космос.

В народе есть мнение, что чем больше мозг, тем умнее человек. Однако это неверно. Так, самым большим мозгом обладают люди, страдающие серьёзными умственными заболеваниями. А самый маленький мозг, известный науке на данный момент, был у знаменитого учёного-физика Альберта Эйнштейна.

Закрасить мозг на силуэте –  серым цветом.

Физминутка

Поднимите верхние конечности вверх, потянитесь.

Погладьте себя по голове.

Обхватите ладонями шею.

Слегка похлопайте себя по груди.

 Почешите себе спину.

Погладьте себе живот.

Вытяните в сторону  правую нижнюю конечность и слегка потрясите ею.

Теперь в сторону вытяните левую верхнюю  конечность и тоже потрясите ею.

Поднимите руки вверх, потянитесь, выдохните. Садитесь.

 

2.

 - Теперь поговорим об органах, которые расположены в туловище человека.

У меня на столе предметы: губка, шарик, , насос, верёвка, печка.

 - Как вы думаете, с каким предметом ассоциируются лёгкие человека? Что вы знаете об этом органе?

- У вас на столе лежит карточка. На ней напечатаны предложения. Вам следует каждое прочитать и рядом в окошке поставить знак «+», если информация вам была уже знакома или « – », если информация для вас является новой.

Ученики работают на индивидуальных карточках.

 

Дыхание происходит при помощи лёгких.

 

У человека два легких – правое и левое.

 

Оба лёгких неодинаковы по размерам. Левое лёгкое меньше, чем правое.

 

Легкие расположены в грудной полости. От ушибов их защищают ребра.

 

Сами лёгкие состоят из огромного количества пузырьков. Их называют альвеолы.

 

Человек вдыхает кислород, а выдыхает углекислый газ. 

 

Человеку нужно всё время вдыхать и выдыхать воздух, иначе он погибнет.

 

При вдохе легкие расширяются, при выдохе – сжимаются.

 

- Что же для вас было знакомо (незнакомо) в этой таблице?

 

        Человеку нужно всё время вдыхать и выдыхать воздух. Дыхание происходит при помощи лёгких. Лёгкие находятся в груди. Они похожи на две розовые губки. При выдохе они выпускают воздух из себя и уменьшаются в размерах (Учитель демонстрирует, сжимая губку). Когда мы делаем вдох, лёгкие наполняются воздухом и расширяются.

      В лёгких насчитывается более 3 миллиардов лёгочных пузырьков. Если их разложить в один слой на земле, то они займут площадь теннисного корта.

Слайд

Закрасить лёгкие на силуэте голубым цветом.

3.  – Послушайте аудиозапись. Какой орган? (Сердце)

 – С каким предметом ассоциируется? Что вы знаете о нём?

 Рассказ по презентации.

Сердце – это особая мышца. Она сокращается и расслабляется автоматически, без каких бы то ни было усилий с нашей стороны. У детей сердце делает от 80 до 90 ударов в минуту. Каждый день сердце делает 12 тысяч ударов, и когда спишь, и когда бодрствуешь. А размером оно всего с кулак.

 

Сожмите свою руку в кулак. Именно такого размера наше сердце. Давайте послушаем, как бьётся в нашей груди сердце. Сердце похоже на насос: оно толкает кровь по всему организму. Этот насос работает не переставая весь день и всю ночь.

Послушайте своё сердце. Встаньте и сделайте 10 приседаний. А как теперь бьётся сердце?

Теперь сердце бьётся быстрее, чтобы успеть напитать, обеспечить всем необходимым органы, которые в данный момент работают.

За одну минуту через сердце проходит более 5 литров крови (показать пятилитровую бутылку). Что необходимо делать, чтобы всё это время наше сердце работало без перебоев и починок? Надо его тренировать: давать дополнительные задания. Когда ты бегаешь или плаваешь, сердце бьётся в ускоренном темпе, тем самым само себя тренирует.

 Закрасьте этот орган красным карандашом.

4. А теперь поговорим об органах пищеварения.

 - Как вы думаете, с каким предметом ассоциируется желудок человека? Что вы знаете об этом органе?

      Всё что попало в рот: и котлета, и каша, и хлеб, и конфета – должно переработаться и впитаться в кровь  Когда пища хорошо пережёвана, её можно глотать. Она по пищеводу попадает в желудок.

        Он находится в верхней части живота, под рёбрами, с левой стороны. Желудок напоминает мешок. Внутри он полый. Без еды он как спущенный воздушный шарик. Когда в него попадает пища, он растягивается. Но больше 2-3 литров еды в него поместиться не может.

       В нём с помощью желудочного сока. который он вырабатывает, начинает перерабатываться пища: она смачивается желудочным соком, измельчается, перетирается в кашицу.

       Знаете ли вы, чтобы определить, сколько необходимо вам съесть во время ужина или обеда – надо сложить ладони как будто вы хотите умыться. Это то количество, которое избавит вас от чувства голода, а также не позволит вашему желудку растягиваться и становиться больших размеров.

А что происходит потом, мы сейчас увидим.

Просмотр видеоролика «Желудок».

- Сколько по времени пищевой комок находится в желудке?

 Закрасьте этот орган жёлтым цветом.

5. - Куда эта масса отправляется дальше?

Возьмите закладки. Прочитайте абзац. Если вам всё понятно, то возле строчки ставьте «!», если не понятно, ставьте «?».

 - Что узнали из статьи о кишечнике? С каким предметом ассоциируется кишечник? (Демонстрируется верёвка)

В желудке переваривается только половина пищи. Остальное желудок выталкивает в кишечник, где продолжается переваривание. Когда пища становится достаточно жидкой, чтобы просочиться через стенки кишечника, кровь разносит питательные вещества по всему организму.

Закрасьте этот орган  зелёным цветом.

6. - Что узнали из статьи о печени? С каким предметом ассоциируется печень?

   Рядом с желудком находится печень. Она находится справа от желудка в верхней части живота и вырабатывает желчь, которая поступает в кишечник и помогает перерабатывать пищу. Печень обезвреживает отходы и яды. Кровь, прежде чем поступить в сердце, проходит через печень.

Закрасьте этот орган коричневым цветом.

4. Закрепление изученного материала.

- Итак, мы поговорили о всех внутренних органах человека. Перечислите их по схеме. Покажите на себе.

Дифференцированная работа по карточкам.

Работа в тетради.

Кроссворд

Я хочу спросить.

Учитель: Ребята, к своему здоровью относится нужно бережно. Давайте прочитаем пословицы и поговорки и объясним их значение.(чтение пословиц и поговорок)

6. Итог.

- Ребята, мы изучили новую тему. Вы можете сейчас сказать, почему эта тема очень важна? (Необходимо хорошо знать, как устроен твой организм, и как работают его органы, чтобы правильно жить и быть здоровым!)

Учитель: С чем вы познакомились на уроке?

Дети: С внешним и внутренним строением человека.

Учитель: Назовите части тела человека.

Дети: Голова, шея, туловище (грудь, спина, живот), руки, ноги.

Учитель: Назовите внутренние органы человека.

Дети: Головной мозг, сердце, легкие, желудок, кишечник, печень.

Учитель: Ребята, к своему здоровью относится нужно бережно. Давайте прочитаем пословицы и поговорки и объясним их значение.(чтение пословиц и поговорок) (если останется время)

 


 

Посмотрите также