Конспект урока окружающего мира: "Формы земной поверхности".

  • docx
  • 19.04.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок 8.Формы земной поверхности.docx

 

Класс: 2

Предмет: окружающий мир

Тема:«Формы земной поверхности». (стр.78-81, учебник 2023 года)

Цель урока:

Формирование представлений о формах земной поверхности: равнинах, горах, холмах, оврагах.

Планируемые результаты:

Личностные: воспитание интереса к познанию природы, развитие эстетического восприятия окружающего мира.

Метапредметные: умение сравнивать различные формы земной поверхности, устанавливать их сходство и различие.

Предметные: знание основных форм земной поверхности, их отличительных признаков.

Виды деятельности на уроке:

ДР - проверка домашнего задания

О - устный опрос

Т - тест

P/T – рабочая тетрадь

Ход урока:

Этап 1. Мотивирование на учебную деятельность

Учитель: Ребята, посмотрите на эти две фотографии (показывает фотографии равнины и гор со страницы 78). Чем различаются эти два места? (Ответы детей: одно место ровное, а другое гористое). Муравей Вопросик интересуется: как называются такие участки земной поверхности? (Ответы детей: равнина, горы). Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (Ответы детей: о горах, о равнинах, о поверхности Земли).

Этап 2. Актуализация опорных знаний

Учитель: Мудрая Черепашка спрашивает: что мы узнали на прошлом уроке об ориентировании на местности? (Ответы детей: как ориентироваться по компасу, солнцу, природным признакам). По каким природным признакам можно определить стороны горизонта? (Ответы детей: по мху на деревьях, по годовым кольцам на пне, по таянию снега).

Проверим домашнее задание. Кто может рассказать выученный текст об ориентировании на местности? (Ответы 5 учеников).

Этап 3. Освоение нового материала

Учитель: Сегодня мы будем изучать формы земной поверхности.

Посмотрите на страницу 78 учебника. Здесь написано: "Формы земной поверхности". Мы узнаем, какие формы земной поверхности бывают, научимся сравнивать холм и гору, будем учиться замечать и ценить красоту природы.

На фотографиях вы видите основные формы земной поверхности — равнину и горы.

Равнины — это ровные или почти ровные участки земной поверхности. На равнинах можно встретить возвышения — холмы и углубления с крутыми склонами — овраги.

Горы — это очень неровные участки земной поверхности, которые сильно возвышаются над окружающей местностью. Одиночную гору встретишь редко, чаще всего горы расположены рядами — горными хребтами.

На странице 79 мы видим сравнение холма и горы. И холм, и гора возвышаются над окружающей местностью. Они имеют одинаковые части: подошву (подножие), склоны, вершину.

Подошва (подножие) — это место, где начинается холм или гора. Вершина — самая высокая часть холма или горы. Между вершиной и подошвой располагаются склоны. Они бывают крутые и пологие.

Главное различие между холмом и горой — их высота. Холмы имеют высоту от подножия до вершины не более 200 метров, а горы — более 200 метров.

На страницах 80-81 рассказывается о красоте гор. Горы бывают разного цвета: издали они кажутся синими, а вблизи — разноцветными. Внизу они зелёные из-за растений, а вверху — серые, коричневые или даже чёрные.

Муравей Вопросик хочет обратить ваше внимание на то, что равнины, горы, холмы и овраги — это формы земной поверхности. В них проявляется красота земли.

Мудрая Черепашка советует: всегда обращайте внимание на природу вокруг вас, наблюдайте, какие формы земной поверхности есть в вашей местности.

Учитель: Давайте проверим, что вы запомнили:

1. Какие основные формы земной поверхности вы узнали? (Ответы детей: равнины, горы, холмы, овраги).

2. Что такое равнина? (Ответы детей: ровный или почти ровный участок земной поверхности).

3. Какие части есть у холма и горы? (Ответы детей: подошва (подножие), склоны, вершина).

4. Чем отличается холм от горы? (Ответы детей: высотой, холм ниже 200 метров, а гора выше 200 метров).

Этап 4. Физминутка

Этап 5. Применение изученного материала

Учитель: Давайте рассмотрим схему на странице 79 и сравним холм и гору. В чём их сходство? (Ответы детей: и холм, и гора имеют подошву, склоны, вершину). А в чём различие? (Ответы детей: гора выше холма, она более 200 метров, а холм ниже 200 метров).

Теперь ответим на вопросы на странице 81:

1. Какие формы земной поверхности вы знаете? (Ответы детей: равнины, горы, холмы, овраги).

2. Что такое равнины? (Ответы детей: ровные или почти ровные участки земной поверхности).

3. Что такое горы? (Ответы детей: очень неровные участки земной поверхности, которые сильно возвышаются над окружающей местностью).

4. Назовите части холма и горы. (Ответы детей: подошва (подножие), склоны, вершина).

5. Чем различаются холм и гора? (Ответы детей: высотой, холм до 200 метров, а гора более 200 метров).

А теперь давайте поработаем в рабочих тетрадях. Выполните задания, связанные с темой нашего урока. (Дети работают в рабочих тетрадях, учитель ходит по рядам и оказывает помощь тем, кому она нужна).

Теперь проверим ваши знания с помощью теста:

Тест "Формы земной поверхности":

1. Какая форма земной поверхности представляет собой ровный или почти ровный участок?

а) Гора

б) Равнина

в) Холм

(Ответ: б)

2. Какую высоту имеют холмы?

а) Более 200 метров

б) Менее 200 метров

в) Менее 100 метров

(Ответ: б)

3. Как называется самая высокая часть горы или холма?

а) Подошва

б) Склон

в) Вершина

(Ответ: в)

 

4. Как называются углубления с крутыми склонами на равнине?

а) Холмы

б) Овраги

в) Горные хребты

(Ответ: б)

5. Как называется место, где начинается холм или гора?

а) Подошва (подножие)

б) Вершина

в) Склон

(Ответ: а)

Этап 6. Подведение итогов. Рефлексия

Учитель: Что нового вы узнали сегодня на уроке? (Ответы детей: о формах земной поверхности, о равнинах, горах, холмах, оврагах). Какие части есть у холма и горы? (Ответы детей: подошва, склоны, вершина). Чем отличается холм от горы? (Ответы детей: высотой). Какие формы земной поверхности есть в нашей местности? (Ответы детей в зависимости от места проживания).

Домашнее задание: выучить текст и рассказать на следующем уроке.