Конспект урока окружающего мира "Лес и человек" 4 класс УМК"Школа России"
Оценка 5

Конспект урока окружающего мира "Лес и человек" 4 класс УМК"Школа России"

Оценка 5
docx
15.01.2021
Конспект урока окружающего мира "Лес и человек" 4 класс  УМК"Школа России"
урок окр.мира в 4 классе.docx

Учебный предмет: Окружающий мир.

Класс: 4

Учитель: Аджигельдиева Зенуре Эскендеровна

Тема: Лес и человек

Цель: создать условия для развития исследовательской, аналитической деятельности через групповую работу и взаимный обмен информацией, воспитывать защитников природы, дать экологические знания

Тип урока: урок изучения новых знаний

Оборудование:

Карта природных зон;

Конверты с материалами и заданиями;

Атлас- определитель «От земли до неба»

Изображения растений;

Интерактивная доска;

Презентация



Планируемые результаты:

Личностные:

- признавать важность учебы и познания нового; понимать, зачем нужно выполнять те или иные учебные действия;

- ориентировать на понимание принципа успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль, способность к самооценке;

Метапредметные:

Регулятивные:

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и ее реализации;

-сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;

-осуществлять пошаговый и итоговый контроль.

Познавательные:

- осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедии, интернета;

-умение извлекать информацию

- строить сообщение в устной форме;

Коммуникативные:

- сотрудничать с одноклассниками при работе в паре, группе;

- участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения.

 

ХОД УРОКА

1.       Организационный момент.

Снова пришел долгожданный миг –
Нам пора в дорогу,
Он зовет нас в загадочный мир,
Таинственный мир природы.

Мотивация учебной деятельности

Звучит запись голосов птиц.

Учитель

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь – мы свои!

 

II Самоопределение к деятельности. Постановка целей и задач урока

Учитель

. В этом стихотворении «спрятана» тема нашего урока

Определите основную мысль стихотворения и тему нашего урока.

Итак, тема урока: "Лес и человек". Как вы думаете, какие цели мы поставим, какие задачи стоят перед нами? Правильно, на уроке мы поговорим о роли леса в жизни людей и природы, познакомимся с экологическими проблемами лесов и с охранной деятельностью людей в лесной зоне.

III Актуализация знаний

Но вначале давайте повторим то, что проходили на прошлых уроках

1 Тест по природным зонам

1. Природная зона арктических пустынь расположена....

а) на островах Тихого океана

б) на островах Северного Ледовитого океана.

2.Территория зоны

Арктики

а) густо заселена людьми

б) не имеет коренного населения.

3.В Арктике для растений и животных

а) суровые условия

б) комфортные условия.

4.Большое скопление птиц на скалах называют

а) «птичьи базары»

б) «птичьи рынки».

5.Зона тундры расположена ....

а) севернее арктических пустынь

б) южнее арктических пустынь.

6.В тундре ....

a) длинная суровая зима и жаркое лето

б) длинная суровая зима и короткое прохладное лето.

7.Главное занятие коренного населения тундры....

а) рыболовство

б) оленеводство

8.Природная зона лесов состоит из....

а) двух частей

б) трёх частей

9 Самую большую территорию занимают....

а) хвойные леса

б)смешанные леса

10.В Красную книгу занесены следующие животные лесной полосы:

а) овцебык, морж, розовая чайка

б) зубр, амурский тигр, утка-мандаринка.

11.Экологические проблемы лесной связаны....

а) с неумеренной охотой и браконьерством, вырубкой леса

б) с участившимися лесными пожарами.

12.Охрана лесов — это

а) обязанность государства и долг каждого гражданина

б) забота самих обитателей леса.

 

IV Совместное открытие новых знаний

Самостоятельная исследовательская работа учащихся. Работа в  группах.

 

-Вы становитесь учеными, разделитесь на 3 группы и с помощью дополнительного материала и своих учебников отправляетесь в экспедицию исследовать , чем являются леса для человека. Перед каждой группой «ученых» стоит определенная задача, у каждой группы есть карточки - «помогайки» с заданиями.

1 группа: Ботаники .

а) Участники расскажут нам о том, почему леса называют лёгкими планеты

б) лес – источник ягод, грибов и лекарственных растений

2 группа: Экологи.

а) об экологических проблемах в лесу

б) как мы можем помочь в охране леса

 

На столах у вас лежат несколько источников информации и проекты выступлений. Изучив источники, вы должны будете заполнить пропуски в основных листах. Затем вы озвучите свои выступления.

Ваша работа будет оцениваться по 2 пунктам. Слаженность работы группы, т. е. участие каждого ученика. Полнота информации (на все ли вопросы будут найдены ответы)

Оценивать работу группы мы будем по 5 бальной шкале. После каждого выступления мы обсудим и выставим в таблицу баллы по каждой группе.

Полнота информации

Слаженность работы группы

1-я группа

2-я группа

3-я группа

 

 

 

1-я группа. Ботаники

Карточка - «помогайка»

1) Почему зону лесов называют лёгкими нашей планеты?

2 ) Среди изображений найдите лекарственные растения леса и расскажите о них

 

Источник: Учебник А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» 4 класс. Часть 1. Издательство «Просвещение»,  Стр. 98

 

2-я группа. Экологи

 

Карточка - «помогайка»:

 

1. Экологические проблемы в лесу

2 .Жизнь леса зависит от каждого из нас!

 

Источник : Учебник А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» 4 класс. Часть 1. Издательство «Просвещение»,Стр. 103

3-я группа. Зоологи

Карточка- «помогайка»

1.Почему исчезают животные

2. Назовите животных, занесенных в Красную книгу России.

 

Источник : Учебник А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» 4 класс. Часть 1. Издательство «Просвещение»,  Стр. 105

 

 

2. Сообщения учащихся

 

Учитель A теперь предоставим слово нашим исследователям

Слово учёным ботаникам. Они расскажут, почему леса называют лёгкими планеты. И одновременно мы будем смотреть презентацию

А теперь расскажем о лекарственных растениях леса

 

Слово учёным экологам.

Выступление ученых зоологов.

Динамическая пауза  Физминутка

V Работа на интерактивной доске



Учитель

Вы прослушали выступления учёных.

На экране вы видите стихотворение. Давайте попробуем найти в этом стихотворении значение леса для человека

Нет ничего милее
Бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес.


А будет жажда мучить –
То мне лесовичок
Средь зарослей колючих
Покажет родничок. 


Нагнусь к нему напиться -
И видно всё до дна.
Течёт вода-водица,
Вкусна и холодна


Нас ждут в лесу рябины,
Орехи и цветы,
Душистая малина
На кустиках густых.


Ищу грибов поляну
Я, не жалея ног,
А если и устану – 
Присяду на пенёк.


Жизнь кажется иною,
И сердце не болит,
Когда над головою,
Как вечность, лес шумит.

С. Никулина




- О каких отношениях говорится в этом стихотворении?

Это стихотворение поможет нам закрепить , чем является лес для человека.




Значение леса


Место отдыха


Аптека


Источник чистой воды и пищи


Источник древесины


Источник топлива


Дом для животных, растений


Защитник воздуха, водоёмов, почв


-Какие роли выполняет лес?
- Лес – дом, защитник, источник, аптека, место отдыха

Учитель

-Послушайте стихотворение В Шефнера «Лесной пожар».

Забывчивый охотник на привале

Не заметал, не растоптал костра.

Он в лес ушел, а ветки догорали

И нехотя чадили до утра…

А утром ветер разогнал туманы,

И ожил потухающий костер

И, сыпля искры посреди поляны,

Багровые лохмотья распростёр.

Он всю траву с цветами вместе выжег,

Кусты спалил, в зеленый лес пошел.

Как вспугнутая стая белок рыжих,

Он заметался со ствола на ствол.

И лес гудел от огненной метели,

С морозным треском падали стволы,

И, как снежинки, искры с них летели

Над серыми сугробами золы.

-Какой поступок человека стал грозной бедой для леса?

-А ведь этого могло не случиться, если бы человек соблюдал правила поведения в лесу.

Чтение памятки на стр. 107 учебника.

VI. Творческая работа

1.       Придумайте условные знаки к правилам, изложенным в памятке. Задание 5, стр. 52 рабочей тетради. Работа в паре.

-Как вы думаете, Почему некоторые люди не выполняют правила поведения в лесу?

-О чем должны помнить люди, приходя в лес?

-Что создает человек для охраны леса, животных леса? (заповедники, заказники)

Заповедник — это особо охраняемая территория, полностью изъятая из хозяйственного использования с целью сохранения всего природного комплекса, т.е. здесь запрещены все виды деятельности человека.

2.

-А теперь я проверю, насколько хорошо вы усвоили тему. На столе у каждого из вас лежит листок с рассказом на экологическую тему “Поездка в лес”. Прочитайте внимательно рассказ и подчеркните карандашом ошибочные действия ребят. Листочки сдать.

“За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница Анна Васильевна. Но мы решили все же поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас, не забыли и про магнитофон.

Веселой музыкой мы оповестили лес — мы прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы — белые, подберезовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, сбивали палками.

Привал. Быстро наломали веток и разложили костер. Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Петя выбросил банки и полиэтиленовые мешки, сказав: “Микробы все равно их разрушат!” Горящие угли костра подмигивали нам на прощанье. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали теплые голубоватые яички и положили их обратно. Солнце все выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой — в школе пригодится. Мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Петя решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравьиные палочки. Постепенно начали набегать тучи, стало темней, засверкали молнии, загремел гром. Пошел довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно — мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятались под ним.

Оживленные мы шли на станцию, перепрыгивая лужи. И вдруг поперек дороги проползла змея. “Это гадюка”, — закричал Петя и ударил ее палкой. “Это не гадюка, — тихо сказала Маша, — это уж”.

С охапкой луговых и лесных цветов мы пошли к станции”.

Работа с СД. Просмотр презентации

VII   Подведение итогов урока

- Какие знания вы для себя открыли?

-От чего в первую очередь страдает лес?

-Как мы можем заботиться о лесах, расположенных рядом с нами?

Составим синквейн –5 нерифмованных строк

Синквейн –1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Пример

1 Лес

2 Красивый Дремучий

3 веселит, холодит, растёт, радует

4 Я люблю лес. Берегите лес!

5 Богатство. Красота

Лес – наше богатство. Лес – лёгкие нашей планеты. Каждый человек должен думать о том, что он оставит своим детям.

- конечно же, каждый из нас должен задуматься, какими увидят леса ниши потомки через века, через тысячелетие и сможет ли лес дать и то, что дает нас сейчас.

Вывод: Трудно представить себе землю без лесов. Лес – чудесное творение природы. Он прекрасен во все времена.

VIII. Рефлексия

Закончите предложения

Было интересно узнать……..

На уроке у меня хорошо получилось…

Мне надо поработать над…

Теперь я знаю, что…

IX. Домашнее задание

1.Прочитать текст на стр. 103-109 учебника.

2.Выполнить задание 2 на с. 50 рабочей тетради.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМА УРОКА: ЛЕСА РОССИИ

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: комбинированный.

Цель урока: сформировать у учащихся представление о лесной зоне.

Формируемые УУД:

Личностные:

- признавать важность учебы и познания нового; понимать, зачем нужно выполнять те или иные учебные действия;

- ориентировать на понимание принципа успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль, способность к самооценке;

-формировать ценностное отношение к природе как совокупности представителей флоры и фауны.

 Регулятивные:  

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и ее реализации;

- сотрудничать с одноклассниками при работе в группе;

-сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;

-осуществлять пошаговый и итоговый контроль.

Познавательные:

- осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, атласа-определителя;

-структурировать знания;

- строить сообщение в устной форме;

-устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные:

- сотрудничать с одноклассниками при работе в группе;

- участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения;

-задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других .

Планируемые результаты:

Предметные:

1.      Умение определять и показывать положение зоны лесов на карте природных зон.

2.      Умение различать наиболее характерных для каждой части лесов представителей флоры и фауны, объяснять взаимосвязи в природе.

3.      Умение находить в учебнике и предоставлять информацию в соответствии с целью.

Личностные:

1.      Развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения.

2.      Умение анализировать свои действия и управлять ими.

3.      Развитие умения оценивать свой учебный  труд, принимать оценки одноклассников, учителя.

Метапредеметные:

1. регулятивные – действовать с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимать оценку учителя; оценивать свои достижения;

2. познавательные – использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;

3. коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Технологии обучения: деятельностный метод, проблемное обучение, здоровьесберегающие технологии, частично-поисковый метод.

I. Организационный момент

Снова пришел долгожданный миг –
Нам пора в дорогу,
Он зовет нас в загадочный мир,
Таинственный мир природы.

В природе есть солнце. Оно светит и греет. Так пусть же каждый лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет, но и придаст сил и уверенности в знаниях.

 

II. Проверка домашнего задания

1.Повторение изученного материала.

– По какой природной зоне мы путешествовали на прошлом уроке? (Это зона тундры)

– Покажите на карте природных зон зону тундры.

- Как расположена зона тундры, относительно арктических пустынь? (Южнее)

- Где она расположена? (На равнинах)

- Какие природные условия в тундре? (Длинная, холодная зима и короткое прохладное лето)

- Поиск и добыча, каких полезных ископаемых ведётся в первую очередь в тундре? (Нефть и природный газ)

- Есть ли в тундре коренное население? (Коренное население есть, но оно не многочисленное)

- Какое основное занятие северных народов? (Оленеводство)

Для всего живого условия в тундре очень суровые, но всё-таки там разнообразный животный и растительный мир. О нём мы узнаем из кроссворда.

 

 

 

 

2.Разгадывание кроссворда «Растения и животные тундры»

1.Хищная редкая птица, у которой, как и у белой совы, красивое белое оперение. КРЕЧЕТ

2.Насекомые, которых разводится огромное количество летом, личинки развиваются в водоёме, где для них достаточно пищи. КОМАРЫ

3.Крупное копытное животное, одомашненное жителями северных районов. ОЛЕНЬ

4.Ценный пушной зверь, родственник нашей рыжей лисы. ПЕСЕЦ

5.Мелкий грызун, который не впадает в спячку, на него охотятся все хищники тундры. ЛЕММИНГ

6.Лишайник, является основной пищей для северных оленей. Олений мох или ..ЯГЕЛЬ

7. Самая ценная ягода всех северян, поправит ваш баланс? БРУСНИКА

8. Одно из карликовых деревьев тундры. БЕРЁЗА

9.Растение, получившее название за цвет ягод. ГОЛУБИКА

10.Название одного из заповедников тундры. ТАЙМЫРСКИЙ

 

 

 

III. Актуализация знаний. Введение в тему.

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи:

Ты же видишь – мы свои!

-Как вы думаете, по какой природной зоне мы сегодня будем путешествовать? Лесной зоне.

-Здравствуй, лес, дремучий лес…» Что значит дремучий? Тёмный, густой, непроходимый.

-Все ли леса в России дремучие? Нет, есть и светлые.

- Почему же одни леса тёмные, а другие светлые?

 

IV. Сообщение темы и цели урока

-Тема нашего урока «ЛЕСА РОССИИ». Сегодня на уроке я помогу вам познакомиться с лесной зоной, природными и климатическими условиями, богатым растительным и животным миром.

-Поставьте цель перед собой, используя слова (Я ХОЧУ УЗНАТЬ… НАУЧИТЬСЯ… ПОЗНАКОМИТЬСЯ…) Озвучьте её.

-Какую цель вы поставили перед собой?

 

 

 

 

 

 

V. Открытие новых знаний

1)Работа по учебнику на стр.72-73

- Найдите на карте природную зону тундры

– А где находится зона лесов относительно зоны тундры? Лесная зона находится южнее зоны тундры. Зона тундры постепенно сменяется лесотундрой, а лесотундра – лесами.

- Мы увидим, что в этой природной зоне 3 части: самая большая часть - тайга, она закрашена темно- зеленым цветом, есть смешанные леса - тоже зеленый цвет, но светлее, и еще одна часть - широколиственные леса, зеленый цвет с еще более светлым оттенком.
– В каком тепловом поясе она лежит? Что характерно для этого пояса? Зона лесов расположена в умеренном поясе, значит, ярко выражены все 4 времени года, холодная зима и теплое лето.
– Какая у зоны лесов земная поверхность? Зона лесов большей частью расположена на Восточно - Европейской и Западно - Сибирской равнинах, а также на Среднесибирском плоскогорье.
– Какая она в сравнении с другими природными зонами? Эта природная зона самая большая. Она занимает 1/3 территории России.

2) Самостоятельная исследовательская работа учащихся. Работа в 3 группах.

Для более глубокого изучения зоны лесов наш класс превращается в научные станции. Вы становитесь "учеными-географами, ботаниками, зоологами " и с помощью дополнительного материала и учебников отправляетесь исследовать леса России.

 

 

 

 

 

 

 

 

Первая группа

Подготовить выступление о тайге и деревьях тайги.

Помощники:

- учебник стр. 97-100,

- картинки с изображением растений,

- карточка «Помогай-ка».

Карточка «Помогай-ка»

1.      Что называют тайгой?

2.      Природные условия тайги.

3.      Какие деревья растут в тайге?

4.      Рассказ о ели.

5.      Рассказ о сосне.

6.      Рассказ о пихте.

7.      Рассказ о лиственнице.

8.      Рассказ о кедровой сосне.

Вторая группа

Подготовить выступление о смешанных и широколиственных лесах.

Помощники:

- учебник стр. 100-101,

- картинки с изображением растений,

- карточка «Помогай-ка».

Карточка «Помогай-ка»

1.Где расположен смешанный лес, и какие там растения?

2.Рассказ о берёзе.

3.Рассказ об осине.

4.Рассказ об ольхе.

5. Где расположен широколиственный лес, и какие там растения?

6.Рассказ о дубе.

7.Рассказ о липе.

8.Рассказ о вязе.

9.Рассказ о клёне.

10.Рассказ о ясене.

Третья группа

Подготовить выступление о птицах и животных лесной зоны.

Помощники:

- учебник стр. 97-102,

- картинки с изображением птиц и животных,

- карточка «Помогай-ка».

Карточка «Помогай-ка»

1.Животный мир лесной зоны.

2.Птица тайги.

3.Животные:- бурундук, -белка – летяга,- бурый медведь, -лось, - рысь, - заяц – беляк.

3)Выступление группы «Тайга»

Тайга – хвойный лес, он занимает большую часть лесной зоны. Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу, - хвойные. У хвойных деревьев листья – хвоинки, и они всегда зелёные. Это высокие деревья с мощными корнями.

В тайге растут ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна.

У ели хвоинки короткие, грубоватые, расположены поодиночке и густо покрывают ветки. Шишки имеют продолговатую форму. Ели – долгожительницы. В еловом лесу темно и влажно.

Сосна – хвойное дерево с ровным стволом жёлтого цвета. Хвоинки сосны длинные, сидят парами. Шишки сосны имеют округлую форму. Сосновые леса светлые и сухие.

Пихта отличается от ели тем, что ее хвоинки плоские, а шишки торчат вверх и даже зрелые не падают на земля, а просто с них опадают чешуйки.

Лиственница – единственное хвойное дерево, которое на зиму сбрасывает иголки.

Кедровую сосну в природе называют сибирским кедром. Её хвоинки собраны в пучки по пять штук, а семена – кедровые орешки.

 

Учебник стр.96 Таблица «Хвойные деревья»

 

4) Закрепление знаний. Работа в РТ стр.47 №2(1). Самопроверка.

- В качестве закрепления я предлагаю вам выполнить в РТ с.47 №2 (1)

 

Физкультминутка.

Есть в лесу три полочки: (Хлопаем в ладоши.)

Ели — елки — елочки. (Руки вверх — в стороны- вниз.)

Лежат на елях небеса, (Руки вверх.)

На елках — птичьи голоса, (Руки в стороны.)

Внизу на елочках — роса. (Руки — вниз, присели).

5)Выступление группы «Смешанный и широколиственный леса»

К югу на смену тайге приходит смешанный лес. В нём наряду с хвойными деревьями растут берёзы, осины, ольхи. Зима в таком лесу мягче. У лиственных деревьев крупные листья, которые они сбрасывают на зиму.

Берёзу можно узнать по коре: она белая, такой коры нет больше ни у одного дерева, размножается семенами.

Осина имеет круглые листья, и они дрожат при каждом дуновении ветра, кора у осины зеленоватая, весной можно увидеть длинные пушистые серёжки.

Ольха имеет небольшие тёмные шишечки на ветках, ствол чёрного или серого цвета. У черной ольхи листья с выемкой на вершине, у серой ольхи имеют острый кончик.

Ближе к югу зоны становится ещё теплее, и смешанные леса сменяются широколиственными, в которых растут дуб, липа, клён, ясень, вяз. Это теплолюбивые деревья, поэтому они имеют крупные листья, на зиму сбрасывают листву, размножаются семенами.

Дуб можно узнать по могучему стволу и резным листьям. Плоды – желуди.

Липа имеет листья в форме сердечка. Летом при цветении липа распространяет чудесный аромат. Плоды липы – тёмные орешки, сидящие по нескольку штук под одним крылышком.

Вяз можно узнать по листьям и плодам: листья в основании «кособокие», одна половинка больше другой, плоды – крылатые орешки округлой формы.

Клён бывает остролистный (с большими резными листьями), татарский (у него листья овальные с небольшими выступами) и американский (у него каждый лист состоит из трёх-пяти отдельных листочков), а плоды у всех видов клёна – крылатые.

Учебник стр.100 Таблица «Лиственные деревья»

6) Закрепление знаний. Работа в РТ стр.47 №2(2). Взаимопроверка.

-Предлагаю вам выполнить задание в РТ с.47 №2(2)

7)Выступление группы «Животный мир лесной зоны»

Разнообразен животный мир лесной зоны: здесь можно встретить крупных и мелких животных, насекомых. В тайге живут кедровка, бурундук, летяга, соболь. Также в зоне лесов живут: благородный олень, медведь, волки, лисы, зайцы, белки, глухари, бурундуки, полёвки. Для животных нет границ – они живут по всей зоне. Одни животные на зиму впадают в спячку (ежи, медведи), другие делают на зиму запасы.

Кедровка – одна из интереснейших таёжных птиц, на зиму делает запасы из кедровых орехов, потом часть из них не находит, а они дают всходы.

Бурундук - похож на белку. Отличительный признак - пять темных полосок вдоль спины. Зверек ловко лазает по деревьям, а живет в неглубокой норе под упавшими деревьями или пнем.

Белка-летяга – родственница белки, но меньше ее. Она умеет не только прыгать, но и летать.

Бурый медведь – всеядный зверь, очень подвижный, может быстро бегать, прыгать, влезать на деревья, плавать.

Лось – лесной исполин. В различные сезоны года лоси потребляют различное количество пищи. В зимний период они объединяются в группы.

Рысь – хищник, имеет пятнистый окрас. По бокам головы развиты баки, а на ушах – кисточки. Рысь, затаившись, поджидает жертву и тихо подкрадывается к ней.

Заяц-беляк на зиму меняет окрас, становится белым, только кончики ушей чёрные, шерсть становится густой. Это осторожные животные.

 

7) Закрепление знаний. Работа в РТ стр.48 №2(3). Групповая работа.

-В РТ на стр.48 №2(3) нарисован рисунок, где спрятались 7 животных тайги. Вам нужно за одну минуту их найти и записать в тетрадь. Можно воспользоваться один раз учебником стр.98-99. Искать будете группой, а записывать только один человек, который потом и прочтёт название записанных животных. Проверка: летяга, соболь, рысь, бурундук, кедровка, бурый медведь, глухарь.

 

VI. Подведение итогов урока.

-Как называется природная зона России, о которой вы сегодня узнали на уроке?

-Где она расположена?

- Сколько частей в этой зоне?

-Как они называются?

-Так почему же одни леса тёмные, а другие светлые?

 

-В качестве закрепления я предлагаю вам выполнить тест.

Тест

1. Самую большую территорию занимают …

смешанные леса тайга широколиственные леса

2. Какие леса образуют тайгу?

лиственные смешанные хвойные

3.Какое дерево не является широколиственным?

клён             пихта               вяз

4.К какой группе животных относится летяга?

        птицы        рыбы звери          

5. Какую важную лесную «работу» выполняет кедровка?

  помогает размножаться кедровой сосне

  уничтожает личинки вредных насекомых

    способствует скорейшему образованию перегноя

 

 

VII. Рефлексия. Продолжи фразу:

- Было интересно узнать, что…

- Меня удивило …

- Было трудно…

- Теперь я знаю, что

 

 

 

- Послушайте внимательно одну притчу.

Шёл мудрец и встретил трёх работников.

«Что ты сегодня делал?» - спросил он каждого.

Первый ответил:- «Я целый день таскал ненавистные мне камни».

Второй ответил:- « Я немного устал, но добросовестно выполнял свою работу».

Третий ответил:- «Сегодняшняя работа принесла мне радость и большое удовлетворение».

-Кто из вас на уроке был первым работником, вторым работником, третьим работником?

-Я вижу, что вы получили от урока удовлетворение и радость. Пусть все уроки приносят вам только эти чувства.

 

Домашнее задание.

1. Прочитать и пересказать текст на стр. 95 – 102 учебника. Составить цепь питания.

2. Выполнить задания на стр. 48 – 50 рабочей тетради. Нарисовать рисунок, на котором будет показана одна из зон лесов и, рассказать о ней.

3.Творческое задание. Придумать и записать рассказ «Чудеса леса», с рисунками чудес.

 

 

 

 

 


 

Учебный предмет: Окружающий мир

Учебный предмет: Окружающий мир

В этом стихотворении «спрятана» тема нашего урока

В этом стихотворении «спрятана» тема нашего урока

На столах у вас лежат несколько источников информации и проекты выступлений

На столах у вас лежат несколько источников информации и проекты выступлений

Нет ничего милее Бродить и думать здесь

Нет ничего милее Бродить и думать здесь

И, как снежинки, искры с них летели

И, как снежинки, искры с них летели

Вывод: Трудно представить себе землю без лесов

Вывод: Трудно представить себе землю без лесов

ТЕМА УРОКА: ЛЕСА РОССИИ Тип урока: урок изучения нового материала

ТЕМА УРОКА: ЛЕСА РОССИИ Тип урока: урок изучения нового материала

Технологии обучения: деятельностный метод, проблемное обучение, здоровьесберегающие технологии, частично-поисковый метод

Технологии обучения: деятельностный метод, проблемное обучение, здоровьесберегающие технологии, частично-поисковый метод

Насекомые, которых разводится огромное количество летом, личинки развиваются в водоёме, где для них достаточно пищи

Насекомые, которых разводится огромное количество летом, личинки развиваются в водоёме, где для них достаточно пищи

Поставьте цель перед собой, используя слова (

Поставьте цель перед собой, используя слова (

России. Первая группа

России. Первая группа

Животный мир лесной зоны. 2

Животный мир лесной зоны. 2

Выступление группы «Смешанный и широколиственный леса»

Выступление группы «Смешанный и широколиственный леса»

Также в зоне лесов живут: благородный олень, медведь, волки, лисы, зайцы, белки, глухари, бурундуки, полёвки

Также в зоне лесов живут: благородный олень, медведь, волки, лисы, зайцы, белки, глухари, бурундуки, полёвки

Как они называются? -Так почему же одни леса тёмные, а другие светлые? -В качестве закрепления я предлагаю вам выполнить тест

Как они называются? -Так почему же одни леса тёмные, а другие светлые? -В качестве закрепления я предлагаю вам выполнить тест

Конспект урока окружающего мира "Лес и человек" 4 класс УМК"Школа России"

Конспект урока окружающего мира "Лес и человек" 4 класс  УМК"Школа России"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.01.2021