Конспект урока окружающего мира на тему "Организм человека"

  • docx
  • 02.03.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала конспект урока окружающего мира в 3б классе.docx

Урок окружающего мира

Класс: 3б

Учитель: Мехоношина Татьяна Геннадьевна

Методист: Чедова Татьяна Евгеньевна

Школа: СОШ №1

Тип урока: Открытие нового знания

Тема: Организм человека

Цель: Обобщить ранее полученные знания об организме человека

Планируемые результаты

Предметные: -узнать значение наук, таких, как гигиена, анатомия, физиология.

Метапредметные:

регулятивные: - научиться ставить цель своей деятельности, оценивать свою работу на уроке

коммуникативные: - уметь слышать и слушать учителя и одноклассников, отвечать на вопросы учителя, правильно выстраивать речевые высказывания

познавательные: - сравнивать и классифицировать изучаемые объекты по различным признакам;

-находить необходимую информацию в книгах;

получать информацию, используя тексты, таблицы, рисунки, схемы

Личностные: ориентация на выполнение правил здорового образа жизни на основе знаний об организме человека

Оборудование: презентация

Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организа-

ционный

 момент.

 

Здравствуйте, садитесь. Меня зовут Надежда Викторовна и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

-Ребята, давайте подумаем, почему каждому из нас важно знать, как устроен и работает организм человека?

 

 

 

 

Ответы детей

II.Мотивация и целеполагание

- Одному мудрецу задали вопрос: “Что для человека важнее – богатство или слава?”

Он ответил: “ни то, ни другое, а здоровье. Здоровый нищий счастливее больного короля”

А другой предупредил: “Мы замечаем, что самое ценное для нас – это здоровье, только когда его у нас уже нет”. Поэтому, здоровье нужно беречь смолоду. А для того, чтобы быть здоровым, нужно знать строение своего организма и уметь его беречь.

-Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить?

Правильно.

-Сегодня мы начнём изучать новый раздел – «Мы и наше здоровье». Этот раздел посвящён изучению человека, особенностям строения его тела, работе органов, а главное охране здоровья.

 И тема сегодняшнего нашего урока «Организм человека»

-Давайте поставим цели сегодняшнего урока с помощью опорных слов:

   узнать…

   научиться…

   уметь…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О строении организма человека

III. Актуализация знаний

 

- Можно ли сказать, что человек является частью природы?

- А к какой природе относится человек: живой или неживой? Почему?

- Чем человек отличается от всех других на Земле живых организмов?

-Значит, как мыслящее существо, человек может заботиться о своём здоровье. А сохранить его нам помогут знания своего организма.

 

- Да

 

- Человек, как и всё живое, дышит, питается, растёт, развивается, рождается и умирает

 

- Он – мыслящее существо, обладает речью и умеет трудиться

 

IV.Открытие нового знания

-На слайде вы видите, что изучением человека занимаются 3 науки. 

-Как вы думаете, что каждая из них изучает?

- На какие две группы можно разделить все органы человеческого тела?

- Как и любое другое живое существо, человек имеет внешнее и внутреннее строение.

- Давайте вспомним внешнее строение человека.

- Давайте вспомним о внутреннем строении человека.

Вывод:

Всё в человеке взаимосвязано. Внешнее строение связано с внутренним строением. И у здорового человека все органы работают хорошо. Но многое зависит от нас. И сейчас вы в этом убедитесь.

- Так, что же нужно знать, чтобы сохранять и укреплять здоровье?

- А что такое организм?

-как вы думаете?

 

 

 

- Какие же системы есть в человеческом организме?

- Выбери правильные названия систем органов человека:

       кровяная, нервическая, дыхательная, кровеносная, опорная, пищевая, двигательная, пищеварительная, нервная, переварительная,  опорно-двигательная, выделительная.

Итак, выделяют 6 систем организма.

1). Нервная система.

2). Кровеносная система.

3). Пищеварительная система.

4). Дыхательная система.

5). Выделительная система.

6). Опорно-двигательная система.

-Вот мы сейчас с вами и вспомним  системы и их органы.

-Итак,  переходим к первой системе. Отгадав загадку, вы узнаете,  о какой из них пойдёт речь.

1. Опорно-двигательная система.

-Отгадайте загадку:

Я опору тела составляю

Ходить, бегать, прыгать помогаю.

- Какую роль выполняет скелет?

 

- Что приводит в движение кости скелета?

- Что образует скелет и мышцы?

- Что зависит от скелета и мышц?

- Следить за ней нужно с раннего детства.

- Как правильно следить за осанкой?

Так, следующая загадка:

Пища в организме расщепляется, 
В вещества простые превращается; 
Пищи происходит усвоение

Что же это?

 Пищеварительной системе.

-  Расположите на модели органы пищеварения так, как расположены они у человека.

- Давайте проверим органы

Пищеварительной системы

 

- Что обеспечивает пищеварительная система?

-Что нужно соблюдать, чтобы не было проблем с органами этой системы?

- Отлично справились и с этим заданием. ---Переходим к следующей системе.

Отгадайте загадку:

Есть гора, а у горы

Две глубокие норы

В этих норках воздух бродит,

То заходит, то выходит. Что это?

К какой системе мы можем отнести нос?

 3 Дыхательной системе.

- Перечислите органы дыхательной системы.

 

- Чем обеспечивает организм дыхательная система?

- Расположи органы дыхательной системы человека. 

 

 

- Молодцы!

-Как беречь органы дыхания, мы с вами тоже знаем.

Следующая система, которую мы с вами повторим

4. Кровеносная система.

 Прослушаем стихотворение-загадку.

По реке бежит вода,

Ярко-красная она.

Корабли по ней плывут,

Пищу органам везут,

Кислород они подвозят,

Углекислый газ увозят

И умеют воевать –

От микробов защищать.

- Что это?

- Как движется кровь?

 - Что заставляет двигаться кровь?

- Сердце и кровеносные сосуды, что составляют?

- Покажите на макете человека сердце.

- Положите правую руку на свое сердце. Чувствуете, как оно стучит?

Это интересно!

Сердце – это мощный насос, непрерывно качающий кровь. Этот полый мышечный орган разделён перегородкой на 2 половины; размером со сжатый кулак, весит от 250 до 350 граммов.

1.      В среднем сердце взрослого человека бьётся 72 раза в минуту, 100000 раз в день.

2.      Сердце в здоровом состоянии прокачивает 7600 литров крови почти через 100000 км кровеносных сосудов в день.

- Сердце надо беречь и соблюдать все правила по его укреплению.

Какая система осталась?

5. Нервной системе.

- Перечислите органы нервной системы.

- Что обеспечивает нервная система?

 

- Восстановите полностью текст (работа по группам)

Нервная система работает непрерывно, поэтому её необходимо беречь от переутомления.  Главное – соблюдение … (режима дня). Следует чередовать …(умственный) и …(физический) труд, труд и …(отдых). После уроков полезно поиграть на …(свежем воздухе). Отдых для мозга, нервной системы – здоровый … (полноценный сон). Ребенок должен спать не менее … (10) часов в сутки.

- Проверим, что у нас получилось. Я думаю, что вы соблюдаете все эти правила.

Молодцы. А сейчас откройте свои рабочие тетради и выполните упражнение 2(подпишите указанные органы человека)

- Внешние и внутренние

 

 

- Голова, шея, туловище, ноги, руки

 

- Лёгкие, печень, головной мозг, сердце, желудок, кишечник

 

 

 

 

-Нужно знать строение организма и укреплять его

- Организм человека - это система органов, взаимосвязанных между собой и образующих единое целое.

 

 

 

 

 

 

-Дыхательная, кровеносная,   пищеварительная, нервная,   опорно-двигательная, выделительная.

 

 

 

 

- Скелет

- Является опорой тела и защищает внутренние органы от повреждений

- Мышцы

- Опорно-двигательную систему

- Осанка человека

-

 

 

 

 

 

 

 

- Ротовая полость,

 - глотка,

- пищевод,

 - печень

 - желудок,

- толстый кишечник,

- тонкий кишечник

- Обеспечивает переваривание пищи

-Правильно и своевременно питаться и беречь зубы.

 

 

 

 

 

 

 

-нос

 

 

 

- Носоглотка,

- трахея,

- лёгкие,

- бронхи,

- диафрагма

- Обеспечивает организм кислородом

-носовая полость

-ротовая полость

-гортань

- трахея

- лёгкие

- бронхи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Кровь

- По кровеносным сосудам

- Сердце

- Кровеносную систему

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

нервная

 

 

- Головной мозг, спинной мозг, нервы

- Управляет деятельностью всего организма

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итоги урока. Рефлексия

Сейчас мы проверим, как вы внимательно меня слушали.

- Расставь номера прямоугольников так, чтобы получилась цепочка: система – органы – назначение.

-Для чего человеку необходимо знать строение своего тела?

 - Сохранение своего здоровья – одна из главных задач любого человека. Делать это надо с самого детства.

Закончите предложения:

Я узнал…

Я научился…

 

 

 

 

 

Проверка:

6 – 8 – 9

4 – 7 – 2

3 – 11 – 13

10 – 15 -12

14 – 1 – 5

- Молодцы!

- Для того, чтобы быть здоровым и не болеть

Учитель:

Методист:

 

 

 

 

 

 

 

НЕРВНАЯ СИСТЕМА.

-Кто знает из чего она состоит?

Мозг и нервы составляют нервную систему. Нервная система контролирует все функции человеческого организма. Нервная система делится на центральную (головной и спинной мозг) и периферическую (собственно нервы). Общая длина нервов, расходящихся по всему телу, составляет примерно 75 км.

Головной мозг.

Головной мозг – центр управления нашим организмом. В мозг по нервам поступают сигналы от всех частей тела. Мозг похож на сверхмощный компьютер, который непрерывно анализирует поступающую информацию и отдает приказы органам и системам организма. Благодаря ему мы видим, слышим, двигаемся, думаем и дышим. Головной мозг может запоминать информацию и воспроизводить ее по мере необходимости. Через спинной мозг и нервы головной мозг связан со всеми органами и тканями тела.

ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА 

Легкие

Легкие расположены в грудной полости и защищены ребрами. У человека 2 лёгких : правое и левое. Причём, левое лёгкое больше, чем правое. Лёгкие взрослого человека вмещают примерно 3 литра воздуха. Ткань, из которой «сделаны» лёгкие, напоминает губку. Благодаря ей они могут сжиматься и расправляться.

 В лёгкие через гортань, трахею и бронхи попадает вдыхаемый воздух. При вдохе лёгкие наполняются воздухом и расширяются, а при выдохе – уменьшаются.

Днём мы обычно совершаем 16-18 вдохов и выдохов, а во сне только 12. За всю жизнь человек совершает примерно 600 миллионов вдохов и выдохов.

3.      КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА 

Сердце и кровеносные сосуды составляют эту систему. Все человеческие органы пронизаны кровеносными сосудами. Они доставляют им кислород и питательные вещества.

Сердце – основа системы кровообращения. Это особая мышца. Оно, словно особый насос, гонит кровь по кровеносным сосудам. Не прекращает работу даже во сне.

Сердце человека сложнее, чем любой электронасос. Оно с такой скоростью перекачивает кровь, что она проходит по самым отдалённым капиллярам и возвращается в сердце всего за 1 минуту.

Сердце человека сокращается в среднем 1 раз в секунду, то есть около 10000 раз в день, и так всю жизнь. Размером сердце - с кулак.

4.      ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Клетки, из которых состоит наш организм, нуждаются в энергии. Эту энергию они получают из пищи. Чтобы пища превратилась в питательные вещества, она проходит сложный путь через пищеварительную систему. Через пищеварительную систему пищу проталкивают мышцы. Так что даже если встать на голову, то всё равно можно есть и пить. По крайней мере в теории.

Общая длина всех органов пищеварительной системы составляет около 9 м – примерно столько занимают 6 велосипедов, если поставить их в ряд.

Весь процесс пищеварения занимает около суток.