Урок окружающего мира
Класс: 3б
Учитель: Мехоношина Татьяна Геннадьевна
Методист: Чедова Татьяна Евгеньевна
Школа: СОШ №1
Тип урока: Открытие нового знания
Тема: Организм человека
Цель: Обобщить ранее полученные знания об организме человека
Планируемые результаты
Предметные: -узнать значение наук, таких, как гигиена, анатомия, физиология.
Метапредметные:
регулятивные: - научиться ставить цель своей деятельности, оценивать свою работу на уроке
коммуникативные: - уметь слышать и слушать учителя и одноклассников, отвечать на вопросы учителя, правильно выстраивать речевые высказывания
познавательные: - сравнивать и классифицировать изучаемые объекты по различным признакам;
-находить необходимую информацию в книгах;
получать информацию, используя тексты, таблицы, рисунки, схемы
Личностные: ориентация на выполнение правил здорового образа жизни на основе знаний об организме человека
Оборудование: презентация
Ход урока
Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
I. Организа- ционный момент.
|
Здравствуйте, садитесь. Меня зовут Надежда Викторовна и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. -Ребята, давайте подумаем, почему каждому из нас важно знать, как устроен и работает организм человека? |
Ответы детей |
II.Мотивация и целеполагание |
- Одному мудрецу задали вопрос: “Что для человека важнее – богатство или слава?” Он ответил: “ни то, ни другое, а здоровье. Здоровый нищий счастливее больного короля” А другой предупредил: “Мы замечаем, что самое ценное для нас – это здоровье, только когда его у нас уже нет”. Поэтому, здоровье нужно беречь смолоду. А для того, чтобы быть здоровым, нужно знать строение своего организма и уметь его беречь. -Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить? Правильно. -Сегодня мы начнём изучать новый раздел – «Мы и наше здоровье». Этот раздел посвящён изучению человека, особенностям строения его тела, работе органов, а главное охране здоровья. И тема сегодняшнего нашего урока «Организм человека» -Давайте поставим цели сегодняшнего урока с помощью опорных слов: узнать… научиться… уметь… |
О строении организма человека |
III. Актуализация знаний
|
- Можно ли сказать, что человек является частью природы? - А к какой природе относится человек: живой или неживой? Почему? - Чем человек отличается от всех других на Земле живых организмов? -Значит, как мыслящее существо, человек может заботиться о своём здоровье. А сохранить его нам помогут знания своего организма.
|
- Да
- Человек, как и всё живое, дышит, питается, растёт, развивается, рождается и умирает
- Он – мыслящее существо, обладает речью и умеет трудиться
|
IV.Открытие нового знания |
-На слайде вы видите, что изучением человека занимаются 3 науки. -Как вы думаете, что каждая из них изучает? - На какие две группы можно разделить все органы человеческого тела? - Как и любое другое живое существо, человек имеет внешнее и внутреннее строение. - Давайте вспомним внешнее строение человека. - Давайте вспомним о внутреннем строении человека. Вывод: Всё в человеке взаимосвязано. Внешнее строение связано с внутренним строением. И у здорового человека все органы работают хорошо. Но многое зависит от нас. И сейчас вы в этом убедитесь. - Так, что же нужно знать, чтобы сохранять и укреплять здоровье? - А что такое организм? -как вы думаете?
- Какие же системы есть в человеческом организме? - Выбери правильные названия систем органов человека: кровяная, нервическая, дыхательная, кровеносная, опорная, пищевая, двигательная, пищеварительная, нервная, переварительная, опорно-двигательная, выделительная. Итак, выделяют 6 систем организма. 1). Нервная система. 2). Кровеносная система. 3). Пищеварительная система. 4). Дыхательная система. 5). Выделительная система. 6). Опорно-двигательная система. -Вот мы сейчас с вами и вспомним системы и их органы. -Итак, переходим к первой системе. Отгадав загадку, вы узнаете, о какой из них пойдёт речь. 1. Опорно-двигательная система. -Отгадайте загадку: Я опору тела составляю Ходить, бегать, прыгать помогаю. - Какую роль выполняет скелет?
- Что приводит в движение кости скелета? - Что образует скелет и мышцы? - Что зависит от скелета и мышц? - Следить за ней нужно с раннего детства. - Как правильно следить за осанкой? Так, следующая загадка: Пища в
организме расщепляется, Что же это? Пищеварительной системе. - Расположите на модели органы пищеварения так, как расположены они у человека. - Давайте проверим органы Пищеварительной системы
- Что обеспечивает пищеварительная система? -Что нужно соблюдать, чтобы не было проблем с органами этой системы? - Отлично справились и с этим заданием. ---Переходим к следующей системе. Отгадайте загадку: Есть гора, а у горы Две глубокие норы В этих норках воздух бродит, То заходит, то выходит. Что это? К какой системе мы можем отнести нос? 3 Дыхательной системе. - Перечислите органы дыхательной системы.
- Чем обеспечивает организм дыхательная система? - Расположи органы дыхательной системы человека.
- Молодцы! -Как беречь органы дыхания, мы с вами тоже знаем. Следующая система, которую мы с вами повторим 4. Кровеносная система. Прослушаем стихотворение-загадку. По реке бежит вода, Ярко-красная она. Корабли по ней плывут, Пищу органам везут, Кислород они подвозят, Углекислый газ увозят И умеют воевать – От микробов защищать. - Что это? - Как движется кровь? - Что заставляет двигаться кровь? - Сердце и кровеносные сосуды, что составляют? - Покажите на макете человека сердце. - Положите правую руку на свое сердце. Чувствуете, как оно стучит? Это интересно! Сердце – это мощный насос, непрерывно качающий кровь. Этот полый мышечный орган разделён перегородкой на 2 половины; размером со сжатый кулак, весит от 250 до 350 граммов. 1. В среднем сердце взрослого человека бьётся 72 раза в минуту, 100000 раз в день. 2. Сердце в здоровом состоянии прокачивает 7600 литров крови почти через 100000 км кровеносных сосудов в день. - Сердце надо беречь и соблюдать все правила по его укреплению. Какая система осталась? 5. Нервной системе. - Перечислите органы нервной системы. - Что обеспечивает нервная система?
- Восстановите полностью текст (работа по группам) Нервная система работает непрерывно, поэтому её необходимо беречь от переутомления. Главное – соблюдение … (режима дня). Следует чередовать …(умственный) и …(физический) труд, труд и …(отдых). После уроков полезно поиграть на …(свежем воздухе). Отдых для мозга, нервной системы – здоровый … (полноценный сон). Ребенок должен спать не менее … (10) часов в сутки. - Проверим, что у нас получилось. Я думаю, что вы соблюдаете все эти правила. Молодцы. А сейчас откройте свои рабочие тетради и выполните упражнение 2(подпишите указанные органы человека) |
- Внешние и внутренние
- Голова, шея, туловище, ноги, руки
- Лёгкие, печень, головной мозг, сердце, желудок, кишечник
-Нужно знать строение организма и укреплять его - Организм человека - это система органов, взаимосвязанных между собой и образующих единое целое.
-Дыхательная, кровеносная, пищеварительная, нервная, опорно-двигательная, выделительная.
- Скелет - Является опорой тела и защищает внутренние органы от повреждений - Мышцы - Опорно-двигательную систему - Осанка человека -
- Ротовая полость, - глотка, - пищевод, - печень - желудок, - толстый кишечник, - тонкий кишечник - Обеспечивает переваривание пищи -Правильно и своевременно питаться и беречь зубы.
-нос
- Носоглотка, - трахея, - лёгкие, - бронхи, - диафрагма - Обеспечивает организм кислородом -носовая полость -ротовая полость -гортань - трахея - лёгкие - бронхи
- Кровь - По кровеносным сосудам - Сердце - Кровеносную систему
нервная
- Головной мозг, спинной мозг, нервы - Управляет деятельностью всего организма
|
Итоги урока. Рефлексия |
Сейчас мы проверим, как вы внимательно меня слушали. - Расставь номера прямоугольников так, чтобы получилась цепочка: система – органы – назначение. -Для чего человеку необходимо знать строение своего тела? - Сохранение своего здоровья – одна из главных задач любого человека. Делать это надо с самого детства. Закончите предложения: Я узнал… Я научился…
|
Проверка: 6 – 8 – 9 4 – 7 – 2 3 – 11 – 13 10 – 15 -12 14 – 1 – 5 - Молодцы! - Для того, чтобы быть здоровым и не болеть |
Учитель:
Методист:
НЕРВНАЯ СИСТЕМА.
-Кто знает из чего она состоит?
Мозг и нервы составляют нервную систему. Нервная система контролирует все функции человеческого организма. Нервная система делится на центральную (головной и спинной мозг) и периферическую (собственно нервы). Общая длина нервов, расходящихся по всему телу, составляет примерно 75 км.
Головной мозг.
Головной мозг – центр управления нашим организмом. В мозг по нервам поступают сигналы от всех частей тела. Мозг похож на сверхмощный компьютер, который непрерывно анализирует поступающую информацию и отдает приказы органам и системам организма. Благодаря ему мы видим, слышим, двигаемся, думаем и дышим. Головной мозг может запоминать информацию и воспроизводить ее по мере необходимости. Через спинной мозг и нервы головной мозг связан со всеми органами и тканями тела.
ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
Легкие
Легкие расположены в грудной полости и защищены ребрами. У человека 2 лёгких : правое и левое. Причём, левое лёгкое больше, чем правое. Лёгкие взрослого человека вмещают примерно 3 литра воздуха. Ткань, из которой «сделаны» лёгкие, напоминает губку. Благодаря ей они могут сжиматься и расправляться.
В лёгкие через гортань, трахею и бронхи попадает вдыхаемый воздух. При вдохе лёгкие наполняются воздухом и расширяются, а при выдохе – уменьшаются.
Днём мы обычно совершаем 16-18 вдохов и выдохов, а во сне только 12. За всю жизнь человек совершает примерно 600 миллионов вдохов и выдохов.
3. КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА
Сердце и кровеносные сосуды составляют эту систему. Все человеческие органы пронизаны кровеносными сосудами. Они доставляют им кислород и питательные вещества.
Сердце – основа системы кровообращения. Это особая мышца. Оно, словно особый насос, гонит кровь по кровеносным сосудам. Не прекращает работу даже во сне.
Сердце человека сложнее, чем любой электронасос. Оно с такой скоростью перекачивает кровь, что она проходит по самым отдалённым капиллярам и возвращается в сердце всего за 1 минуту.
Сердце человека сокращается в среднем 1 раз в секунду, то есть около 10000 раз в день, и так всю жизнь. Размером сердце - с кулак.
4. ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
Клетки, из которых состоит наш организм, нуждаются в энергии. Эту энергию они получают из пищи. Чтобы пища превратилась в питательные вещества, она проходит сложный путь через пищеварительную систему. Через пищеварительную систему пищу проталкивают мышцы. Так что даже если встать на голову, то всё равно можно есть и пить. По крайней мере в теории.
Общая длина всех органов пищеварительной системы составляет около 9 м – примерно столько занимают 6 велосипедов, если поставить их в ряд.
Весь процесс пищеварения занимает около суток.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.