Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов №2 города Ставрополя
Методическая разработка урока мужества
(урок окружающего мира «Наша Родина»)
учителя начальных классов Руденко Е.В.
Урок проведён в 1 «В» классе,
Дата проведения: 19.02.2018г.
г. Ставрополь
Тема урока: «Наша Родина»
Цель: воспитание любви к Родине, к своему краю, семье, своим корням; способствовать формированию активной гражданской позиции, общечеловеческих ценностей; чувства гордости за славные подвиги лучших граждан во имя Отечества;
Задачи:
- знакомить с историческими фактами жизни нашей страны, расширять кругозор;
-учить применять полученные знания во время ответов на уроке;
- развивать устную и письменную речь, коммуникативные качества;
- формировать у школьников российскую гражданскую идентичность личности, осознание себя как гражданина российского общества, уважающего историю своей Родины и несущего ответственность за её судьбу в современном мире;
- формирование понимания сущности и воспитание уважения к таким ценностям, как человеческая жизнь, свобода, негативного отношение к жестокости, насилию, нарушению прав личности.
УУД:
Познавательные: поиск необходимой информации в знаково-символических средствах; выявление известного и неизвестного при решении учебной задачи.
Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей, выполнение задания в соответствии с поставленной целью; осуществлять действия самоконтроля.
Коммуникативные: сотрудничество с учителем и одноклассниками на протяжении всего урока.
Личностные: осознание принадлежности себя к своей стране, к своему народу.
Оборудование: презентация, учебник «Окружающий мир» 1 класс, Г.Г.Ивченкова.
Тип урока: комбинированный урок.
Ход урока:
1. Орг. начало урока.
- Проверьте своё рабочее место. Настройтесь на работу.
Слушаем внимательно. Ни минутки не теряем, всё запоминаем.
2.Актуализация знаний. (Проверка домашнего задания)
-Со словом «Родина» мы знакомились на уроках русского языка и даже говорили о словах, похожих на него. ( Родина, народ, род, родственник, родной, родник)
-Объясните это слово.
- Найдите и прочитайте значение этого слова в словаре.
- Как называется ваша Родина?
- Что вы знаете о территории России и ее природных богатствах?
- Какие народы населяют Россию?
- Что мы называем «малой родиной»?
- Какие символы государственной власти вы знаете?
- Какие цвета составляют флаг России?
- Как выглядит герб России?
- Что такое гимн? Когда его исполняют?
- Как называется главный город любой страны? Столица России?
3. Сообщение темы урока.
-Тема урока - на доске, читаем: «Наша Родина».
Сегодня мы узнаем о главном городе России и о подвигах лучших граждан, истинных патриотов России.
4. Работа по теме урока. (У.с.108-109)
1). Москва – столица России.
- Какая столица России?
- А вот сколько лет нашей столице вы ответите, когда прочитаете текст на
стр. 108.
- Рассмотрите картинки. Почитайте задание.
- О главной достопримечательности Москвы читаем на стр. 109.
-На 1 картинке вы видите храм св. Василия Блаженного.
( Макет храма св. Василия Блаженного)
А рядом – Спасская башня, которая украшает одну из стен Кремля. На ней - часы, по которым сверяет время вся страна.
2). Отечество и патриоты
- Вот как писал о Родине, Отечестве К. Д. Ушинский: (текст из презентации)
Наше Отечество.
Наше Отечество, наша родина – матушка Россия.
Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши . Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное, а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать, защищает и бережет нас от всяких врагов, и когда мы уснём на веки, то она же прикроет и кости наши.
- Как верно – мать… Но и мать, и Родина нуждаются в заботе, а во время беды, войны – и в защите.
- Родина – мать, сумей за нее постоять. Немало героев - патриотов России помнит наша Отчизна.
- А кто такой патриот? (высказывания детей)
- Найдите и прочитайте значение этого слова в словаре.
- Герой России – это много или мало? Мгновенно отданная жизнь или полководческий талант, это военная хитрость или кропотливый труд изо дня в день? Это молодость или старость? Это умение отдать свою жизнь именно там и тогда, где и когда она была нужна.
- О том, какие испытания пережила наша Родина, мы узнаем из стихотворения «Россия»:
Россия!
Не искать иного слова.
Иной судьбы на свете нет.
Ты вся – сплошное поле Куликово
На протяжении многих лет.
Россия!
Зарождалось это слово
В звучании разбуженных мечей,
В холстах голубоглазого Рублева
И в тишине предгрозовых ночей.
На поле боя вызревали росы,
На пепелищах
Пели топоры.
Мы все прощали.
Мы великороссы –
Всегда великодушны и добры.
Россия!
Прозвучало это слово,
Вписав в бессмертье наши имена
Ото льдов Невы –
До поля Куликова,
От Куликова –
До Бородина!
Тебя хотели сделать бездыханной,
Отнять твою печаль и озорство,
Ты столько лет
Терпела Чингисхана
И верных продолжателей его.
3) Герои ВОВ.
- Наша Родина, Россия, - страна героическая. В тысячелетней ее истории военных лет было больше, чем мирных. Но, какие бы враги нам ни бросали вызов, мы выстояли. И чтобы в любых условиях молодежь была готова вновь встать на защиту страны, нужны примеры героизма, не показушного, а истинного. И эти примеры можно найти в нашей славной истории.
- Наиболее ярко патриотизм русского народа проявился в годы Великой Отечественной войны. Он порождал огромную энергию, многократно умножал силы защитников Родины.
Выступление учащихся
Ученик 1 : Зоя Космодемьянская — героически погибшая партизанка, имя которой стало легендой, символом эпохи, олицетворением мужества и самоотверженности героических защитников Отечества. Герой советского Союза (посмертно).
Ученик 2: 28 героев-панфиловцев. Все 28 человек, в советской историографии называемых героями, погибли. Погибли, но не пропустили врага. Все они были удостоены звания Герой Советского Союза. Из 54 танков, двигавшихся на панфиловцев, героям удалось уничтожить 18 машин.
Ученик 3: Валя Котик – партизанский связной и разведчик, совершил много героических подвигов. Проявил мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками. Получает звание Героя Советского Союза, посмертно.
Ученик 4: Зина Портнова. Участвовала в распространении листовок среди населения и диверсиях против захватчиков. В декабре 1943 года, была схвачена немцами, после пыток расстреляна в тюрьме. Получает звание Героя Советского Союза, посмертно.
Учитель: И многие другие…. Отдавать дань уважения ныне живущим и чтить память погибших долг каждого человека.
Людская память вечно помнит милых
Отцов, мужей, любимых, сыновей,
Забыть она солдат войны не в силах,
Что жизнь отдали Родине своей.
Ведь только сердце помнит боль утраты
И чувствует, какая ей цена,
С полей сражений не пришли солдаты,
Их не убила в памяти война.
- Почтим память погибших защитников нашего Отечества минутой молчания.
Минута молчания (презентация: метроном)
- Герои есть и сейчас, они среди нас. Это не герои военного времени, а "повседневные герои" - люди, которые каждый день совершают подвиг, меняют себя, окружающих, мир к лучшему, бескорыстно жертвуют собой.
Герои Отечества - звучно, весомо,
Надежно, ответственно, с детства знакомо!
Красивая, емкая, четкая фраза,
В ней - честь и достоинство, святость приказа!
В ней вера, любовь и солдатская совесть,
В ней мужество, смелость, судьба, словно повесть!
В ней доблесть, отвага и мир гуманизма,
Военная служба - Олимп героизма!
4. Домашнее задание.
-Мы многое узнали и еще узнаем о страшной войне, которая коснулась каждой семьи. Наверное, и в ваших семьях хранят память о своих героях.
-Займитесь исследовательской работой: спросите у взрослых кто в вашей семье принимал участие в ВОВ, а также узнайте в библиотеке о героях-защитниках нашего города Ставрополя.
5. Подведение итогов урока.
- Какая тема нашего урока? ( Наша Родина.)
- А что такое Родина?
-Как называется наша Родина?
- Кто такой патриот?
- Что нового вы узнали о нашей Родине?
6. Рефлексия. (презентация)
Закончите предложения:
Для меня Родина-это…
Я хочу пожелать ей…
Когда я вырасту, хочу…
Я не хочу, чтобы моя Родина…
Оцените свою работу на уроке.
Урок закончен. Спасибо за работу.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.