Конспект урока окружающего мира по теме "Что это за листья?" для учащихся 1 класса

  • Занимательные материалы
  • Игры
  • Работа в классе
  • Раздаточные материалы
  • Разработки уроков
  • doc
  • 19.10.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока окружающего мира по теме "Что это за листья?" для учащихся 1 класса
Иконка файла материала Окружающий мир по теме Что это за листья 1 класс.doc

 

Тема урока: Что это за листья? (09.10.2012)

 

Цели урока:  Создать условия для изучения листьев деревьев наиболее распространенных пород деревьев нашего края

                        Учить распознавать листья деревьев.

                        Развивать способности анализировать предметы при сравнении листьев.

                        Развивать речь учеников, при рассказе о своих личных впечатлениях.

                        Воспитывать бережное отношение к природе.

 

Оборудование: Листики различных деревьев средней полосы: березы, рябины, осины, тополя, ясеня, липы, ивы, дуба,  клена, вяза и др на каждую парту. Ветки лиственницы, лист каштана  как демонстрационный материал. Подвижный календарь природы с изменяющимися значками. Картинки с изображением осени. Трафареты кленовых листьев. Букет из кленовых листьев в подарок каждому. Учебник А.А. Плешакова «Мир вокруг нас».

Ход урока:

 

Время

Этапы урока

Примечание

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

2 – 3'

Начало урока. Предварительная организация класса.

 

 

Взаимное доброжелательное приветствие. Проверка помещения и средств, необходимых для урока. Проверка рабочих мест, самочувствия и внешнего вида учащихся. Наличие всего необходимого на уроке у учащихся. Организация внимания.

Дежурный проверяет подготовку к уроку, наличие всего необходимого для урока. Ученики проверяют подготовку своего рабочего места самостоятельно.

Доброжелательный настрой на общую работу.

 

 

Актуализация изученных знаний.

 

5 – 7'

 

 

 

 

 

 

 

 

1) Наблюдения за изменениями в природе. Изменения условных значков в зависимости от погоды.

Обобщение о погоде осенью по картинкам, изображающим осень.

2) Повторение изученного: узнавание и называние растений сада по картинкам.

2)    Сообщение новой темы урока: Познакомимся с листьями растений, которые у нас растут.

Рассказ о своих наблюдениях в природе.

 

 

 

 

Называние изображенных на картинках цветковых растений.

Использование иллюстраций изображающих цветковые растения сада.

 

Усвоение новых знаний и способов действий.

 

10 - 12'

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 – 3'

Практическая работа. Найди такой же листочек

Параллельно рассказ о деревьях, листьях.

 

Мощь и величественная красота дуба привлекают всех. Корни его глубоко уходят в землю, поэтому ему не страшны никакие бури и ветра. Дуб до самой осени так стоит зеленый, значит дуб выносливый, значит закаленный. Из древесины делают мебель, паркет. Плоды этого дерева – желуди мы собирали в зоопарке и использовали  в поделках.

 

Многие любят русскую березу. Она является символом нашей страны. Часто она упоминается в сказках, стихах. Многие поэты и писатели восхищаются её красотой. Дрова из березки дают большое количество тепла. Используют её на производстве мебели. Цвет коры березы – белый, раньше такой цвет называли «берза». Отсюда и название дерева.

 

Ива – дерево, которое очень любит воду. Поэтому и селится по берегам рек и водоемов. Склоняет ива ветки к самой воде и , кажется, что она пьет воду своими листочками. А листочки у дерева узкие и тоненькие.

 

Осина поражает всех тем, что ее листочки как будто дрожат от малейшего дуновения воздуха. Осенью она поражает всех своей яркой красной окраской.

 

Самое красивое дерево наших лесов осенью – безусловно, рябина. Поражают красотой не только листья, но и крупные кисти алых ягод. Этими ягодами питаются птицы. Можно их засушить сейчас, а потом, когда наступят холода, кормить птиц.

Удивительное дерево – липа. Листики её похожи на сердечки. Дерево доброе, помогает нам при болезнях.  Если человек простудится, непременно ест липовый мед, который поможет вылечиться. А сама липа – яркая, желтенькая осенью, как будто отдает все солнечное тепло перед холодной зимой.

 

Тополь – самое распространенное дерево нашего города. Пришло это дерево к нам из южных лесов, но понравилось тем, что растет очень быстро. Но древесина этого дерева непрочная, поэтому во время сильного ветра больные и старые деревья падают и могут произвести большие разрушения.

 

Нахождение лишнего листочка: смородина – растение сада.

 

Знакомство с новым растением, ранее неизвестным ученикам – лиственницей.

Отгадайте загадку:

Есть у родственницы елки

Неколючие иголки.

Но в отличие от елки,

Опадают те иголки.

 

Чем отличается, чем похожи. Сравнение с елью и сосной по личным наблюдениям.

 

Лиственницу называют королевой сибирских лесов. Осенью золотые хвоинки, как листья, падают на землю. Отсюда и произошло название дерева. Древесина этого дерева самая прочная. Внутренние детали московского Кремля сделаны из лиственницы и служат уже по 400 -500 лет Древесина дерева не гниет и со временем становится только тверже, как бы каменеет.

Рассмотрите веточки этого дерева. Можно ли его назвать хвойным? Как расположены хвоинки на веточке? Чем отличается хвоя этого дерева от хвои ели и сосны?

 

Участие в практической работе. Нахождение листьев по внешнему виду и предложенному образцу (описанию) на парте.

 

 

 

Рассказ о том, где видели, что знаем.

 

 

 

 

 

Рассматривание листочков, сравнение с другими. Выделение общих признаков – листовой пластинки и черешка.

 

 

 

 

 

 

Обращают внимание на расположение листьев на ветке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассказ о рябине, которая находится на площадке. Что наблюдали?

 

 

 

 

Сравнение листочков липы, березы и тополя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с ветками лиственницы.

 

 

Раздать листики. Помощь дежурного по классу ученика.

 

 

 

Обратить внимание на выставку поделок в классе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выдать веточки лиственницы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 – 3'

Релаксация.

Составление узора, картинки из осенних листьев.

 

Что получается? Что хочешь составить? Инд помощь.

 

Работа с книгойПервичная проверка понимания изученного.

 

3 – 5'

Работа с иллюстрациями в учебнике. Найдите лист растения, которого не было. Выход на лист клена и каштан.

Показ листа каштана. Рассказ о каштане.

Это дерево живет на юге нашей страны. Но все же иногда его высаживают и в нашей местности. Иногда оно хорошо приживается и даже дает плоды.

 

Как муравьишка разделил листья? На две группы: летние и осенние. Как узнали? Признаки осенних и летних листьев.

 

Уборка парты и класса. Собрать все листики в коробку.

Сравнение иллюстрации учебника с листьями на парте.

 

Сравнение листа каштана с другими листами. Вывод: у листа каштана сложная листовая пластинка. Такая же и у ясеня.

 

 

 

Сравнение иллюстрации в учебнике:

Игра6 Кто быстрее? Деление листьев на две группы: осенние и летние.

 

Дежурный собирает листья в коробку. Ученики помогают ему сделать это быстро.

Показать листочки каштана.

 

 

 

Доп.

Секретик: выдать кленовые листочки (трафареты)

Раскрашивание листьев по собственному желанию.

 

2 – 3'

 

Вывод по уроку  Обобщение и систематизация знаний.

 

 

Что понравилось на уроке? Что нового узнали? С листьями каких деревьев работали? С листьями каких деревьев познакомились?

 

Лейла раздает листики и хвалит за работу.

Уважительное отношение к одноклассникам.

2 – 3'

 

Рефлексия

 

 

Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения

Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке

Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества. Развитие уважения к другому.