Тема урока: Что это за листья? (09.10.2012)
Цели урока: Создать условия для изучения листьев деревьев наиболее распространенных пород деревьев нашего края
Учить распознавать листья деревьев.
Развивать способности анализировать предметы при сравнении листьев.
Развивать речь учеников, при рассказе о своих личных впечатлениях.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: Листики различных деревьев средней полосы: березы, рябины, осины, тополя, ясеня, липы, ивы, дуба, клена, вяза и др на каждую парту. Ветки лиственницы, лист каштана как демонстрационный материал. Подвижный календарь природы с изменяющимися значками. Картинки с изображением осени. Трафареты кленовых листьев. Букет из кленовых листьев в подарок каждому. Учебник А.А. Плешакова «Мир вокруг нас».
Ход урока:
Время |
Этапы урока |
Примечание |
||
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
|||
2 – 3' |
Начало урока. Предварительная организация класса. |
|
||
|
Взаимное доброжелательное приветствие. Проверка помещения и средств, необходимых для урока. Проверка рабочих мест, самочувствия и внешнего вида учащихся. Наличие всего необходимого на уроке у учащихся. Организация внимания. |
Дежурный проверяет подготовку к уроку, наличие всего необходимого для урока. Ученики проверяют подготовку своего рабочего места самостоятельно. |
Доброжелательный настрой на общую работу.
|
|
|
Актуализация изученных знаний. |
|
||
5 – 7'
|
1) Наблюдения за изменениями в природе. Изменения условных значков в зависимости от погоды. Обобщение о погоде осенью по картинкам, изображающим осень. 2) Повторение изученного: узнавание и называние растений сада по картинкам. 2) Сообщение новой темы урока: Познакомимся с листьями растений, которые у нас растут. |
Рассказ о своих наблюдениях в природе.
Называние изображенных на картинках цветковых растений. |
Использование иллюстраций изображающих цветковые растения сада. |
|
|
Усвоение новых знаний и способов действий. |
|
||
10 - 12'
2 – 3' |
Практическая работа. Найди такой же листочек Параллельно рассказ о деревьях, листьях.
Мощь и величественная красота дуба привлекают всех. Корни его глубоко уходят в землю, поэтому ему не страшны никакие бури и ветра. Дуб до самой осени так стоит зеленый, значит дуб выносливый, значит закаленный. Из древесины делают мебель, паркет. Плоды этого дерева – желуди мы собирали в зоопарке и использовали в поделках.
Многие любят русскую березу. Она является символом нашей страны. Часто она упоминается в сказках, стихах. Многие поэты и писатели восхищаются её красотой. Дрова из березки дают большое количество тепла. Используют её на производстве мебели. Цвет коры березы – белый, раньше такой цвет называли «берза». Отсюда и название дерева.
Ива – дерево, которое очень любит воду. Поэтому и селится по берегам рек и водоемов. Склоняет ива ветки к самой воде и , кажется, что она пьет воду своими листочками. А листочки у дерева узкие и тоненькие.
Осина поражает всех тем, что ее листочки как будто дрожат от малейшего дуновения воздуха. Осенью она поражает всех своей яркой красной окраской.
Самое красивое дерево наших лесов осенью – безусловно, рябина. Поражают красотой не только листья, но и крупные кисти алых ягод. Этими ягодами питаются птицы. Можно их засушить сейчас, а потом, когда наступят холода, кормить птиц. Удивительное дерево – липа. Листики её похожи на сердечки. Дерево доброе, помогает нам при болезнях. Если человек простудится, непременно ест липовый мед, который поможет вылечиться. А сама липа – яркая, желтенькая осенью, как будто отдает все солнечное тепло перед холодной зимой.
Тополь – самое распространенное дерево нашего города. Пришло это дерево к нам из южных лесов, но понравилось тем, что растет очень быстро. Но древесина этого дерева непрочная, поэтому во время сильного ветра больные и старые деревья падают и могут произвести большие разрушения.
Нахождение лишнего листочка: смородина – растение сада.
Знакомство с новым растением, ранее неизвестным ученикам – лиственницей. Отгадайте загадку: Есть у родственницы елки Неколючие иголки. Но в отличие от елки, Опадают те иголки.
Чем отличается, чем похожи. Сравнение с елью и сосной по личным наблюдениям.
Лиственницу называют королевой сибирских лесов. Осенью золотые хвоинки, как листья, падают на землю. Отсюда и произошло название дерева. Древесина этого дерева самая прочная. Внутренние детали московского Кремля сделаны из лиственницы и служат уже по 400 -500 лет Древесина дерева не гниет и со временем становится только тверже, как бы каменеет. Рассмотрите веточки этого дерева. Можно ли его назвать хвойным? Как расположены хвоинки на веточке? Чем отличается хвоя этого дерева от хвои ели и сосны?
|
Участие в практической работе. Нахождение листьев по внешнему виду и предложенному образцу (описанию) на парте.
Рассказ о том, где видели, что знаем.
Рассматривание листочков, сравнение с другими. Выделение общих признаков – листовой пластинки и черешка.
Обращают внимание на расположение листьев на ветке.
Рассказ о рябине, которая находится на площадке. Что наблюдали?
Сравнение листочков липы, березы и тополя.
Работа с ветками лиственницы.
|
Раздать листики. Помощь дежурного по классу ученика.
Обратить внимание на выставку поделок в классе.
Выдать веточки лиственницы.
|
|
2 – 3' |
Релаксация. |
Составление узора, картинки из осенних листьев.
|
Что получается? Что хочешь составить? Инд помощь. |
|
|
Работа с книгой. Первичная проверка понимания изученного. |
|
||
3 – 5' |
Работа с иллюстрациями в учебнике. Найдите лист растения, которого не было. Выход на лист клена и каштан. Показ листа каштана. Рассказ о каштане. Это дерево живет на юге нашей страны. Но все же иногда его высаживают и в нашей местности. Иногда оно хорошо приживается и даже дает плоды.
Как муравьишка разделил листья? На две группы: летние и осенние. Как узнали? Признаки осенних и летних листьев.
Уборка парты и класса. Собрать все листики в коробку. |
Сравнение иллюстрации учебника с листьями на парте.
Сравнение листа каштана с другими листами. Вывод: у листа каштана сложная листовая пластинка. Такая же и у ясеня.
Сравнение иллюстрации в учебнике: Игра6 Кто быстрее? Деление листьев на две группы: осенние и летние.
Дежурный собирает листья в коробку. Ученики помогают ему сделать это быстро. |
Показать листочки каштана. |
|
|
|
|
||
Доп. |
Секретик: выдать кленовые листочки (трафареты) |
Раскрашивание листьев по собственному желанию. |
|
|
2 – 3'
|
Вывод по уроку Обобщение и систематизация знаний. |
|
||
|
Что понравилось на уроке? Что нового узнали? С листьями каких деревьев работали? С листьями каких деревьев познакомились?
|
Лейла раздает листики и хвалит за работу. |
Уважительное отношение к одноклассникам. |
|
2 – 3'
|
Рефлексия |
|
||
|
Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения |
Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества. Развитие уважения к другому. |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.