Предмет: «Окружающий мир»
Тема: «Тела, вещества и частицы»
Возрастная группа: 3 класс
Описание методической разработки.
В конспекте представлен урок-открытие новых знаний с элементами исследовательской деятельности. Разработка составлена с учетом требований и рекомендаций ФГОС. На уроке дети познакомятся с новой большой темой, будут продолжать учиться самостоятельно делать выводы, классифицировать предметы по заданному признаку, практиковать экспериментально- исследовательскую деятельность. Для комфортного изучения нового материала в конспект включены игровые технологии, работа со схемами и картинками.
Организация урока: фронтальная, индивидуальная работа, работа в парах.
Методы и приемы: беседа, проблемный вопрос, наблюдение, эксперимент.
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.
Форма проведения урока: урок- практикум с элементами исследовательской деятельности.
Цель занятия:
1) Продолжать формировать интерес к предмету.
2) Расширять кругозор.
3) Познакомиться с новыми понятиями «вещество», «тело» и «частица»
4) Учиться описывать изученные тела, вещества, частицы.
5) Формировать умение классифицировать предметы по предложенному приципу.
6) Продолжать учиться доказывать свои предположения
7) Продолжать учиться самостоятельно делать выводы.
8) Продолжать формировать умение грамотно и последовательно излагать свои мысли.
9) Продолжать учиться самоанализу и оценке собственной деятельности.
10) Развивать логическое и образное мышление, память, воображение.
Оборудование:
1) Металлическая монетка и монетка из бумаги.
2) Стакан с водой и сахар.
3) Картинки для первичного закрепеления (см. приложение)
Этап урока |
Вид деятельности |
Организационная часть
|
|
Актуалзация знаний
|
Дети вспоминают определение слова «природа», классифицируют на живую и неживую, дают характеристику. Как назвать все, что мы видим вокруг? (Предметы, вещи т. д.) Ученые договорились все вещи вокруг нас называть «телами». Мы привыкли, что слово «тело» можно отнести только к человеку или животному. |
Постановка целей занятия
|
Какие тела вы видите вокруг (дети называют) Из чего они? Какие они? Где мы их используем? Предположите, из чего тела могут состоять. Сформулируйте тему урока |
Первичное усвоение
|
Дети работают в парах. Им предложено разделить тела на 2 группы по признаку живые-неживые (кран, карандаш, кит, смартфон, дерево, камень, человек, жук, кустарник, подоконник, гараж). Давайте сравним 2 тела (учитель показвает металлическую монетку и монетку из бумаги). Чем они похожи и чем различаются? Первая монетка сделана из металла, вторая – из бумаги. Какое название вы бы дали материалам, из которых состоят тела? (предположения детей) Тела состоят из веществ. Как вы думаете, сколько видов вещест выделили ученые? Когда испаряется вода, вещество становится газообразным, если мы растопим снежок, он превратится в жидкое вещество – воду, а если внимательно рассмотрим,например, вилку, то увидим, что она состоит из твердого вещества – металла. |
Экспериментальная деятельность
Первичное закрепление |
Давайте попробуем себя в роли ученого и проведем эксперимент. Учитель берет прозрачный стакан с водой и добавляет туда кусочек сахара.Посмотрите, сейчас я растворяю сахар. Его теперь не видно в воде. Значит ли это, что сахар исчез? (Ответы детей) Сахар растворился на более мелкие частицы, которые мы не можем увидеть. Частицы настолько малы, что рассмотреть их можно только в микроскоп. А самые маленькие из них получили название «атомы». Все частицы крепко связаны между собой, но одни прилегают друг к другу плотно, а другие имеют между собой бОльшее расстояние. Возьмите ручку и попробуйте ее разъединить частицы. Не получается? Это значит, что в ручке расстояние между частицами очент маленькое. А теперь посмотрите на жидкое вещество - воду (учитель переливает из одной емкости в другую) . У нас легко получилось разъединить частицы. Предположите, какое между ними расстояние – бОльшее, чем у твердых тел или мЕньшее? (Выводы детей)
Ребята, давайте поиграем. Я буду показывать вам картики самых разных предметов (см. приложение) Ваша задача – назвать вещества, из которых они состоят. Преподаватель показвает картинки:
Дети называют «колесо». Из какого вещества состоит? (Одни дети называют – резина, другие – пластик или металл диска) . Вы все правы. Это тело состоит из 2 веществ – пластик, потому что колесо игрушечное, и резина. Сделайте вывод о том, из скольки веществ могут состоять тела? (Неограниченное количество). Аналогичная работа проводится с остальными картинками
|
Итог занятия, оценивание своей деятельности и активности
|
Выводы учеников, подведение итогов |
|
|
Домашнее задание |
|
ПРИЛОЖЕНИЕ.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.