Конспект урока
Дата проведения: 16.11.2022г.
Класс: 3
УМК «Школа России»
Предмет: окружающий мир
Тема: Размножение и развитие животных
Цель – создание условий для формирования представлений о размножении и развитии разных животных.
Задачи:
1. Познакомить с особенностями размножения и развития разных животных. Расширять знания учеников о каждой группе животных.
2. Развивать способность к осуществлению сотрудничества, мышление, связную речь, сообразительность; формировать умение договариваться, распределять работу, умение высказывать своё мнение и принимать мнения других.
3. Содействовать воспитанию положительного отношения к урокам окружающего мира, интереса, любви и бережного отношения к животным, к природе.
Тип урока: урок изучения нового материала
Вид планируемых УУД |
Формируемые УУД
|
Планируемый уровень достижения |
Предметные УД |
- умение называть группы животных - умение называть отличительные признаки каждой группы животных - умение выстраивать логическую связь между изученными понятиями - умение отгадывать загадки - умение строить цепи питания - умение работать с учебной литературой |
1 уровень - ознакомительный |
Регулятивные УУД |
– умение работать по плану – умение контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания - волевая саморегуляция – самоконтроль учебной деятельности - умение осуществлять контроль результатов под руководством учителя |
2 уровень - репродуктивный |
Познавательные УУД |
– умение анализировать информацию - умение сравнивать информацию - умение обобщать полученные знания - умение закреплять полученную информацию, делать выводы |
2 уровень - репродуктивный |
Коммуникативные УУД |
- умение отвечать на вопросы учителя – умение слушать, вступать в диалог; - умение участвовать в диалоге; - умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли - умение работать в парах - умение работать в группе |
2 уровень - репродуктивный |
Личностные УУД |
- выражение познавательного интереса к изучению окружающего мира - рефлексия своего отношения к содержанию темы |
2 уровень - репродуктивный |
Учебник УМК «Школа России» Плешаков А. А. Окружающий мир. 3 класс. Часть 1 с. 88-93
Оборудование: учебник, проектор, компьютер, доска, мел, магниты
Наглядный материал: карточки со схемой (приложение 1), карточки с текстом (приложение 2)
Ход урока
Этап |
Время |
Содержание урока |
Методические указания |
||||||||||||||||||||||||||||||
I |
00 |
Организационный момент - Долгожданный дан звонок – Начинаем наш урок! - Чтоб природе другом стать, Тайны все её узнать, Все загадки разгадать, Научитесь наблюдать, Будем вместе развивать у себя внимательность, А поможет всё узнать наша любознательность. - Предлагаю вам настроиться на предстоящую работу, для этого проверим вашу готовность к уроку. |
Слайд 1 Добро пожаловать на урок |
||||||||||||||||||||||||||||||
II |
01 |
Актуализация знаний - Чтобы узнать, о ком сегодня мы с вами будем разговаривать, отгадайте загадку, которую я для вас приготовила. - Домашние ласкаются, А дикие кусаются. Они повсюду и везде: На суше, в небе и в воде, Лесные есть, болотные, Зовём мы их… (Животные) - Совершенно верно, это животные, и мир животных разнообразен. - Ребята, напомните мне, пожалуйста, с какими группами животных мы уже знакомы. (Рыбы, птицы, звери = млекопитающие, насекомые, моллюски, черви, иглокожие, ракообразные, паукообразные, земноводные, пресмыкающиеся) На доске написаны названия и особенности групп животных - Сейчас я предлагаю вам по очереди выходить к доске, соединять группу животных и их характерные особенности. Также вам нужно назвать представителей этой группы.
- Молодцы! Скажите, пожалуйста, на какие группы можно разделить всех животных по способу питания? (Всеядные, хищники, насекомоядные, растительноядные) - Приведите примеры животных к каждой группе. - Обратите внимание на экран, устно составим цепь питания предложенных животных. (Пшеница – мышь – сова. Осина – заяц – волк.) - Все верно, молодцы! - Скажите, с чего всегда начинаются цепи питания? (С растений – это первое звено) - Второе звено – это … (растительноядные животные, потом хищники, или насекомоядн.) |
Слайд 2 Животные
Слайд 3 Животные для 1 цепи питания
Слайд 4 Для 2 цепи |
||||||||||||||||||||||||||||||
III
|
05 |
Мотивационно – целевой этап - Прежде чем мы с вами приступим к изучению новой темы, я бы хотела предложить вам вспомнить, какими маленькими вы все недавно были. Как называют «маленького» человека? (Ребенок, дитя) - Верно, то есть, у людей – ребёнок, согласны? - У лисы … (лисёнок) - У кошки … (котёнок) - У утки… (утёнок) - У козы … (козлёнок) - У медведя … (медвежонок) - У бабочки… - У кузнечика … - Всё ли вы знаете о животных? Вы затруднились назвать детёнышей некоторых животных. Что нужно сделать, чтобы устранить этот пробел в знаниях? (Изучить новую тему) - Как будет звучать тема нашего сегодняшнего урока, кто догадался (Размножение и развитие животных) - Верно, так звучит тема урока сегодня. Скажите, как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься? Какую цель поставим на урок? (Мы узнаем, как размножаются и развиваются разные животные) - А для чего нам нужно изучать эту тему? Как думаете? (Чтобы узнать как можно больше информации об окружающем нас мире, чтобы знать как размножаются и развиваются животные, которые нас окружают) - Да, все верно. Кто помнит, как называется наука, которая изучает животных? - Животных изучает наука зоология. От каких двух слов произошло название, кто мне скажет? («ЗОО» - «животное» и «ЛОГОС» - «учение») - Как называют ученых, изучающих зоологию? (Зоологи) - Все верно, сегодня я предлагаю вам вновь представить, что мы с вами зоологи, и отправиться поскорее за новыми знаниями. |
Слайд 4 Рыбы
Слайд 5 Насекомые
Слайд 6 Птицы Слайд 7 Звери
Слайд 8 Морской еж Улитка |
||||||||||||||||||||||||||||||
IV 1)
|
10 |
Поисково – исследовательский - Так как сегодня мы с вами учёные, зоологи, я предлагаю вам вновь составить таблицу – картотеку животных. - Наша таблица будет из 3 колонок. Первая – Название группы, вторая – размножение, третья – развитие. Третья будет самой большой. Чертят таблицу на доске, в тетрадях - Изучая каждую группу животных, мы будем фиксировать информацию в таблицу. Сначала предлагаю поработать всем вместе. - Заполним таблицу по группе «Насекомые». Для этого откроем страницу 99 в учебнике. Прочитаем.
Дети вместе с учителем по ходу чтения заполняют таблицу - Рассмотрим иллюстрацию на странице 98. - Обратите внимание на развитие бабочки и на развитие кузнечика. Что заметили? В чем разница? |
Слайд 9 Слово Земноводные
|
||||||||||||||||||||||||||||||
|
15 |
Физминутка - Прежде чем вы приступите к работе в группах. Отдохнем. - Ребята, мы с вами вспомнили, что животные бывают насекомоядные, растительноядные, хищные и всеядные. - Если я называю растительноядное животное вы приседаете, хищное – руки в стороны, а если оно всеядное – руки вверх. - Волк, лошадь, паук, петух, попугай, павлин, слон, жираф, кенгуру, курица, змея, крокодил, пингвин, акула, медведь. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||
2) |
16 |
- Работать будете в группах. Задача каждой группы – заполнить таблицу про ту группу животных, которую я назову. Деление на группы, раздача карточек с названиями - Вам необходимо ознакомиться с информацией из учебника, заполнить строчку таблицы, затем поделиться результатами с другими зоологами. - Вспомним правила работы в группах. (Работаем дружно, выслушиваем мнение каждого, советуемся, не кричим, не мешаем работать другим, у доски отвечаем громко) - Время на выполнение 5 минут. Время пошло. Дети работают в группах, заполняют таблицу - Время вышло. Все посмотрели на меня. Начнем проверять, рассказывать друг другу информацию, которую вы узнали. - Послушаем первую группу. Остальные внимательно слушают, затем заполняют таблицу.
- Все верно, зафиксируем. - Кто же такие мальки? (Очень маленькие рыбки) - Теперь мы с вами знаем, как называют детёныша рыбы. - Послушаем следующую группу.
- Запишем информацию в табличку. - Кто такие головастики? ( - Где они живут, пока не превратятся во взрослую особь? (Обитают в воде, там же питаются и растут) - Рассмотрим группу пресмыкающихся. Ребята, что записали в таблицу?
- Отлично, записываем все в свои таблицы. - Назовите, представителей пресмыкающихся. - Далее, птицы. Какое размножение у них?
- Всё верно, заполним таблицу. - Когда птицы строят гнезда? (Большинство птиц строят гнезда весной) - Что узнали о птенцах? Какие они появляются на свет? (У некоторых видов вылупляются подвижные птенцы, покрытые пухом, а у других, наоборот, беспомощные и голые) - Отлично, а когда птенцы покидают гнезда? (В конце весны – начале лета птенцы многих птиц покидают их) - Отлично, послушаем последнюю группу. Записываем.
- Когда рождаются детёныши у большинства млекопитающих? (Весной) - Какие детёныши появляются на свет? (Некоторые (лисята, бельчата) появляются слепые, беспомощные, а некоторые (бобрята) зрячими) - Чем звери выкармливают своих детёнышей? (Молоком) - Посмотрите, внимательно на ваши таблицы, скажите, пожалуйста, что общего в размножении птиц, насекомых, пресмыкающихся? - А какие животные мечут икру? - Вы большие молодцы! Я горжусь вами, мои юные зоологи! |
6 групп
Слайд 11 Моллюски
Слайд 12 Иглокожие
Слайд 13 Ракообразные
Слайд 14 Паукообразные
|
||||||||||||||||||||||||||||||
V |
30 |
Практический этап - У нас с вами остается время. Предлагаю вам выполнить задание, которое я для вас приготовила, так мы узнаем, кто запомнил сегодня больше информации. - Выполните парную работу на карточке. Впишите пропущенные слова в текст. Время на выполнение – 2 минуты. У насекомых из яиц появляются _____________, а у птиц - ____________. У рыб из икринок появляются _____________ , а у лягушек и жаб ______________. У зверей рождаются _______________. - Время вышло. Давайте проверим, как вы выполнили задание. |
Работа в парах |
||||||||||||||||||||||||||||||
VI
|
37 |
Итог урока - Как звучала тема нашего сегодняшнего урока? - Какую цель ставили в начале урока? - Как вы думаете, достигли ли мы поставленной цели? - Что помогло нам в работе? - Какие открытия для себя сделали? - В кого мы с вами сегодня превращались? Понравилось ли вам быть зоологами? - Скажите, пожалуйста, как каждый из нас должен относиться к животным? Почему? |
|
||||||||||||||||||||||||||||||
VII |
39 |
Домашнее задание - Запишите домашнее задание. Читать учебник на странице 98 - 102.
- Подошёл к концу урок! Прозвенит сейчас звонок, Вам девчонки и мальчишки – Всем спасибо за урок! Вам спасибо за
внимание, |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.