Конспект урока окружающего мира: "Родословная".

  • docx
  • 26.04.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок 4.Родословная.Родословное древо, история семьи.Предшествующие поколения.docx

Дата: _________________________

Класс: 2

Предмет: окружающий мир

Тема:«Родословная. Родословное древо, история семьи. Предшествующие поколения». (стр.60-61, учебник 2023 года)

Цель урока:

Формирование представлений о родословной, родословном древе и значении знания истории своей семьи.

Планируемые результаты:

Личностные: осознание важности знания своей родословной, воспитание уважительного отношения к предшествующим поколениям.

Метапредметные: умение анализировать информацию о своей семье, структурировать её в виде родословного древа.

Предметные: знание понятий "родословная", "родословное древо", "поколение", умение составлять простейшее родословное древо.

Виды деятельности на уроке:

ДР - проверка домашнего задания

О - устный опрос

Т - тест

P/T – рабочая тетрадь

Ход урока:

Этап 1. Мотивирование на учебную деятельность

Учитель: Ребята, посмотрите на доску. Здесь написаны слова: родные, родственники, родня. Как вы думаете, что общего в этих словах? (Ответы детей: они начинаются со слога "род", все связаны с семьей). Муравей Вопросик спрашивает: а что означает слово "род"? (Ответы детей: это все родственники, члены семьи). А как вы думаете, можно ли нарисовать или схематично изобразить всех родственников одной семьи? (Ответы детей: да, можно сделать схему, нарисовать). Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (Ответы детей: о семье, о родственниках, о родословной).

Этап 2. Актуализация опорных знаний

Учитель: Мудрая Черепашка интересуется: что вы знаете о правилах безопасности в метро? (Ответы детей: нужно стоять справа на эскалаторе, не заходить за ограничительную линию на платформе, не прислоняться к дверям вагона). Какие знаки безопасности в метро вы запомнили? (Ответы детей: "Держитесь за поручень", "Кнопка вызова машиниста", "Огнетушитель", "Выход").

Проверим домашнее задание. Кто может рассказать выученный текст о правилах безопасности в метро? (Ответы 5 учеников).

Этап 3. Освоение нового материала

Учитель: Сегодня мы познакомимся с понятиями "родословная" и "родословное древо".

Посмотрите на страницу 60 учебника. Здесь написано: "Родословная". Вы замечали сходство в словах "родные", "родственники", "родня"? Все они от слова "род". От него и слово "родословная". Родословная — это история семьи в нескольких поколениях.

Родословную обычно изображают в виде схемы, которую принято называть родословным древом. Действительно, оно похоже на дерево с многочисленными веточками! На странице 60 показано, как изобразили свою родословную Серёжа и Надя.

Посмотрите на рисунок. Сколько поколений семьи Серёжи и Нади здесь показано? (Ответы детей: три поколения). Назовите представителей каждого поколения. (Ответы детей: первое поколение — дедушки и бабушки, второе — родители, тётя и дядя, третье — дети, брат и сестра).

На странице 61 мы видим настоящие фотографии из семейного альбома. Каждому человеку интересно и важно знать свою родословную. Любовь к близким, верность семейным традициям, память о тех, кого уже нет с нами, наполняют нашу жизнь высоким смыслом. Ведь мы появились на свет благодаря людям старших поколений.

Мы учимся у старших поколений всему хорошему: доброте, мужеству, честности, взаимопомощи. Уважение к старшим, забота друг о друге делают нашу жизнь счастливее.

Как можно узнать о своей родословной? (Ответы детей: спросить у родителей, бабушек и дедушек, посмотреть семейные фотографии, документы). Муравей Вопросик интересуется: а что такое поколение? (Ответы детей: это родственники примерно одного возраста, например, все дедушки и бабушки — это одно поколение).

Мудрая Черепашка советует: попробуйте узнать побольше о своих родных, расспросите старших, посмотрите вместе с ними семейный альбом, семейный архив.

Учитель: Давайте проверим, что вы запомнили:

1. Что такое родословная? (Ответы детей: история семьи в нескольких поколениях).

2. Как называется схема, изображающая родословную? (Ответы детей: родословное древо).

3. Сколько поколений показано на рисунке с родословной Серёжи и Нади? (Ответы детей: три поколения).

Этап 4. Физминутка

Этап 5. Применение изученного материала

Учитель: Теперь давайте поработаем в рабочих тетрадях. Откройте страницу, где есть задания по теме нашего урока. (Дети работают в рабочих тетрадях, учитель ходит по рядам и оказывает помощь тем, кому она нужна).

А теперь проверим ваши знания с помощью теста:

Тест "Родословная и семья":

1. Что такое родословная?

а) Список любимых книг

б) История семьи в нескольких поколениях

в) Правила поведения в семье

(Ответ: б)

2. Как называется схема, изображающая родственные связи в семье?

а) Семейный портрет

б) Родословное дерево

в) Семейная карта

(Ответ: б)

3. Кто относится к старшему поколению в семье?

а) Братья и сёстры

б) Мама и папа

в) Бабушки и дедушки

(Ответ: в)

4. Для чего нужно знать свою родословную?

а) Чтобы хвастаться перед друзьями

б) Чтобы уважать и помнить предков, сохранять семейные традиции

в) Чтобы получать подарки от родственников

(Ответ: б)

5. Что можно использовать для составления родословной?

а) Семейные фотографии, рассказы старших, документы

б) Книги из библиотеки

в) Фильмы о семье

(Ответ: а)

 

Этап 6. Подведение итогов. Рефлексия

Учитель: Что нового вы узнали сегодня на уроке? (Ответы детей: что такое родословная, родословное древо, поколения). Почему важно знать историю своей семьи? (Ответы детей: чтобы уважать старших, сохранять семейные традиции, знать о своих корнях). Как вы думаете, будет ли интересно составить родословное древо вашей семьи? (Ответы детей: да, интересно узнать о своих предках).

Домашнее задание: выучить текст о родословной и начать составлять своё родословное древо вместе с родителями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выучить текст и рассказать на следующем уроке:

"Родословная — это история семьи в нескольких поколениях. Родословное древо показывает родственные связи. Старшее поколение — это бабушки и дедушки. Среднее поколение — это родители. Младшее поколение — это дети. Важно знать свою родословную, чтобы помнить о своих корнях и чтить семейные традиции."

Выучить текст и рассказать на следующем уроке:

"Родословная — это история семьи в нескольких поколениях. Родословное древо показывает родственные связи. Старшее поколение — это бабушки и дедушки. Среднее поколение — это родители. Младшее поколение — это дети. Важно знать свою родословную, чтобы помнить о своих корнях и чтить семейные традиции."

Выучить текст и рассказать на следующем уроке:

"Родословная — это история семьи в нескольких поколениях. Родословное древо показывает родственные связи. Старшее поколение — это бабушки и дедушки. Среднее поколение — это родители. Младшее поколение — это дети. Важно знать свою родословную, чтобы помнить о своих корнях и чтить семейные традиции."

Выучить текст и рассказать на следующем уроке:

"Родословная — это история семьи в нескольких поколениях. Родословное древо показывает родственные связи. Старшее поколение — это бабушки и дедушки. Среднее поколение — это родители. Младшее поколение — это дети. Важно знать свою родословную, чтобы помнить о своих корнях и чтить семейные традиции."

Выучить текст и рассказать на следующем уроке:

"Родословная — это история семьи в нескольких поколениях. Родословное древо показывает родственные связи. Старшее поколение — это бабушки и дедушки. Среднее поколение — это родители. Младшее поколение — это дети. Важно знать свою родословную, чтобы помнить о своих корнях и чтить семейные традиции."

Выучить текст и рассказать на следующем уроке:

"Родословная — это история семьи в нескольких поколениях. Родословное древо показывает родственные связи. Старшее поколение — это бабушки и дедушки. Среднее поколение — это родители. Младшее поколение — это дети. Важно знать свою родословную, чтобы помнить о своих корнях и чтить семейные традиции."

Выучить текст и рассказать на следующем уроке:

"Родословная — это история семьи в нескольких поколениях. Родословное древо показывает родственные связи. Старшее поколение — это бабушки и дедушки. Среднее поколение — это родители. Младшее поколение — это дети. Важно знать свою родословную, чтобы помнить о своих корнях и чтить семейные традиции."

Выучить текст и рассказать на следующем уроке:

"Родословная — это история семьи в нескольких поколениях. Родословное древо показывает родственные связи. Старшее поколение — это бабушки и дедушки. Среднее поколение — это родители. Младшее поколение — это дети. Важно знать свою родословную, чтобы помнить о своих корнях и чтить семейные традиции."

Выучить текст и рассказать на следующем уроке:

"Родословная — это история семьи в нескольких поколениях. Родословное древо показывает родственные связи. Старшее поколение — это бабушки и дедушки. Среднее поколение — это родители. Младшее поколение — это дети. Важно знать свою родословную, чтобы помнить о своих корнях и чтить семейные традиции."