Конспект урока окружающего мира в 3 классе "Тела, вещества, частицы"

  • docx
  • 13.06.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала konspekt_okr_mir.docx

Окружающий мир (3 класс)

УМК «Школа России»

Тема урока: «Тела, вещества, частицы».

Цели:

1) знакомство учащихся с понятиями «тела», «вещества», «частицы»; формирование умения классифицировать тела и вещества;

2) развитие памяти, внимания, любознательности, формирование научного мировоззрения и мотивации к учебной деятельности;

3) экологическое, трудовое воспитание.

Этапы урока

Ход урока

Формирование универсальных учебных действий

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.

Здороваются с учителем, достают учебник окружающего мира.

Регулятивные УУД

Актуализация прежних знаний

Называет учащимся ложные и истинные утверждения из прошлых тем:

 

 

1)общество – это только близкие друг другу люди, живущие под одной крышей;

2)все люди на Земле называются человечеством;

3)всего в мире более 200 государств;

4)у каждого государства есть свои герб, флаг, гимн;

5)в РФ насчитывается 100 субъектов (сколько их?);

6)природа бывает живая и неживая;

7)снег – это живая природа;

8)сердце, легкие и желудок – это внутренний мир человека.

Учащиеся работают на листочках: подписывают, пишут номер вопроса и рядом знак «+» (истинное), знак «-» (ложное)

1)-

 

 

2)+

 

3)+

 

4)+

 

5)-, их 85;

 

6)+

 

7)-

8)-

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Постановка темы урока

Сегодня на уроке мы начинаем изучать новый раздел, который называется «Эта удивительная природа».

-Откройте учебник на с. 39. Прочитайте, чему мы будем учиться, изучая материалы этого раздела.

-Что вы уже научились делать?

-Что еще делать не можете?                                                      

Сегодня на уроке вы узнаете, что такое тела, вещества и ча­стицы.

Открывают учебник, читают название раздела и его задачи.

Отвечают на вопросы учителя.

Читают тему урока и задачи.

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД

Открытие нового знания

ТЕЛА:

-Вспомните, на какие группы можно разделить все предме­ты, которые нас окружают.

-Назовите объекты природы.

-Назовите рукотворные объекты.

Все эти предметы можно назвать одним словом - тела. Записывает на доску слово «Тела».

-Что такое тела?

 

-Посмотрите на схему на стр. 44, На какие две группы можно разделить тела?

От слова «тела» рисует две стрелки (естественные и искусственные) и составляет схему.

Демонстрирует таблички с изображением различных тел и просит определить, искусственные они или естественные: глобус, учебник, облака, тарелка, кошка, река, дом, цветы.

Прочитать текст на стр. 44 учебника.

-Какие тела называют небесными или космическими?

ВЕЩЕСТВА:

-Назовите предметы, стоящие на столе (стеклянная и керамическая кружки, ложка, молоко). Демонстрирует стеклянную кружку.

-Что можно сказать об этом предмете?

-Из чего оно сделано?  Демонстрирует керамическую кружку.

-Что можно сказать об этом предмете?

-Из чего оно сделано?

Демонстрирует на ложку.

-Что можно сказать об этом предмете?

-Из чего оно сделано?  

Демонстрирует молоко.

-Что можно сказать об этом предмете?

Прочитайте текст в учебнике на с. 37.

-Что такое вещество?

-Из чего состоят тела?

-Что такое молоко?

-Какие бывают вещества?

 

-Назовите тела, состоящие из нескольких веществ.

 

Записывает слово «Вещества» и вывешивает на доску слова: твердые, жидкие, газообразные.

- Объекты природы и рукотворные объекты.

 

-Солнце, ель, воробей, гриб, камень.

-Машина, школа, тетрадь, мяч.

 

 

 

 

-Все предметы, окружающие нас.

-На искусственные и естественные.

 

 

 

 

 

Смотрят на табличку с рисунком: если тело естественное хлопают, а если искусственное – топают.

 

 

Читают текст учебника.

 

-Солнце, Луну, планеты, кометы, звезды и т.д.

 

Называют тела.

 

 

 

 

-Это искусственное тело.

 

-Из стекла.

 

 

-Это искусственное тело.

 

-Из керамики, из глины.

 

-Это искусственное тело.

 

-Из алюминия.

 

-Дети затрудняются с ответом.

Читают текст учебника и отвечают на вопросы.

-То, из чего состоят тела.

-Тела состоят из веществ.

-Вещество.

-Твердые, жидкие, газообразные.

Учебник, парта, машина и т.д.

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

Физкультминутка

Я привстану на носочки,

Хорошенько потянусь.

Раз — наклон, два — наклон,

Словно буква О свернусь,

И попрыгаю немножко,

И руками покручу,

Постою на правой ножке

 И головкой поверчу.

Тихо сяду, улыбнусь

И работою займусь.

Повторяют движения за учителем.

Коммуникативные УУД

Практическая работа и открытие нового знания

Прочитать учебник стр. 45.

-Давайте проверим, не обманывает ли нас учебник, и сами повторим опыт.

Вы будете наблюдать за процессом.

Берет для опыта кусочек сахара. Опускает его в стакан с водой и переме­шивает ложкой.

-Что происходит с сахаром? Сначала сахар хорошо виден, но постепенно становится невидимым.

-Попробуйте воду на вкус. Какая она?

Значит, сахар не исчез, он остался в стакане.

-Почему же мы не видим сахар?

 

 

 

 

Этот опыт показывает, что вещества, а значит и тела, состоят из частиц.

-Скажите, раствор сахара в воде – это вещество или смесь веществ?

-Из чего же состоит вещество?

Частицы часто изображают в виде маленьких кружков, соединенных отрезками.

 

-Какие отрезки будут в твердых телах? Почему?

 

-Какие будут в жидких веществах?

-Какие отрезки будут в газах?

По ходу беседы пишет на доске слово «Частицы» и рисует схему.

Читают параграф.

Наблюдают за учителем.

 

 

 

 

 

 

 

-Сахар начал растворяться.

 

 

 

-Вода сладкая.

 

 

 

- Потому что кусочек сахара распался на мельчайшие частицы, из которых он состоял (рас­творился). И эти частицы перемешались с частицами воды.

 

 

 

-Смесь двух веществ.

 

 

-Вещество состоит из частиц.

Отвечают на вопросы учителя и помогают нарисовать схему:

-Короткие отрезки, потому что между частицами маленькие промежутки.

-Большие промежутки в газообразных веществах.

-Большие отрезки.

 

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Домашнее задание

Выполнить задания 1 и 2 на стр. 47, ответить на вопросы.

Прочитать параграф и странички для любознательных.

Слушают задание, задают вопросы.

Регулятивные УУД

Итоги и рефлексия

Глядя на схемы на доске, расскажите, что мы узнали сегодня на уроке.

Поднимите руку те, кому урок был интересен, и кто узнал для себя много нового.

Поднимите руки те, кто не узнал ничего нового.

Пересказывают содержание урока по опорным схемам.

 

Поднимают руку в соответствии с условиями.

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД