Окружающий мир (3 класс)
УМК «Школа России»
Тема урока: «Тела, вещества, частицы».
Цели:
1) знакомство учащихся с понятиями «тела», «вещества», «частицы»; формирование умения классифицировать тела и вещества;
2) развитие памяти, внимания, любознательности, формирование научного мировоззрения и мотивации к учебной деятельности;
3) экологическое, трудовое воспитание.
Этапы урока |
Ход урока |
Формирование универсальных учебных действий |
|
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||
Организационный момент |
Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. |
Здороваются с учителем, достают учебник окружающего мира. |
Регулятивные УУД |
Актуализация прежних знаний |
Называет учащимся ложные и истинные утверждения из прошлых тем:
1)общество – это только близкие друг другу люди, живущие под одной крышей; 2)все люди на Земле называются человечеством; 3)всего в мире более 200 государств; 4)у каждого государства есть свои герб, флаг, гимн; 5)в РФ насчитывается 100 субъектов (сколько их?); 6)природа бывает живая и неживая; 7)снег – это живая природа; 8)сердце, легкие и желудок – это внутренний мир человека. |
Учащиеся работают на листочках: подписывают, пишут номер вопроса и рядом знак «+» (истинное), знак «-» (ложное) 1)-
2)+
3)+
4)+
5)-, их 85;
6)+
7)- 8)- |
Регулятивные УУД Коммуникативные УУД |
Постановка темы урока |
Сегодня на уроке мы начинаем изучать новый раздел, который называется «Эта удивительная природа». -Откройте учебник на с. 39. Прочитайте, чему мы будем учиться, изучая материалы этого раздела. -Что вы уже научились делать? -Что еще делать не можете? Сегодня на уроке вы узнаете, что такое тела, вещества и частицы. |
Открывают учебник, читают название раздела и его задачи. Отвечают на вопросы учителя. Читают тему урока и задачи. |
Коммуникативные УУД Познавательные УУД |
Открытие нового знания |
ТЕЛА: -Вспомните, на какие группы можно разделить все предметы, которые нас окружают. -Назовите объекты природы. -Назовите рукотворные объекты. Все эти предметы можно назвать одним словом - тела. Записывает на доску слово «Тела». -Что такое тела?
-Посмотрите на схему на стр. 44, На какие две группы можно разделить тела? От слова «тела» рисует две стрелки (естественные и искусственные) и составляет схему. Демонстрирует таблички с изображением различных тел и просит определить, искусственные они или естественные: глобус, учебник, облака, тарелка, кошка, река, дом, цветы. Прочитать текст на стр. 44 учебника. -Какие тела называют небесными или космическими? ВЕЩЕСТВА: -Назовите предметы, стоящие на столе (стеклянная и керамическая кружки, ложка, молоко). Демонстрирует стеклянную кружку. -Что можно сказать об этом предмете? -Из чего оно сделано? Демонстрирует керамическую кружку. -Что можно сказать об этом предмете? -Из чего оно сделано? Демонстрирует на ложку. -Что можно сказать об этом предмете? -Из чего оно сделано? Демонстрирует молоко. -Что можно сказать об этом предмете? Прочитайте текст в учебнике на с. 37. -Что такое вещество? -Из чего состоят тела? -Что такое молоко? -Какие бывают вещества?
-Назовите тела, состоящие из нескольких веществ.
Записывает слово «Вещества» и вывешивает на доску слова: твердые, жидкие, газообразные. |
- Объекты природы и рукотворные объекты.
-Солнце, ель, воробей, гриб, камень. -Машина, школа, тетрадь, мяч.
-Все предметы, окружающие нас. -На искусственные и естественные.
Смотрят на табличку с рисунком: если тело естественное хлопают, а если искусственное – топают.
Читают текст учебника.
-Солнце, Луну, планеты, кометы, звезды и т.д.
Называют тела.
-Это искусственное тело.
-Из стекла.
-Это искусственное тело.
-Из керамики, из глины.
-Это искусственное тело.
-Из алюминия.
-Дети затрудняются с ответом. Читают текст учебника и отвечают на вопросы. -То, из чего состоят тела. -Тела состоят из веществ. -Вещество. -Твердые, жидкие, газообразные. Учебник, парта, машина и т.д. |
Познавательные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные УУД |
Физкультминутка |
Я привстану на носочки, Хорошенько потянусь. Раз — наклон, два — наклон, Словно буква О свернусь, И попрыгаю немножко, И руками покручу, Постою на правой ножке И головкой поверчу. Тихо сяду, улыбнусь И работою займусь. |
Повторяют движения за учителем. |
Коммуникативные УУД |
Практическая работа и открытие нового знания |
Прочитать учебник стр. 45. -Давайте проверим, не обманывает ли нас учебник, и сами повторим опыт. Вы будете наблюдать за процессом. Берет для опыта кусочек сахара. Опускает его в стакан с водой и перемешивает ложкой. -Что происходит с сахаром? Сначала сахар хорошо виден, но постепенно становится невидимым. -Попробуйте воду на вкус. Какая она? Значит, сахар не исчез, он остался в стакане. -Почему же мы не видим сахар?
Этот опыт показывает, что вещества, а значит и тела, состоят из частиц. -Скажите, раствор сахара в воде – это вещество или смесь веществ? -Из чего же состоит вещество? Частицы часто изображают в виде маленьких кружков, соединенных отрезками.
-Какие отрезки будут в твердых телах? Почему?
-Какие будут в жидких веществах? -Какие отрезки будут в газах? По ходу беседы пишет на доске слово «Частицы» и рисует схему. |
Читают параграф. Наблюдают за учителем.
-Сахар начал растворяться.
-Вода сладкая.
- Потому что кусочек сахара распался на мельчайшие частицы, из которых он состоял (растворился). И эти частицы перемешались с частицами воды.
-Смесь двух веществ.
-Вещество состоит из частиц. Отвечают на вопросы учителя и помогают нарисовать схему: -Короткие отрезки, потому что между частицами маленькие промежутки. -Большие промежутки в газообразных веществах. -Большие отрезки.
|
Познавательные УУД Регулятивные УУД Коммуникативные УУД |
Домашнее задание |
Выполнить задания 1 и 2 на стр. 47, ответить на вопросы. Прочитать параграф и странички для любознательных. |
Слушают задание, задают вопросы. |
Регулятивные УУД |
Итоги и рефлексия |
Глядя на схемы на доске, расскажите, что мы узнали сегодня на уроке. Поднимите руку те, кому урок был интересен, и кто узнал для себя много нового. Поднимите руки те, кто не узнал ничего нового. |
Пересказывают содержание урока по опорным схемам.
Поднимают руку в соответствии с условиями. |
Регулятивные УУД Коммуникативные УУД |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.