Конспект урока
окружающего мира
по теме:
«Природа
и рукотворный мир»
2 класс
(по курсу «Окружающий мир» А.А. Плешакова), УМК «Школа России»
Учитель начальных классов:
Салимова Лариса Вячеславовна
2023г.
Тема урока: Природа и рукотворный мир
Тип урока: комбинированный
Цели: научить различать объекты природы и предметы рукотворного мира, обсудить, каким должно быть отношение к окружающему мир; развивать внимание, память, ссбразительность, воспитывать бережное отношение к природе.
Ход урока.
1.Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня хороший солнечный день. Солнышко дарит вам свои лучики, которые будут согревать вас своим теплом, дарить нам радость, хорошее настроение. От чего зависит наше настроение и как нам его поддержать? Давайте попробуем ответить на этот вопрос в конце урока. Я желаю вам удачи, а вы пожелайте её друг другу.
2. Актуализация знаний
На прошлом уроке мы с вами говорили, что мы являемся жителями села. Попробуем вспомнить, чем отличается город от села. Для этого нам надо выполнить следующее задание: на доске карточки, на которых написаны характеристики: многоэтажные дома, заводы, фабрики, вокруг много лесов, подвал в доме, много видов транспорта, просёлочные дороги, чистый воздух, много кинотеатров и театров, в доме живет много семей, есть земельный участок.
Фронтальная работа.
Распределите карточки на две группы: жизнь в городе- жизнь в селе.
- Чем город отличается от села?
- Ребята, мы жители города. Кому из вас нравится жить в городе? Почему?
-Ребята, кто из вас хотел бы жить в селе? Почему?
Молодцы! Давайте ещё раз назовём достоинства жизни в городе и в селе.
Индивидуальная работа.
Ребята, мы с вами вспомнили о жизни в городе и в селе. Сейчас вам предстоит решить тест по теме «Город и село». Перед каждым из вас лежит тест, в нём 10 заданий. Вы в каждом задании выбираете правильный ответ.
Тест «Город и село»
к уроку «Город и село. Наш дом» во 2 классе
по курсу «Окружающий мир».
1. Что называется крупным населенным пунктом?
город
село
посёлок
2. Жители какого населенного пункта передвигаются на троллейбусах, трамваях, метро?
села
посёлка
города
3. Найди неверное высказывание.
Жители города работают
в институтах.
Жители города работают
на фабриках и заводах.
Жители города работают
на фермах.
4. Чего не может быть в городской квартире?
балкона
погреба
ванной
5. Найди неверное высказывание.
В городах много улиц и
высоких домов.
В городах работают
музеи, театры, много магазинов.
В городах много
просёлочных дорог.
6. Найди неверное высказывание.
В сёлах много улиц и
высоких домов.
В сёлах люди могут
ездить на лошадях.
В сёлах издавна делают
расписные игрушки.
7. Из чего в городах сегодня не строят дома?
из кирпича
из бетона
из дерева
8. Найди неверное высказывание.
Жители села занимаются
выращиванием культурных растений.
Жители села работают
на крупных заводах и фабриках.
Жители села занимаются
разведением домашних животных.
9. Найди профессию которой не может быть у сельского жителя.
тракторист
шахтер
агроном
10. Найди профессию, которой не может быть у городского жителя.
инженер
врач
доярка
Самопроверка по ответам на интерактивной доске
Оцените свою работу.(На доске: 1-2 ошибки- 4, 3 -5 ошибок-3)
Ребята, поднимите руки, у кого все правильные ответы.
Ребята, поднимите руки, у кого 1 -2 ошибки.
Ребята, поднимите руки, у кого 3 и более ошибки.
Ребята, посмотрите в окно. Что вы там видите?
Как мы можем назвать всё то ,что нас окружает?
А что ещё относится к окружающей среде, мы узнаем из стихотворения, которое прочитает …
3. Мотивация учебной деятельности
Подготовленный ученик читает стихотворение.
Всё – от старой сосны у забора
До большого темного бора
И от озера до пруда –
Окружающая среда.
А ещё и медведь, и лось.
И котенок Васька небось?
Даже муха – вот это да!-
ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА.
Я люблю на озере тишь
И в пруду отраженья крыш,
Рвать чернику люблю в лесу,
Барсука люблю и лису…
Я люблю тебя навсегда,
Окружающая среда.
- О чем говорилось в стихотворении?
Попробуйте предположить, о чем пойдет речь у нас на уроке?
Что хотелось бы узнать?
На странице 14 учебника прочитайте, чему мы будем учиться.
4. Изучение нового материала
Работа по учебнику.
С нами по страницам учебника путешествуют Серёжа и Надя. Они очень наблюдательные, часто бывают на природе и делают красивые снимки. Откройте учебники, страницы 14-15. Рассмотрите фотографии.
- Какие предметы вы видите?
- Что относится к природе?
Всё это существовало много столетий и будет существовать независимо от человека. Человек – это тоже часть природы. Но он вносит в этот мир некоторые изменения. Что сделал человек?
Найдите эти предметы на фотографиях. Почему парусник, паровоз, воздушный шар не относятся к природе?
На какие группы можно разделить эти предметы?
Какой вывод мы можем сделать?
А теперь прочитайте вывод на странице 15.
5.Физкультминутка «Фиксики».
6.Закрепление изученного материала
Какие знания мы с вами сегодня получили? А чтобы запомнить наши знания, помогут нам в этом наши светофоры.
Практическая работа
Сейчас мы возьмём в руки светофоры. Я буду показывать вам рисунки. Если на нем изображён предмет, относящийся к природе, поднимайте зеленый сигнал, если предмет сделан руками человека, то – красный.
(Учитель показывает 15 – 20 рисунков)
Самооценка
Поднимите руки те, кто выполнил задание без ошибок.
Молодцы! А вот у тех ребят, кто допустил ошибки, есть возможность исправиться.
Работа в рабочей тетради.
Чтобы убедится, что материал усвоен прочно, что мы надолго с вами запомним, давайте откроем рабочие тетради на странице 5. Первая группа подчеркнёт зелёным карандашом названия предметов, которые относятся к природе, вторая – красным то, что сделано руками человека (задание 1).
Взаимопроверка.
Дети работают самостоятельно, затем проверяют друг у друга.
Ребята, задание 1 мы выполнили хорошо.
- А теперь мы подберём свои примеры предметов, которые светят, гремят, блестят,
плавают, летают.
Ученики заносят в таблицу задания 3 (с. 6)примеры предметов, относящихся к природе и созданных человеком.
- Соседи по парте обменяйтесь тетрадями и проверьте работы друг у друга.
Фронтальная проверка.
(выборочно заслушать ответы детей)
Ребята, кто ошибался? Поднимите руки.
Молодцы! Все справились с заданием. Все вы хорошо знаете окружающий мир. А знаете ли вы, как человек должен относится к окружающему миру и к предметам рукотворного мира?
Работа по учебнику.
Ребята, откроем учебник на странице 16, внимательно рассмотрим иллюстрации и ответим на вопрос: Каким может быть отношение человека к окружающему миру?
Дети обсуждают все иллюстрации.
Каким может быть отношение человека к окружающему миру?
Работа в группах.
Как вы считаете, каким оно должно быть? Чтобы ответить на этот вопрос, мы разделимся на 2 группы. Первая группа нам расскажет о правилах поведения в лесу, вторая – о правилах поведения на лугу.
(Представитель каждой группы рассказывает о правилах поведения: в лесу, на лугу.)
Хорошо! Молодцы! А только ли к природе человек должен относиться бережно?
(Выслушиваются ответы детей, учитель фиксирует их на доске)
Молодцы! Прочитаем, что у нас получилось:
-------- Человек должен относиться к себе бережно: следить за собой, за своим здоровьем, быть чистым, правильно питаться, одеваться в соответствии со временем года, следить за своими вещами.
-------К окружающим людям надо относиться с уважением, помогать пожилым людям, не обижать младших, заботиться о близких.
------- К тому, что сделано людьми, надо относиться аккуратно.
7. Подведение итогов урока.
А кто вспомнит на какой вопрос к концу урока мы должны ответить?
Давайте вернёмся на страничку 14 учебника и прочитаем какие задачи мы ставили в начале урока.
Смогли ли мы научиться тому, что запланировали?
Какие сделали выводы?
Сравните их с выводами Мудрой черепахи. Совпадают ли наши выводы с выводами Мудрой черепахи?
8. Рефлексия учебной деятельности.
Ребята, как прошёл урок?
Природа –это… (дети продолжают)
Человека делает лучше …(Дети: доброе, уважительное отношение к окружающему миру)
В заключение нашего урока, Даша прочитает нам стихотворение, а мы внимательно послушаем и ещё раз подумаем о том, как нужно относиться к окружающему нам миру.
9.Домашнее задание
Ребята, я попрошу вас составить рассказ о том, как помочь птицам зимой.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.