Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Ошибская
средняя общеобразовательная школа»
Урок окружающий мир 2 класс
Ориентирование на местности
Автор и составитель:
учитель начальных классов
Брагина С.А.
2017
Пояснительная записка
Направление: начальная школа
Предмет: «Окружающий мир»
Класс: 2
Тема: Ориентирование на местности
Тип урока: урок получения новых знаний
Форма организации урока – игра-путешествие
Форма организации работы обучающихся –индивидуальная, групповая, работа в парах
Программа «Окружающий мир», А.А. Плешаков ( Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы. Всего 68 ч, в неделю 2ч.
Учебник А.А. Плешаков «Окружающий мир», 2 класс, в 2-х частях. – М.: Просвещение, 2011
Раздел: Путешествия, 18 ч
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, презентация, компьютер, карточки.
Технологии: элементы здоровьесберегающей технологии (динамическая пауза); информационно – коммуникативной технологии (компьютерные презентации); технологии деятельностного мышления; технологии проблемного обучения.
Цели урока:
1.Научиться определять стороны горизонта по местным признакам; закрепить умение пользоваться компасом; развивать навыки ориентирования.
2. Продолжить работу над развитием умений и навыков работать самостоятельно и в малых группах, активизировать желание работать творчески, точно и логично описывать свои наблюдения; способствовать расширению кругозора, развитию мышления; речи учащихся.
3. Совершенствовать умения применять знания на практике.
4. Воспитывать бережное отношение к природе, экологическую грамотность школьников.
УУД:
Личностные: принятие и освоение младшим школьником социальной роли ученика, положительного отношения к процессу учения, к приобретению знаний, умений; желания познавать, открывать новое, осваивать новые действия; готовность преодолевать школьные затруднения и оценивать свои усилия; принятие навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе.
Регулятивные: способность организовывать свою деятельность – умение принимать учебную задачу и следовать ей в познавательной деятельности; осознавать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении новым знанием; осуществлять контроль и оценку результатов.
Познавательные: понимать информацию, представленную в разных формах, в том числе изобразительной, схематической; переводить информацию, принятую в изобразительной, схематической форме в словесную; способность осуществлять логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов; умение наблюдать и сопоставлять.
Коммуникативные: умение вступать в учебное сотрудничество с учителем, одноклассниками; выражать в речи свои мысли и действия; осуществлять совместную деятельность в малых группах.
Ход урока.
1. Организационный момент. Приветствие. Пожелание успехов на уроке.
Рано утром я встаю,
Всех вокруг благодарю,
Солнцу, ветру улыбаюсь
И при этом не стесняясь,
С кем встречаюсь поутру.
Слово «здравствуйте» говорю,
А теперь давайте поприветствуем
наших гостей:
Мы рады приветствовать вас в классе нашем
Возможно, есть классы и лучше и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко!
Поручено нам вас сегодня встречать,
Начнѐм же урок, не будем время терять.
Прежде, чем нам начать работу, я бы хотела узнать ваше настроение – на столах у вас лежат кружочки – возьмите их и нарисуйте ваше настроение
2. Актуализация знаний учащихся.
- Отгадайте загадки.
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все, и млад, и стар,
Что она – большущий шар. (Планета Земля)
- Приведите доказательства того, что Земля имеет форму шара. (Снимки из космоса, кругосветные путешествия, исчезновение удаляющихся предметов, например кораблей, за линией горизонта.)
Он и летом, и зимой
Между небом и землёй.
Хоть всю жизнь к нему иди –
Он всё будет впереди. (Горизонт, точнее линия горизонта)
- Что такое горизонт, линия горизонта?
Давайте проверим ваши знания. Возьмите карточку на столе. Допишите на рисунке – схеме названия сторон горизонта.
Работа учащихся по карточкам. (Приложение 1)
- Проверим, что у вас получилось. Поменяйтесь
карточками. Сравните выполненное задание с рисунком на доске. Поставьте оценку.
- Назовите основные стороны горизонта. Как
они расположены по отношению друг к другу? Покажите. (Один ученик
рисует на доске.)
- Назовите промежуточные стороны горизонта.
Как они расположены?
Как люди находят дорогу в знакомой местности? (по знакомым ориентирам)
- Что такое ориентиры?
- Где пригодятся нам эти знания?
3. Подготовка к изучению новой темы.
Учитель: Ребята, дедушка-лесник приглашает нас в гости. (Слайд 2)
Ребята, давайте с вами закроем глаза и представим, что мы оказались в лесу.
Друг за другом мы встаем,
В гости к леснику пойдем.
По полянке мы идем,
По лесочку мы идем.
Проблемная ситуация.
В лес пошли мы за грибами,
Очень весело с друзьями.
Тут грибок и там грибок
Положили в кузовок.
- Мы не заметили, как отстали от взрослых.
-Что делать? (Высказывания детей)
-Сформулируйте тему урока.
Похоже, мы заблудились. Как же нам найти дорогу?
- Как же быть в такой ситуации?
Кто догадался, над какой темой мы будет работать сегодня на уроке? Чему мы должны научиться.
-Как люди находят дорогу в знакомой местности?
- Какие ориентиры есть на вашем пути от дома до школы?
с. 74 задание №1 Работа в парах.
Вывод. Что называется ориентированием?
Тема нашего урока ориентирование на местности. На уроке мы должны научиться ориентироваться по местным признакам, применять полученные знания в жизни.
4. Поисково-исследовательский этап
Идёт работа по группам. Учитель проходит и, в случае необходимости, оказывает помощь. Особенно контролирует ту группу, которая работает с компасами.
1 группа ищет необходимую информацию в учебнике и отвечает на вопрос “Что такое ориентирование на местности?” (Учебник с.74-75)
2 группа находит ответ на вопрос “Компас. Как им пользоваться” в учебнике и Атласе. (1.Учебник с.75, 2. Атлас с.6.)
3 группа находит ответ на вопрос “Ориентирование по местным признакам”. (1.Учебник с.76, 2. таблица, 3. Атлас с.7);
4 группа находит ответ на вопрос “Ориентирование по солнцу” ( Учебник с. 76)
1 группа.
-Как люди находят дорогу в знакомой местности?
- Какие ориентиры есть на вашем пути от дома до школы?
с. 74 задание №1 Работа в парах.
Вывод. Что называется ориентированием?
-Как понимаете ориентирование?
Ориентирование – это умение определять своё местоположение в пространстве и определять стороны горизонта.
Что такое ориентиры? ( Хорошо заметные, запоминающие предметы.)
- Для чего нужно уметь ориентироваться? ( Чтобы не заблудиться).
- Оказывается, способов ориентирования на местности много. Можно ориентироваться по солнцу, звёздам, местными признакам.
Сейчас нам вслух прочитает Дима, а все остальные проследят.
Если мы знаем все эти признаки – то сможем ли мы найти путь домой?
Но чтобы определить, в какой стороне ваш дом – вы должны знать, в какую
сторону вы шли.
-Посмотрим, как вы умеете ориентироваться в классе?
Вызываю 3 учеников.
-Я предлагаю одному из вас пойти на запад,
второму – на юг,
третьему – на восток.
ДЕТИ УДИВЛЕНЫ. ОБСУЖДАЮТ, КАК ОПРЕДЕЛИТЬ НАПРАВЛЕНИЕ. ПРИХОДЯТ К ВЫВОДУ, ЧТО ЭТО НЕВОЗМОЖНО.
-Почему вы испытываете затруднения? Как нам поступить в данной ситуации?
2 группа находит ответ на вопрос “Компас. Как им пользоваться” в учебнике и Атласе. (1.Учебник с.75, 2. Атлас с.6.)
Что такое компас? (высказывание детей)
А. взяли в библиотеке словари, нашли толкование слова компас, и сейчас нам зачитают.
На столах у вас лежат карточки, на которых написано это слово. Сейчас вы должны поработать в парах – определить количество слогов в слове, поставить ударение, поставить вопрос к этому слову и определить, какой частью речи оно является. (Проверка)
-Ребята, а если мы с вами возьмем и поставим ударение на второй слог – как зазвучит это слово?
Правильно, компас. Как вы думаете, использует ли кто – нибудь в своей речи такое слово?
- Слово компас используют моряки.
- Компасом люди начали пользоваться не менее 2,5 тысяч лет назад. Ученые считают, что первый компас появился в Китае, выглядел он так…(Слайд).
Это был диск и намагниченная ручка «ложки» (так выглядела магнитная стрелка) и назывался “ведающий югом”, так как вначале стрелка компаса показывала на юг.
Первоначально в компасе было только 4 стороны горизонта. Вспомним их. Это основные стороны.
А есть еще промежуточные стороны горизонта – С – В, Ю – В, Ю – З, С – З.
Современный компас выглядит немного иначе – рассмотрите устройство компаса на с. 75 учебника. Сравните с компасами, которые лежат на ваших столах. Из чего состоит компас?
(корпус - коробочка, магнитная стрелка, предохранитель)
С правилами пользования компасом вас познакомит помощник – консультант на стр.75.
1) Положить компас на ровную горизонтальную поверхность. Сейчас – это парта. В походе – блокнот или книга.
2) Поверните компас так, чтобы синий конец стрелки совпал с буквой С, а красный – с буквой Ю. Тогда все буквы укажут направление сторон горизонта.
4) Закончив работу, поставьте стрелку на предохранитель.
Совместите с помощью вращения корпуса синюю стрелку с буквой С.
Попробуем определить основные и промежуточные стороны горизонта с помощью компаса.
Давайте сейчас побудем туристами. Что турист берет с собой в дорогу? (рюкзак, палатка, спички, соль, вода, спальный мешок, компас).
Задачи: Корабль шел по курсу на восток. По какому курсу ему надо возвращаться?
Курс на север – возвращаться - …
Курс на северо–запад – возвращаться …
Итог. Что такое компас?
Устройство современного компаса.
Демонстрация. Как пользоваться компасом.
Практическая работа по заданиям в рабочей тетради с. 30 №3 Самостоятельная работа.
Применение компаса в жизни.
- Каким людям нужен компас? (Людям, передвигающимся в незнакомой местности без знакомых ориентиров: морякам, летчикам, путешественникам, туристам)
История возникновения компаса.
- Люди издавна искали способы надёжного ориентирования, особенно в
открытом море и океане. Уже давно люди научились получать железо из руды. При этом иногда людям попадалась странная руда – к ней прилипали металлические предметы. Полежав с такой рудой, эти предметы сами начинали притягивать другие металлические предметы. Люди установили, что намагниченная спица, намагниченная игла, намагниченная полоска железа – все они упорно устанавливались одним концом к северу, в сторону Полярной звезды. Это и был компас – простой, но надёжный прибор.
- Первый компас был изобретен в Китае и использовался при движении по
пустыне.
- Компасом люди начали пользоваться не менее 2,5 тысяч лет назад. Ученые
считают, что первый компас появился в Китае, выглядел он так…(Слайд).
Это был диск и намагниченная ручка «ложки» (так выглядела магнитная
стрелка) и назывался “ведающий югом”, так как вначале стрелка компаса
показывала на юг.
Современный компас выглядит немного иначе – рассмотрите устройство
компаса на с. 75 учебника. Из чего состоит компас?
(корпус - коробочка, магнитная стрелка, предохранитель).
- А теперь рассмотрим компасы, которые находятся у вас на партах.
-Людям каких профессий нужно уметь пользоваться компасом? ( Летчики,
Военные, моряки).
- Ребята, а вы умеете им пользоваться?
С правилами пользования компасом вас познакомит помощник – консультант
на стр.75.
Правила работы с компасом:
1. Положите компас на ровную поверхность.
2. Подождите, пока стрелка компаса успокоится.
3.Поверните корпус компаса так, чтобы буква «С» совпала с синим
концом стрелки.
4.Тогда все буквы укажут направление сторон горизонта.
- Выполните действия в соответствии с планом работы.
- Определите по компасу, как расположены стороны горизонта у нас в классе.
- Вернемся к схеме на доске и в ней переставим буквы сторон горизонта так,
как они будут располагаться в нашем классе.
Физкультминутка.
Мы с вами входим в лес.
Сколько здесь полно чудес! (посмотрели вправо, влево)
Руки подняли и покачали:
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули:
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем:
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем:
Крылья сложили назад.
Наклонились и присели,
Заниматься тихо сели.
3группа.
Ориентирование по местным признакам
Проблемная ситуация.
В пасмурную погоду ориентироваться по солнцу невозможно, компас не всегда бывает под рукой. Как быть?
Оказывается, еще в древности люди нашли выход из положения, приглядевшись к окружающей природе. Ориентироваться можно по траве (гуще и выше с южной стороны), по проталинам (с южной стороны) , остаткам снега (с северной стороны), коре (светлее с южной стороны) и веткам деревьев (гуще с южной стороны), мхам и лишайникам (больше с северной стороны), грибам (чаще растут в тени с северной стороны), цветам (многие цветы «смотрят» на солнце, хотя его и не видно), муравейникам ( чаще с южной стороны) и бабочкам (сев отдохнуть складывают крылышки так, что к солнцу они повернуты ребром).
Работа по учебнику с.77 - 78
Выполнение заданий из рабочей тетради №4 с. 30
Полярная звезда находится в направлении на север. Её легко найти на созвездии Большой Медведицы.
Для этого мысленно продолжают прямую, проходящую через две крайние звёзды «ковша» А и Б, и откладывают на ней расстояние, равное пятикратному видимому расстоянию между этими звёздами. В конце этого расстояния и находится Полярная звезда. Эту звезду называют «ночной путеводной звездой», т.к. она указывает направление на север.
-Но не будете, же вы ждать ночи?
По Луне. В полнолуние, когда виден весь диск Луны, Луна находится против Солнца. Это значит, что в полдень ( в час ночи) она бывает на юге, в 7ч. – на западе, в 19ч. – на востоке.
По местным признакам.
-Назовите известные признаки рисунку.
-Читать с.76.
· Мхи и лишайники у основания деревьев растут в основном с северной стороны, но они могут расти и с южной;
· Кора отдельно стоящих деревьев с северной стороны толще и грубее, чем с южной (берёзы светлее)
· Хвойные склоняются в солнечную сторону;
· Муравьи муравейники строят с южной стороны деревьев, пней, камней;
· После дождя кора деревьев дольше сохнет с северной стороны.
По одному местному признаку трудно точно определить стороны света. Надо воспользоваться несколькими.
4 группа.
Ориентирование по Солнцу на местности.
Учитель: Солнце самый надёжный ориентир – знакомый предмет. Оно бывает над любым горизонтом в любой местности. Самый древний способ определения сторон горизонта – ориентирование по Солнцу.
Работа с учебником. Давайте откроем учебник с.76 и прочитаем правила.
Ученики делают вывод: Солнце бывает на востоке утром, на юге – в полдень, на западе – вечером. При ориентировании по Солнцу нужно все время делать поправку на движение солнца по небу.
Учитель . Благодаря Солнцу, мы нашли восток и благополучно дошли до кривой берёзки. Еще в древности люди нашли выход из положения, приглядевшись к окружающей природе. Занятия людей в далеком прошлом – охота, рыбалка, сбор ягод, орехов, грибов (собирательство) – необходимость уходить все дальше и уметь находить дорогу домой, так как с перемещением человека перемещался и горизонт, человек оказался в незнакомой местности. Рыбаки возвращались, придерживаясь берега моря, реки, а как быть охотникам, грибникам, сборщикам орехов , ягод?
- Местные признаки помогут заблудившемуся путнику. А какие это признаки вы узнаете, прочитав статью в учебнике. С.76-77.
Работа в группах. Рабочая тетрадь с.47. Нарисовать по каким признакам можно определить стороны горизонта.
Учитель. Знаете ли вы что… В мире животных есть хорошие ориентиры: Бабочки, сев отдохнуть, складывают крылышки так, что к Солнцу они повернуты ребром. Даже если солнца не видно, они его чувствуют (такое положение крыльев создает наименьшую тень, и бабочка малозаметна для врагов).
А вот и избушка лесника. Нас встречает дедушка-лесник (слайд 11). У него для вас интересное задание. Игра «Верно-неверно» (слайд 12). Ученикам раздаются листочки. Они пишут слова «верно» или «неверно». Взаимопроверка. (слайд 13). Поставьте оценку друг другу.
Учитель. А как же нам вернуться домой? Ведь компаса у нас нет и на улице станет совсем темно.
Дедушка-лесник говорит, что звёзды и луна придут на помощь человеку.
Созвездия
Всю ночь созвездия блестящие
Не замедляют хоровода
Вокруг одной звезды, стоящей
Как будто в центре небосвода.
К ней наклонилась ось земная,
Её назвали мы Полярной.
Где север, мы по ней узнаем
И ей за это благодарны.
Римма Алдонина
6. Рефлексия.
Учитель выясняет у детей, на все ли вопросы они получили интересующие их ответы, а также сообщает, что и на следующих уроках мы будем изучать формы земной поверхности, учиться ориентироваться в пространстве, знакомиться с основами безопасности.
А сейчас я вам предлагаю составить синквейн с главным словом ориентирование.
Примеры детских работ:
- Синквейн:
Ориентирование
Правильное, неправильное
Направляет, спасает, определяет
Помогает спастись, если заблудился.
Спасение
7. Домашнее задание. 1. Используя дополнительную литературу, подготовить сообщение о способах ориентирования по звёздам и Луне (на красных карточках ).
2. Составить рисунки – загадки по народным приметам ориентирования. Найти другие народные приметы ориентирования (на жёлтых карточках) .
3. Выполнить задание в рабочей тетради с.47, з.4. (на зелёных карточках)
(«5»- красная карточка, «4»- жёлтая карточка, «3»- зелёная
карточка)
Использованная литература:
1. Бахарева, А.С. Уроки ознакомления с окружающим миром во втором классе./ А.С. Бахарева. – Шадринск: Издательство Щадринского пединститута, 1999. – 114с.
2. Максимова Т.Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 2 класс. – М.: ВАКО, 2013-336с.
3. Плешаков А.А. Окружающий мир. учеб. для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2ч. Ч. 2/ М.: Просвещение, 2011. – 143с.
Приложение 1
Каких сторон не хватает на карточке?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.