Конспект урока окружающий мир . Ориентирование на местности
Оценка 4.6

Конспект урока окружающий мир . Ориентирование на местности

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
16.02.2020
Конспект  урока окружающий мир . Ориентирование на местности
урок 16.03.docx

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Ошибская средняя общеобразовательная школа»
 

 

 

 

 

 

Урок окружающий мир 2 класс

Ориентирование на местности

 

 

 

 

                                                   Автор и составитель:

                                                               учитель начальных классов

                                    Брагина С.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2017

Пояснительная записка

 Направление: начальная школа

Предмет: «Окружающий мир»

 Класс: 2

Тема: Ориентирование на местности

Тип урока: урок получения  новых знаний

Форма организации урока – игра-путешествие

Форма организации работы обучающихся –индивидуальная, групповая, работа в парах

Программа «Окружающий мир», А.А. Плешаков ( Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы.  Всего 68 ч, в неделю 2ч.

Учебник А.А. Плешаков «Окружающий мир», 2 класс, в 2-х частях. – М.: Просвещение, 2011

Раздел: Путешествия, 18 ч

 Оборудование: учебник, рабочая тетрадь,  презентация, компьютер, карточки.

Технологии: элементы здоровьесберегающей технологии (динамическая пауза); информационно – коммуникативной технологии (компьютерные презентации); технологии деятельностного мышления;  технологии проблемного обучения.

 Цели урока:

1.Научиться определять стороны горизонта по местным признакам; закрепить умение пользоваться компасом; развивать навыки ориентирования.

2. Продолжить работу над развитием умений и навыков работать самостоятельно и в малых группах, активизировать желание работать творчески, точно и логично описывать свои наблюдения; способствовать расширению кругозора, развитию мышления; речи учащихся.

3. Совершенствовать умения применять знания на практике.

4. Воспитывать бережное отношение к природе, экологическую грамотность школьников.

УУД:

Личностные: принятие и освоение младшим школьником социальной роли ученика, положительного отношения к процессу учения, к приобретению знаний, умений; желания познавать, открывать новое, осваивать новые действия; готовность преодолевать школьные затруднения и оценивать свои усилия; принятие навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе.

Регулятивные: способность организовывать свою деятельность – умение принимать учебную задачу и следовать ей в познавательной деятельности; осознавать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении новым знанием; осуществлять контроль и оценку результатов.

Познавательные: понимать информацию, представленную в разных формах, в том числе изобразительной, схематической; переводить информацию, принятую в изобразительной, схематической форме в словесную; способность осуществлять логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов; умение наблюдать и сопоставлять.

Коммуникативные: умение вступать в учебное сотрудничество с учителем, одноклассниками; выражать в речи свои мысли и действия; осуществлять совместную деятельность в малых группах.

 

 

 

 

Ход урока.

 

1. Организационный момент. Приветствие. Пожелание успехов на уроке.


Рано утром я встаю,

Всех вокруг  благодарю,

Солнцу, ветру улыбаюсь

И при этом не стесняясь,

С кем встречаюсь поутру.

Слово «здравствуйте» говорю,

А теперь давайте поприветствуем
наших гостей:

Мы рады приветствовать вас в классе нашем

Возможно, есть классы и лучше и краше.

Но пусть в нашем классе вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко!

Поручено нам вас сегодня встречать,

Начнѐм же урок, не будем  время терять.

Прежде, чем нам начать работу, я бы хотела узнать  ваше настроение – на столах у вас лежат кружочки – возьмите их и нарисуйте ваше настроение


2. Актуализация знаний учащихся.

- Отгадайте загадки.
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все, и млад, и стар,
Что она – большущий шар. (Планета Земля)

- Приведите доказательства того, что Земля имеет форму шара. (Снимки из космоса, кругосветные путешествия, исчезновение удаляющихся предметов, например кораблей, за линией горизонта.)

Он и летом, и зимой
Между небом и землёй.
Хоть всю жизнь к нему иди –
Он всё будет впереди. (Горизонт, точнее линия горизонта)

- Что такое горизонт, линия горизонта?

 Давайте проверим ваши знания. Возьмите карточку на столе. Допишите на рисунке – схеме названия сторон горизонта.

 Работа учащихся по карточкам. (Приложение 1)

- Проверим, что у вас получилось. Поменяйтесь карточками. Сравните выполненное задание с рисунком на доске. Поставьте оценку.
- Назовите основные стороны горизонта. Как они расположены по отношению друг к другу? Покажите. (Один ученик рисует на доске.)
- Назовите промежуточные стороны горизонта. Как они расположены?

Как люди находят дорогу в знакомой местности? (по знакомым ориентирам)

-       Что такое ориентиры?

-       Где пригодятся нам эти знания?

3. Подготовка к изучению новой темы.

Учитель: Ребята, дедушка-лесник приглашает нас в гости.  (Слайд 2)

Ребята, давайте с вами закроем глаза и представим, что мы оказались в лесу.

  Друг за другом мы встаем,

   В гости к леснику пойдем.

   По полянке мы идем,

   По лесочку мы идем.

Проблемная ситуация.

В лес пошли мы за грибами,

Очень весело с друзьями.

Тут грибок и там грибок

Положили в кузовок.

- Мы не заметили, как отстали от взрослых.

-Что делать?  (Высказывания детей)

-Сформулируйте тему урока.

Похоже, мы заблудились. Как же нам найти дорогу?

  - Как же быть в такой ситуации?

Кто догадался, над какой темой мы будет работать сегодня на уроке? Чему мы должны научиться.

-Как люди находят дорогу в знакомой местности?

- Какие ориентиры есть на вашем пути от дома до школы?

   с. 74  задание №1 Работа в парах.

Вывод. Что называется ориентированием?

      Тема нашего урока ориентирование на местности. На уроке мы должны научиться ориентироваться по местным признакам,  применять полученные знания в жизни.

4. Поисково-исследовательский этап

Идёт работа по группам. Учитель проходит и, в случае необходимости, оказывает помощь. Особенно контролирует ту группу, которая работает с компасами.

1 группа ищет необходимую информацию в учебнике и отвечает на вопрос “Что такое ориентирование на местности?” (Учебник с.74-75)

2 группа находит ответ на вопрос “Компас. Как им пользоваться” в учебнике и Атласе. (1.Учебник с.75, 2. Атлас с.6.)

3 группа находит ответ на вопрос “Ориентирование по местным признакам”. (1.Учебник с.76, 2. таблица, 3. Атлас с.7);

4 группа находит ответ на вопрос “Ориентирование по солнцу” ( Учебник с. 76)

1 группа.

-Как люди находят дорогу в знакомой местности?

- Какие ориентиры есть на вашем пути от дома до школы?

   с. 74  задание №1 Работа в парах.

      Вывод. Что называется ориентированием?

-Как понимаете ориентирование?

Ориентирование – это умение определять своё местоположение в пространстве и определять стороны горизонта.

Что такое ориентиры? ( Хорошо заметные, запоминающие предметы.)

- Для чего нужно уметь ориентироваться? ( Чтобы не заблудиться).

- Оказывается, способов ориентирования на местности много. Можно ориентироваться по солнцу, звёздам, местными признакам.

Сейчас нам вслух прочитает Дима, а все остальные проследят.

Если мы знаем все эти признаки – то сможем ли мы найти путь домой?

Но чтобы определить, в какой стороне ваш дом – вы должны знать, в какую

сторону вы шли.

-Посмотрим, как вы умеете ориентироваться в классе?

Вызываю 3 учеников.

-Я предлагаю одному из вас пойти на запад,

                                          второму – на юг,

                                          третьему – на восток.

 

ДЕТИ УДИВЛЕНЫ. ОБСУЖДАЮТ, КАК ОПРЕДЕЛИТЬ НАПРАВЛЕНИЕ. ПРИХОДЯТ К ВЫВОДУ, ЧТО ЭТО НЕВОЗМОЖНО.

 

 

 

-Почему вы испытываете затруднения? Как нам поступить в данной ситуации?

 2 группа находит ответ на вопрос “Компас. Как им пользоваться” в учебнике и Атласе. (1.Учебник с.75, 2. Атлас с.6.)

Что такое компас? (высказывание детей)

А. взяли в библиотеке словари, нашли толкование слова компас, и сейчас нам зачитают.

На столах у вас лежат карточки, на которых написано это слово.  Сейчас вы должны поработать в парах – определить количество слогов в слове, поставить ударение, поставить вопрос к этому слову и определить, какой частью речи оно является. (Проверка)

 -Ребята, а если мы с вами возьмем и поставим ударение на второй слог – как зазвучит это слово?

Правильно, компас. Как вы думаете, использует ли кто – нибудь в своей речи такое слово?

- Слово компас используют моряки.

- Компасом люди начали пользоваться не менее 2,5 тысяч лет назад. Ученые считают, что первый компас появился в Китае, выглядел он так…(Слайд).

Это был диск и намагниченная ручка «ложки» (так выглядела  магнитная стрелка) и назывался “ведающий югом”, так как  вначале стрелка компаса показывала на юг.

Первоначально в компасе было только 4 стороны горизонта. Вспомним их. Это основные стороны. 

А есть еще промежуточные стороны горизонта – С – В, Ю – В, Ю – З, С – З.

Современный компас выглядит немного иначе – рассмотрите устройство компаса на с. 75 учебника. Сравните с компасами, которые лежат на ваших столах. Из чего состоит компас?

(корпус - коробочка, магнитная стрелка, предохранитель)

   С правилами пользования компасом вас познакомит помощник – консультант на стр.75.

1) Положить  компас на ровную горизонтальную поверхность. Сейчас – это парта. В походе – блокнот или книга.

2) Поверните компас так, чтобы синий конец стрелки совпал с буквой С, а красный – с буквой Ю. Тогда все буквы укажут направление сторон горизонта.

4) Закончив работу, поставьте стрелку на предохранитель.

Совместите с помощью вращения корпуса синюю стрелку с буквой  С.

Попробуем определить основные и промежуточные стороны горизонта с помощью компаса.

Давайте сейчас побудем туристами. Что турист берет с собой в дорогу? (рюкзак, палатка, спички, соль, вода, спальный мешок, компас).

Задачи: Корабль шел по курсу на восток. По какому курсу ему надо возвращаться?

              Курс на север – возвращаться - …

              Курс на северо–запад – возвращаться  …

Итог. Что такое компас?

Устройство современного компаса.

Демонстрация. Как пользоваться компасом.

Практическая работа по заданиям в рабочей тетради с. 30 №3 Самостоятельная работа.

Применение компаса в жизни.

- Каким людям нужен компас? (Людям, передвигающимся в незнакомой местности без знакомых ориентиров: морякам, летчикам, путешественникам, туристам)

 

История возникновения компаса.

Люди  издавна  искали  способы    надёжного  ориентирования,  особенно  в

открытом  море  и  океане.  Уже  давно  люди  научились  получать  железо  из  руды. При этом иногда людям попадалась странная руда   к ней прилипали металлические  предметы.    Полежав  с  такой  рудой,  эти  предметы  сами начинали  притягивать    другие  металлические  предметы.  Люди  установили, что  намагниченная  спица,  намагниченная  игла,  намагниченная  полоска железа – все они упорно устанавливались одним концом к северу, в сторону Полярной звезды. Это и был компас – простой, но надёжный прибор.

- Первый компас был изобретен в Китае и использовался при движении по

пустыне.

- Компасом люди начали пользоваться не менее 2,5 тысяч лет назад. Ученые

считают, что первый компас появился в Китае, выглядел он так…(Слайд).  

Это был диск и намагниченная ручка «ложки» (так выглядела магнитная

стрелка) и назывался “ведающий югом”, так как вначале стрелка компаса

показывала на юг.  

Современный компас выглядит немного иначе – рассмотрите устройство

компаса на с. 75 учебника.  Из чего состоит компас?  

(корпус - коробочка, магнитная стрелка, предохранитель).

- А теперь рассмотрим компасы, которые находятся у вас на партах.

-Людям каких профессий нужно уметь пользоваться компасом? ( Летчики,

Военные, моряки).

- Ребята, а вы умеете им пользоваться?

С правилами пользования компасом вас познакомит помощник – консультант

на стр.75.

Правила работы с компасом:

1.  Положите компас на ровную поверхность.  

2.  Подождите, пока стрелка компаса успокоится.  

3.Поверните  корпус  компаса  так,  чтобы  буква  «С»  совпала  с  синим

концом стрелки.

4.Тогда  все буквы  укажут направление сторон горизонта.  

- Выполните действия в соответствии с планом работы.

- Определите по компасу, как расположены стороны горизонта у нас в классе.

- Вернемся к схеме на доске и в ней переставим буквы сторон горизонта так,

как они будут располагаться в нашем классе.

Физкультминутка.

Мы с вами входим в лес.

Сколько здесь полно чудес! (посмотрели вправо, влево)

Руки подняли и покачали:

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули:

Ветер сбивает росу.

В сторону руки, плавно помашем:

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем:

Крылья сложили назад.

Наклонились и присели,

Заниматься тихо сели.

3группа.

Ориентирование по местным признакам

Проблемная ситуация.

 В пасмурную погоду ориентироваться по солнцу невозможно, компас не всегда бывает под рукой. Как быть?

Оказывается, еще в древности люди нашли выход из положения, приглядевшись к окружающей природе. Ориентироваться можно по траве (гуще и выше с южной стороны),  по проталинам (с южной стороны) , остаткам снега (с северной стороны), коре (светлее с южной стороны)  и веткам деревьев (гуще с южной стороны), мхам и лишайникам (больше с северной стороны),  грибам (чаще растут в тени с северной стороны), цветам (многие цветы «смотрят» на солнце, хотя его и не видно), муравейникам ( чаще с южной стороны) и бабочкам (сев отдохнуть складывают крылышки так, что  к солнцу они повернуты ребром).

Работа по учебнику с.77 - 78

Выполнение заданий из рабочей тетради №4 с. 30

Полярная звезда находится в направлении на север. Её легко найти на созвездии Большой Медведицы.

Для этого мысленно продолжают прямую, проходящую через две крайние звёзды «ковша» А и Б, и откладывают на ней расстояние, равное пятикратному видимому расстоянию между этими звёздами. В конце этого расстояния и находится Полярная звезда. Эту звезду называют «ночной путеводной звездой», т.к. она указывает направление на север.

 

-Но не будете, же вы ждать ночи?

 

 

 

По Луне. В полнолуние, когда виден весь диск Луны, Луна находится против Солнца. Это значит, что в полдень ( в час ночи) она бывает на юге, в 7ч. – на западе, в 19ч. – на востоке.

 

 

По местным признакам.

-Назовите известные признаки рисунку.

-Читать с.76.

·        Мхи и лишайники у основания деревьев растут в основном с северной стороны, но они могут расти и с южной;

·        Кора отдельно стоящих деревьев с северной стороны толще и грубее, чем с южной (берёзы светлее)

·        Хвойные склоняются в солнечную сторону;

·        Муравьи муравейники строят с южной стороны деревьев, пней, камней;

·        После дождя кора деревьев дольше сохнет с северной стороны.

 

По одному местному признаку трудно точно определить стороны света. Надо воспользоваться несколькими.

4 группа.

Ориентирование по Солнцу на местности.

Учитель: Солнце самый надёжный ориентир – знакомый предмет. Оно бывает над любым горизонтом в любой местности. Самый древний способ определения сторон горизонта – ориентирование по Солнцу.

Работа с учебником. Давайте откроем учебник с.76 и прочитаем правила.

Ученики делают вывод:  Солнце бывает на востоке утром, на юге – в полдень, на западе – вечером. При ориентировании по Солнцу нужно все время делать поправку на движение солнца по небу.

Учитель .  Благодаря Солнцу, мы нашли восток и благополучно дошли до кривой берёзки. Еще в древности люди нашли выход из положения, приглядевшись к окружающей природе. Занятия людей в далеком прошлом – охота, рыбалка, сбор ягод, орехов, грибов (собирательство) – необходимость уходить все дальше и уметь находить дорогу домой, так как с перемещением человека перемещался и горизонт, человек оказался в незнакомой местности. Рыбаки возвращались, придерживаясь берега моря, реки, а как быть охотникам, грибникам, сборщикам орехов , ягод?

- Местные признаки помогут заблудившемуся путнику. А какие это признаки вы узнаете, прочитав статью в учебнике. С.76-77.

Работа в группах.  Рабочая тетрадь с.47. Нарисовать по каким признакам можно определить стороны горизонта. 

Учитель. Знаете ли вы что… В мире животных есть хорошие ориентиры: Бабочки, сев отдохнуть, складывают крылышки так, что к Солнцу они повернуты ребром. Даже если солнца  не видно, они его чувствуют (такое положение крыльев создает наименьшую тень, и бабочка малозаметна для врагов).

А вот и избушка лесника. Нас встречает дедушка-лесник (слайд 11). У него для вас интересное задание. Игра «Верно-неверно» (слайд 12). Ученикам раздаются листочки. Они пишут слова «верно» или «неверно». Взаимопроверка. (слайд 13). Поставьте оценку друг другу.

Учитель. А как же нам вернуться домой? Ведь компаса у нас нет и на улице станет совсем темно.

Дедушка-лесник говорит, что звёзды и луна придут на помощь человеку.

Созвездия

Всю ночь созвездия блестящие

Не замедляют хоровода

Вокруг одной звезды, стоящей

Как будто в центре небосвода.

К ней наклонилась ось земная,

Её назвали мы Полярной.

Где север, мы по ней узнаем

И ей за это благодарны.

Римма Алдонина

6. Рефлексия.

Учитель выясняет у детей, на все ли вопросы они получили интересующие их ответы, а также сообщает, что и на следующих уроках мы будем изучать формы земной поверхности, учиться ориентироваться в пространстве, знакомиться с основами безопасности.

А сейчас я вам предлагаю составить синквейн с главным словом ориентирование.

Примеры детских работ:

- Синквейн:

Ориентирование

Правильное, неправильное

Направляет, спасает, определяет

Помогает спастись, если заблудился.

Спасение

 7. Домашнее задание.  1. Используя дополнительную литературу, подготовить сообщение о способах ориентирования по звёздам и Луне (на красных карточках ).

2. Составить рисунки – загадки по народным приметам ориентирования. Найти другие народные приметы ориентирования (на жёлтых карточках) .

3. Выполнить задание в рабочей тетради с.47, з.4. (на зелёных карточках)

(«5»- красная карточка, «4»- жёлтая карточка, «3»- зелёная карточка)
Использованная литература:

1.     Бахарева, А.С. Уроки ознакомления с окружающим миром во втором классе./ А.С. Бахарева. – Шадринск: Издательство Щадринского пединститута, 1999. – 114с. 

2.     Максимова Т.Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 2 класс. – М.: ВАКО, 2013-336с.

3.     Плешаков А.А. Окружающий мир. учеб. для  общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2ч. Ч. 2/ М.: Просвещение, 2011. – 143с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Каких сторон не хватает на карточке?

 

http://festival.1september.ru/articles/212610/img1.jpg

 

 

 


 

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Ошибская средняя общеобразовательная школа»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Ошибская средняя общеобразовательная школа»

Пояснительная записка Направление: начальная школа

Пояснительная записка Направление: начальная школа

Познавательные: понимать информацию, представленную в разных формах, в том числе изобразительной, схематической; переводить информацию, принятую в изобразительной, схематической форме в словесную; способность осуществлять логические действия…

Познавательные: понимать информацию, представленную в разных формах, в том числе изобразительной, схематической; переводить информацию, принятую в изобразительной, схематической форме в словесную; способность осуществлять логические действия…

Актуализация знаний учащихся. -

Актуализация знаний учащихся. -

Друг за другом мы встаем,

Друг за другом мы встаем,

Компас. Как им пользоваться” в учебнике и

Компас. Как им пользоваться” в учебнике и

Почему вы испытываете затруднения?

Почему вы испытываете затруднения?

Закончив работу, поставьте стрелку на предохранитель

Закончив работу, поставьте стрелку на предохранитель

Современный компас выглядит немного иначе – рассмотрите устройство компаса на с

Современный компас выглядит немного иначе – рассмотрите устройство компаса на с

Оказывается, еще в древности люди нашли выход из положения, приглядевшись к окружающей природе

Оказывается, еще в древности люди нашли выход из положения, приглядевшись к окружающей природе

По одному местному признаку трудно точно определить стороны света

По одному местному признаку трудно точно определить стороны света

Не замедляют хоровода Вокруг одной звезды, стоящей

Не замедляют хоровода Вокруг одной звезды, стоящей

Использованная литература: 1

Использованная литература: 1

Приложение 1 Каких сторон не хватает на карточке?

Приложение 1 Каких сторон не хватает на карточке?
Скачать файл