Конспект урока окружающий мир . Ориентирование на местности

  • Разработки уроков
  • docx
  • 16.02.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала урок 16.03.docx

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Ошибская средняя общеобразовательная школа»
 

 

 

 

 

 

Урок окружающий мир 2 класс

Ориентирование на местности

 

 

 

 

                                                   Автор и составитель:

                                                               учитель начальных классов

                                    Брагина С.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2017

Пояснительная записка

 Направление: начальная школа

Предмет: «Окружающий мир»

 Класс: 2

Тема: Ориентирование на местности

Тип урока: урок получения  новых знаний

Форма организации урока – игра-путешествие

Форма организации работы обучающихся –индивидуальная, групповая, работа в парах

Программа «Окружающий мир», А.А. Плешаков ( Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы.  Всего 68 ч, в неделю 2ч.

Учебник А.А. Плешаков «Окружающий мир», 2 класс, в 2-х частях. – М.: Просвещение, 2011

Раздел: Путешествия, 18 ч

 Оборудование: учебник, рабочая тетрадь,  презентация, компьютер, карточки.

Технологии: элементы здоровьесберегающей технологии (динамическая пауза); информационно – коммуникативной технологии (компьютерные презентации); технологии деятельностного мышления;  технологии проблемного обучения.

 Цели урока:

1.Научиться определять стороны горизонта по местным признакам; закрепить умение пользоваться компасом; развивать навыки ориентирования.

2. Продолжить работу над развитием умений и навыков работать самостоятельно и в малых группах, активизировать желание работать творчески, точно и логично описывать свои наблюдения; способствовать расширению кругозора, развитию мышления; речи учащихся.

3. Совершенствовать умения применять знания на практике.

4. Воспитывать бережное отношение к природе, экологическую грамотность школьников.

УУД:

Личностные: принятие и освоение младшим школьником социальной роли ученика, положительного отношения к процессу учения, к приобретению знаний, умений; желания познавать, открывать новое, осваивать новые действия; готовность преодолевать школьные затруднения и оценивать свои усилия; принятие навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе.

Регулятивные: способность организовывать свою деятельность – умение принимать учебную задачу и следовать ей в познавательной деятельности; осознавать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении новым знанием; осуществлять контроль и оценку результатов.

Познавательные: понимать информацию, представленную в разных формах, в том числе изобразительной, схематической; переводить информацию, принятую в изобразительной, схематической форме в словесную; способность осуществлять логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов; умение наблюдать и сопоставлять.

Коммуникативные: умение вступать в учебное сотрудничество с учителем, одноклассниками; выражать в речи свои мысли и действия; осуществлять совместную деятельность в малых группах.

 

 

 

 

Ход урока.

 

1. Организационный момент. Приветствие. Пожелание успехов на уроке.


Рано утром я встаю,

Всех вокруг  благодарю,

Солнцу, ветру улыбаюсь

И при этом не стесняясь,

С кем встречаюсь поутру.

Слово «здравствуйте» говорю,

А теперь давайте поприветствуем
наших гостей:

Мы рады приветствовать вас в классе нашем

Возможно, есть классы и лучше и краше.

Но пусть в нашем классе вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко!

Поручено нам вас сегодня встречать,

Начнѐм же урок, не будем  время терять.

Прежде, чем нам начать работу, я бы хотела узнать  ваше настроение – на столах у вас лежат кружочки – возьмите их и нарисуйте ваше настроение


2. Актуализация знаний учащихся.

- Отгадайте загадки.
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все, и млад, и стар,
Что она – большущий шар. (Планета Земля)

- Приведите доказательства того, что Земля имеет форму шара. (Снимки из космоса, кругосветные путешествия, исчезновение удаляющихся предметов, например кораблей, за линией горизонта.)

Он и летом, и зимой
Между небом и землёй.
Хоть всю жизнь к нему иди –
Он всё будет впереди. (Горизонт, точнее линия горизонта)

- Что такое горизонт, линия горизонта?

 Давайте проверим ваши знания. Возьмите карточку на столе. Допишите на рисунке – схеме названия сторон горизонта.

 Работа учащихся по карточкам. (Приложение 1)

- Проверим, что у вас получилось. Поменяйтесь карточками. Сравните выполненное задание с рисунком на доске. Поставьте оценку.
- Назовите основные стороны горизонта. Как они расположены по отношению друг к другу? Покажите. (Один ученик рисует на доске.)
- Назовите промежуточные стороны горизонта. Как они расположены?

Как люди находят дорогу в знакомой местности? (по знакомым ориентирам)

-       Что такое ориентиры?

-       Где пригодятся нам эти знания?

3. Подготовка к изучению новой темы.

Учитель: Ребята, дедушка-лесник приглашает нас в гости.  (Слайд 2)

Ребята, давайте с вами закроем глаза и представим, что мы оказались в лесу.

  Друг за другом мы встаем,

   В гости к леснику пойдем.

   По полянке мы идем,

   По лесочку мы идем.

Проблемная ситуация.

В лес пошли мы за грибами,

Очень весело с друзьями.

Тут грибок и там грибок

Положили в кузовок.

- Мы не заметили, как отстали от взрослых.

-Что делать?  (Высказывания детей)

-Сформулируйте тему урока.

Похоже, мы заблудились. Как же нам найти дорогу?

  - Как же быть в такой ситуации?

Кто догадался, над какой темой мы будет работать сегодня на уроке? Чему мы должны научиться.

-Как люди находят дорогу в знакомой местности?

- Какие ориентиры есть на вашем пути от дома до школы?

   с. 74  задание №1 Работа в парах.

Вывод. Что называется ориентированием?

      Тема нашего урока ориентирование на местности. На уроке мы должны научиться ориентироваться по местным признакам,  применять полученные знания в жизни.

4. Поисково-исследовательский этап

Идёт работа по группам. Учитель проходит и, в случае необходимости, оказывает помощь. Особенно контролирует ту группу, которая работает с компасами.

1 группа ищет необходимую информацию в учебнике и отвечает на вопрос “Что такое ориентирование на местности?” (Учебник с.74-75)

2 группа находит ответ на вопрос “Компас. Как им пользоваться” в учебнике и Атласе. (1.Учебник с.75, 2. Атлас с.6.)

3 группа находит ответ на вопрос “Ориентирование по местным признакам”. (1.Учебник с.76, 2. таблица, 3. Атлас с.7);

4 группа находит ответ на вопрос “Ориентирование по солнцу” ( Учебник с. 76)

1 группа.

-Как люди находят дорогу в знакомой местности?

- Какие ориентиры есть на вашем пути от дома до школы?

   с. 74  задание №1 Работа в парах.

      Вывод. Что называется ориентированием?

-Как понимаете ориентирование?

Ориентирование – это умение определять своё местоположение в пространстве и определять стороны горизонта.

Что такое ориентиры? ( Хорошо заметные, запоминающие предметы.)

- Для чего нужно уметь ориентироваться? ( Чтобы не заблудиться).

- Оказывается, способов ориентирования на местности много. Можно ориентироваться по солнцу, звёздам, местными признакам.

Сейчас нам вслух прочитает Дима, а все остальные проследят.

Если мы знаем все эти признаки – то сможем ли мы найти путь домой?

Но чтобы определить, в какой стороне ваш дом – вы должны знать, в какую

сторону вы шли.

-Посмотрим, как вы умеете ориентироваться в классе?

Вызываю 3 учеников.

-Я предлагаю одному из вас пойти на запад,

                                          второму – на юг,

                                          третьему – на восток.

 

ДЕТИ УДИВЛЕНЫ. ОБСУЖДАЮТ, КАК ОПРЕДЕЛИТЬ НАПРАВЛЕНИЕ. ПРИХОДЯТ К ВЫВОДУ, ЧТО ЭТО НЕВОЗМОЖНО.

 

 

 

-Почему вы испытываете затруднения? Как нам поступить в данной ситуации?

 2 группа находит ответ на вопрос “Компас. Как им пользоваться” в учебнике и Атласе. (1.Учебник с.75, 2. Атлас с.6.)

Что такое компас? (высказывание детей)

А. взяли в библиотеке словари, нашли толкование слова компас, и сейчас нам зачитают.

На столах у вас лежат карточки, на которых написано это слово.  Сейчас вы должны поработать в парах – определить количество слогов в слове, поставить ударение, поставить вопрос к этому слову и определить, какой частью речи оно является. (Проверка)

 -Ребята, а если мы с вами возьмем и поставим ударение на второй слог – как зазвучит это слово?

Правильно, компас. Как вы думаете, использует ли кто – нибудь в своей речи такое слово?

- Слово компас используют моряки.

- Компасом люди начали пользоваться не менее 2,5 тысяч лет назад. Ученые считают, что первый компас появился в Китае, выглядел он так…(Слайд).

Это был диск и намагниченная ручка «ложки» (так выглядела  магнитная стрелка) и назывался “ведающий югом”, так как  вначале стрелка компаса показывала на юг.

Первоначально в компасе было только 4 стороны горизонта. Вспомним их. Это основные стороны. 

А есть еще промежуточные стороны горизонта – С – В, Ю – В, Ю – З, С – З.

Современный компас выглядит немного иначе – рассмотрите устройство компаса на с. 75 учебника. Сравните с компасами, которые лежат на ваших столах. Из чего состоит компас?

(корпус - коробочка, магнитная стрелка, предохранитель)

   С правилами пользования компасом вас познакомит помощник – консультант на стр.75.

1) Положить  компас на ровную горизонтальную поверхность. Сейчас – это парта. В походе – блокнот или книга.

2) Поверните компас так, чтобы синий конец стрелки совпал с буквой С, а красный – с буквой Ю. Тогда все буквы укажут направление сторон горизонта.

4) Закончив работу, поставьте стрелку на предохранитель.

Совместите с помощью вращения корпуса синюю стрелку с буквой  С.

Попробуем определить основные и промежуточные стороны горизонта с помощью компаса.

Давайте сейчас побудем туристами. Что турист берет с собой в дорогу? (рюкзак, палатка, спички, соль, вода, спальный мешок, компас).

Задачи: Корабль шел по курсу на восток. По какому курсу ему надо возвращаться?

              Курс на север – возвращаться - …

              Курс на северо–запад – возвращаться  …

Итог. Что такое компас?

Устройство современного компаса.

Демонстрация. Как пользоваться компасом.

Практическая работа по заданиям в рабочей тетради с. 30 №3 Самостоятельная работа.

Применение компаса в жизни.

- Каким людям нужен компас? (Людям, передвигающимся в незнакомой местности без знакомых ориентиров: морякам, летчикам, путешественникам, туристам)

 

История возникновения компаса.

Люди  издавна  искали  способы    надёжного  ориентирования,  особенно  в

открытом  море  и  океане.  Уже  давно  люди  научились  получать  железо  из  руды. При этом иногда людям попадалась странная руда   к ней прилипали металлические  предметы.    Полежав  с  такой  рудой,  эти  предметы  сами начинали  притягивать    другие  металлические  предметы.  Люди  установили, что  намагниченная  спица,  намагниченная  игла,  намагниченная  полоска железа – все они упорно устанавливались одним концом к северу, в сторону Полярной звезды. Это и был компас – простой, но надёжный прибор.

- Первый компас был изобретен в Китае и использовался при движении по

пустыне.

- Компасом люди начали пользоваться не менее 2,5 тысяч лет назад. Ученые

считают, что первый компас появился в Китае, выглядел он так…(Слайд).  

Это был диск и намагниченная ручка «ложки» (так выглядела магнитная

стрелка) и назывался “ведающий югом”, так как вначале стрелка компаса

показывала на юг.  

Современный компас выглядит немного иначе – рассмотрите устройство

компаса на с. 75 учебника.  Из чего состоит компас?  

(корпус - коробочка, магнитная стрелка, предохранитель).

- А теперь рассмотрим компасы, которые находятся у вас на партах.

-Людям каких профессий нужно уметь пользоваться компасом? ( Летчики,

Военные, моряки).

- Ребята, а вы умеете им пользоваться?

С правилами пользования компасом вас познакомит помощник – консультант

на стр.75.

Правила работы с компасом:

1.  Положите компас на ровную поверхность.  

2.  Подождите, пока стрелка компаса успокоится.  

3.Поверните  корпус  компаса  так,  чтобы  буква  «С»  совпала  с  синим

концом стрелки.

4.Тогда  все буквы  укажут направление сторон горизонта.  

- Выполните действия в соответствии с планом работы.

- Определите по компасу, как расположены стороны горизонта у нас в классе.

- Вернемся к схеме на доске и в ней переставим буквы сторон горизонта так,

как они будут располагаться в нашем классе.

Физкультминутка.

Мы с вами входим в лес.

Сколько здесь полно чудес! (посмотрели вправо, влево)

Руки подняли и покачали:

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули:

Ветер сбивает росу.

В сторону руки, плавно помашем:

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем:

Крылья сложили назад.

Наклонились и присели,

Заниматься тихо сели.

3группа.

Ориентирование по местным признакам

Проблемная ситуация.

 В пасмурную погоду ориентироваться по солнцу невозможно, компас не всегда бывает под рукой. Как быть?

Оказывается, еще в древности люди нашли выход из положения, приглядевшись к окружающей природе. Ориентироваться можно по траве (гуще и выше с южной стороны),  по проталинам (с южной стороны) , остаткам снега (с северной стороны), коре (светлее с южной стороны)  и веткам деревьев (гуще с южной стороны), мхам и лишайникам (больше с северной стороны),  грибам (чаще растут в тени с северной стороны), цветам (многие цветы «смотрят» на солнце, хотя его и не видно), муравейникам ( чаще с южной стороны) и бабочкам (сев отдохнуть складывают крылышки так, что  к солнцу они повернуты ребром).

Работа по учебнику с.77 - 78

Выполнение заданий из рабочей тетради №4 с. 30

Полярная звезда находится в направлении на север. Её легко найти на созвездии Большой Медведицы.

Для этого мысленно продолжают прямую, проходящую через две крайние звёзды «ковша» А и Б, и откладывают на ней расстояние, равное пятикратному видимому расстоянию между этими звёздами. В конце этого расстояния и находится Полярная звезда. Эту звезду называют «ночной путеводной звездой», т.к. она указывает направление на север.

 

-Но не будете, же вы ждать ночи?

 

 

 

По Луне. В полнолуние, когда виден весь диск Луны, Луна находится против Солнца. Это значит, что в полдень ( в час ночи) она бывает на юге, в 7ч. – на западе, в 19ч. – на востоке.

 

 

По местным признакам.

-Назовите известные признаки рисунку.

-Читать с.76.

·        Мхи и лишайники у основания деревьев растут в основном с северной стороны, но они могут расти и с южной;

·        Кора отдельно стоящих деревьев с северной стороны толще и грубее, чем с южной (берёзы светлее)

·        Хвойные склоняются в солнечную сторону;

·        Муравьи муравейники строят с южной стороны деревьев, пней, камней;

·        После дождя кора деревьев дольше сохнет с северной стороны.

 

По одному местному признаку трудно точно определить стороны света. Надо воспользоваться несколькими.

4 группа.

Ориентирование по Солнцу на местности.

Учитель: Солнце самый надёжный ориентир – знакомый предмет. Оно бывает над любым горизонтом в любой местности. Самый древний способ определения сторон горизонта – ориентирование по Солнцу.

Работа с учебником. Давайте откроем учебник с.76 и прочитаем правила.

Ученики делают вывод:  Солнце бывает на востоке утром, на юге – в полдень, на западе – вечером. При ориентировании по Солнцу нужно все время делать поправку на движение солнца по небу.

Учитель .  Благодаря Солнцу, мы нашли восток и благополучно дошли до кривой берёзки. Еще в древности люди нашли выход из положения, приглядевшись к окружающей природе. Занятия людей в далеком прошлом – охота, рыбалка, сбор ягод, орехов, грибов (собирательство) – необходимость уходить все дальше и уметь находить дорогу домой, так как с перемещением человека перемещался и горизонт, человек оказался в незнакомой местности. Рыбаки возвращались, придерживаясь берега моря, реки, а как быть охотникам, грибникам, сборщикам орехов , ягод?

- Местные признаки помогут заблудившемуся путнику. А какие это признаки вы узнаете, прочитав статью в учебнике. С.76-77.

Работа в группах.  Рабочая тетрадь с.47. Нарисовать по каким признакам можно определить стороны горизонта. 

Учитель. Знаете ли вы что… В мире животных есть хорошие ориентиры: Бабочки, сев отдохнуть, складывают крылышки так, что к Солнцу они повернуты ребром. Даже если солнца  не видно, они его чувствуют (такое положение крыльев создает наименьшую тень, и бабочка малозаметна для врагов).

А вот и избушка лесника. Нас встречает дедушка-лесник (слайд 11). У него для вас интересное задание. Игра «Верно-неверно» (слайд 12). Ученикам раздаются листочки. Они пишут слова «верно» или «неверно». Взаимопроверка. (слайд 13). Поставьте оценку друг другу.

Учитель. А как же нам вернуться домой? Ведь компаса у нас нет и на улице станет совсем темно.

Дедушка-лесник говорит, что звёзды и луна придут на помощь человеку.

Созвездия

Всю ночь созвездия блестящие

Не замедляют хоровода

Вокруг одной звезды, стоящей

Как будто в центре небосвода.

К ней наклонилась ось земная,

Её назвали мы Полярной.

Где север, мы по ней узнаем

И ей за это благодарны.

Римма Алдонина

6. Рефлексия.

Учитель выясняет у детей, на все ли вопросы они получили интересующие их ответы, а также сообщает, что и на следующих уроках мы будем изучать формы земной поверхности, учиться ориентироваться в пространстве, знакомиться с основами безопасности.

А сейчас я вам предлагаю составить синквейн с главным словом ориентирование.

Примеры детских работ:

- Синквейн:

Ориентирование

Правильное, неправильное

Направляет, спасает, определяет

Помогает спастись, если заблудился.

Спасение

 7. Домашнее задание.  1. Используя дополнительную литературу, подготовить сообщение о способах ориентирования по звёздам и Луне (на красных карточках ).

2. Составить рисунки – загадки по народным приметам ориентирования. Найти другие народные приметы ориентирования (на жёлтых карточках) .

3. Выполнить задание в рабочей тетради с.47, з.4. (на зелёных карточках)

(«5»- красная карточка, «4»- жёлтая карточка, «3»- зелёная карточка)
Использованная литература:

1.     Бахарева, А.С. Уроки ознакомления с окружающим миром во втором классе./ А.С. Бахарева. – Шадринск: Издательство Щадринского пединститута, 1999. – 114с. 

2.     Максимова Т.Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 2 класс. – М.: ВАКО, 2013-336с.

3.     Плешаков А.А. Окружающий мир. учеб. для  общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2ч. Ч. 2/ М.: Просвещение, 2011. – 143с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Каких сторон не хватает на карточке?

 

http://festival.1september.ru/articles/212610/img1.jpg