Конспект урока окружающий мир 1 класс
Тема: Водица – царица.
Цель: ознакомить учащихся с основными свойствами воды (прозрачная, жидкая, без цвета, без запаха, растворяющая некоторые вещества), развивать активное познавательное отношение к природе, исследовательский подход к познанию свойств воды, формировать представление об изменениях состояний воды; расширить представление о взаимосвязях с другими объектами природы; воспитывать бережное отношение к воде, воспитывать любовь к природе
Образовательные отрасли, которые задействованы:
- естественная;
- языково-литературная;
- математическая;
- художественная.
Ожидаемые результаты:
- воспринимает монологическое высказывание (сказку, стихотворение, рассказ о событиях из
жизнь или о наблюдении за чем-то /кем/ );
-с вниманием воспринимает устные реплики учителя и одноклассников (приветствие, знакомство, вопросы, просьбы) и уместно реагирует на устную информацию;
- записывает под диктовку слова с известными буквами;
- демонстрирует другим результаты собственной деятельности;
- применяет соответствующую ситуации общение (тематика недели) лексику и
несловесные средства (жесты, мимика и т.п.);
- проводит (самостоятельно или в группе) простые наблюдения/опыты, применяет при необходимости простейшие средства и оборудование;
- распознает объекты окружающей среды (по цвету, вкусу, форме, звуку и т.п.);
- Воспроизводит в различных видах деятельности фактические результаты цифры объектов,
окружают (создает аппликацию);
- с вниманием воспринимает устные реплики учителя и одноклассников (приветствие, знакомство,вопросы, просьбы) и уместно реагирует на устную информацию;
Воспроизводит в различных видах деятельности фактические результаты цифры объектов,
окружают (создает аппликацию);
- проводит (самостоятельно или в группе) простые наблюдения/опыты;
- применяет при необходимости простейшие материалы и приборы;
- делится своими чувствами и эмоциями от прослушанного и увиденного;
- Применяет подвижные игры для развития физических качеств и во время прогулок,
экскурсий, отдыха, удовлетворяя потребность в двигательной и игровой деятельности
- использует фактический смысл (кто?, что?, где?, когда?) для преобразования устной
информации;
- фиксирует полученную информацию/данные словами, изображениями, символами;
- устанавливает отношение порядка размещения объектов на плоскости и в
пространстве (влево, вправо, вверх, вниз и т.д.), используя математическую лексику;
- находит сумму (добавляет), разницу (вычитает) удобным для себя способом, в том числе и пользуясь заменяющими их предметами или средствами (например, на пальцах);
– Рассказывает о том, что его/ее поразило, взволновало.
Тип урока: усвоение новых знаний
Оборудование: учебники, иллюстративный и раздаточный материал, видеоматериалы, акварельные краски, цветные карандаши и фломастеры, лего наборы, воздушные шарики, вода, сок, молоко, сахар, мел, песок, посуда, предметное стекло, глобус, компьютер, интерактивная доска ; Видеофильм «Вода в природе. Свойства воды».
Интегрируемые предметы: естествознание, изобразительное искусство, математика.
Содержание занятия
I. Этап ориентации. Мотивация деятельности.
1.Утренняя встреча по теме: «Вода»
Цель: формировать у учащихся чувство дружества и единства, выяснить, важность
воды, воспитывать экологическое сознание.
2. Приветствие
Чтоб хороший день начать,
Надо хорошо друзей приветствовать.
Надо вместе поздороваться:
Добрый день!
Дружно и радостно сказать:
Добрый день!
Влево, вправо повернитесь,
Друг другу улыбнитесь:
Добрый день!
(Дети показывают свое настроение)
(просмотр видео)
(Дети выполняют движения под музыку «Капающие капли»)
Учитель: Молодцы, капельки, вы старались.
Игра-приветствие «Добрый дождик»
Учитель: Мы можем наблюдать за дождем и видим падающие капли с неба. Поиграем в игру «Добрый дождик». Все вы – «добрые дождевые капли». Вот пришла «мама -Облако» (Учитель). У меня в руках есть чашечка с волшебной водой доброты. «Мама - Облако» будет «брызгать водой» (раздает бумажные капли из чашечки поочередно на каждого ребенка и спрашивает «капель», кому они помогли).
Каждый ребенок должен ответить, что сделал хорошего.)
Я – хорошая капелька, поливала огород.
Я – веселая капелька, образовала радугу.
Я – интересная капелька, летала везде на облаке.
Я – отличная капелька, помыла машину папе.
(игра продолжается, пока в кругу все дети что-то от себя скажут)
II. Ежедневные новости
1. Сообщения синоптиков
Календарь погоды
Сообщение синоптика:
Сегодня___(число)__________(месяц)_________(день недели).
На дворе________ (время года).
Столбик термометра показывает ___ (градусов), ________ (тепло/холодно).
Когда утром я шла в школу небо было _____(ясным, пасмурным).
Осадки (были/не было).
2. День домашних животных 30 ноября. Официально День домашних животных не отмечается. Но это не повод не праздновать этот добрый и домашний праздник. Как сказал Антуан де Сент-Экзюпери, "Ты в ответе за тех, кого приручил". Помните об этом. И обязательно угостите в этот день своих питомцев чем-нибудь вкусненьким.
3. Сегодня мы будем говорить о колдунье, владеющей искусством
превращения, она может меняться: то бежит быстро в ручейке, то падает на землю, сверкая холодными кружевами –снежинками, то поднимается в воздух в виде пара. Сегодня она плачет дождем, а на завтра тронулась мощным льдом. Изменилось настроение – укрыла землю обильным туманом. Такая маленькая и столь необходимая для всего живого.. Кто же эта волшебница?
4. Кресло автора. Дети садятся в бескаркасное кресло и рассказывают.
Интересные факты о воде
– Человек может обходиться без еды 30 суток и только меньше недели без воды.
- Тушить пожары более эффективно горячей водой.
- Когда мы едим арбуз, то практически пьем воду, поскольку он до 93% состоит из воды.
– При жизни, в среднем, человек может выпить до 40 т воды.
ІІІ Игра «Ручеек» Дети становятся парами один за другим, взявшись за руки и подняв их вверх. Ведущий проходит под приподнятыми руками и выбирает кого-то себе в пару. Они вместе доходят до конца ручейка и встают сзади. Оставшийся без пары игрок становится ведущим.
Рефлексия. Итог дня
Ученики рассказывают о том, что их поразило, взволновало, что они узнали
воду.
Дети выполняют танцевальные движения под музыку «Кап, кап...»
. Обмен информацией
Дети становятся в круг. Посредине стоит столик, на нем стакан с водой.
- Много ли нас с вами в кругу? Да.
- А хватит ли этого стакана воды на нас всех, чтобы утолить жажду? Нет.
– Так и на нашей планете воды становится все меньше и меньше, и многие люди сегодня
пьют грязную воду или страдают от жажды. Давайте научимся экономно использовать воду. У каждого ребенка трубочка и все по очереди по чуть-чуть через трубочки пьют воду так, чтобы все сделали по глотку.
- Дети, взгляните на глобус – это объемное изображение нашей планеты, на которой мы живем. Посмотрите на него. Вы увидите разные цвета на глобусе. Это цветовое обозначение суши и воды.
Когда из космоса космонавты впервые увидели нашу планету, они были удивлены и очарованы ее красотой и назвали Землю «голубой планетой».
И сколько же воды на нашей планете? Ученые подсчитали. Мысленно количество воды можно обозначить следующим образом….
― Возьмите лист бумаги, разделите его на 4 равные части. Это будет поверхность нашей Земли. Три части зарисуйте голубым цветом – это вода. Одна часть – суша. Вы видите, больше воды на нашей планете.
Воды на Земле много. Она в морях и реках, она застыла в ледниках и на ветках деревьев, она дымится в воздухе. В разное время года вода на землю падает в виде осадков: дождя, града, росы, тумана, снега, снежинок, инея, лед на водоемах.
– Но это еще не все!
– В чем еще можно найти воду на Земле? (В растениях).
– Действительно, в листьях, в стеблях, плодах растений тоже содержится вода. Например, помидор ( показываю)на 95% состоит из воды, а огурец – на 98% из воды.
-В теле животных тоже есть вода – 65 %. А в теле человека – 75% воды.Без еды человек может прожить до 40 дней, а вот без воды — не более 5-ти.
Вывод: вода есть в каждом живом организме.
IV. Групповое занятие
(Дети разбиваются на три группы)
Учитель: Теперь каждая группа выбирает удобное место для работы. В коробках у вас есть пазлы. Составьте картинку и мы узнаем, какой бывает в природе вода.
Дети (отвечают): Вода может быть и жесткой (снегом, льдом), и газообразной (облачком), и жидкой.
Учитель: Хорошая работа.
Разгадывание загадки.
Сама пить не пьет, а нас вынуждает. Вода.
Ход урока
Описание воды по соответствующим признакам. Игра «Вода бывает…»
(работа с прищепками).
Образуем группы учащихся. Дети в группе обсуждают, какой может быть вода по определенным признакам. Группы поочередно озвучивают слова, характеризующие воду (прозрачная, холодная, родниковая, дождевая, питательная, мутная, питьевая, вкусная, чистая, родниковая и т.п.). Объяснение, как они это понимают. Запишите эти слова на доске. За правильный ответ каждая группа получает бумажную капельку.
Исследование свойств воды. Волшебная лаборатория
Опыт 1. Даю детям два стаканчика, один – с водой, другой – пустой. Предлагаю аккуратно перелить воду из одного стаканчика в другой. Льется ли вода? Почему? (Потому что она редкая.). Что было бы, если бы вода не была жидкой. (Если бы она не была редкой, она не смогла бы течь в реках и ручьях, не текла бы из крана.)
Вывод: Поскольку вода жидкая и может течь, ее называют жидкостью.
Посмотрите на воду в бутылке. Какая она имеет форму? А если воду налить в стакан. Изменила ли вода свою форму?
Вывод: вода легко изменяет форму, принимает форму сосуда.
2. Дети пробуют воду через соломинку. Какой у нее вкус? Для сравнения даю детям попробовать сок. Подумайте, почему, когда человек хочет пить, то с удовольствием пьет воду и говорит: «Какая вкусная вода!», хотя на самом деле её вкус не чувствует.
Игра с мячом «Какой бывает вода?»
Учитель бросает ученику мяч и спрашивает: "Какой бывает вода?"
3. Предлагаю детям понюхать воду. Имеет ли вода запах? Ответы учащихся. Подвожу их к выводу, что чистая вода не имеет запаха.
Опыт 4. На парте два стакана, один – с водой, другой – с молоком (соком,
чаем). Опустите ложку в стакан с водой, другую – в стакан с молоком.
Что заметили?
Дети высказывают свои мысли (в стакане с молоком ложечки не видно, а в
стакане с водой его хорошо видно.). Учащиеся формулируют еще одно свойство воды: чистая вода прозрачна.
Опыт 5.
― Всыпьте в воду соль. Размешайте. Что произошло с солью? Сделайте вывод.
― Всыпьте в воду сахар. Размешайте. Что произошло с сахаром? Сделайте вывод.
― Добавляю к воде несколько капель зеленки. Размешиваю. Что вышло?
Вывод: вода растворяет соль, сахар, приобретает окрас.
Опыт 6.
―В стакан с чистой водой положите мел. Размешайте ложечкой. Что произошло с мелом?
― Всыпьте песок. Размешайте ложечкой. Какой стала вода? Наблюдайте дальше. Что произошло с песком?
― В стакан с чистой водой добавьте несколько капель масла. Что заметили?
Вывод: песок, мел, масло не растворяются в воде.
Запомните: вещества, нерастворимые в воде, называются нерастворимыми.
Метод «Ассоциативный куст»
Вместе с учениками опишите свойства воды, которые исследовали: вода – жидкость, не имеющая собственной формы, она приобретает форму сосуда, в который ее наливают. Вода бесцветная, без вкуса и запаха. Какие органы чувств помогли вам определить эти свойства воды (нос, язык, глаза).
Рефлексия.
Итог
Ученики рассказывают о том, что их поразило, взволновало, что они узнали воду.
Дети выполняют танцевальные движения под музыку «Кап, кап...»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.