Дата: ____________________
Учитель ______________________________
Класс: 3
Урок: русский язык.
Тема: «Определение типов текстов»
Цель урока: сформировать у учащихся 3 класса умение определять типы текстов (повествование, описание, рассуждение) на основе их характерных признаков и особенностей.
Планируемые результаты:
1. Предметные:
- Учащиеся смогут называть и объяснять основные признаки текстов разных типов (повествование, описание, рассуждение);
- Научатся определять тип текста, опираясь на его характерные особенности;
- Смогут приводить примеры текстов каждого типа;
- Научатся создавать небольшие тексты разных типов на заданную тему.
2. Метапредметные:
- Развитие умения анализировать, сравнивать и классифицировать тексты по определенным признакам;
- Совершенствование навыков работы с информацией, представленной в различных формах (текст, схема, таблица);
- Формирование умения выделять главное, существенные признаки понятий;
- Развитие коммуникативных навыков через работу в парах и группах.
3. Личностные:
- Воспитание интереса к изучению русского языка;
- Формирование понимания значимости умения определять типы текстов для успешной коммуникации;
- Развитие умения выражать свои мысли точно, грамотно и последовательно;
- Воспитание уважительного отношения к мнению собеседника, умения слушать и слышать других.
Ход урока:
Этап 1. Мотивационный момент
Учитель: Ребята, послушайте внимательно:
Он бывает повествованием,
Описанием, рассуждением.
Из предложений состоит
И о многом говорит.
Как вы думаете, о чем идет речь в этой загадке?
Дети: О тексте!
Учитель: Правильно! Сегодня мы будем говорить о разных типах текстов.
Этап 2. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала
Учитель: Ребята, вы уже знаете, что такое текст. А как вы думаете, все тексты одинаковые или они могут быть разными? Чем они могут отличаться?
Дети: Тексты могут быть разными по содержанию, по объему, по структуре...
Учитель: Верно! А еще тексты различаются по типам. Как вы считаете, какие типы текстов могут быть?
Дети высказывают свои предположения.
Учитель: Сегодня на уроке мы узнаем, на какие типы делятся тексты, научимся их различать и определять характерные признаки каждого типа текста. В этом нам поможет учебник и ваша внимательность.
Этап 3. Освоение нового материала
1) Осуществление учебных действий по освоению нового материала
Учитель: Итак, мы узнали, что есть три основных типа текста:
- Повествование - в нем рассказывается о каких-либо событиях, действиях.
- Описание - в нем описывается какой-либо предмет, человек, животное, природа и т.д.
- Рассуждение - в нем приводятся какие-либо доводы, объяснения, доказательства.
Давайте выполним работу в паре. Прочитайте тексты и определите их тип. Запишите ответ рядом с текстом.
Упражнение 1.
1) Наступила золотая осень. Деревья надели разноцветные наряды. Клен стоит весь красный, а березка - в желтом сарафане. Дуб долго не снимал свой зеленый кафтан, но к концу сентября тоже примерил золотой убор.
2) Таня и Маша пошли в лес. Девочки брали с собой корзинки для грибов. В лесу они увидели много грибов под деревьями. Сначала Таня нашла два белых гриба. Потом Маша увидела целую семейку опят. Девочки собрали полные корзинки грибов и довольные пошли домой.
3) Я думаю, что домашние животные - самые удобные для содержания в квартире. Во-первых, они не требуют много места. Во-вторых, за ними легко ухаживать. В-третьих, они создают уют и поднимают настроение хозяевам. Недаром многие люди заводят кошек или маленьких собачек.
2) Проверка первичного усвоения
Учитель: А теперь давайте проверим, как вы усвоили новую тему. Выполним устно упражнение 2. Я буду читать вам предложения, а вы скажете, к какому типу текста они могут относиться и почему.
Упражнение 2.
1) Мама испекла вкусный пирог.
2) Сначала на сковороду наливается масло. Затем выкладывается мясо и обжаривается. Потом добавляются овощи.
3) Я считаю, что читать книги полезно. Они развивают воображение и речь, дают новые знания. Чтение - лучший способ интеллектуального развития.
4) Щенок прыгал и лаял, пытаясь поймать свой хвост.
Учитель читает предложения, дети отвечают и обосновывают свой ответ признаками типов текста.
Этап 4. Физминутка
Этап 5. Применение изученного материала
1) Применение знаний, в том числе в новых ситуациях
Учитель: Сейчас мы будем работать в группах. Каждая группа получит конверт с заданием. Ваша задача - прочитать задание, составить тексты разных типов,используя слова-подсказки. Затем каждая группа прочитает классу свой текст.
Задания для групповой работы:
Группа 1.
Группа 2.
Группа 3.
Дети работают в группах над заданием, потом представляют результат.
2) Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни
Учитель: А теперь подумайте, где в жизни нам могут встретиться тексты разных типов? Приведите примеры таких текстов.
Дети: В учебнике литературы встречаются и описания, и повествования, и рассуждения. В газетах есть новости - это повествование, есть описания событий, рассуждения на разные темы.
Этап 6. Подведение итогов. Рефлексия
Учитель: Итак, ребята, давайте вспомним, что нового мы сегодня узнали на уроке? Какие типы текста теперь умеем различать?
Дети: Мы узнали, что бывают повествование, описание и рассуждение. Научились их различать по характерным признакам.
Учитель: Поднимите руки, кому было все понятно на уроке? У кого остались вопросы? Что было самым интересным?
Дети высказываются.
Учитель: Молодцы! Вы все хорошо поработали сегодня. А закончить урок я хочу таким стихотворением:
Повествование, описание,
Рассуждение - вот компания!
Три типа текста разных -
Узнать их очень важно.
Теперь вы будете внимательней читать тексты в учебниках и книгах и легко различать их типы!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.