Конспект урока "Определение типов текста"
Оценка 4.7

Конспект урока "Определение типов текста"

Оценка 4.7
docx
18.05.2024
Конспект урока "Определение типов текста"
Конспект русс .язык.docx

Дата: ____________________

Учитель ______________________________

Класс: 3

Урок: русский язык.

Тема: «Определение типов текстов»

Цель урока: сформировать у учащихся 3 класса умение определять типы текстов (повествование, описание, рассуждение) на основе их характерных признаков и особенностей.

Планируемые результаты:

1. Предметные:

- Учащиеся смогут называть и объяснять основные признаки текстов разных типов (повествование, описание, рассуждение);

- Научатся определять тип текста, опираясь на его характерные особенности;

- Смогут приводить примеры текстов каждого типа;

- Научатся создавать небольшие тексты разных типов на заданную тему.

2. Метапредметные:

- Развитие умения анализировать, сравнивать и классифицировать тексты по определенным признакам;

- Совершенствование навыков работы с информацией, представленной в различных формах (текст, схема, таблица);

- Формирование умения выделять главное, существенные признаки понятий;

- Развитие коммуникативных навыков через работу в парах и группах.

3. Личностные:

- Воспитание интереса к изучению русского языка;

- Формирование понимания значимости умения определять типы текстов для успешной коммуникации;

- Развитие умения выражать свои мысли точно, грамотно и последовательно;

- Воспитание уважительного отношения к мнению собеседника, умения слушать и слышать других.

Ход урока:

Этап 1. Мотивационный момент

Учитель: Ребята, послушайте внимательно:

Он бывает повествованием,

Описанием, рассуждением.

Из предложений состоит

И о многом говорит.

Как вы думаете, о чем идет речь в этой загадке?

Дети: О тексте!

Учитель: Правильно! Сегодня мы будем говорить о разных типах текстов.

Этап 2. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Учитель: Ребята, вы уже знаете, что такое текст. А как вы думаете, все тексты одинаковые или они могут быть разными? Чем они могут отличаться?

Дети: Тексты могут быть разными по содержанию, по объему, по структуре...

Учитель: Верно! А еще тексты различаются по типам. Как вы считаете, какие типы текстов могут быть?

Дети высказывают свои предположения.

Учитель: Сегодня на уроке мы узнаем, на какие типы делятся тексты, научимся их различать и определять характерные признаки каждого типа текста. В этом нам поможет учебник и ваша внимательность.

Этап 3. Освоение нового материала

1) Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Учитель: Давайте посмотри видеоролик «Типы речи». По ходу просмотра видеоролика выполним предложенные задания.

Учитель: Итак, мы узнали, что есть три основных типа текста:

- Повествование - в нем рассказывается о каких-либо событиях, действиях. 

- Описание - в нем описывается какой-либо предмет, человек, животное, природа и т.д.

- Рассуждение - в нем приводятся какие-либо доводы, объяснения, доказательства.

Давайте выполним работу в паре. Прочитайте тексты и определите их тип. Запишите ответ рядом с текстом.

Упражнение 1.

1) Наступила золотая осень. Деревья надели разноцветные наряды. Клен стоит весь красный, а березка - в желтом сарафане. Дуб долго не снимал свой зеленый кафтан, но к концу сентября тоже примерил золотой убор.

2) Таня и Маша пошли в лес. Девочки брали с собой корзинки для грибов. В лесу они увидели много грибов под деревьями. Сначала Таня нашла два белых гриба. Потом Маша увидела целую семейку опят. Девочки собрали полные корзинки грибов и довольные пошли домой.

3) Я думаю, что домашние животные - самые удобные для содержания в квартире. Во-первых, они не требуют много места. Во-вторых, за ними легко ухаживать. В-третьих, они создают уют и поднимают настроение хозяевам. Недаром многие люди заводят кошек или маленьких собачек.

2) Проверка первичного усвоения

Учитель: А теперь давайте проверим, как вы усвоили новую тему. Выполним устно упражнение 2. Я буду читать вам предложения, а вы скажете, к какому типу текста они могут относиться и почему.

Упражнение 2.

1) Мама испекла вкусный пирог.

2) Сначала на сковороду наливается масло. Затем выкладывается мясо и обжаривается. Потом добавляются овощи.

3) Я считаю, что читать книги полезно. Они развивают воображение и речь, дают новые знания. Чтение - лучший способ интеллектуального развития.

4) Щенок прыгал и лаял, пытаясь поймать свой хвост.

Учитель читает предложения, дети отвечают и обосновывают свой ответ признаками типов текста.

Этап 4. Физминутка

Этап 5. Применение изученного материала

1) Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Учитель: Сейчас мы будем работать в группах. Каждая группа получит конверт с заданием. Ваша задача - прочитать задание, составить тексты разных типов,используя слова-подсказки. Затем каждая группа прочитает классу свой текст.

Задания для групповой работы:

 

Группа 1.

 

 

 

 

 

 

 

Группа 2.

 

 

Группа 3.

 

 

 

 

Дети работают в группах над заданием, потом представляют результат.

2) Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Учитель: А теперь подумайте, где в жизни нам могут встретиться тексты разных типов? Приведите примеры таких текстов.

Дети: В учебнике литературы встречаются и описания, и повествования, и рассуждения. В газетах есть новости - это повествование, есть описания событий, рассуждения на разные темы.

Этап 6. Подведение итогов. Рефлексия 

Учитель: Итак, ребята, давайте вспомним, что нового мы сегодня узнали на уроке? Какие типы текста теперь умеем различать?

Дети: Мы узнали, что бывают повествование, описание и рассуждение. Научились их различать по характерным признакам.

Учитель: Поднимите руки, кому было все понятно на уроке? У кого остались вопросы? Что было самым интересным?

Дети высказываются.

Учитель: Молодцы! Вы все хорошо поработали сегодня. А закончить урок я хочу таким стихотворением:

Повествование, описание,

Рассуждение - вот компания! 

Три типа текста разных -

Узнать их очень важно.

Теперь вы будете внимательней читать тексты в учебниках и книгах и легко различать их типы!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

      

      


 

Дата: ____________________ Учитель ______________________________

Дата: ____________________ Учитель ______________________________

Рассуждение - в нем приводятся какие-либо доводы, объяснения, доказательства

Рассуждение - в нем приводятся какие-либо доводы, объяснения, доказательства

Группа 2. Группа 3.

Группа 2. Группа 3.

Рассуждение - вот компания!

Рассуждение - вот компания!

Конспект урока "Определение типов текста"

Конспект урока "Определение типов текста"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.05.2024