Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: объяснение с элементами беседы и демонстрацией слайдов презентации
Цель урока: раскрыть сущность процесса дыхания, его роль в обмене веществ и превращениях энергии в организме человека
Задачи урока:
образовательные:
- сформировать понятие: о дыхании, его значении и органах дыхания;
-усвоить системы знаний о строении и функциях дыхательной системы;
развивающие:
- развивать понятие связи строения органов дыхания с их функцией;
- уметь применять полученные знания и умения на практике и в повседневной жизни;
воспитательные:
- способствовать формированию у школьников научной картины мира;
-уметь бороться с вредными привычками;
- продолжить формирование культуры труда.
Оборудование:
Изобразительные пособия: компьютер, проектор, презентация «Дыхание и его значение. Органы дыхания», мультимедийная презентация.
Литература:
Научная. Биология. 8 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник, А. А. Каменский, Г. Г. Швецов ; под ред. В. В. Пасечника ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, 2010. — 255 с.: ил. — (Академический школьный учебник) (Линия жизни).
Методическая. Пасечник В.В., Швецов Г.Г. Уроки биологии. 8 класс. Пособие для учителей общеобразоват. учреждений / под ред. В.В. Пасечника. – М.: Просвещение, 2012.
Пепеляева О.В., Сунцова И.В. Поурочные разработки по биологии: 8 класс. – 2-е изд, перераб. – М.: ВАКО, 2012. – 432 с. – (В помощь школьному учителю).
Содержание урока:
1-й этап 2 минуты |
Организация урока: Приветствие, проверка готовности класса к уроку, проверка отсутствующих |
2-й этап 5 минут Беседа Вопрос 1
Вопрос 2
Вопрос 3
5 минут Беседа Вопрос 1 Вопрос 2 Вопрос 3 |
Опрос (проверка знаний)
Какие сердечно сосудистые заболевания человека вам известны? В чем они проявляются, каковы их возможные причины? Предполагаемый ответ: Ишемическая болезнь, гипертоническая болезнь, пороки сердца, аритмии. Главные причины заболеваний сердечно-сосудистой системы — избыточный вес, малые физические нагрузки, злоупотребление спиртными напитками и курение. Охарактеризуйте основные причины сердечно-сосудистых заболеваний. Предполагаемый ответ: Главные причины заболеваний сердечно-сосудистой системы — избыточный вес, малые физические нагрузки, злоупотребление спиртными напитками и курение. Каковы основные пути профилактики заболеваний сердечно-сосудистой системы? Предполагаемый ответ: здоровый образ жизни, правильное питание, умеренные физические нагрузки. Актуализация знаний С какими системами органов тесно взаимосвязана сердечно-сосудистая система? А в каких органах происходит газообмен? А что называют дыханием? Именно об этом мы поговорим с вами сегодня на уроке. Записываем число и тему сегодняшнего урока: «Дыхание, его значение. Органы дыхания» (Слайд 1) |
3-й этап 20 минут Демонстрация слайдов презентаци, объяснение нового материала.
Беседа
Демонстрация таблицы «Органы дыхания»
Беседа
Демонстрация таблицы «Гортань и органы полости рта при дыхании и глотании»
Беседа
Выполнение задания |
Изучение нового материала Объяснение нового материала с использованием демонстрации презентации. Учитель: Ещё в древности дыхание считали первопричиной жизни. Поговорка “Это нам нужно как воздух” доказывает это. Люди заметили, что без воздуха человек гибнет через несколько минут (самое большее через 6 минут). Люди долго не знали, что для дыхания одного человека в герметически закрытом помещении требуется 2м3 воздуха на 1 час. Так в 1846 году на судне “Мери Сомс” погиб батальон солдат, укрывшийся во время бури в трюме, хотя судно осталось абсолютно невредимым. Вопрос: Но для чего мы дышим? Какое значение для нас, как, впрочем, для любого живого организма, имеет дыхание? Формула окисления: органические вещества + кислород = углекислый газ + вода + энергия. Энергия необходима для жизнедеятельности организма: вы слушаете, смотрите, пишите. Я говорю, двигаюсь – на всё затрачивается энергия. Вывод: Мы дышим ради получения энергии. Таким образом, кислород – основа жизнедеятельности организма. Вопрос: Каким образом кислород поступает в клетки? Ответ: Через кровь. Вопрос: А как кислород проникает в кровь? Ответ: Через лёгкие. Ученикам предлагается дать определение процесса дыхания. Определение: Дыхание – это процесс поступления О2 в клетки организма, участие О2 в реакциях окисления, удаление продуктов распада. Учащиеся записывают определение дыхания в тетрадь. Обмен газов между кровью и атмосферным воздухом происходит в органах дыхания – это лёгочное дыхание. Обмен газов между кровью и клетками тканей называется тканевым дыханием.
Обычно выделяют три этапа дыхания: 1) внешнее (лёгочное) дыхание — процесс обмена газами (газообмен) кислородом и углекислым газом между лёгкими и атмосферой; 2) транспортировка газов кровью — кислорода из лёгких в ткани и органы, а углекислого газа из тканей в лёгкие для удаления из организма; 3) тканевое дыхание — газообмен в тканях, в результате чего кислород используется для синтеза АТФ и образуется углекислый газ и вода. Органы дыхания – это воздушные ворота в организм. Познакомимся со строением органов дыхания, проследим, какой путь проделывает воздух, прежде чем перейдёт в кровь, а обратно выделится углекислый газ.
I. Значение дыхания: 1. Обеспечение организма кислородом и использование его в окислительно-восстановительных реакциях. 2. Образование и удаление из организма углекислого газа и некоторых конечных продуктов обмена веществ: паров воды, аммиака и др. 3. Окисление (распад) органических соединений с высвобождением энергии, необходимой для физиологических функций организма
II. Строение органов дыхания Дыхательные (воздухоносные) пути — это последовательно соединённые между собой полости и трубки, по которым воздух, содержащий кислород, из окружающей среды достигает лёгких. Различают верхние и нижние дыхательные пути. Верхние воздухоносные пути начинаются с носовой полости.
Вопрос: А, может, было бы проще, чтобы воздух шёл через рот? Экономнее и лучше? Почему ребёнку говорят: дыши носом? Рассказ про опыт с двумя кроликами. Взяли двух кроликов. Одному из них ввели в носовую полость трубочки, чтобы воздух проходил, не соприкасаясь со стенками носовой полости. Через несколько дней кролик умер, а другой, дышащий нормально, остался жив. Объясните, почему? Вывод: В носовой полости воздух обеззараживается. Вопрос: Что произойдёт, если в морозную погоду мы будем дышать ртом? Объясните почему. Вывод: в носовой полости воздух обеззараживается, обогревается (с помощью кровеносных сосудов) + очищается от пыли и увлажняется. Учащиеся записывают вывод в своих тетрадях. Строение носовой полости. Носовая полость отделяется от ротовой особой перегородкой – нёбом. Носовая полость разделяется костно-хрящевой перегородкой (именно она придаёт форму носу) на правую и левую половины. В каждой из них находятся извилистые ходы, которые значительно увеличивают внутреннюю поверхность носовой полости Вся носовая полость выстлана слизистым эпителием. Эпителий имеет специальные выросты – реснички и клетки, вырабатывающие слизь. А так же, в слизистой оболочке очень большое количество кровеносных сосудов. Вопрос: Как вы считаете, для чего в носовой полости так много кровеносных сосудов? Ответ: Для согревания. Вопрос: А для чего реснички в слизистой оболочке? Ответ: Очищение от пыли. Если бы реснички не удаляли из дыхательных путей пыль, то за 70 лет в лёгких её скопилось бы 5 кг. Вопрос: Для чего нужна слизь? Ответ: Для увлажнения и обеззараживания, так как в слизи находятся лимфоциты и фагоциты. Из носовой полости воздух попадает в носоглотку (верхняя часть глотки), а затем в глотку, с которой сообщается и ротовая полость. Поэтому мы можем дышать и через рот. Кстати, глотка как перекрёсток ведёт и в пищевой канал, и в дыхательное горло (трахею), которое начинается гортанью. Строение гортани. От гортани начинаются нижние дыхательные пути. Гортань имеет вид воронки, стенки которой образованы несколькими хрящами. Самый крупный их них – щитовидный. У мужчин он несколько выступает вперёд, образуя кадык. Вход в гортань во время проглатывания пищи закрывается хрящом – надгортанником.
Задание. Найдите гортань. Сделайте несколько глотательных движений. Что происходит с гортанью? В узкой части гортани находятся 2 пары голосовых связок. Нижняя пара участвует в голосообразовании. Спереди связки прикрепляются к щитовидному хрящу, а сзади – к правому и левому черпаловидным хрящам. При движении черпаловидных хрящей связки могут сближаться и натягиваться. У мужчин длина голосовых связок 20–24 мм, у женщин – 18-20 мм. Чем длиннее и толще голосовые связки, тем голос ниже. Голоса девочек и мальчиков практически не различаются, только у мальчиков в подростковом возрасте начинают меняться – ломаться (из-за неравномерного роста хрящей и связок). Чем сильнее колеблются голосовые связки, тем голос громче. Но, оказывается, колебаний голосовых связок недостаточно. Для возникновения членораздельной речи необходимы определённые позиции языка, зубов, губ. Рот и носовая полость усиливают звук, обогащают его различными оттенками. В мозгу существуют специальные центры речи. Они согласовывают работу мышц речевого аппарата и связаны с процессами сознания и мышления. Процесс образования речи называется артикуляцией и формируется у маленьких детей до 5-и лет. Вывод. Значение гортани: глотание, образование звуков речи. Из гортани воздух попадает в трахею. Строение трахеи. Трахея – широкая трубка, которая состоит из 16-20 хрящевых полуколец и поэтому всегда открыта для поступления воздуха. Трахея расположена спереди от пищевода. Её мягкая сторона обращена к пищеводу. При прохождении пищи пищевод расширяется, и мягкая стенка трахеи не мешает этому.
Внутренняя стенка трахеи покрыта мерцательным эпителием, который выводит пылевые частицы из лёгких. В нижней части трахея делится на 2 бронха: бронхи имеют хрящевые кольца. Они входят в правое и левое лёгкое. В лёгких каждый из бронхов ветвится, подобно дереву, образуя бронхиолы. Бронхиолы заканчиваются альвеолами – лёгочными пузырьками, в которых происходит газообмен. Лёгочные пузырьки образуют губчатую массу, которая формирует лёгкое. Каждое лёгкое покрыто оболочкой – плеврой.
Носовая полость – носоглотка – гортань образуют верхние дыхательные пути. Трахея и бронхи образуют нижние дыхательные пути. |
4-й этап 5 минут Беседа с демонстрацией слайдов и анимаций презентации Вопрос 1
Вопрос 2 |
Закрепление (беседа по вопросам) Расположите последовательно органы, образующие воздухоносные пути
В чем проявляется связь строения и функций органов дыхания? |
5-й этап 1 минута |
Итог урока Оценка знаний и выставление отметок |
6-й этап 2 минуты |
Домашнее задание Прочитать параграф 20 , ответить на вопросы. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.