Конспект урока "Органы Дыхания"
Оценка 4.7

Конспект урока "Органы Дыхания"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
биология
7 кл—8 кл
15.06.2023
Конспект урока "Органы Дыхания"
Конспект урока по теме Органы дыхвния.docx

Конспект урока по теме: «Дыхание и его значение. Органы дыхания»

 

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: объяснение с элементами беседы и демонстрацией слайдов презентации

Цель урока: раскрыть сущность процесса дыхания, его роль в обмене веществ и превращениях энергии в организме человека

 Задачи урока:

образовательные:

- сформировать понятие: о дыхании, его значении и органах дыхания;

-усвоить системы знаний о строении и функциях дыхательной системы;

развивающие:

- развивать понятие связи строения органов дыхания с их функцией;

- уметь применять полученные знания и умения на практике и в повседневной жизни;

воспитательные:

- способствовать формированию у школьников научной картины мира;

-уметь бороться с вредными привычками;

- продолжить формирование культуры труда.

Оборудование:

Изобразительные пособия: компьютер, проектор, презентация «Дыхание и его значение. Органы дыхания», мультимедийная презентация.

Литература:

Научная. Биология. 8 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник, А. А. Каменский, Г. Г. Швецов ; под ред. В. В. Пасечника ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, 2010. — 255 с.: ил. — (Академический школьный учебник) (Линия жизни).

Методическая. Пасечник В.В., Швецов Г.Г. Уроки биологии. 8 класс. Пособие для учителей общеобразоват. учреждений / под ред. В.В. Пасечника. – М.: Просвещение, 2012.

Пепеляева О.В., Сунцова И.В. Поурочные разработки по биологии: 8 класс. – 2-е изд, перераб. – М.: ВАКО, 2012. – 432 с. – (В помощь школьному учителю).

 

Содержание урока:

1-й этап

2 минуты

Организация урока:

Приветствие, проверка готовности класса к уроку, проверка отсутствующих

2-й этап

5 минут

Беседа

Вопрос 1

 

 

 

 

 

Вопрос 2

 

 

 

 

Вопрос 3

 

 

 

5 минут

Беседа

Вопрос 1

Вопрос 2

Вопрос 3

Опрос (проверка знаний)

 

 

Какие сердечно сосудистые заболевания человека вам известны? В чем они проявляются, каковы их возможные причины?

Предполагаемый ответ: Ишемическая болезнь, гипертоническая болезнь, пороки сердца, аритмии. Главные причины заболеваний сердечно-сосудистой системы — избыточный вес, малые физические нагрузки, злоупотребление спиртными напитками и курение.

Охарактеризуйте основные причины сердечно-сосудистых заболеваний.

Предполагаемый ответ: Главные причины заболеваний сердечно-сосудистой системы — избыточный вес, малые физические нагрузки, злоупотребление спиртными напитками и курение.

Каковы основные пути профилактики заболеваний сердечно-сосудистой системы?

Предполагаемый ответ: здоровый образ жизни, правильное питание, умеренные физические нагрузки.

Актуализация знаний

С какими системами органов тесно взаимосвязана сердечно-сосудистая система?

А в каких органах происходит газообмен?

А что называют дыханием?

Именно об этом мы поговорим с вами сегодня на уроке. Записываем число и тему сегодняшнего урока: «Дыхание, его значение. Органы дыхания» (Слайд 1)

3-й этап

20 минут

Демонстрация слайдов презентаци, объяснение нового материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Беседа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Демонстрация таблицы «Органы дыхания»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Беседа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Демонстрация таблицы «Гортань и органы полости рта при дыхании и глотании»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Беседа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнение задания

Изучение нового материала

Объяснение нового материала с использованием демонстрации презентации.

Учитель: Ещё в древности дыхание считали первопричиной жизни. Поговорка “Это нам нужно как воздух” доказывает это. Люди заметили, что без воздуха человек гибнет через несколько минут (самое большее через 6 минут). Люди долго не знали, что для дыхания одного человека в герметически закрытом помещении требуется 2мвоздуха на 1 час. Так в 1846 году на судне “Мери Сомс” погиб батальон солдат, укрывшийся во время бури в трюме, хотя судно осталось абсолютно невредимым.

Вопрос: Но для чего мы дышим? Какое значение для нас, как, впрочем, для любого живого организма, имеет дыхание?

Формула окисления: органические вещества + кислород = углекислый газ + вода + энергия.

Энергия необходима для жизнедеятельности организма: вы слушаете, смотрите, пишите. Я говорю, двигаюсь – на всё затрачивается энергия.

Вывод: Мы дышим ради получения энергии. Таким образом, кислород – основа жизнедеятельности организма.

Вопрос: Каким образом кислород поступает в клетки?

Ответ: Через кровь.

Вопрос: А как кислород проникает в кровь?

Ответ: Через лёгкие.

Ученикам предлагается дать определение процесса дыхания.

Определение: Дыхание – это процесс поступления Ов клетки организма, участие Ов реакциях окисления, удаление продуктов распада.

Учащиеся записывают определение дыхания в тетрадь.

Обмен газов между кровью и атмосферным воздухом происходит в органах дыхания – это лёгочное дыхание. Обмен газов между кровью и клетками тканей называется тканевым дыханием.

Обычно выделяют три этапа дыхания: 1) внешнее (лёгочное) дыхание — процесс обмена газами (газообмен) кислородом и углекислым газом между лёгкими и атмосферой; 2) транспортировка газов кровью — кислорода из лёгких в ткани и органы, а углекислого газа из тканей в лёгкие для удаления из организма; 3) тканевое дыхание — газообмен в тканях, в результате чего кислород используется для синтеза АТФ и образуется углекислый газ и вода.

Органы дыхания – это воздушные ворота в организм. Познакомимся со строением органов дыхания, проследим, какой путь проделывает воздух, прежде чем перейдёт в кровь, а обратно выделится углекислый газ.

I. Значение дыхания:

1. Обеспечение организма кислородом и использование его в окислительно-восстановительных реакциях.

2. Образование и удаление из организма углекислого газа и некоторых конечных продуктов обмена веществ: паров воды, аммиака и др.

3. Окисление (распад) органических соединений с высвобождением энергии, необходимой для физиологических функций организма

II. Строение органов дыхания

Дыхательные (воздухоносные) пути — это последовательно соединённые между собой полости и трубки, по которым воздух, содержащий кислород, из окружающей среды достигает лёгких. Различают верхние и нижние дыхательные пути.

Верхние воздухоносные пути начинаются с носовой полости.

Вопрос: А, может, было бы проще, чтобы воздух шёл через рот? Экономнее и лучше? Почему ребёнку говорят: дыши носом?

Рассказ про опыт с двумя кроликами. Взяли двух кроликов. Одному из них ввели в носовую полость трубочки, чтобы воздух проходил, не соприкасаясь со стенками носовой полости. Через несколько дней кролик умер, а другой, дышащий нормально, остался жив. Объясните, почему?

Вывод: В носовой полости воздух обеззараживается.

Вопрос: Что произойдёт, если в морозную погоду мы будем дышать ртом? Объясните почему.

Вывод: в носовой полости воздух обеззараживается, обогревается (с помощью кровеносных сосудов) + очищается от пыли и увлажняется.

Учащиеся записывают вывод в своих тетрадях.

Строение носовой полости.

 Носовая полость отделяется от ротовой особой перегородкой – нёбом. Носовая полость разделяется костно-хрящевой перегородкой (именно она придаёт форму носу) на правую и левую половины. В каждой из них находятся извилистые ходы, которые значительно увеличивают внутреннюю поверхность носовой полости

Вся носовая полость выстлана слизистым эпителием. Эпителий имеет специальные выросты – реснички и клетки, вырабатывающие слизь. А так же, в слизистой оболочке очень большое количество кровеносных сосудов.

Вопрос: Как вы считаете, для чего в носовой полости так много кровеносных сосудов?

Ответ: Для согревания.

Вопрос: А для чего реснички в слизистой оболочке?

Ответ: Очищение от пыли.

Если бы реснички не удаляли из дыхательных путей пыль, то за 70 лет в лёгких её скопилось бы 5 кг.

Вопрос: Для чего нужна слизь?

Ответ: Для увлажнения и обеззараживания, так как в слизи находятся лимфоциты и фагоциты.

Из носовой полости воздух попадает в носоглотку (верхняя часть глотки), а затем в глотку, с которой сообщается и ротовая полость. Поэтому мы можем дышать и через рот. Кстати, глотка как перекрёсток ведёт и в пищевой канал, и в дыхательное горло (трахею), которое начинается гортанью.

Строение гортани. 

От гортани начинаются нижние дыхательные пути.

Гортань имеет вид воронки, стенки которой образованы несколькими хрящами. Самый крупный их них – щитовидный. У мужчин он несколько выступает вперёд, образуя кадык. Вход в гортань во время проглатывания пищи закрывается хрящом – надгортанником.

Задание. Найдите гортань. Сделайте несколько глотательных движений. Что происходит с гортанью?

В узкой части гортани находятся 2 пары голосовых связок. Нижняя пара участвует в голосообразовании. Спереди связки прикрепляются к щитовидному хрящу, а сзади – к правому и левому черпаловидным хрящам. При движении черпаловидных хрящей связки могут сближаться и натягиваться.

У мужчин длина голосовых связок 20–24 мм, у женщин – 18-20 мм. Чем длиннее и толще голосовые связки, тем голос ниже. Голоса девочек и мальчиков практически не различаются, только у мальчиков в подростковом возрасте начинают меняться – ломаться (из-за неравномерного роста хрящей и связок). Чем сильнее колеблются голосовые связки, тем голос громче.

Но, оказывается, колебаний голосовых связок недостаточно. Для возникновения членораздельной речи необходимы определённые позиции языка, зубов, губ. Рот и носовая полость усиливают звук, обогащают его различными оттенками.

В мозгу существуют специальные центры речи. Они согласовывают работу мышц речевого аппарата и связаны с процессами сознания и мышления. Процесс образования речи называется артикуляцией и формируется у маленьких детей до 5-и лет.

Вывод. Значение гортани: глотание, образование звуков речи.

Из гортани воздух попадает в трахею.

Строение трахеи. 

Трахея – широкая трубка, которая состоит из 16-20 хрящевых полуколец и поэтому всегда открыта для поступления воздуха. Трахея расположена спереди от пищевода. Её мягкая сторона обращена к пищеводу. При прохождении пищи пищевод расширяется, и мягкая стенка трахеи не мешает этому.

Внутренняя стенка трахеи покрыта мерцательным эпителием, который выводит пылевые частицы из лёгких. В нижней части трахея делится на 2 бронха: бронхи имеют хрящевые кольца. Они входят в правое и левое лёгкое. В лёгких каждый из бронхов ветвится, подобно дереву, образуя бронхиолы. Бронхиолы заканчиваются альвеолами – лёгочными пузырьками, в которых происходит газообмен. Лёгочные пузырьки образуют губчатую массу, которая формирует лёгкое. Каждое лёгкое покрыто оболочкой – плеврой.

Носовая полость – носоглотка – гортань образуют верхние дыхательные пути.

Трахея и бронхи образуют нижние дыхательные пути.

4-й этап

5 минут

Беседа с демонстрацией слайдов и анимаций презентации

Вопрос 1

 

Вопрос 2

Закрепление (беседа по вопросам)

Расположите последовательно органы, образующие воздухоносные пути

В чем проявляется связь строения и функций органов дыхания?

5-й этап

1 минута

Итог урока

Оценка знаний и выставление отметок

6-й этап

2 минуты

Домашнее задание

Прочитать параграф 20 , ответить на вопросы.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Конспект урока по теме: « Дыхание и его значение

Конспект урока по теме: « Дыхание и его значение

Пепеляева О.В., Сунцова И.В. Поурочные разработки по биологии: 8 класс

Пепеляева О.В., Сунцова И.В. Поурочные разработки по биологии: 8 класс

Демонстрация слайдов презентаци, объяснение нового материала

Демонстрация слайдов презентаци, объяснение нового материала

Демонстрация таблицы «Органы дыхания»

Демонстрация таблицы «Органы дыхания»

Беседа

Беседа

Демонстрация таблицы «Гортань и органы полости рта при дыхании и глотании»

Демонстрация таблицы «Гортань и органы полости рта при дыхании и глотании»

Выполнение задания Изучение нового материала

Выполнение задания Изучение нового материала

Чем сильнее колеблются голосовые связки, тем голос громче

Чем сильнее колеблются голосовые связки, тем голос громче

Бронхиолы заканчиваются альвеолами – лёгочными пузырьками, в которых происходит газообмен

Бронхиолы заканчиваются альвеолами – лёгочными пузырьками, в которых происходит газообмен
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.06.2023