Конспект урока ОРКиСЭ "Пасха"; 4 класс
Оценка 4.9

Конспект урока ОРКиСЭ "Пасха"; 4 класс

Оценка 4.9
Работа в классе +1
docx
4 кл
27.06.2023
Конспект урока ОРКиСЭ "Пасха"; 4 класс
Цели: формирование понимания, что Пасха – главный праздник православных христиан, смысл их веры.
Урок по ОРКСЭ.docx

Урок по ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры") по теме "Пасха"

Цели: формирование понимания, что Пасха – главный праздник православных христиан, смысл их веры.

Задачи:

  • Обучающая: узнать о событиях, связанных со словами воскресенье, Пасха, Спаситель.
  • Развивающая: усвоить значение Поста, как приготовления христиан к празднованию Пасхи
  • Воспитательная: осознать, почему пасхальная радость в православной культуре воспринимается выше всех других радостей в жизни

Оборудование:

  • стихотворение А. Майкова о празднике Пасха;
  • запись колокольного звона на Пасху;
  • А. В. Кураев. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / А. В. Кураев. – М.: Просвещение, 2012;
  • презентация к уроку;
  • оборудование для игр: заготовки деревянных яиц (желательно для каждого ребёнка), желобки для катания яиц, шарфы для завязывания глаз.

ХОД УРОКА

Самоопределение к деятельности

Учитель: Посмотрите на иллюстрации. (Приложение 1. Слайд 2) Каким одним словом можно их объединить? (Праздники). Каким трём типам праздников соответствуют эти иллюстрации? (Пасха – религиозный, Масленица – календарный, День России – государственный). Как вы думаете, о каком празднике мы будем говорить сегодня на уроке. Почему? (На прошлом уроке мы говорили о распятии Христа, сегодня – о его воскрешении, т. е. о Пасхе).

Изучение нового материала

Учитель: Были недалеко от креста, на котором мучился Иисус Христос, и добрые люди, которые оплакивали Христа. Тяжелее всех было Матери Господа, сердце Её разрывалось от страданий, Она горько плакала. Видя это, Христос сказал Матери Своей, что Его ближайший ученик Иоанн (впоследствии его стали называть Иоанн Богослов) будет Её почитать и беречь. Своему любимому ученику(единственному, кто был при распятии) Иоанну молвил : «Се Мати твоя». То есть: не оставь Мою Мать, позаботься о Ней, как о родной. И до смерти Мария жила в доме Иоанна.
И вот Иисус совсем обессилел, громким голосом Он произнёс: «Боже мой! Боже мой! Для чего ты меня оставил!» После этого Христос испустил дух. Вдруг солнце померкло, по всей земле сделалась тьма, началось землетрясение, трескались каменные скалы. Завеса в Иерусалимском храме разодралась пополам. Страшно сделалось на земле. Люди в ужасе говорили: «И вправду он был Сын Божий». (Слайд 3)
Вечером один из веровавших в Иисуса богатый человек, Иосиф Аримафейский, упросил Пилата, чтобы тот позволил похоронить Иисуса. Пилат разрешил. Иосиф Аримафейский и Никодим – сняли с креста Тело Христа, завернули в плащаницу (чистое белое полотно) и положили во гроб (гробом служила пещера, высеченная в скале, которую Иосиф готовил для себя). Пещеру завалили большим камнем
.
По требованию иудейских первосвященников у гроба была поставлена стража, а к камню, закрывающему вход в пещеру, приложили печать, чтобы тело Христа никто не мог выкрасть
А старейшины боялись и мёртвого Христа и упросили Пилата поставить к пещере стражу на три дня. Они помнили слова Иисуса: «Через три дня воскресну». (Слайды 4-6)
По прошествии субботы ночью произошло сильное землетрясение, потому что ангел Господень, сошедший с небес, отвалил камень от входа в пещеру, и Господь Иисус Христос воскрес и восстал из гроба!
Вид ангела был подобен молнии, и одежда его была белой, как снег. Устрашившись его, стерегущие пещеру воины в трепете упали и стали как мертвые. Придя в себя, они пошли в город и объявили первосвященникам о всем случившемся. Собрав совещание со старейшинами, первосвященники дали воинам много денег и сказали: "Скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали. А если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его, и вас от неприятности избавим". Воины, взяв деньги, пошли и поступили так, как их научили первосвященники. (Слайд 7)
На рассвете Саломия – мать апостолов Иоанна и Иакова, Мария – мать Иакова "меньшого" и Иосии, и Мария Магдалина пришли в сад, где была пещера, чтобы помазать принесенными ароматами тело Иисуса. (Слайд 8)
Пока они шли, то с грустью говорили между собой: "Кто отвалит нам камень от двери гроба?" Подойдя ко гробу, женщины с удивлением увидели, что камень отвален, а он был очень большим. Войдя в пещеру, они увидели ангела, облаченного в белую одежду. Женщины ужаснулись, но ангел сказал им: "Не бойтесь! Ибо знаю. что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь – Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых..."
Поспешно выйдя из пещеры, женщины со страхом и великой радостью побежали возвестить ученикам о воскресении Христовом. (Слайд 9)

Заранее подготовленные ученики читают стихотворение А. Майкова

Ученик 1.

Пасха! В трубы золотые
Ангелы трубят с небес,
Будьте счастливы, все люди,
Радуйтесь! Христос воскрес!

Ученик 2.

Под напев молитв пасхальных    
И под звон колоколов
К нам летит весна из дальних,
Из полуденных краёв.    

Ученик 3.

Пасха наступила –
Радость охватила:
Иисус любимый,
Отстрадав, воскрес!
Поздравляю с праздником,
Чудом из чудес!

Ученик 4.

Христос воскрес! Христос воскрес!
Сияет солнышко с небес!
Зазеленел уж тёмный лес,
Христос воистину воскрес!

Работа по учебнику с. 28-29 (Воскресение Христа) (Слайд 10), в природе воскресение к жизни (Слайд 11)

Работа в группах

Учитель даёт задание каждой группе. Задания для каждой группы записаны на листочках. На работу отводится 5-7 минут. После самостоятельной работы  каждая группа отвечает на поставленный вопрос. Рассказы детей сопровождаются показом слайдов презентации  просмотром иллюстраций в учебнике.

1 группа.

Задание. Прочитать 1-3 абзац учебника с. 30. Ответить на вопрос: Как люди встречают пасху в храме. (Слайды 12-13)

Прослушивание записи пасхального колокольного звона.

2 группа.

Задание.

1. Найти ответ на вопрос на с. 30 учебника: Какой предмет является главным подарком этого праздника.
2. Прочитать текст, записанный на листочке и ответить на вопрос: Откуда пошёл обычай красить яйца на Пасху.

Текст для работы в группе

Для раскрашивания пасхальных яиц используют краски разных цветов, но красный – особо, а почему? Об этом существует особое предание. Узнав о чудесном воскресении Иисуса Христа, его ученики и последователи расходятся в разные концы света, чтобы возвестить о радостном событии: теперь смерти не надо бояться, ведь Иисус Христос её победил, сам воскрес и воскресит каждого человека, кто поверит в него, и любить людей будет так же, как Иисус.

У Марии Магдалины хватает смелости прийти даже к самому римскому императору Тиберию с этой чудесной вестью. Поскольку к императору было не принято приходить без подарков, а Мария не имеет почти ничего, она приходит с простым куриным яйцом, которое символизирует жизнь, ведь под скорлупой действительно находится скрытая от взгляда жизнь, которая в свой час выйдет в мир в виде маленького живого существа.

Мария рассказывает Тиберию о том, что Иисус Христос также вырвался из оков смерти и воскрес, но император только смеётся и говорит: «Этого так же не может быть, как не может это белое яйцо превратиться в красное», что и происходит к концу фразы Тиберия. В память об этом событии, символизирующем веру христиан в Воскресшего Спасителя, на Пасху красят яйца. (Слайды 14-15)

Рассказ учителя о способах украшать яйца.

Способов украшать яйца очень много. Их красили луковой шелухой или корой деревьев. Яйца, окрашенные в один цвет, называют крашенки. (Слайд 16) Если на этом фоне были пятна, полоски, крапинки другого цвета – это были крапанки. Ещё были писанки – яйца, раскрашенные от руки сюжетными или орнаментальными узорами. Самые распространённые орнаменты на писанках – солнечные знаки (круги, сочетания кругов, волнистые линии) – растительные мотивы ( цветы, листья, ветки, букеты, гирлянды) – бесконечные спирали, прямые и волнистые линии – символизируют движение. (Слайд 16) Деревенские умельцы готовили к Пасхе деревянные писанки(Слайд 17) В кондитерских продавали шоколадные яйца. (Слайд 18) А известные ювелиры создавали произведения искусства из фарфора, хрусталя, серебра, золота, стекла, камня. Самые известные – яйца фирмы Фаберже. (Слайд 18)

3 группа.

Задание

1. Найти ответ на вопрос на с. 31 учебника: Как и где продолжают встречать Пасху люди после ночной пасхальной службы.
2. Прочитать текст на листочке и рассказать, что такое кулич и пасха.

Текст для работы в группе

Сообразно традиции, в этот день православные христиане дарят друг другу крашеные варёные яйца и собираются за праздничным столом, чтобы после долгого Великого поста отведать пасхальные кушанья, то есть, кулич, пасху и яйца.

Творожная пасха – готовится из творога со сливками или сметаной, в виде пирамиды. Это символ пасхального веселья. Пасхальный кулич – это память о том, что Иисус Христос приходил к ученикам после своего Воскресения, вкушал с ними пищу. Если правильно приготовить, то кулич не черствеет 40 дней. Он символизирует присутствие Бога в мире и в человеческой жизни. Красота и ароматность выражает заботу Господа о каждом христианине. (Слайды 19-21)

4 группа

Задание. На листочке прочитать текст и ответить на вопросы.

1. Каким правилам люди придерживаются в Великий пост, который предшествует празднику Пасха.
2. Что обозначает каждый день недели перед Пасхой.

Текст для работы в группе

Значение каждого дня недели перед Пасхой:

  • Празднику предшествует Великий Пост, который длится 40 дней;
  • Люди молятся и воздерживаются от пищи (мясо, яйца, молоко и все молочные продукты не употребляют в пищу);
  • Стараются жить в тишине (нет развлечений);
  • Носят скромную одежду Скромность в поведении;

И в последнюю неделю верующие особенно готовятся.

С каждым днем Страстной седмицы связаны свои традиции и обычаи. 

В Великий понедельник, первый день страстной седмицы, необходимо привести в порядок свой дом: что-то покрасить, починить и т. д.

В старину в этот день крестьяне выходили рано утром на улицу и примечали, каким будет день. Если небосвод был чистым, а солнце на нем словно играло, то лето обещало быть хорошим, урожай — богатым, а все свадьбы, сыгранные в этом году, — счастливыми. Знающие люди в этот день умывались с золота, серебра и яйца, чтобы подольше сохранить молодость и не знать недостатка в деньгах.

В Великий вторник принято готовить праздничную одежду к Святому воскресенью.

В среду страстной седмицы по традиции проводили в доме генеральную уборку. Недаром следующий день называется Чистым четвергом.

В Великий четверг необходимо принести из церкви так называемую страстную свечу, которая помогает в лечении различных заболеваний. В этот же день готовят четверговую соль — обычную соль перепекают в печи, а потом освящают в церкви. Такая соль обладает удивительными целебными свойствами, с ее помощью вы потом сможете помочь и себе, и своим близким избавиться от всевозможных болезней, если они, не дай бог, вас одолеют. Также такая соль является прекрасным оберегом для семьи, дома, скота, огорода и т. д. Начиная с Великого четверга и до самой Пасхи из дому ничего не отдают.

Хозяйки в этот день готовят писанки, крашенки и блюдо из творога, называемое пасхой. Появление творожной пасхи на праздничном столе не случайно. Издревле молоко (и молочные продукты) наряду с хлебом (куличом) почиталось как сакральная, священная пища. Наши предки наделяли молоко целебными свойствами и связывали с такими понятиями, как сила и плодородие.
Еще с языческих времен яйца на Руси воспринимались как символ возрождения и обновления, плодовитости и жизненной силы, а яйцо, крашенное в красный цвет, считалось знаком Солнца — могучего светила, дарующего жизнь всему на Земле.
Четверг Страстной недели очень значителен и имеет большую магическую силу. В этот день бытует много различных примет и, конечно же, обрядов. С самого раннего утра в каждой семье все стараются умыться с «серебрушки», то есть с серебряной монетки или ложки. По поверью, подобное умывание одаривает человека не только крепким здоровьем, но и красотой. Больных в Великий четверг умывают с одолженных у соседей «серебрушек». Самой сильной серебряной монетой считается та, которую украли. Такую монету не тратят, а берегут: ею лечатся, привораживают и на ней гадают.

В Страстную пятницу когда, согласно церковным преданиям, Христос был распят и умирал на Кресте, верующие не должны вкушать пищу. В этот же день хозяйки готовят куличи. Перед тем как приняться за работу, прочитайте «Отче наш», а потом со словами «Господи, благослови» начинайте замешивать тесто. Помните: чтобы кулич получился пышным и вкусным, никто не должен видеть тесто, а когда он будет стоять в духовке, нельзя громко разговаривать и хлопать дверью.
В последнюю пятницу перед Пасхой оботрите тряпкой все утлы в доме и уберите ее подальше от чужих глаз. Такой тряпкой обычно лечат больные поясницу (обвязывают ее вокруг талии) и ноги (вытирают их после мытья в бане). А печная зола, взятая в этот день, помогает в лечении алкоголизма, сглаза и смертной тоски.

Великая суббота — это день печали, когда верующие скорбят о Спасителе. Именно в этот день вечером в церквях начинаются пасхальные службы. Если же вы по каким-то причинам не можете посетить всенощную, то все равно не должны ложиться спать.
Само собой, все подготовительные работы, приуроченные к празднику — стряпня, покраска яиц, — должны быть закончены до Светлого воскресенья. Утром в Пасху умываются водой, оставленной с Чистого четверга. В нее хорошо положить какую-нибудь серебряную вещицу или ложку, можно монетку. Умывшись такой водой, вы привлечете к себе красоту и богатство.
Все без исключения начинают 
пасхальное воскресенье словами: "Христос воскресе — Воистину воскресе". Нужно всем своим родственникам, всем своим домашним объяснить, что делать это необходимо. Не нужно стесняться, а уж тем более смеяться над этим древним обычаем, иначе Господь отвернется от вашей семьи. (Слайды 22-28)

Учитель: На Пасху было традицией играть в игры. Сейчас мы с вами познакомимся с некоторыми из них. (Слайды 29-31).
(Дети на слайде читают условие игры, устно воспроизводят информацию. Игры можно проводить в парах, по группам).

Рефлексия

Обсуждение в группах вопросов:

  • На уроке нам понравилось …
  • На уроке нам запомнилось …
  • Я смогу рассказать о…

 

Скачано с www.znanio.ru

Урок по ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры") по теме "Пасха"

Урок по ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры") по теме "Пасха"

Они помнили слова Иисуса: «Через три дня воскресну»

Они помнили слова Иисуса: «Через три дня воскресну»

Задание. Прочитать 1-3 абзац учебника с

Задание. Прочитать 1-3 абзац учебника с

Он символизирует присутствие Бога в мире и в человеческой жизни

Он символизирует присутствие Бога в мире и в человеческой жизни

В Страстную пятницу когда, согласно церковным преданиям,

В Страстную пятницу когда, согласно церковным преданиям,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.06.2023