Технологическая карта урока "Предложный падеж"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 23.06.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала тех карта предложный падеж.docx

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема урока: Предложный падеж имён существительных.

Класс: 4

Цель урока: Научить детей определять предложный падеж у имен существительных.

Задачи урока:

Дидактические

Формировать умение правильно употреблять имена существительные в предложном падеже в речи.

Развивающие

Развивать умение правильно писать безударные падежные окончания имен существительных.

Воспитательные

Воспитывать навык самостоятельности.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая)

Дидактические средства,

интерактивное оборудование

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П-познавательные, Р - регулятивные, К - коммуникативные)

Личностные

I этап. Мотивация к деятельности. 

 

 

Мотивировать учащихся к изучению темы.

 

Словесный, наглядный

Эпиграф урока.     (Слайд 2)

Учите, дети, русский к ряду.

Учите с душой, с усердием, трудом.

Вас ждёт великая награда

И та награда в нём самом…

(М. В. Ломоносов)

- С какой просьбой обращается Ломоносов к детям?

- Как вы понимаете значение слова «награда»?

- Обратимся к Словарю Ожегова. (Награда – новые открытия, знания о языке.)             (Слайд 3)

Вот мы сегодня и отправимся с вами за новыми открытиями и знаниями.

Воспринимают речь учителя.

Ф

Презентация

 

Р – умение быстро организоваться.

П – воспринимать речь учителя

Самоопределение

II этап. Орфографические минутки.

 

Организовать работу в тетради.

Словесный, наглядный

Наш урок начинается с минутки чистописания. (слайд 4)

С какой буквой мы будем работать?

- Что вы о ней знаете?

- Что написано на другой строчке?

- Сколько слогов в каждом слове?

- В каком слове букв больше, чем звуков? Докажите?

- Почему первое слово с большой буквы?

- Какой частью речи являются эти слова?

- Как изменяются имена существительные?

- Определите склонение имен существительных.

- Посмотрите на третью строчку.

(Слайд 5) Прочитайте её.

- Назовите грамматическую основу.

- Дайте характеристику предложения.

 

 

 

 

 

Пп

 

 

 

 

Слова.

 

 

 

 

 

 

 

 

Имя собственное.

 

 

 

 

Род, число, падеж.

Ф

Презентация, рабочая тетрадь.

 

П – Развивать умение осознанно строить речевое высказывание. 

 

III этап. Постановка темы и цели у рока.

 

Организовать работу по презентации, определить тему и цель урока.

Словесный, наглядный

Вот уже несколько уроков подряд мы с вами изучаем падежи. Посмотрите на экран. 

(Слайд 6-12)

Что вы заметили?

Нужно навести порядок. Давайте заполним таблицу.

- Вы наверное заметили, что какого-то падежа нет.

- Какова тема нашего урока?

- Что мы знаем о П.п?

Определите задачи урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы и вспомогательные слова отсутствуют.

 

 

 

Предложный падеж.

 

 

Предложный падеж имен сущ.

Вопросы.

Узнать о предложном падеже вспомогательное слово,  с какими предлогами употребляется, чем является в предложении, научиться распознавать П.п.

Ф

Презентация

 

Р – формулировать цель урока на основе соотнесения того, что уже известно с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

Осознавать значимость в русском языке предложного падежа имени существительного; соблюдать культуру письма, писать аккуратно и красиво.

IV этап.          Работа по теме урока.

 

Организовать работу по изучению нового материала, создать условия для развития эмоционально-чувственной сферы;

Словесный

- Итак, ребята, начинается самое трудное на нашем уроке – исследование предложного падежа.

1.Вспомогательные слова.

 (Слайд 13)

- Я не случайно взяла эпиграфом к уроку слова М. В. Ломоносова. Именно М. В. Ломоносов дал название шестому падежу русского языка.

В древнеславянском языке этот падеж называли воспитательным, потому что он призывал заботиться, думать о ком-то, предлагать помощь. Затем его назвали местным, так как предложный падеж указывал на место действия.

- Почему Ломоносов назвал этот падеж предложным?

- Какое вспомогательное слово помогает отличить этот падеж от других? (думать, заботиться)

2. Роль в предложении   (Слайд 14)

- Составьте два предложения.

- Найдите основу предложения.

- Задайте вопрос и определите падеж имён существительных.

Дедушка, в воздухе, рассказывал, листочки, о внуке, кружились.

- Разбор 1 предложения по членам предложения.

Дедушка рассказывал о внуке.

- Разбор 2 предложения по членам предложения.

В воздухе кружились листочки.

- Сделайте вывод.

3.Предлоги   (Слайд 15)

Предложный падеж так называют, потому что он употребляется только с предлогами.

- Проведём следующее исследование, и выясним, с какими предлогами употребляется существительные в предложном падеже? (слайд 16)

- Назовите слова с предлогом.

- Назовите предлоги, с которыми употребляются существительные в предложном падеже.

- Сделайте вывод о предлогах О, ОБ.

Выделите окончания им.сущ в ед.ч. в П.п и определите склонение. Сделайте вывод.

Приведите примеры им.сущ. 3 скл. В П.п.

Отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Им. Сущ. В П.п. отвечает на вопросы о ком?, о чём?  В предложении являются второстепенным членом предложения.

 

Ф

Презентация, рабочая тетрадь

Умение распознавать имена существительные в предложном падеже; находить имена существительные в предложном падеже в тексте и применять их в речи.

 

 

Физкультминутка

Физическая и эмоциональная разрядка учащихся.

Словесный, наглядный  

Мы пройдёмся по дорожке

Чтобы отдохнули ножки,

Мы пройдёмся по дорожке.

Но дорожка не простая -

Нас от парт не отпускает. (Ходьба на месте.)

Голову тяну к плечу,

Шею я размять хочу.

В стороны разок-другой

Покачаю головой. (Вращение головой вправо и влево.)

Пальцы ставим мы к плечам,

Руки будем мы вращать.

Круг вперёд,

другой - вперёд,

А потом наоборот. (Руки к плечам, вращение вперёд и назад.)

Хорошо чуть-чуть размяться.

Снова сядем заниматься. (Дети садятся за парты.)

Слушают, повторяют движения за учителем.

Ф

 

 

 

 

V этап. Закрепление пройденного материала.

 

Применять правила; научиться писать без ошибок.

Словесный, практический  

 Откройте учебник на стр.121  Упр 227.

Проверьте по таблице наши выводы в маршрутном листе.

Назовите окончания имен существительных в предложном падеже.

 Приведите примеры 1скл, 2 скл, 3скл.

 Как проверить написание безударного окончания имени существительного в предложном падеже?

 Какие слова можно подставить?

Им сущ. какого склонения имеют в П.п. одинаковые окончания?

(Слайд 17-23)

- В каких окошках зажгутся огни? Найдите в стихах существительные в П.п. с предлогом.(Проверка на слайде)

- Молодцы, мне бы хотелось, чтобы вы показали, как запомнили падежи.

- Подчеркнуть имена существительные, стоящие в предложном падеже. Указать падеж.

I вариант

Блестела на траве, проехать по улице, выбрались из чащи, построил дачу, работал на почте.

II вариант

Рассказ о книге, запахло сыростью, идём по дороге, видел белку, читал о космосе.

- Проверьте работу своего товарища. Если задание выполнено правильно, поставьте рядом со словосочетанием «+», если не согласны – «-».

Работают по учебнику в тетради.

Ф

Учебник, рабочая тетрадь, презентация

 

П - использовать приобретенные знания для выполнения задания;

 

 

VI этап. Домашнее задание.

Дать инструктаж по выполнению домашнего задания; разъяснить критерии его успешного выполнения.

Словесный

Запишите домашнее задание в дневник стр. 121 упр. 228

Записывают домашнее задание в дневник.

Ф

 

 

 

 

VII этап. Рефлексия учебной деятельности.

 

Адекватно оценивать собственное поведение.

Словесный

- Что нового узнали?

- Давайте вспомним цели урока.

- Какие учебные задачи стояли на уроке?

 

Отвечают на вопросы

Ф

 

 

Р - учиться давать оценку выполненной работы

П - умение структурировать

знания;

 

Выполняет рефлексивную самооценку, анализирует свои действия и управляет ими;

 

Практикант допущен к проведению занятия.

 

Подпись учителя: ____________