Технологическая карта урока "Предложный падеж"
Оценка 4.8

Технологическая карта урока "Предложный падеж"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
4 кл
23.06.2023
Технологическая карта  урока "Предложный падеж"
тех карта предложный падеж.docx

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема урока: Предложный падеж имён существительных.

Класс: 4

Цель урока: Научить детей определять предложный падеж у имен существительных.

Задачи урока:

Дидактические

Формировать умение правильно употреблять имена существительные в предложном падеже в речи.

Развивающие

Развивать умение правильно писать безударные падежные окончания имен существительных.

Воспитательные

Воспитывать навык самостоятельности.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая)

Дидактические средства,

интерактивное оборудование

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П-познавательные, Р - регулятивные, К - коммуникативные)

Личностные

I этап. Мотивация к деятельности. 

 

 

Мотивировать учащихся к изучению темы.

 

Словесный, наглядный

Эпиграф урока.     (Слайд 2)

Учите, дети, русский к ряду.

Учите с душой, с усердием, трудом.

Вас ждёт великая награда

И та награда в нём самом…

(М. В. Ломоносов)

- С какой просьбой обращается Ломоносов к детям?

- Как вы понимаете значение слова «награда»?

- Обратимся к Словарю Ожегова. (Награда – новые открытия, знания о языке.)             (Слайд 3)

Вот мы сегодня и отправимся с вами за новыми открытиями и знаниями.

Воспринимают речь учителя.

Ф

Презентация

 

Р – умение быстро организоваться.

П – воспринимать речь учителя

Самоопределение

II этап. Орфографические минутки.

 

Организовать работу в тетради.

Словесный, наглядный

Наш урок начинается с минутки чистописания. (слайд 4)

С какой буквой мы будем работать?

- Что вы о ней знаете?

- Что написано на другой строчке?

- Сколько слогов в каждом слове?

- В каком слове букв больше, чем звуков? Докажите?

- Почему первое слово с большой буквы?

- Какой частью речи являются эти слова?

- Как изменяются имена существительные?

- Определите склонение имен существительных.

- Посмотрите на третью строчку.

(Слайд 5) Прочитайте её.

- Назовите грамматическую основу.

- Дайте характеристику предложения.

 

 

 

 

 

Пп

 

 

 

 

Слова.

 

 

 

 

 

 

 

 

Имя собственное.

 

 

 

 

Род, число, падеж.

Ф

Презентация, рабочая тетрадь.

 

П – Развивать умение осознанно строить речевое высказывание. 

 

III этап. Постановка темы и цели у рока.

 

Организовать работу по презентации, определить тему и цель урока.

Словесный, наглядный

Вот уже несколько уроков подряд мы с вами изучаем падежи. Посмотрите на экран. 

(Слайд 6-12)

Что вы заметили?

Нужно навести порядок. Давайте заполним таблицу.

- Вы наверное заметили, что какого-то падежа нет.

- Какова тема нашего урока?

- Что мы знаем о П.п?

Определите задачи урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы и вспомогательные слова отсутствуют.

 

 

 

Предложный падеж.

 

 

Предложный падеж имен сущ.

Вопросы.

Узнать о предложном падеже вспомогательное слово,  с какими предлогами употребляется, чем является в предложении, научиться распознавать П.п.

Ф

Презентация

 

Р – формулировать цель урока на основе соотнесения того, что уже известно с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

Осознавать значимость в русском языке предложного падежа имени существительного; соблюдать культуру письма, писать аккуратно и красиво.

IV этап.          Работа по теме урока.

 

Организовать работу по изучению нового материала, создать условия для развития эмоционально-чувственной сферы;

Словесный

- Итак, ребята, начинается самое трудное на нашем уроке – исследование предложного падежа.

1.Вспомогательные слова.

 (Слайд 13)

- Я не случайно взяла эпиграфом к уроку слова М. В. Ломоносова. Именно М. В. Ломоносов дал название шестому падежу русского языка.

В древнеславянском языке этот падеж называли воспитательным, потому что он призывал заботиться, думать о ком-то, предлагать помощь. Затем его назвали местным, так как предложный падеж указывал на место действия.

- Почему Ломоносов назвал этот падеж предложным?

- Какое вспомогательное слово помогает отличить этот падеж от других? (думать, заботиться)

2. Роль в предложении   (Слайд 14)

- Составьте два предложения.

- Найдите основу предложения.

- Задайте вопрос и определите падеж имён существительных.

Дедушка, в воздухе, рассказывал, листочки, о внуке, кружились.

- Разбор 1 предложения по членам предложения.

Дедушка рассказывал о внуке.

- Разбор 2 предложения по членам предложения.

В воздухе кружились листочки.

- Сделайте вывод.

3.Предлоги   (Слайд 15)

Предложный падеж так называют, потому что он употребляется только с предлогами.

- Проведём следующее исследование, и выясним, с какими предлогами употребляется существительные в предложном падеже? (слайд 16)

- Назовите слова с предлогом.

- Назовите предлоги, с которыми употребляются существительные в предложном падеже.

- Сделайте вывод о предлогах О, ОБ.

Выделите окончания им.сущ в ед.ч. в П.п и определите склонение. Сделайте вывод.

Приведите примеры им.сущ. 3 скл. В П.п.

Отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Им. Сущ. В П.п. отвечает на вопросы о ком?, о чём?  В предложении являются второстепенным членом предложения.

 

Ф

Презентация, рабочая тетрадь

Умение распознавать имена существительные в предложном падеже; находить имена существительные в предложном падеже в тексте и применять их в речи.

 

 

Физкультминутка

Физическая и эмоциональная разрядка учащихся.

Словесный, наглядный  

Мы пройдёмся по дорожке

Чтобы отдохнули ножки,

Мы пройдёмся по дорожке.

Но дорожка не простая -

Нас от парт не отпускает. (Ходьба на месте.)

Голову тяну к плечу,

Шею я размять хочу.

В стороны разок-другой

Покачаю головой. (Вращение головой вправо и влево.)

Пальцы ставим мы к плечам,

Руки будем мы вращать.

Круг вперёд,

другой - вперёд,

А потом наоборот. (Руки к плечам, вращение вперёд и назад.)

Хорошо чуть-чуть размяться.

Снова сядем заниматься. (Дети садятся за парты.)

Слушают, повторяют движения за учителем.

Ф

 

 

 

 

V этап. Закрепление пройденного материала.

 

Применять правила; научиться писать без ошибок.

Словесный, практический  

 Откройте учебник на стр.121  Упр 227.

Проверьте по таблице наши выводы в маршрутном листе.

Назовите окончания имен существительных в предложном падеже.

 Приведите примеры 1скл, 2 скл, 3скл.

 Как проверить написание безударного окончания имени существительного в предложном падеже?

 Какие слова можно подставить?

Им сущ. какого склонения имеют в П.п. одинаковые окончания?

(Слайд 17-23)

- В каких окошках зажгутся огни? Найдите в стихах существительные в П.п. с предлогом.(Проверка на слайде)

- Молодцы, мне бы хотелось, чтобы вы показали, как запомнили падежи.

- Подчеркнуть имена существительные, стоящие в предложном падеже. Указать падеж.

I вариант

Блестела на траве, проехать по улице, выбрались из чащи, построил дачу, работал на почте.

II вариант

Рассказ о книге, запахло сыростью, идём по дороге, видел белку, читал о космосе.

- Проверьте работу своего товарища. Если задание выполнено правильно, поставьте рядом со словосочетанием «+», если не согласны – «-».

Работают по учебнику в тетради.

Ф

Учебник, рабочая тетрадь, презентация

 

П - использовать приобретенные знания для выполнения задания;

 

 

VI этап. Домашнее задание.

Дать инструктаж по выполнению домашнего задания; разъяснить критерии его успешного выполнения.

Словесный

Запишите домашнее задание в дневник стр. 121 упр. 228

Записывают домашнее задание в дневник.

Ф

 

 

 

 

VII этап. Рефлексия учебной деятельности.

 

Адекватно оценивать собственное поведение.

Словесный

- Что нового узнали?

- Давайте вспомним цели урока.

- Какие учебные задачи стояли на уроке?

 

Отвечают на вопросы

Ф

 

 

Р - учиться давать оценку выполненной работы

П - умение структурировать

знания;

 

Выполняет рефлексивную самооценку, анализирует свои действия и управляет ими;

 

Практикант допущен к проведению занятия.

 

Подпись учителя: ____________

 


 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

С какой просьбой обращается Ломоносов к детям? -

С какой просьбой обращается Ломоносов к детям? -

Почему первое слово с большой буквы? -

Почему первое слово с большой буквы? -

Какова тема нашего урока? - Что мы знаем о

Какова тема нашего урока? - Что мы знаем о

В древнеславянском языке этот падеж называли воспитательным, потому что он призывал заботиться, думать о ком-то, предлагать помощь

В древнеславянском языке этот падеж называли воспитательным, потому что он призывал заботиться, думать о ком-то, предлагать помощь

Дедушка, в воздухе, рассказывал, листочки, о внуке, кружились

Дедушка, в воздухе, рассказывал, листочки, о внуке, кружились

Назовите слова с предлогом. -

Назовите слова с предлогом. -

В стороны разок-другой Покачаю головой

В стороны разок-другой Покачаю головой

Как проверить написание безударного окончания имени существительного в предложном падеже?

Как проверить написание безударного окончания имени существительного в предложном падеже?

Указать падеж. I вариант Блестела на траве, проехать по улице, выбрались из чащи, построил дачу, работал на почте

Указать падеж. I вариант Блестела на траве, проехать по улице, выбрались из чащи, построил дачу, работал на почте

VI этап. Домашнее задание.

VI этап. Домашнее задание.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.06.2023