ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Тема урока: Предложный падеж имён существительных.
Класс: 4
Цель урока: Научить детей определять предложный падеж у имен существительных.
Задачи урока: |
|
Дидактические |
Формировать умение правильно употреблять имена существительные в предложном падеже в речи. |
Развивающие |
Развивать умение правильно писать безударные падежные окончания имен существительных. |
Воспитательные |
Воспитывать навык самостоятельности. |
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап урока |
Образовательная задача этапа урока |
Методы и приемы работы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая) |
Дидактические средства, интерактивное оборудование |
Планируемые результаты |
||
Предметные |
Метапредметные (П-познавательные, Р - регулятивные, К - коммуникативные) |
Личностные |
|||||||
I этап. Мотивация к деятельности.
|
Мотивировать учащихся к изучению темы.
|
Словесный, наглядный |
Эпиграф урока. (Слайд 2) Учите, дети, русский к ряду. Учите с душой, с усердием, трудом. Вас ждёт великая награда И та награда в нём самом… (М. В. Ломоносов) - С какой просьбой обращается Ломоносов к детям? - Как вы понимаете значение слова «награда»? - Обратимся к Словарю Ожегова. (Награда – новые открытия, знания о языке.) (Слайд 3) Вот мы сегодня и отправимся с вами за новыми открытиями и знаниями. |
Воспринимают речь учителя. |
Ф |
Презентация |
|
Р – умение быстро организоваться. П – воспринимать речь учителя |
Самоопределение |
II этап. Орфографические минутки.
|
Организовать работу в тетради. |
Словесный, наглядный |
Наш урок начинается с минутки чистописания. (слайд 4) С какой буквой мы будем работать? - Что вы о ней знаете? - Что написано на другой строчке? - Сколько слогов в каждом слове? - В каком слове букв больше, чем звуков? Докажите? - Почему первое слово с большой буквы? - Какой частью речи являются эти слова? - Как изменяются имена существительные? - Определите склонение имен существительных. - Посмотрите на третью строчку. (Слайд 5) Прочитайте её. - Назовите грамматическую основу. - Дайте характеристику предложения. |
Пп
Слова.
Имя собственное.
Род, число, падеж. |
Ф |
Презентация, рабочая тетрадь. |
|
П – Развивать умение осознанно строить речевое высказывание. |
|
III этап. Постановка темы и цели у рока.
|
Организовать работу по презентации, определить тему и цель урока. |
Словесный, наглядный |
Вот уже несколько уроков подряд мы с вами изучаем падежи. Посмотрите на экран. (Слайд 6-12) Что вы заметили? Нужно навести порядок. Давайте заполним таблицу. - Вы наверное заметили, что какого-то падежа нет. - Какова тема нашего урока? - Что мы знаем о П.п? Определите задачи урока. |
Вопросы и вспомогательные слова отсутствуют.
Предложный падеж.
Предложный падеж имен сущ. Вопросы. Узнать о предложном падеже вспомогательное слово, с какими предлогами употребляется, чем является в предложении, научиться распознавать П.п. |
Ф |
Презентация |
|
Р – формулировать цель урока на основе соотнесения того, что уже известно с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; |
Осознавать значимость в русском языке предложного падежа имени существительного; соблюдать культуру письма, писать аккуратно и красиво. |
IV этап. Работа по теме урока.
|
Организовать работу по изучению нового материала, создать условия для развития эмоционально-чувственной сферы; |
Словесный |
- Итак, ребята, начинается самое трудное на нашем уроке – исследование предложного падежа. 1.Вспомогательные слова. (Слайд 13) - Я не случайно взяла эпиграфом к уроку слова М. В. Ломоносова. Именно М. В. Ломоносов дал название шестому падежу русского языка. В древнеславянском языке этот падеж называли воспитательным, потому что он призывал заботиться, думать о ком-то, предлагать помощь. Затем его назвали местным, так как предложный падеж указывал на место действия. - Почему Ломоносов назвал этот падеж предложным? - Какое вспомогательное слово помогает отличить этот падеж от других? (думать, заботиться) 2. Роль в предложении (Слайд 14) - Составьте два предложения. - Найдите основу предложения. - Задайте вопрос и определите падеж имён существительных. Дедушка, в воздухе, рассказывал, листочки, о внуке, кружились. - Разбор 1 предложения по членам предложения. Дедушка рассказывал о внуке. - Разбор 2 предложения по членам предложения. В воздухе кружились листочки. - Сделайте вывод. 3.Предлоги (Слайд 15) Предложный падеж так называют, потому что он употребляется только с предлогами. - Проведём следующее исследование, и выясним, с какими предлогами употребляется существительные в предложном падеже? (слайд 16) - Назовите слова с предлогом. - Назовите предлоги, с которыми употребляются существительные в предложном падеже. - Сделайте вывод о предлогах О, ОБ. Выделите окончания им.сущ в ед.ч. в П.п и определите склонение. Сделайте вывод. Приведите примеры им.сущ. 3 скл. В П.п. |
Отвечают на вопросы
Им. Сущ. В П.п. отвечает на вопросы о ком?, о чём? В предложении являются второстепенным членом предложения.
|
Ф |
Презентация, рабочая тетрадь |
Умение распознавать имена существительные в предложном падеже; находить имена существительные в предложном падеже в тексте и применять их в речи. |
|
|
Физкультминутка |
Физическая и эмоциональная разрядка учащихся. |
Словесный, наглядный |
Мы пройдёмся по дорожке Чтобы отдохнули ножки, Мы пройдёмся по дорожке. Но дорожка не простая - Нас от парт не отпускает. (Ходьба на месте.) Голову тяну к плечу, Шею я размять хочу. В стороны разок-другой Покачаю головой. (Вращение головой вправо и влево.) Пальцы ставим мы к плечам, Руки будем мы вращать. Круг вперёд, другой - вперёд, А потом наоборот. (Руки к плечам, вращение вперёд и назад.) Хорошо чуть-чуть размяться. Снова сядем заниматься. (Дети садятся за парты.) |
Слушают, повторяют движения за учителем. |
Ф |
|
|
|
|
V этап. Закрепление пройденного материала.
|
Применять правила; научиться писать без ошибок. |
Словесный, практический |
Откройте учебник на стр.121 Упр 227. Проверьте по таблице наши выводы в маршрутном листе. Назовите окончания имен существительных в предложном падеже. Приведите примеры 1скл, 2 скл, 3скл. Как проверить написание безударного окончания имени существительного в предложном падеже? Какие слова можно подставить? Им сущ. какого склонения имеют в П.п. одинаковые окончания? (Слайд 17-23) - В каких окошках зажгутся огни? Найдите в стихах существительные в П.п. с предлогом.(Проверка на слайде) - Молодцы, мне бы хотелось, чтобы вы показали, как запомнили падежи. - Подчеркнуть имена существительные, стоящие в предложном падеже. Указать падеж. I вариант Блестела на траве, проехать по улице, выбрались из чащи, построил дачу, работал на почте. II вариант Рассказ о книге, запахло сыростью, идём по дороге, видел белку, читал о космосе. - Проверьте работу своего товарища. Если задание выполнено правильно, поставьте рядом со словосочетанием «+», если не согласны – «-». |
Работают по учебнику в тетради. |
Ф |
Учебник, рабочая тетрадь, презентация |
|
П - использовать приобретенные знания для выполнения задания;
|
|
VI этап. Домашнее задание. |
Дать инструктаж по выполнению домашнего задания; разъяснить критерии его успешного выполнения. |
Словесный |
Запишите домашнее задание в дневник стр. 121 упр. 228 |
Записывают домашнее задание в дневник. |
Ф |
|
|
|
|
VII этап. Рефлексия учебной деятельности.
|
Адекватно оценивать собственное поведение. |
Словесный |
- Что нового узнали? - Давайте вспомним цели урока. - Какие учебные задачи стояли на уроке?
|
Отвечают на вопросы |
Ф |
|
|
Р - учиться давать оценку выполненной работы П - умение структурировать знания;
|
Выполняет рефлексивную самооценку, анализирует свои действия и управляет ими; |
Практикант допущен к проведению занятия.
Подпись учителя: ____________
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.