Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза И.В.Королькова»
Конспект урока по курсу:
«Основы религиозных культур и светской этики»
Модуль: « ОСНОВЫ СВЕТКОЙ ЭТИКИ»
Тема урока: «Свобода и ответственность»
Составила учитель начальных классов
Самойленко Татьяна Сергеевна
Класс: 4
Тема урока: «Свобода и ответственность».
Дидактическая цель: создать условия для формирования у учащихся представлений о моральных нормах поведения людей посредством осознания и осмысления связи свободы, нравственного выбора и ответственности человека, их первичное закрепление средствами технологии группового самостоятельного обучения.
Тип урока: комбинированный, осмысление новых знаний.
Цели по содержанию:
а) образовательная: способствовать формированию представления о свободе и ответственности с помощью групповых и индивидуальных творческих заданий.
б) развивающая: формировать умение оценивать формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.
в) воспитательная: способствовать пониманию значения нравственности, морально ответственного поведения человека; воспитание уважения к людям, к окружающему миру, к самому себе;
Формы организации учебной деятельности: групповая, фронтальная.
Методы: частично-поисковый.
Средства обучения: учебник; ЦОРЫ, опорные листы, предметы для групповой работы, иллюстративный материал.
Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, учебник, раздаточный материал.
Планируемые результаты:
- личностные: имеют первоначальные представления о морали и нравственности (свобода, ответственность), проявляют эмоциональное восприятие поступков других людей;
- метапредметные: регулятивные – принимают позицию активного участника в обсуждении изучаемой темы, участвуют в оценке результатов деятельности; коммуникативные – понимают содержания вопросов, используют доступные речевые средства; познавательные – осознанно и произвольно строят свои высказывания, понимают смысл текста при чтении, объясняют значение понятий;
- предметные: стремятся к приобретению комплекса знаний по предмету
Ход урока.
Структура |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Организационный момент. |
Готовит учащихся к проведению урока. Создаёт условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность. (слайд 2)
|
формируют группы, выбирают лидера-эксперта (4 группы по 6 чел.)
|
Целеполагание и мотивация |
Проводит словарный диктант по содержанию изученных тем в виде блиц-опроса. Приложение 1 (слайд 3) Организует эвристическую беседу по эпиграфу к уроку (слайд 4) предлагает поразмышлять и попробовать объяснить его значение. Учитель сообщает о целях и задачах урока. (слайд 5)
|
Отвечают на вопросы учителя.
Записывают тему урока, выбирают цель и пишут в рабочий лист. |
Актуализация знаний и умений |
Учитель предлагает выполнить задание 1: подобрать однокоренные слова к слову – ответственность. Приложение 2.
|
Записывают слова в листок и зачитывают.
|
Изучение нового материала:
а) первичное усвоение,
б) осознание и осмысление учебного материала |
Ø Организует творческую работу учащихся в группах: определить, что главное можно сделать с этим предметом. 1 –нитки 2 - лист бумаги 3- кусочек ваты 4- газета Каждая группа получает алгоритм работы (Приложение №3) Направляет самостоятельную познавательную деятельность учащихся. Наблюдает, советует. Ø Организует беседу по результатам работы, и делают вывод, Ø Предлагает с помощью учебной статьи выполнить задания 2 и 3 в рабочем листе. Ø Предлагает послушать стихотворение «На речке» и ответить на вопрос; -почему именно это стихотворение прозвучало на сегодняшнем уроке? -О какой ответственности идёт речь? Ø Предлагает с помощью учебной статьи выполнить задание 4 в рабочем листе. (слайд 6) Ø Учитель предлагает детям выразить своё мнение по прочитанным мудрым мыслям на тему «Ответственность». (слайд7, 8)
|
Работают в группах, выстраивая свой ответ по определённому алгоритму. (Приложение 3) Представление работы группы: 1 ученик – докладчик, остальные слушают и дополняют.
Делают вывод что, предмет может быть один, а решения о его использовании разные.
На основе текста учебника учащиеся заканчивают предложения и записывают в листок, по желанию зачитывают.
Выступают заранее подготовленные учащиеся. Отвечают устно на вопросы.
Самостоятельно заполняют схему.
Занимают место в классе, соответствующее их мнению по заранее подготовленным табличкам и объясняют их смысл с позиции разговора об ответственности (одновременно выполняют элементы физминутки).
|
Проверка и оценка |
Проводит практическое задание в группах с целью проверки усвоения материала. (Приложение 4): рассмотреть ситуации и определить последствия поступков. Организует индивидуальную работу: задание 5 в рабочем листе. |
Обсуждают предложенные ситуации, отвечают на поставленные вопросы. Оценивают ответы с помощью знаков «+» и «-» Дополняют ответы других групп. Заполняют таблицу. |
Домашнее задание |
На выбор: 1) Обсудить вместе с родителями “Как научиться быть ответственным” (можно составить памятку). 2) Составить синквейн со словом свобода или ответственность.
|
Записывают задание. |
Подведение итогов урока (определение реального результата) Рефлексия |
Учитель предлагает школьникам составить высказывания о сегодняшнем уроке (слайд 9), определить уровень достижения цели. (слайд 10) Благодарит за работу
|
Отвечают на вопросы учителя. Высказывают свои впечатления об уроке Учащиеся выбирают дела, за которые ответственны и записывают их на лепестке ромашки, соединяют в группе ромашку, а затем прикрепляют их на цветущий луг. |
Используемые ресурсы:
Программа курса «ОРКСЭ». А.Я. Данилюк. М.: Просвещение. 2010
Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012.
Электронное приложение к учебнику Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. – М.: Просвещение, 2012.
Приложение № 1
Этика – это наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле. Основателем этой науки был древнегреческий философ Аристотель, живший в IV веке до нашей эры.
Мораль - это система норм и ценностей регулирующих поведение людей. Моральные нормы не имеют документального подтверждения. Все люди вносят свой посильный вклад в поддержание морали.
Добро – это намеренное стремление к бескорыстной помощи другим людям.
Зло – это намеренное причинение людям вреда, ущерба, страданий.
Добродетель – стремление человека к добру.
Порок – причинение зла себе и другим людям.
Моральный выбор – это выбор между различными способами поведения нравственным и безнравственным.
Свобода – способность человека определять своё поведение.
Приложение № 2
ТЕМА: _____________________________________________________________
Цель: __________________________________________________________________________
Задание 1. Подбери однокоренные слова к слову ОТВЕТСТВЕННОСТЬ:
Задание 2 Используя текст учебника, восстанови предложение.
Ответственность – это _____________________________________________ и ее действий, которая говорит том, что__________________________________ ____________________________________________________________________
Задание 3 Запиши что такое внутренняя обязанность человека?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4. Дополни схему.
Отношения ответственности
Задание 5. Определите отношения ответственности и заполните таблицу.
Кто? |
За кого? |
Родители |
|
Учителя |
|
Дети |
|
Ученики |
|
Люди |
|
Друг |
|
Человек |
|
Домашнее задание: На выбор:
1) Обсудить вместе с родителями “Как научиться быть ответственным” (можно составить памятку,
2) Составить синквейн со словом свобода или отвнтственность.
Правила написания синквейна.
Синквейн – это стихотворение, которое пишется по особым правилам.
В синквейне не нужна рифма, в нём главное – ритм. В синквейне всего пять строк.
1 строка ________ 1 слово (имя существительное)
2 строка ________ ________ 2 слова (признак прилагательное или причастие)
3 строка ________ ________ _______ 3 слова (действие - глаголы)
4 строка _______________________________________ фраза из 4-5 слов
5 строка __________ вывод, эмоция, резюме (любая часть речи)
Приложение № 3
Группе надо решить, что можно сделать с этим предметом. |
Почему группа решила сделать именно этот выбор?
Все ли ответственно подошли к выполнению задания?
Все ли ребята группы были свободны в своем решении?
Всем ли было легко согласиться с мнением группы? |
Приложение № 4
Костя и Денис решили прогулять уроки, потому что была тренировка их любимой футбольной команды. Они хотели посмотреть тренировку.
Последствия поступка:
- для Кости и Дениса
- для родителей, которые прочтут запись в дневниках. Что мальчики прогуляли школу
- для отношений ребят с родителями
Света допоздна гуляла с девочками. Когда она пришла домой, было уже совсем темно. Последствия поступка:
- как ты думаешь, на кого это могло повлиять?
-как это могло повлиять на отношения Светы с родителями?
Витя пропустил тренировку перед ответственным матчем, пошел в кино с другом. Шел очень интересный фильм.
Последствия поступка:
- для команды, с которой он играл
- для отношений Вити с ребятами
- для отношений Вити с тренером
Костя и Саша катались на велосипедах и выехали на проезжую часть дороги.
Последствия поступка:
- для мальчиков
- на кого и как мог повлиять данный поступок
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.