Конспект урока "Осложнённое предложение. ОЧП"
Оценка 4.6

Конспект урока "Осложнённое предложение. ОЧП"

Оценка 4.6
doc
15.03.2021
Конспект урока "Осложнённое предложение. ОЧП"
урок 74.doc

Урок № 74

11А 09.03.

11Б 09.03.

11В  09.03.

2021

 

Тема

Осложненное предложение. Предложения с однородными членами

 

Цель урока:

закрепить изученное об односоставных предложениях;

расширить и углубить знания об однородных членах предложения;

познакомить с предложениями, содержащими несколько рядов однородных членов.

 

Задачи:                                                                                                                      

 

предметные:

способствовать выработке умений и навыков по применению знаний об однородных членах предложения на письме, различать простое осложненное предложение и сложносочиненное;

 

метапредметные:

формирование умения лаконично, полно и содержательно отвечать, делать обобщающие выводы, развитие наглядно-образного мышления, памяти и умения сравнивать и анализировать, развитие различных граней внимания;

 

личностные:

содействовать воспитанию рационального распределения        времени, социализация личности, формирование правильной, грамотной речи.

 

Тип урока: комбинированный.

 

Методы урока: сингапурские методы обучения: хай фаив, куиз-куиз-трейд, эй ар гайд, тим-чир, райнд-тэйбл, сималтиниус релли тэйбл.

 

Технология: модерации.

 

Оборудование: учебник, презентация, раздаточный материал.

 

ХОД УРОКА

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 

  1. Организационный этап

 

Проверка готовности класса к уроку. Запись в журнале и тетради приёма-передачи.

Метод ХАЙ ФАИВ - дословно «дай пять» - сигнал тишины и привлечения внимания. (1 мин.)

Приветствуют.  Дежурные по классу отвечают.

Учащиеся мысленно прикладывают свою ладонь к ладони учителя для привлечения внимания и согласия для плодотворной работы.

  1. Проверка домашнего задания

Проверить знание односоставных предложений.

Решают тест.

  1. Актуализация опорных знаний

КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД - «опроси-опроси-обменяйся карточками» - обучающая структура, в которой учащиеся проверяют и обучают друг друга по пройденному материалу, используя карточки с вопросами и ответами по теме. (3 мин.)

Работа в парах: взаимопроверка с выставлением баллов друг другу.

  1. Мотивация УУД. Целеполагание

 

Посмотрите на слайд, определите тему урока.

Какова цель урока?

Поставьте задачи урока?

Задачи – это конкретные шаги или этапы на пути достижения вашей цели.

Формулируют цель урока и задачи.

 

  1. Объявление темы. Постановка  цели, задач. Объяснение плана урока

 

Объявление темы урока, цели, задач. Оформление журнала.

Оформление тетради.

 

  1. Актуализация опорных знаний по теме урока

 

Что мы знаем об ОЧП?

Однородные члены – это члены предложения, связанные с одним и тем же словом и отвечающие на один и тот же вопрос. (2 мин.)

Называют признаки.

 

  1. Работа над темой урока

 

ЭЙ АР ГАЙД.

Возьмите листочки с утверждениями. Работа с ними необходима нам для лучшего восприятия и осознания нового материала. В течение 2 минут изучите утверждения и выразите свое согласие или несогласие в колонке «ДО» (поставьте + или - ). Время пошло.

ДО

УТВЕРЖДЕНИЯ

ПОСЛЕ

 

1.     Однородные члены – это всегда слова одной и той же части речи.

 

 

2.     Однородные члены соединяются только союзами.

 

 

3.     В предложении может быть только один ряд однородных членов.

 

 

4.     Однородными могут быть все члены предложения: подлежащие, сказуемые, определения, дополнения, обстоятельства.

 

 

5.     Однородные члены бывают только нераспространенными.

 

 

6.     Однородные члены в предложении всегда располагаются рядом.

 

 

7.     Все слова, отвечающие на один и тот же вопрос и относящиеся к одному и тому же слову, являются однородными членами. Н-р, желаю ни пуха ни пера.

 

Возьмите листочки «Теория». Прочитайте материал. Через 4 минуты в течение 1 минуты поставьте + или – в колонке «ПОСЛЕ». Начинайте.

- Если у вас колонки «ДО» и «ПОСЛЕ» совпадают, то ответьте на вопрос «Какое из утверждений вы считаете самым важным и почему?» Если ваше мнение изменилось, то укажите, что вас заставило думать по-другому. (6 мин.)

Самостоя-тельная работа

 

Синтаксический разбор предложения у доски.

О доблестях, о подвигах, о славе я забывал на горестной земле. (пов., невоскл., простое, двусостав., распростр., ослож. однор. дополнениями).

Беседа по предложениям на слайдах: найдите ОЧП

1.     Человек чести относится к окружающим уважительно, с пониманием.

2.     Он работал и день и ночь.(не ОЧП)

  1. Зашумела, разгулялась в поле непогода.
  2. Странный свет приближался, двигался над зарослями кустов и стволами спиленных осин и берез.

5.     Не железным ключом открывается сердце, а добротой.

6.     Берегите, берегите свою честь.(не ОЧП)  (3 мин.)

 

 

Один – у доски.

 

 

Устная работа.

 

  1. Физминутка

 

ТИМ ЧИР (Team Cheer) - кричалка, девиз. ТИМ ЧИР - это короткое и веселое упражнение для поднятия духа аудитории, поощрения или выражения благодарности.

Ни шагу назад,

Ни шагу на месте!

А только вперед!

И только все вместе!       (1 мин.)

 

 

 

Три раза громко проговаривают упражнение

 

  1. Закрепление материала и определение пробелов

 

Запишите предложения, подчеркните однородные члены, расставьте знаки препинания:

Стук топоров и голоса людей вскоре затихли и сменились стуком дятлов и журчанием воды около коряг.

Я люблю идти в лесу тихо, с остановками.

Солнце зашло , и серая паутинка легла на тихую землю и тихое небо. (3 мин.)

Дифференцированное задание.

Переработайте текст, который вам предлагается, так, чтобы он стал ярким, выразительным, эмоциональным, включив в него однородные члены. Те, кто нуждается в помощи, могут обратиться к словам для справок.

На слайде:

Зимний день ярок. Мороз подгоняет прохожих. Снег переливается серебром. Деревья, крыши домов украшены инеем. А зимний вечер приносит ощущение тайны.

Слова для справок: наряден, торопит, искрится, провода, кусты, сказка, колдовство.

- Прочитайте переработанный текст. (Зимний день и ярок, и наряден. Мороз торопит, подгоняет прохожих. Снег переливается, искрится серебром. Деревья и кусты, крыши домов и провода украшены инеем. А зимний вечер приносит ощущение тайны, сказки и колдовства.)                                                               (5 мин.)

- У кого иначе? Что изменилось? Благодаря чему?

- Однородные члены, как мы могли убедиться, украшают речь, делают ее экспрессивной. Но надо помнить и о том, что они «источник опасности», так как при неправильном построении предложений с однородными членами могут быть допущены грамматические ошибки. А наша задача – научиться грамотно, красиво, четко выражать свои мысли. Поэтому сейчас мы займемся предупреждением грамматических ошибок.        

Предупреждение грамматических ошибок.

Перед вами перечень возможных ошибок при употреблении однородных членов в предложении. Изучите типичные ошибки. – 1 минута.

Грамматические ошибки в предложениях с однородными членами

1. Одновременное использование прилагательных в полной и краткой формах в качестве однородных членов. (Герой умен, находчив, наблюдательный).

2. Включение в ряд однородных членов видовых и родовых понятий. (В комнате стояли столы, стулья, шкаф, мебель).

3. Сочетание в качестве однородных членов неопределенной формы глагола и имени существительного. (Я люблю сочинять стихи и чтение).

РАУНД ТЕЙБЛ (усаживаются по 3 человека)

Заполните таблицу с предложениями: напишите номер ошибки и попытайтесь ее исправить. Каждый член команды анализирует одну ошибку.                                                                   (5 мин.)

Неправильно

Вид ошибки

Исправлено

2. Гринев был смел, благороден и честный.

 

 

3. А.С. Пушкин писал стихи, повести и прозу.

 

 

4. Я люблю футбол, баскетбол и кататься на лыжах.

 

 

СИМАЛТИНИУС РЕЛЛИ ТЭЙБЛ (Simultaneous Rally Table) –

 «одновременный релли тейбл» - обучающая структура, в которой 2 ученика  одновременно выполняют письменную работу на отдельных листочках и по окончанию одновременно передают друг другу.

Решение теста для закрепления материала.

Определите, сколько рядов однородных членов в предложениях. Напротив номера предложения напишите соответствующую букву. (А — один ряд. Б — два ряда. В — три ряда.)

I вариант

1) Уходил на войну сибиряк, с тайгою прощался.

2) Мы прошли путем суровым сквозь пули и осколки и в дыму сорок второго дошли до самой Волги.

3) Вражья сила качнется и сломится на штыках наших доблестных рот.

4) Весной опять запели соловьи о верности, о дружбе, о любви.

5) Ты в летнем зное и снегах светла и хороша.

6) Много видел он стран и дорог средь огня и военного дыма.

7) Большую любовь и высокую дружбу мы узнали в огне, на дорогах войны.

II вариант

1) Все разнообразие, вся прелесть, вся красота жизни слагается из тени и света.

2) Я тебя за облаком, за тучами, за туманом высмотрю, найду, за тобой тропинками сыпучими, долами и кручами пойду.

3) Только в зрелом возрасте мы постигаем удивительное сочетание простоты и сложности, прозрачности и глубины в пушкинских стихах и прозе.

4) Русский народ смышлен и понятлив, усерден и горяч ко всему богатому и прекрасному.

5) Я хочу быть твоею силой, свежим ветром, насущным хлебом, над тобою летящим небом.

6) Матросы и пассажиры рубили лед топорами, кололи его ломами, срывая ногти, обмораживая руки.

7) Я был жертвой внутренней борьбы, волнений, почти изнемогал.

                                                                                       (7 мин.)

Правильные ответы для взаимопроверки

0 ош. – 5, 1-2 ош. – 4, 3-4 ош. - 3

I вариант

1

2

3

4

5

6

7

А

Б

А

А

Б

Б

Б

 II вариант

1

2

3

4

5

6

7

Б

В

Б

Б

А

В

Б

 

 

 

Коллективное объяснение по цепочке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(усаживаются по 3 человека).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест с взаимопро-веркой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.     Рефлексия

 

Над чем мы сегодня работали?

Что нового об однородных членах вы сегодня узнали?

Пригодятся вам эти знания в дальнейшем? Для чего? (2 мин.)

Анализируют, делают выводы.

 

  1. Д/з., оценивание

 

Составить 5 предложений, построить схемы/

Подготовиться к контрольной работе.

Запись в дневник.

 

 

 

 

 

 

 

 

Определите, сколько рядов однородных членов в предложениях. Напротив номера предложения напишите соответствующую букву. (А — один ряд. Б — два ряда. В — три ряда.)

I вариант

1) Уходил на войну сибиряк, с тайгою прощался.

2) Мы прошли путем суровым сквозь пули и осколки и в дыму сорок второго дошли до самой Волги.

3) Вражья сила качнется и сломится на штыках наших доблестных рот.

4) Весной опять запели соловьи о верности, о дружбе, о любви.

5) Ты в летнем зное и снегах светла и хороша.

6) Много видел он стран и дорог средь огня и военного дыма.

7) Большую любовь и высокую дружбу мы узнали в огне, на дорогах войны.

 

Определите, сколько рядов однородных членов в предложениях. Напротив номера предложения напишите соответствующую букву. (А — один ряд. Б — два ряда. В — три ряда.)

II вариант

1) Все разнообразие, вся прелесть, вся красота жизни слагается из тени и света.

2) Я тебя за облаком, за тучами, за туманом высмотрю, найду, за тобой тропинками сыпучими, долами и кручами пойду.

3) Только в зрелом возрасте мы постигаем удивительное сочетание простоты и сложности, прозрачности и глубины в пушкинских стихах и прозе.

4) Русский народ смышлен и понятлив, усерден и горяч ко всему богатому и прекрасному.

5) Я хочу быть твоею силой, свежим ветром, насущным хлебом, над тобою летящим небом.

6) Матросы и пассажиры рубили лед топорами, кололи его ломами, срывая ногти, обмораживая руки.

7) Я был жертвой внутренней борьбы, волнений, почти изнемогал.

 

Определите, сколько рядов однородных членов в предложениях. Напротив номера предложения напишите соответствующую букву. (А — один ряд. Б — два ряда. В — три ряда.)

I вариант

1) Уходил на войну сибиряк, с тайгою прощался.

2) Мы прошли путем суровым сквозь пули и осколки и в дыму сорок второго дошли до самой Волги.

3) Вражья сила качнется и сломится на штыках наших доблестных рот.

4) Весной опять запели соловьи о верности, о дружбе, о любви.

5) Ты в летнем зное и снегах светла и хороша.

6) Много видел он стран и дорог средь огня и военного дыма.

7) Большую любовь и высокую дружбу мы узнали в огне, на дорогах войны.

 

Определите, сколько рядов однородных членов в предложениях. Напротив номера предложения напишите соответствующую букву. (А — один ряд. Б — два ряда. В — три ряда.)

II вариант

1) Все разнообразие, вся прелесть, вся красота жизни слагается из тени и света.

2) Я тебя за облаком, за тучами, за туманом высмотрю, найду, за тобой тропинками сыпучими, долами и кручами пойду.

3) Только в зрелом возрасте мы постигаем удивительное сочетание простоты и сложности, прозрачности и глубины в пушкинских стихах и прозе.

4) Русский народ смышлен и понятлив, усерден и горяч ко всему богатому и прекрасному.

5) Я хочу быть твоею силой, свежим ветром, насущным хлебом, над тобою летящим небом.

6) Матросы и пассажиры рубили лед топорами, кололи его ломами, срывая ногти, обмораживая руки.

7) Я был жертвой внутренней борьбы, волнений, почти изнемогал.

 

 

 

Грамматические ошибки в предложениях с однородными членами

1. Одновременное использование прилагательных в полной и краткой формах в качестве однородных членов. (Герой умен, находчив, наблюдательный).

2. Включение в ряд однородных членов видовых и родовых понятий. (В комнате стояли столы, стулья, шкаф, мебель).

3. Сочетание в качестве однородных членов неопределенной формы глагола и имени существительного. (Я люблю сочинять стихи и чтение).

Грамматические ошибки в предложениях с однородными членами

1. Одновременное использование прилагательных в полной и краткой формах в качестве однородных членов. (Герой умен, находчив, наблюдательный).

2. Включение в ряд однородных членов видовых и родовых понятий. (В комнате стояли столы, стулья, шкаф, мебель).

3. Сочетание в качестве однородных членов неопределенной формы глагола и имени существительного. (Я люблю сочинять стихи и чтение).

Грамматические ошибки в предложениях с однородными членами

1. Одновременное использование прилагательных в полной и краткой формах в качестве однородных членов. (Герой умен, находчив, наблюдательный).

2. Включение в ряд однородных членов видовых и родовых понятий. (В комнате стояли столы, стулья, шкаф, мебель).

3. Сочетание в качестве однородных членов неопределенной формы глагола и имени существительного. (Я люблю сочинять стихи и чтение).

Грамматические ошибки в предложениях с однородными членами

1. Одновременное использование прилагательных в полной и краткой формах в качестве однородных членов. (Герой умен, находчив, наблюдательный).

2. Включение в ряд однородных членов видовых и родовых понятий. (В комнате стояли столы, стулья, шкаф, мебель).

3. Сочетание в качестве однородных членов неопределенной формы глагола и имени существительного. (Я люблю сочинять стихи и чтение).

Грамматические ошибки в предложениях с однородными членами

1. Одновременное использование прилагательных в полной и краткой формах в качестве однородных членов. (Герой умен, находчив, наблюдательный).

2. Включение в ряд однородных членов видовых и родовых понятий. (В комнате стояли столы, стулья, шкаф, мебель).

3. Сочетание в качестве однородных членов неопределенной формы глагола и имени существительного. (Я люблю сочинять стихи и чтение).

Грамматические ошибки в предложениях с однородными членами

1. Одновременное использование прилагательных в полной и краткой формах в качестве однородных членов. (Герой умен, находчив, наблюдательный).

2. Включение в ряд однородных членов видовых и родовых понятий. (В комнате стояли столы, стулья, шкаф, мебель).

3. Сочетание в качестве однородных членов неопределенной формы глагола и имени существительного. (Я люблю сочинять стихи и чтение).

 


Урок № 74 11А 09.03. 11Б 09

Урок № 74 11А 09.03. 11Б 09

Объявление темы урока, цели, задач

Объявление темы урока, цели, задач

Синтаксический разбор предложения у доски

Синтаксический разбор предложения у доски

Однородные члены, как мы могли убедиться, украшают речь, делают ее экспрессивной

Однородные члены, как мы могли убедиться, украшают речь, делают ее экспрессивной

Вражья сила качнется и сломится на штыках наших доблестных рот

Вражья сила качнется и сломится на штыках наших доблестных рот

Определите, сколько рядов однородных членов в предложениях

Определите, сколько рядов однородных членов в предложениях

Грамматические ошибки в предложениях с однородными членами 1

Грамматические ошибки в предложениях с однородными членами 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.03.2021