Урок № 74 |
11А 09.03. |
11Б 09.03. |
11В 09.03. |
2021 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема |
Осложненное предложение. Предложения с однородными членами |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель урока: |
закрепить изученное об односоставных предложениях; расширить и углубить знания об однородных членах предложения; познакомить с предложениями, содержащими несколько рядов однородных членов. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задачи: |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
предметные: |
способствовать выработке умений и навыков по применению знаний об однородных членах предложения на письме, различать простое осложненное предложение и сложносочиненное; |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
метапредметные: |
формирование умения лаконично, полно и содержательно отвечать, делать обобщающие выводы, развитие наглядно-образного мышления, памяти и умения сравнивать и анализировать, развитие различных граней внимания; |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
личностные: |
содействовать воспитанию рационального распределения времени, социализация личности, формирование правильной, грамотной речи. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип урока: комбинированный. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Методы урока: сингапурские методы обучения: хай фаив, куиз-куиз-трейд, эй ар гайд, тим-чир, райнд-тэйбл, сималтиниус релли тэйбл. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Технология: модерации. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оборудование: учебник, презентация, раздаточный материал. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ХОД УРОКА |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проверка готовности класса к уроку. Запись в журнале и тетради приёма-передачи. Метод ХАЙ ФАИВ - дословно «дай пять» - сигнал тишины и привлечения внимания. (1 мин.) |
Приветствуют. Дежурные по классу отвечают. Учащиеся мысленно прикладывают свою ладонь к ладони учителя для привлечения внимания и согласия для плодотворной работы. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проверить знание односоставных предложений. |
Решают тест. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД - «опроси-опроси-обменяйся карточками» - обучающая структура, в которой учащиеся проверяют и обучают друг друга по пройденному материалу, используя карточки с вопросами и ответами по теме. (3 мин.) |
Работа в парах: взаимопроверка с выставлением баллов друг другу. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Посмотрите на слайд, определите тему урока. Какова цель урока? Поставьте задачи урока? Задачи – это конкретные шаги или этапы на пути достижения вашей цели. |
Формулируют цель урока и задачи. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Объявление темы урока, цели, задач. Оформление журнала. |
Оформление тетради. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Что мы знаем об ОЧП? Однородные члены – это члены предложения, связанные с одним и тем же словом и отвечающие на один и тот же вопрос. (2 мин.) |
Называют признаки. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ЭЙ АР ГАЙД. Возьмите листочки с утверждениями. Работа с ними необходима нам для лучшего восприятия и осознания нового материала. В течение 2 минут изучите утверждения и выразите свое согласие или несогласие в колонке «ДО» (поставьте + или - ). Время пошло.
Возьмите листочки «Теория». Прочитайте материал. Через 4 минуты в течение 1 минуты поставьте + или – в колонке «ПОСЛЕ». Начинайте. - Если у вас колонки «ДО» и «ПОСЛЕ» совпадают, то ответьте на вопрос «Какое из утверждений вы считаете самым важным и почему?» Если ваше мнение изменилось, то укажите, что вас заставило думать по-другому. (6 мин.) |
Самостоя-тельная работа |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Синтаксический разбор предложения у доски. О доблестях, о подвигах, о славе я забывал на горестной земле. (пов., невоскл., простое, двусостав., распростр., ослож. однор. дополнениями). Беседа по предложениям на слайдах: найдите ОЧП 1. Человек чести относится к окружающим уважительно, с пониманием. 2. Он работал и день и ночь.(не ОЧП)
5. Не железным ключом открывается сердце, а добротой. 6. Берегите, берегите свою честь.(не ОЧП) (3 мин.) |
Один – у доски.
Устная работа. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ТИМ ЧИР (Team Cheer) - кричалка, девиз. ТИМ ЧИР - это короткое и веселое упражнение для поднятия духа аудитории, поощрения или выражения благодарности. Ни шагу назад, Ни шагу на месте! А только вперед! И только все вместе! (1 мин.) |
Три раза громко проговаривают упражнение |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Запишите предложения, подчеркните однородные члены, расставьте знаки препинания: Стук топоров и голоса людей вскоре затихли и сменились стуком дятлов и журчанием воды около коряг. Я люблю идти в лесу тихо, с остановками. Солнце зашло , и серая паутинка легла на тихую землю и тихое небо. (3 мин.) Дифференцированное задание. Переработайте текст, который вам предлагается, так, чтобы он стал ярким, выразительным, эмоциональным, включив в него однородные члены. Те, кто нуждается в помощи, могут обратиться к словам для справок. На слайде: Зимний день ярок. Мороз подгоняет прохожих. Снег переливается серебром. Деревья, крыши домов украшены инеем. А зимний вечер приносит ощущение тайны. Слова для справок: наряден, торопит, искрится, провода, кусты, сказка, колдовство. - Прочитайте переработанный текст. (Зимний день и ярок, и наряден. Мороз торопит, подгоняет прохожих. Снег переливается, искрится серебром. Деревья и кусты, крыши домов и провода украшены инеем. А зимний вечер приносит ощущение тайны, сказки и колдовства.) (5 мин.) - У кого иначе? Что изменилось? Благодаря чему? - Однородные члены, как мы могли убедиться, украшают речь, делают ее экспрессивной. Но надо помнить и о том, что они «источник опасности», так как при неправильном построении предложений с однородными членами могут быть допущены грамматические ошибки. А наша задача – научиться грамотно, красиво, четко выражать свои мысли. Поэтому сейчас мы займемся предупреждением грамматических ошибок. Предупреждение грамматических ошибок. Перед вами перечень возможных ошибок при употреблении однородных членов в предложении. Изучите типичные ошибки. – 1 минута.
РАУНД ТЕЙБЛ (усаживаются по 3 человека) Заполните таблицу с предложениями: напишите номер ошибки и попытайтесь ее исправить. Каждый член команды анализирует одну ошибку. (5 мин.)
СИМАЛТИНИУС РЕЛЛИ ТЭЙБЛ (Simultaneous Rally Table) – «одновременный релли тейбл» - обучающая структура, в которой 2 ученика одновременно выполняют письменную работу на отдельных листочках и по окончанию одновременно передают друг другу. Решение теста для закрепления материала. Определите, сколько рядов однородных членов в предложениях. Напротив номера предложения напишите соответствующую букву. (А — один ряд. Б — два ряда. В — три ряда.) I вариант 1) Уходил на войну сибиряк, с тайгою прощался. 2) Мы прошли путем суровым сквозь пули и осколки и в дыму сорок второго дошли до самой Волги. 3) Вражья сила качнется и сломится на штыках наших доблестных рот. 4) Весной опять запели соловьи о верности, о дружбе, о любви. 5) Ты в летнем зное и снегах светла и хороша. 6) Много видел он стран и дорог средь огня и военного дыма. 7) Большую любовь и высокую дружбу мы узнали в огне, на дорогах войны. II вариант 1) Все разнообразие, вся прелесть, вся красота жизни слагается из тени и света. 2) Я тебя за облаком, за тучами, за туманом высмотрю, найду, за тобой тропинками сыпучими, долами и кручами пойду. 3) Только в зрелом возрасте мы постигаем удивительное сочетание простоты и сложности, прозрачности и глубины в пушкинских стихах и прозе. 4) Русский народ смышлен и понятлив, усерден и горяч ко всему богатому и прекрасному. 5) Я хочу быть твоею силой, свежим ветром, насущным хлебом, над тобою летящим небом. 6) Матросы и пассажиры рубили лед топорами, кололи его ломами, срывая ногти, обмораживая руки. 7) Я был жертвой внутренней борьбы, волнений, почти изнемогал. (7 мин.) Правильные ответы для взаимопроверки 0 ош. – 5, 1-2 ош. – 4, 3-4 ош. - 3 I вариант
II вариант
|
Коллективное объяснение по цепочке.
(усаживаются по 3 человека).
Тест с взаимопро-веркой.
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. Рефлексия |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Над чем мы сегодня работали? Что нового об однородных членах вы сегодня узнали? Пригодятся вам эти знания в дальнейшем? Для чего? (2 мин.) |
Анализируют, делают выводы. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Составить 5 предложений, построить схемы/ Подготовиться к контрольной работе. |
Запись в дневник. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Определите, сколько рядов однородных членов в предложениях. Напротив номера предложения напишите соответствующую букву. (А — один ряд. Б — два ряда. В — три ряда.) I вариант 1) Уходил на войну сибиряк, с тайгою прощался. 2) Мы прошли путем суровым сквозь пули и осколки и в дыму сорок второго дошли до самой Волги. 3) Вражья сила качнется и сломится на штыках наших доблестных рот. 4) Весной опять запели соловьи о верности, о дружбе, о любви. 5) Ты в летнем зное и снегах светла и хороша. 6) Много видел он стран и дорог средь огня и военного дыма. 7) Большую любовь и высокую дружбу мы узнали в огне, на дорогах войны. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Определите, сколько рядов однородных членов в предложениях. Напротив номера предложения напишите соответствующую букву. (А — один ряд. Б — два ряда. В — три ряда.) II вариант 1) Все разнообразие, вся прелесть, вся красота жизни слагается из тени и света. 2) Я тебя за облаком, за тучами, за туманом высмотрю, найду, за тобой тропинками сыпучими, долами и кручами пойду. 3) Только в зрелом возрасте мы постигаем удивительное сочетание простоты и сложности, прозрачности и глубины в пушкинских стихах и прозе. 4) Русский народ смышлен и понятлив, усерден и горяч ко всему богатому и прекрасному. 5) Я хочу быть твоею силой, свежим ветром, насущным хлебом, над тобою летящим небом. 6) Матросы и пассажиры рубили лед топорами, кололи его ломами, срывая ногти, обмораживая руки. 7) Я был жертвой внутренней борьбы, волнений, почти изнемогал. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Определите, сколько рядов однородных членов в предложениях. Напротив номера предложения напишите соответствующую букву. (А — один ряд. Б — два ряда. В — три ряда.) I вариант 1) Уходил на войну сибиряк, с тайгою прощался. 2) Мы прошли путем суровым сквозь пули и осколки и в дыму сорок второго дошли до самой Волги. 3) Вражья сила качнется и сломится на штыках наших доблестных рот. 4) Весной опять запели соловьи о верности, о дружбе, о любви. 5) Ты в летнем зное и снегах светла и хороша. 6) Много видел он стран и дорог средь огня и военного дыма. 7) Большую любовь и высокую дружбу мы узнали в огне, на дорогах войны. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Определите, сколько рядов однородных членов в предложениях. Напротив номера предложения напишите соответствующую букву. (А — один ряд. Б — два ряда. В — три ряда.) II вариант 1) Все разнообразие, вся прелесть, вся красота жизни слагается из тени и света. 2) Я тебя за облаком, за тучами, за туманом высмотрю, найду, за тобой тропинками сыпучими, долами и кручами пойду. 3) Только в зрелом возрасте мы постигаем удивительное сочетание простоты и сложности, прозрачности и глубины в пушкинских стихах и прозе. 4) Русский народ смышлен и понятлив, усерден и горяч ко всему богатому и прекрасному. 5) Я хочу быть твоею силой, свежим ветром, насущным хлебом, над тобою летящим небом. 6) Матросы и пассажиры рубили лед топорами, кололи его ломами, срывая ногти, обмораживая руки. 7) Я был жертвой внутренней борьбы, волнений, почти изнемогал. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Грамматические ошибки в предложениях с однородными членами |
1. Одновременное использование прилагательных в полной и краткой формах в качестве однородных членов. (Герой умен, находчив, наблюдательный). 2. Включение в ряд однородных членов видовых и родовых понятий. (В комнате стояли столы, стулья, шкаф, мебель). 3. Сочетание в качестве однородных членов неопределенной формы глагола и имени существительного. (Я люблю сочинять стихи и чтение). |
Грамматические ошибки в предложениях с однородными членами |
1. Одновременное использование прилагательных в полной и краткой формах в качестве однородных членов. (Герой умен, находчив, наблюдательный). 2. Включение в ряд однородных членов видовых и родовых понятий. (В комнате стояли столы, стулья, шкаф, мебель). 3. Сочетание в качестве однородных членов неопределенной формы глагола и имени существительного. (Я люблю сочинять стихи и чтение). |
Грамматические ошибки в предложениях с однородными членами |
1. Одновременное использование прилагательных в полной и краткой формах в качестве однородных членов. (Герой умен, находчив, наблюдательный). 2. Включение в ряд однородных членов видовых и родовых понятий. (В комнате стояли столы, стулья, шкаф, мебель). 3. Сочетание в качестве однородных членов неопределенной формы глагола и имени существительного. (Я люблю сочинять стихи и чтение). |
Грамматические ошибки в предложениях с однородными членами |
1. Одновременное использование прилагательных в полной и краткой формах в качестве однородных членов. (Герой умен, находчив, наблюдательный). 2. Включение в ряд однородных членов видовых и родовых понятий. (В комнате стояли столы, стулья, шкаф, мебель). 3. Сочетание в качестве однородных членов неопределенной формы глагола и имени существительного. (Я люблю сочинять стихи и чтение). |
Грамматические ошибки в предложениях с однородными членами |
1. Одновременное использование прилагательных в полной и краткой формах в качестве однородных членов. (Герой умен, находчив, наблюдательный). 2. Включение в ряд однородных членов видовых и родовых понятий. (В комнате стояли столы, стулья, шкаф, мебель). 3. Сочетание в качестве однородных членов неопределенной формы глагола и имени существительного. (Я люблю сочинять стихи и чтение). |
Грамматические ошибки в предложениях с однородными членами |
1. Одновременное использование прилагательных в полной и краткой формах в качестве однородных членов. (Герой умен, находчив, наблюдательный). 2. Включение в ряд однородных членов видовых и родовых понятий. (В комнате стояли столы, стулья, шкаф, мебель). 3. Сочетание в качестве однородных членов неопределенной формы глагола и имени существительного. (Я люблю сочинять стихи и чтение). |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.