Конспект урока "Основные этапы жизненного и творческого пути А.С. Пушкина. Основные темы пушкинской лирики"
Оценка 4.8

Конспект урока "Основные этапы жизненного и творческого пути А.С. Пушкина. Основные темы пушкинской лирики"

Оценка 4.8
docx
10.02.2020
Конспект урока "Основные этапы жизненного и творческого пути А.С. Пушкина. Основные темы пушкинской лирики"
урок 7. Демон.docx

Урок 7

Тема: Особенности богоборческой темы в поэме «Демон»

О вещая душа моя,
О сердце, полное тревоги!
О, как ты бьешься на пороге
Как бы двойного бытия!
Ф.И.Тютчев

I. История создания «Демона»

Есть образы в мировом искусстве, которые постоянно волнуют умы людей на протяжении многих веков, начиная с древности и до наших дней. Демон – один из таких образов. Известны многочисленные литературные воплощения этого библейского сюжета: «Потерянный рай» Мильтона, «Фауст» Гете, «Каин» Байрона и др.

- В русской литературе 20 в. в каком произведении мы видим трактовку этого образа? (Воланд в «Мастере и Маргарите») Можно ли Карлсона отнести к демонам? (Д. Быков проводит целый ряд параллелей; к тому же и Воланд страдает ревматизмом – тенденция к снижению образа)

Видеофайл «К истории создания поэмы Демон»

Над «Демоном» Лермонтов работал с 1828, последняя, 9 редакция, относится к 1839 г. т.е. почти всю свою сознательную жизнь. Несмотря на многочисленные переделки, первая строка (Печальный Демон – дух изгнанья), возникшая в 1 варианте, сохранилась и в последнем. Основой сюжета остался миф о падшем ангеле, восставшем против бога. При жизни она напечатана не была. Сначала, в 50-е годы, ее напечатали в Германии. В России появилась только тогда, когда сменилось правление и наступила совсем другая эпоха – эпоха Достоевского, Толстого. Поэтому произвела резонанс.

- К какому литературному направлению относится поэма «Демон»? А произведения Толстого и Достоевского?

- Сам Лермонтов фигура романтизма или реализма?

- Почему Лермонтов постоянно обращается к этому образу? (возможные ответы: тема волновала, похож на него. Тогда почему?)

Работа с цитатой (слайд 2): Что объединяет Лермонтова и Демона?

«В творчестве М.Ю.Лермонтова, кроме известных тем поэта и поэзии, Родины, природы, любви, рано появляются мотивы одиночества, страдания, изгнанничества, земли и неба, борьбы и протеста, поиска гармонии в отношениях с окружающим миром.»

- Как вы думаете, чьи это стихи?

В дверях эдема ангел нежный

Главой поникшею сиял,

А демон мрачный и мятежный

Над адской бездною летал.

Дух отрицанья, дух сомненья

На духа чистого взирал

И жар невольный умиленья

Впервые смутно познавал.

«Прости, – он рек, – тебя я видел,

И ты недаром мне сиял:

Не все я в мире ненавидел,

Не все я в мире презирал».

Это стихи Пушкина «Ангел» (1827г.). Возможно, что именно пушкинский «Ангел» также навел Лермонтова на замысел поэмы о Демоне, разочаровавшемся во зле и потянувшемся к добру.

 

II. Особенности богоборческой темы в творчестве Лермонтова

Надо сказать, что не только в поэме «Демон» Лермонтов обращается к этому образу, есть целый ряд стихотворений, где по-разному раскрывается противостояние божественного и демонического. Например,

Мой демон (1829)

Собранье зол его стихия.

Носясь меж дымных облаков,

Он любит бури роковые,

И пену рек, и шум дубров.

Меж листьев желтых, облетевших,

Стоит его недвижный трон;

На нем, средь ветров онемевших,

Сидит уныл и мрачен он.

Он недоверчивость вселяет,

Он презрел чистую любовь,

Он все моленья отвергает,

Он равнодушно видит кровь,

И звук высоких ощущений

Он давит голосом страстей,

И муза кротких вдохновений

Страшится неземных очей.

 

Ангел (1831)

По небу полуночи ангел летел,

И тихую песню он пел,

И месяц, и звезды, и тучи толпой

Внимали той песне святой.

Он пел о блаженстве безгрешных духов

Под кущами райских садов,

О Боге великом он пел, и хвала

Его непритворна была.

Он душу младую в объятиях нес

Для мира печали и слез;

И звук его песни в душе молодой

Остался - без слов, но живой.

И долго на свете томилась она,

Желанием чудным полна,

И звуков небес заменить не могли

Ей скучные песни земли.

 

 «Мой демон» (1829г.): унылый и мрачный, зло – его стихия и т. д.

 «Ангел» (1831г.): соединение души с телом, разочарование души на земле – печальные песни и т. д.

А в стихотворении «Молитва» (Не обвиняй меня, всесильный…) (1829г.): всесильный – бог, я – грешник, теснота мира и т. д.

«Я не для ангелов и рая…» (1831г.): я – чужой для мира (земли) и небес, я – зла избранник и т. д.

Практически через всю философскую лирику Лермонтова проходит противоречивое отношение к богу.

- Каково ваше отношение к богу? (с одной стороны, мы как будто бы в него и не верим, но все время просим его помочь; когда что-то очень нравится, мы говорим «божественно»)

Бог для поэта

Во-первых, это высшая небесная сила, способная наполнить душу человека светом надежды и веры.

…С души как бремя скатится,
Сомненье далеко –
И верится, и плачется,
И так легко, легко…
 («Молитва», 1839)

И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога… («Когда волнуется желтеющая нива…», 1837)

Во-вторых, Бог – это Высший Судия, который справедлив и честен в своих действиях и решениях.

…Но есть и Божий суд, наперсники разврата!

Есть грозный суд: он ждет;

Он не доступен звону злата,

И мысли и дела он знает наперед… («Смерть поэта», 1837)

 

В-третьих, Бог – это еще и податель высшей нравственной мудрости, которая помогает человеку прозреть, избавиться от духовной слепоты:

С тех пор как вечный судия

Мне дал всеведенье пророка,

В очах людей читаю я

Страницы злобы и порока… («Пророк», 1841)

 

 

С другой стороны, Бог – это лжец и враг, которого лирический герой стихотворений М.Ю. Лермонтова обвиняет в тотальном обмане своих надежд, мечт и ожиданий:

 

За все, за все тебя благодарю я:

За тайные мучения страстей,

За горечь слез, отраву поцелуя,

За месть врагов и клевету друзей…   («Благодарность», 1840)

Прием анафоры создает интонацию гневного перечисления обманутых чувств героя, его разочарованности во всем. Он ропщет на Господа, а заканчивает свой монолог смелым выпадом Богу – желанием собственной смерти, чтобы избежать новых страданий и иллюзий в этом мире:

…Устрой лишь так, чтобы тебя отныне

Недолго я еще благодарил.

 

- У кого из вас такое же отношение к богу?

 

III. Проблема урока: Что же хотел сказать М.Ю.Лермонтов поэмой «Демон»?

1. Ваше читательское восприятие поэмы?

2. Демон, дьявол, черт – это одно и то же? (с греч. дьявол – клеветник, черт – рогатый, демон – душа; в википедии дьявол – демон зла, властелин ада; лермонтовский демон живет не в аду, а между небом и землей)

- Давайте построим ассоциативный ряд: Демон – это… (падший ангел, изгнанник неба, дух зла)

- А у Лермонтова это?... вечер ясный. Какие ассоциации вызывает это понятие?

1 проблемный вопрос: Почему Демон Лермонтова сравнивается с ясным вечером?

(философский вопрос: сумерки – борьба света и тьмы, добро и зло балансируют)

 

- Бог всемогущ? Зачем зло, если бог всемогущ?

2 проблемный вопрос: Является ли зло божьим промыслом?

 

Тамара – лучшая, божественная. Почему бог допускает ее гибель? Может он использует Демона, чтоб забрать ее к себе?

3 проблемный вопрос: Почему гибнет Тамара?

(кстати, почему героиня названа Тамарой, что в переводе означает «пальма»?)

 

IV. Место поэмы в культурологии

- Вначале урока мы уже говорили о том, что образ демона неоднократно в разные эпохи подлежал какому-то осмыслению.

- У Лермонтова свой Демон, он отличается. Чем?

(он не дух зла, он дух изгнанья, неслучайно эту строку поэт не менял ни в одной редакции; он живет не в аду, а между небом и землей; он как будто бы перестает быть демоном и стремится к человеческому – к любви, и это чувство неподдельное, и он, как человек, не достиг в любви успеха; стремится вернуться в мир добра)

 

У лермонтовского «Демона» есть свои последователи в разных видах искусства. Прежде всего это художник Михаил Александрович Врубель.

Биографическая справка (из википедии):

Н. А. Дмитриева (искусствовед) сравнивала творческую биографию Врубеля с драмой в трёх актах с прологом и эпилогом, причём переход к новому этапу каждый раз совершался резко и неожиданно. Под «прологом» подразумеваются ранние годы учения и выбора призвания. Акт первый — 1880-е годы, пребывание в Академии художеств и переезд в Киев, занятия византийским искусством и церковной живописью. Акт второй — московский период, начатый в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным» и госпитализацией художника. Акт третий: 1903—1906 годы, связанные с душевной болезнью, постепенно подтачивавшей физические и интеллектуальные силы живописца. Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически.

 

Видеофрагмент «Лермонтовский Демон в живописи Врубеля»

 

V. Варианты интерпретаций

1. Если смотреть на поэму, как на легенду, чем собственно она и является, кто является главным героем и какова будет идея?

 

2. Если рассматривать поэму с т.з. реальности, т.е. понимая, что появление демона – это следствие помешательства после душевной травмы в связи с гибелью жениха накануне свадьбы, кто будет протагонистом и какова идея?  

 

Протагонист — это, по сути, главный герой произведения, тот персонаж, вокруг которого и строится повествование.

 

3. Если рассматривать поэму как философскую: противостояние добра и зла – кто станет главным героем и в чем идея?

 

Д/З: « В поэме «Демон» раскрыты все корни всего творчества Лермонтова» - докажите правильность мысли цитаты.

 

 

Дополнительно может быть использовано

Работа над образом главного героя

– Каким вы увидели Демона в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон»? Найдите описание характера, поступков героя; выберите все «за» и «против», относящиеся к характеристике Демона. Заполните таблицу (можно предложить выполнить это задание в парах, группах).

«За»: что положительное

«Против»: что отрицательное

- он сеял зло без наслажденья
- зло наскучило ему
- и входит он, любить готовый и т.д.

- лукав и коварен
- все благородное бесславил
- все прекрасное хулил и т. д.

– Можем ли мы сказать, больше положительного или отрицательного начала, добра или зла, ангельского или сатанинского заложено в характере, поступках героя?

Вывод: в основе образа – противоречие, конфликт между добром и злом. Понятия добра и зла не абсолютны, порой пересекаются одно в другом в разных обстоятельствах.

– Докажите выше изложенную мысль примерами текста.

1. Демон увидел Тамару, влюбился, но это великое чувство повлекло за собой гибель жениха Тамары:

И вновь постигнул он святыню
Любви, добра и красоты!...

Его коварною мечтою
Лукавый Демон возмущал:…

2. Постигнув тоску любви, Демон плачет, но вместо очистительной слезы течет горючая слеза:

Тоску любви, ее волненье
Постигнул Демон в первый раз…

Насквозь прожженный виден камень
Слезою жаркою, как пламень,
Нечеловеческой слезой!.. и др.

– Как относится Демон к миру, к красоте природы? Приведите примеры из текста.

1. Природы блеск не возбудил 
В груди изгнанника бесплодной
Ни новых чувств, ни новых сил;
И все, что пред собой он видел,
Он презирал иль ненавидел.

2. И дик и чуден был вокруг 
Весь божий мир; но гордый дух
Презрительным окинул оком
Творенье бога своего.
И на челе его высоком
Не отразилось ничего.

Вывод: Демон испытывает презрение, ненависть к тому, что видит вокруг.

Образ Тамары (работа по группам)

– С какой целью вводит автор в поэму образ Тамары? Составьте ее портретную характеристику, рассказ о ее судьбе.

1 группа – портретная характеристика:

И ни единый царь земной
Не целовал такого ока…
…фонтан…своей жемчужною росою 
Не омывал подобный стан!...
…рука земная…таких волос не расплела;…

И влажный взор ее блестит 
Из-под завистливой ресницы;
То черной бровью поведет… и др.

Вывод: Тамара – воплощение жизни и красоты. По отношению к героине применяется эпитет «божественная», который не только характеризует ее очаровательную внешность, но и противопоставляет княжну главному герою, изгнанному из рая.

2 группа – судьба героини:

Увы! заутра ожидала
Ее, наследницу Гудала,
Свободы резвую дитя,
Судьба печальная рабыни,
Отчизна, чуждая поныне,
И незнакомая семья.

А мне не быть ничьей женой!
Я гибну, сжалься надо мной!
Отдай в священную обитель
Дочь безрассудную свою… и др.

Вывод: будущее Тамары не безоблачно, она станет женой-рабыней, войдет в чужую семью, «темнило светлые черты» ожидание уз, плена, потеря свободы. После смерти жениха Тамара «безрассудна», ее разум не может осознать происходящего, она плачет и умоляет отца отдать ее в монастырь, чтобы там обрести покой.

– Есть что-то тайно-скрытое в повествовании, автор не все рассказывает читателю, читатель вынужден томиться вместе с героиней поэмы. Тем самым Лермонтов готовит нас к новому витку в развитии действия.

Любовь героев

– Опишите состояние Демона, увидевшего Тамару.

Демон, «прикованный незримой силой», поражен красотой Тамары, он «на мгновенье неизъяснимое волненье в себе почувствовал», «в нем чувство вдруг заговорило» и др.

– Только ли красота, молодость Тамары привлекли Демона? Разве мало красивых девушек видел герой, летая над землей? Может быть, есть между ними что-то общее? Подтвердите словами текста.

Тамара олицетворяет для героя молодость, красоту, добро. Демон давно «отверженный блуждал в пустыни мира без приюта» и теперь видит в Тамаре родную душу – ищущую, сомневающуюся, жаждущую познания.

Тамара ждет встречи с Демоном, слушает его речи, обращенные к ней одной и никому больше не понятные:

Ей часто слышалася речь.

Под сводом сумрачного храма 
Знакомый образ иногда 
Скользил…Манил и звал он…но – куда?...

Тоской и трепетом полна,
Тамара часто у окна
Сидит в раздумье одиноком…

Все чувства в ней кипели вдруг;
Душа рвала свои оковы! и др.

 Каким размером написана поэма? Почему в XV главе I части меняется стихотворный размер поэмы? (По материалам домашнего задания).

Лермонтов писал поэму четырехстопным ямбом с разнообразной рифмовкой, помогающей показать всю красоту мира, а в XV главе I части ямб заменил на четырехстопный хорей (убыстрение речи): любовь освещает дни героя, все меняет в словах, в обращениях к героине слышится призыв изменить ее жизнь…

…Будь к земному без участья
И беспечна, как они!

– Чего хочет Демон, влюбившись в Тамару?

Демон надеется, что через любовь к Тамаре он сможет вновь прикоснуться к мировой гармонии:

Меня добру и небесам
Ты возвратить могла бы словом
Твоей любви святым покровом 
Одетый, я предстал бы там,
Как новый ангел в блеске новом…
Демон даже дает клятву Тамаре, что: 

Отныне яд коварной лести
Ничей уж не встревожит ум;

– Какой стилистический прием, помогающий вселить веру в слова Демона, предать им вес, использует автор?

Автор использует анафору (единоначатие): клянусь, хочу, отрекся:

Клянусь я первым днем творенья,
Клянусь его последним днем,…

Я отрекся от старой мести,
Я отрекся от гордых дум;…

Хочу я с небом примириться,
Хочу любить, хочу молиться,…

– Что обещает Демон дать Тамаре взамен ее любви к нему?

И вечность дам тебе за миг;…
И будешь ты царица мира,
Подруга первая моя;…

Я дам тебе все, все земное –
Люби меня!.. и др.

Проблемные вопросы (можно дать как творческое задание или провести дискуссию):

1. Может ли Демон обрести гармонию? Почему?

2. Почему Бог прощает Тамару, а ее душа попадает в рай?

1. Любовь Демона эгоистична. Вместо того чтобы очистить свою душу, он готов погубить бушу Тамары. Так не поступают влюбленные. В любви он не радовался, а торжествовал, испытывал чувство личного превосходства. Чиста жертвенная любовь, а чем жертвует Демон?

Люби меня!..
………………………….
Могучий взор смотрел ей в очи!
Он жег ее.
………………………….
Увы! злой дух торжествовал! 
………………………….
«Она моя! – сказал он грозно, – и др.

Гордость, этот смертный грех, всегда посягающий на святыню, – вот причина поражения Демона, вот источник его страданий. Приобщение к гармонии благодаря любви к земной женщине и ценой ее гибели не осуществилось. Злое начало вновь проступило в Демоне:

И проклял Демон побежденный 

Мечты безумные свои…

2. Душу Тамары уносит ангел – хранитель. Именно он спасает ее для рая. Душа усопшей Тамары еще полна сомнений, на ней запечатлен «след проступка», который смывает слезами ангел:

…И сладкой речью упованья
Ее сомненья разгонял,
И след проступка и страданья
С нее слезами он смывал.

Это Бог послал испытание Тамаре. Приняв злое начало, внушенное Демоном, героиня жертвует собой, защищая вечные ценности: Добро, Мир, Красоту, Любовь. Поэтому она достойна прощения. Прощенная, Тамара попадает в рай, куда для героя доступ закрыт:

…И вновь остался он, надменный.
Один, как прежде, во вселенной
Без упованья и любви!...

Итог урока

 Что же хотел сказать М.Ю. Лермонтов поэмой «Демон»? И почему образ Демона проходит через все творчество автора?

Демон появляется в поэме как дух изгнанья, летящий над грешной землей, бессильный оторваться от нее и приблизиться к небесам. Он изгнан из рая, сброшен с неба и оттого печален. Он сеет зло, но это не приносит ему наслаждения. Все, что он видит, приносит либо холодную зависть, либо презрение и ненависть. Ему все наскучило. Но он горд, он не способен подчиняться воле других, пытается преодолеть самого себя…

Неземная любовь помогает герою бороться со злом внутри себя, а его страдающая душа хочет примириться с небом, хочет веровать добру. Этот конфликт добра и зла похож на столкновение света с тьмой.

В нем сливаются два начала, и он предстает перед нами, готовый повернуться лицом как к добру, так и к злу:

То не был ада дух ужасный,
Порочный мученик – о нет!
Он был похож на вечер ясный:
Ни день, ни ночь, – ни мрак, ни свет!...

Суть героя – в непримиримых противоречиях, в утверждении, что даже такие понятия, как Добро и Зло не абсолютны. Эти противоречия заложены в самой жизни. Человек получает способность к познанию и борьбе, а в душе каждого живет свой демон.


 

Скачано с www.znanio.ru

Урок 7 Тема: Особенности богоборческой темы в поэме «Демон»

Урок 7 Тема: Особенности богоборческой темы в поэме «Демон»

Не все я в мире презирал». Это стихи

Не все я в мире презирал». Это стихи

Я не для ангелов и рая…» (1831г

Я не для ангелов и рая…» (1831г

III . Проблема урока: Что же хотел сказать

III . Проблема урока: Что же хотел сказать

Если рассматривать поэму с т.з

Если рассматривать поэму с т.з

И все, что пред собой он видел,

И все, что пред собой он видел,

Только ли красота, молодость Тамары привлекли

Только ли красота, молодость Тамары привлекли

И вечность дам тебе за миг;…

И вечность дам тебе за миг;…

Неземная любовь помогает герою бороться со злом внутри себя, а его страдающая душа хочет примириться с небом, хочет веровать добру

Неземная любовь помогает герою бороться со злом внутри себя, а его страдающая душа хочет примириться с небом, хочет веровать добру
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2020