Урок 7
Тема: Особенности богоборческой темы в поэме «Демон»
О вещая душа моя,
О сердце, полное тревоги!
О, как ты бьешься на пороге
Как бы двойного бытия!
Ф.И.Тютчев
I. История создания «Демона»
Есть образы в мировом искусстве, которые постоянно волнуют умы людей на протяжении многих веков, начиная с древности и до наших дней. Демон – один из таких образов. Известны многочисленные литературные воплощения этого библейского сюжета: «Потерянный рай» Мильтона, «Фауст» Гете, «Каин» Байрона и др.
- В русской литературе 20 в. в каком произведении мы видим трактовку этого образа? (Воланд в «Мастере и Маргарите») Можно ли Карлсона отнести к демонам? (Д. Быков проводит целый ряд параллелей; к тому же и Воланд страдает ревматизмом – тенденция к снижению образа)
Видеофайл «К истории создания поэмы Демон»
Над «Демоном» Лермонтов работал с 1828, последняя, 9 редакция, относится к 1839 г. т.е. почти всю свою сознательную жизнь. Несмотря на многочисленные переделки, первая строка (Печальный Демон – дух изгнанья), возникшая в 1 варианте, сохранилась и в последнем. Основой сюжета остался миф о падшем ангеле, восставшем против бога. При жизни она напечатана не была. Сначала, в 50-е годы, ее напечатали в Германии. В России появилась только тогда, когда сменилось правление и наступила совсем другая эпоха – эпоха Достоевского, Толстого. Поэтому произвела резонанс.
- К какому литературному направлению относится поэма «Демон»? А произведения Толстого и Достоевского?
- Сам Лермонтов фигура романтизма или реализма?
- Почему Лермонтов постоянно обращается к этому образу? (возможные ответы: тема волновала, похож на него. Тогда почему?)
Работа с цитатой (слайд 2): Что объединяет Лермонтова и Демона?
«В творчестве М.Ю.Лермонтова, кроме известных тем поэта и поэзии, Родины, природы, любви, рано появляются мотивы одиночества, страдания, изгнанничества, земли и неба, борьбы и протеста, поиска гармонии в отношениях с окружающим миром.»
- Как вы думаете, чьи это стихи?
В дверях эдема ангел нежный
Главой поникшею сиял,
А демон мрачный и мятежный
Над адской бездною летал.
Дух отрицанья, дух сомненья
На духа чистого взирал
И жар невольный умиленья
Впервые смутно познавал.
«Прости, – он рек, – тебя я видел,
И ты недаром мне сиял:
Не все я в мире ненавидел,
Не все я в мире презирал».
Это стихи Пушкина «Ангел» (1827г.). Возможно, что именно пушкинский «Ангел» также навел Лермонтова на замысел поэмы о Демоне, разочаровавшемся во зле и потянувшемся к добру.
II. Особенности богоборческой темы в творчестве Лермонтова
Надо сказать, что не только в поэме «Демон» Лермонтов обращается к этому образу, есть целый ряд стихотворений, где по-разному раскрывается противостояние божественного и демонического. Например,
Мой демон (1829)
Собранье зол его стихия.
Носясь меж дымных облаков,
Он любит бури роковые,
И пену рек, и шум дубров.
Меж листьев желтых, облетевших,
Стоит его недвижный трон;
На нем, средь ветров онемевших,
Сидит уныл и мрачен он.
Он недоверчивость вселяет,
Он презрел чистую любовь,
Он все моленья отвергает,
Он равнодушно видит кровь,
И звук высоких ощущений
Он давит голосом страстей,
И муза кротких вдохновений
Страшится неземных очей.
Ангел (1831)
По небу полуночи ангел летел,
И тихую песню он пел,
И месяц, и звезды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.
Он пел о блаженстве безгрешных духов
Под кущами райских садов,
О Боге великом он пел, и хвала
Его непритворна была.
Он душу младую в объятиях нес
Для мира печали и слез;
И звук его песни в душе молодой
Остался - без слов, но живой.
И долго на свете томилась она,
Желанием чудным полна,
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.
«Мой демон» (1829г.): унылый и мрачный, зло – его стихия и т. д.
«Ангел» (1831г.): соединение души с телом, разочарование души на земле – печальные песни и т. д.
А в стихотворении «Молитва» (Не обвиняй меня, всесильный…) (1829г.): всесильный – бог, я – грешник, теснота мира и т. д.
«Я не для ангелов и рая…» (1831г.): я – чужой для мира (земли) и небес, я – зла избранник и т. д.
Практически через всю философскую лирику Лермонтова проходит противоречивое отношение к богу.
- Каково ваше отношение к богу? (с одной стороны, мы как будто бы в него и не верим, но все время просим его помочь; когда что-то очень нравится, мы говорим «божественно»)
Бог для поэта
Во-первых, это высшая небесная сила, способная наполнить душу человека светом надежды и веры.
…С души
как бремя скатится,
Сомненье далеко –
И верится, и плачется,
И так легко, легко… («Молитва», 1839)
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога… («Когда волнуется
желтеющая нива…», 1837)
Во-вторых, Бог – это Высший Судия, который справедлив и честен в своих действиях и решениях.
…Но есть и Божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли и дела он знает наперед… («Смерть поэта», 1837)
В-третьих, Бог – это еще и податель высшей нравственной мудрости, которая помогает человеку прозреть, избавиться от духовной слепоты:
С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока… («Пророк», 1841)
С другой стороны, Бог – это лжец и враг, которого лирический герой стихотворений М.Ю. Лермонтова обвиняет в тотальном обмане своих надежд, мечт и ожиданий:
За все, за все тебя благодарю я:
За тайные мучения страстей,
За горечь слез, отраву поцелуя,
За месть врагов и клевету друзей… («Благодарность», 1840)
Прием анафоры создает интонацию гневного перечисления обманутых чувств героя, его разочарованности во всем. Он ропщет на Господа, а заканчивает свой монолог смелым выпадом Богу – желанием собственной смерти, чтобы избежать новых страданий и иллюзий в этом мире:
…Устрой лишь так, чтобы тебя отныне
Недолго я еще благодарил.
- У кого из вас такое же отношение к богу?
III. Проблема урока: Что же хотел сказать М.Ю.Лермонтов поэмой «Демон»?
1. Ваше читательское восприятие поэмы?
2. Демон, дьявол, черт – это одно и то же? (с греч. дьявол – клеветник, черт – рогатый, демон – душа; в википедии дьявол – демон зла, властелин ада; лермонтовский демон живет не в аду, а между небом и землей)
- Давайте построим ассоциативный ряд: Демон – это… (падший ангел, изгнанник неба, дух зла)
- А у Лермонтова это?... вечер ясный. Какие ассоциации вызывает это понятие?
1 проблемный вопрос: Почему Демон Лермонтова сравнивается с ясным вечером?
(философский вопрос: сумерки – борьба света и тьмы, добро и зло балансируют)
- Бог всемогущ? Зачем зло, если бог всемогущ?
2 проблемный вопрос: Является ли зло божьим промыслом?
Тамара – лучшая, божественная. Почему бог допускает ее гибель? Может он использует Демона, чтоб забрать ее к себе?
3 проблемный вопрос: Почему гибнет Тамара?
(кстати, почему героиня названа Тамарой, что в переводе означает «пальма»?)
IV. Место поэмы в культурологии
- Вначале урока мы уже говорили о том, что образ демона неоднократно в разные эпохи подлежал какому-то осмыслению.
- У Лермонтова свой Демон, он отличается. Чем?
(он не дух зла, он дух изгнанья, неслучайно эту строку поэт не менял ни в одной редакции; он живет не в аду, а между небом и землей; он как будто бы перестает быть демоном и стремится к человеческому – к любви, и это чувство неподдельное, и он, как человек, не достиг в любви успеха; стремится вернуться в мир добра)
У лермонтовского «Демона» есть свои последователи в разных видах искусства. Прежде всего это художник Михаил Александрович Врубель.
Биографическая справка (из википедии):
Н. А. Дмитриева (искусствовед) сравнивала творческую биографию Врубеля с драмой в трёх актах с прологом и эпилогом, причём переход к новому этапу каждый раз совершался резко и неожиданно. Под «прологом» подразумеваются ранние годы учения и выбора призвания. Акт первый — 1880-е годы, пребывание в Академии художеств и переезд в Киев, занятия византийским искусством и церковной живописью. Акт второй — московский период, начатый в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным» и госпитализацией художника. Акт третий: 1903—1906 годы, связанные с душевной болезнью, постепенно подтачивавшей физические и интеллектуальные силы живописца. Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически.
Видеофрагмент «Лермонтовский Демон в живописи Врубеля»
V. Варианты интерпретаций
1. Если смотреть на поэму, как на легенду, чем собственно она и является, кто является главным героем и какова будет идея?
2. Если рассматривать поэму с т.з. реальности, т.е. понимая, что появление демона – это следствие помешательства после душевной травмы в связи с гибелью жениха накануне свадьбы, кто будет протагонистом и какова идея?
Протагонист — это, по сути, главный герой произведения, тот персонаж, вокруг которого и строится повествование.
3. Если рассматривать поэму как философскую: противостояние добра и зла – кто станет главным героем и в чем идея?
Д/З: « В поэме «Демон» раскрыты все корни всего творчества Лермонтова» - докажите правильность мысли цитаты.
Дополнительно может быть использовано
Работа над образом главного героя
– Каким вы увидели Демона в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон»? Найдите описание характера, поступков героя; выберите все «за» и «против», относящиеся к характеристике Демона. Заполните таблицу (можно предложить выполнить это задание в парах, группах).
«За»: что положительное |
«Против»: что отрицательное |
-
он сеял зло без наслажденья |
-
лукав и коварен |
– Можем ли мы сказать, больше положительного или отрицательного начала, добра или зла, ангельского или сатанинского заложено в характере, поступках героя?
Вывод: в основе образа – противоречие, конфликт между добром и злом. Понятия добра и зла не абсолютны, порой пересекаются одно в другом в разных обстоятельствах.
– Докажите выше изложенную мысль примерами текста.
1. Демон увидел Тамару, влюбился, но это великое чувство повлекло за собой гибель жениха Тамары:
И
вновь постигнул он святыню
Любви, добра и красоты!...
Его
коварною мечтою
Лукавый Демон возмущал:…
2. Постигнув тоску любви, Демон плачет, но вместо очистительной слезы течет горючая слеза:
Тоску
любви, ее волненье
Постигнул Демон в первый раз…
Насквозь
прожженный виден камень
Слезою жаркою, как пламень,
Нечеловеческой слезой!.. и др.
– Как относится Демон к миру, к красоте природы? Приведите примеры из текста.
1.
Природы блеск не возбудил
В груди изгнанника бесплодной
Ни новых чувств, ни новых сил;
И все, что пред собой он видел,
Он презирал иль ненавидел.
2. И
дик и чуден был вокруг
Весь божий мир; но гордый дух
Презрительным окинул оком
Творенье бога своего.
И на челе его высоком
Не отразилось ничего.
Вывод: Демон испытывает презрение, ненависть к тому, что видит вокруг.
Образ Тамары (работа по группам)
– С какой целью вводит автор в поэму образ Тамары? Составьте ее портретную характеристику, рассказ о ее судьбе.
1 группа – портретная характеристика:
И ни
единый царь земной
Не целовал такого ока…
…фонтан…своей жемчужною росою
Не омывал подобный стан!...
…рука земная…таких волос не расплела;…
И
влажный взор ее блестит
Из-под завистливой ресницы;
То черной бровью поведет… и др.
Вывод: Тамара – воплощение жизни и красоты. По отношению к героине применяется эпитет «божественная», который не только характеризует ее очаровательную внешность, но и противопоставляет княжну главному герою, изгнанному из рая.
2 группа – судьба героини:
Увы!
заутра ожидала
Ее, наследницу Гудала,
Свободы резвую дитя,
Судьба печальная рабыни,
Отчизна, чуждая поныне,
И незнакомая семья.
А мне
не быть ничьей женой!
Я гибну, сжалься надо мной!
Отдай в священную обитель
Дочь безрассудную свою… и др.
Вывод: будущее Тамары не безоблачно, она станет женой-рабыней, войдет в чужую семью, «темнило светлые черты» ожидание уз, плена, потеря свободы. После смерти жениха Тамара «безрассудна», ее разум не может осознать происходящего, она плачет и умоляет отца отдать ее в монастырь, чтобы там обрести покой.
– Есть что-то тайно-скрытое в повествовании, автор не все рассказывает читателю, читатель вынужден томиться вместе с героиней поэмы. Тем самым Лермонтов готовит нас к новому витку в развитии действия.
Любовь героев
– Опишите состояние Демона, увидевшего Тамару.
Демон, «прикованный незримой силой», поражен красотой Тамары, он «на мгновенье неизъяснимое волненье в себе почувствовал», «в нем чувство вдруг заговорило» и др.
– Только ли красота, молодость Тамары привлекли Демона? Разве мало красивых девушек видел герой, летая над землей? Может быть, есть между ними что-то общее? Подтвердите словами текста.
Тамара олицетворяет для героя молодость, красоту, добро. Демон давно «отверженный блуждал в пустыни мира без приюта» и теперь видит в Тамаре родную душу – ищущую, сомневающуюся, жаждущую познания.
Тамара ждет встречи с Демоном, слушает его речи, обращенные к ней одной и никому больше не понятные:
Ей часто слышалася речь.
Под сводом сумрачного храма
Знакомый образ иногда
Скользил…Манил и звал он…но – куда?...
Тоской
и трепетом полна,
Тамара часто у окна
Сидит в раздумье одиноком…
Все
чувства в ней кипели вдруг;
Душа рвала свои оковы! и др.
– Каким размером написана поэма? Почему в XV главе I части меняется стихотворный размер поэмы? (По материалам домашнего задания).
Лермонтов писал поэму четырехстопным ямбом с разнообразной рифмовкой, помогающей показать всю красоту мира, а в XV главе I части ямб заменил на четырехстопный хорей (убыстрение речи): любовь освещает дни героя, все меняет в словах, в обращениях к героине слышится призыв изменить ее жизнь…
…Будь
к земному без участья
И беспечна, как они!
– Чего хочет Демон, влюбившись в Тамару?
Демон надеется, что через любовь к Тамаре он сможет вновь прикоснуться к мировой гармонии:
Меня
добру и небесам
Ты возвратить могла бы словом
Твоей любви святым покровом
Одетый, я предстал бы там,
Как новый ангел в блеске новом…
Демон даже дает клятву Тамаре, что:
Отныне
яд коварной лести
Ничей уж не встревожит ум;
– Какой стилистический прием, помогающий вселить веру в слова Демона, предать им вес, использует автор?
Автор использует анафору (единоначатие): клянусь, хочу, отрекся:
Клянусь
я первым днем творенья,
Клянусь его последним днем,…
Я
отрекся от старой мести,
Я отрекся от гордых дум;…
Хочу
я с небом примириться,
Хочу любить, хочу молиться,…
– Что обещает Демон дать Тамаре взамен ее любви к нему?
И
вечность дам тебе за миг;…
И будешь ты царица мира,
Подруга первая моя;…
Я дам
тебе все, все земное –
Люби меня!.. и др.
Проблемные вопросы (можно дать как творческое задание или провести дискуссию):
1. Может ли Демон обрести гармонию? Почему?
2. Почему Бог прощает Тамару, а ее душа попадает в рай?
1. Любовь Демона эгоистична. Вместо того чтобы очистить свою душу, он готов погубить бушу Тамары. Так не поступают влюбленные. В любви он не радовался, а торжествовал, испытывал чувство личного превосходства. Чиста жертвенная любовь, а чем жертвует Демон?
Люби
меня!..
………………………….
Могучий взор смотрел ей в очи!
Он жег ее.
………………………….
Увы! злой дух торжествовал!
………………………….
«Она моя! – сказал он грозно, – и др.
Гордость, этот смертный грех, всегда посягающий на святыню, – вот причина поражения Демона, вот источник его страданий. Приобщение к гармонии благодаря любви к земной женщине и ценой ее гибели не осуществилось. Злое начало вновь проступило в Демоне:
И проклял Демон побежденный
Мечты безумные свои…
2. Душу Тамары уносит ангел – хранитель. Именно он спасает ее для рая. Душа усопшей Тамары еще полна сомнений, на ней запечатлен «след проступка», который смывает слезами ангел:
…И
сладкой речью упованья
Ее сомненья разгонял,
И след проступка и страданья
С нее слезами он смывал.
Это Бог послал испытание Тамаре. Приняв злое начало, внушенное Демоном, героиня жертвует собой, защищая вечные ценности: Добро, Мир, Красоту, Любовь. Поэтому она достойна прощения. Прощенная, Тамара попадает в рай, куда для героя доступ закрыт:
…И
вновь остался он, надменный.
Один, как прежде, во вселенной
Без упованья и любви!...
Итог урока
– Что же хотел сказать М.Ю. Лермонтов поэмой «Демон»? И почему образ Демона проходит через все творчество автора?
Демон появляется в поэме как дух изгнанья, летящий над грешной землей, бессильный оторваться от нее и приблизиться к небесам. Он изгнан из рая, сброшен с неба и оттого печален. Он сеет зло, но это не приносит ему наслаждения. Все, что он видит, приносит либо холодную зависть, либо презрение и ненависть. Ему все наскучило. Но он горд, он не способен подчиняться воле других, пытается преодолеть самого себя…
Неземная любовь помогает герою бороться со злом внутри себя, а его страдающая душа хочет примириться с небом, хочет веровать добру. Этот конфликт добра и зла похож на столкновение света с тьмой.
В нем сливаются два начала, и он предстает перед нами, готовый повернуться лицом как к добру, так и к злу:
То не
был ада дух ужасный,
Порочный мученик – о нет!
Он был похож на вечер ясный:
Ни день, ни ночь, – ни мрак, ни свет!...
Суть героя – в непримиримых противоречиях, в утверждении, что даже такие понятия, как Добро и Зло не абсолютны. Эти противоречия заложены в самой жизни. Человек получает способность к познанию и борьбе, а в душе каждого живет свой демон.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.