Конспект урока «Перспективный рисунок куба»
Оценка 4.9

Конспект урока «Перспективный рисунок куба»

Оценка 4.9
docx
02.06.2024
Конспект урока «Перспективный рисунок куба»
Открытый урок на тему _Перспективный рисунок куба_.docx

План-конспект проведения урока

Урок №1

Группа:  16/1

Тема урока: «Перспективный рисунок куба»

Цель урока: Научить строить перспективный рисунок куба

Задачи:

Образовательная: Познакомить с понятиями «перспектива», «линия горизонта», «точка схода», формировать графические умения и навыки в передаче объёмной прямоугольной формы предметов, обучать изображать с натуры предметы с передачей перспективного сохранения формы;

Воспитательная: Способствовать формированию навыков работы в коллективе, воспитывать интерес к народному искусству;

Развивающая: Развивать глазомер, мелкую моторику рук

Оборудование для проведения урока:

Для учителя — наглядные пособия, презентация

Для учащихся — простой карандаш, ластик, альбом

Структура занятия

№п/п

Этапы урока

Время в минутах

1.

Организационный момент

1

2.

Сообщение темы, целей урока, мотивация учебной деятельности

2

3.

Изложение нового материала

8

4.

Закрепление

2

5.

Практическая работа

25

6.

Завершение урока/Подведение итогов урока

2

 

 

 

 

 

 

Ход урока

1. Организационная часть:

- Приветствие

- Проверка явки учащихся

- Заполнение учителем классного журнала

- Проверка готовности учащихся к уроку

2. Сообщение темы, целей и задач урока, мотивация учебной деятельности школьников

3. Изложение нового материала

4. Закрепление

          5. Практическая работа
          6. Завершение урока. Подведение итогов урока

Этапы

Время

Содержание

Примечание

1

1 мин

Здравствуйте, усаживаетесь на места. Попрошу в течение занятия вести себя спокойно. Проверьте готовность к занятию, на партах у вас должны лежать:  простой карандаш с ластиком, краски, кисти, баночка, тряпочка, формат А3.

 

2

2 мин

Тема нашего сегодняшнего занятия: «Перспективный рисунок куба».

Слайд 1

3

8 мин

Сейчас разберём план построения куба, чтобы вы могли потом самостоятельно построить куб:

1. Куб представляет собой прямоугольную равностороннюю призму, которая состоит из 6 граней, противоположные грани куба параллельны. 

 2.  Места пересечения граней называются рёбрами куба. Все рёбра можно разделить на 3 группы, в каждой из них все грани параллельны друг другу. На примере нашего рисунка куба 4 грани вертикальные, 4 горизонтальные грани, повернутые влево и 4 горизонтальные грани, направленные вправо.

3. Сначала легкими линиями намечаем в листе, где будет нарисован куб. Размещаем изображение чуть выше середины листа, оно не должно быть слишком мелким или крупным. Куб стоит немного подвинуть в сторону теневой части. За счёт этого композиция будет уравновешена большим светлым пространством.

4. Затем проведём ближнюю к нам вертикальную линию. Засечками ограничиваем высоту куба (вернее, высоту ребра, но весь дальнейший рисунок следует вести, ориентируясь на неё, поэтому следует внимательно проследить, чтобы высота ближнего ребра куба была на своём месте и правильной по размеру), делаем рисунок удаляющихся линий куба.

5. Следующий этап рисунка куба — изображение его основания, начиная с видимых линий. На данном этапе важно точно определить углы наклона этих линий относительно горизонтали. Для этого следует поднести карандаш строго горизонтально к нижнему ближнему углу куба и запомнить эти углы. Как правило, видны 2 вертикальных грани куба. Определите, какая больше развёрнута, а какая меньше. Соответственно, если грань больше развернута к рисующему, то угол меньше.

6. Перед тем, как перейти к рисованию верхних линий, следует вспомнить основные законы линейной перспективы.

Главной аксиомой перспективы является то, что видимый размер предметов, по мере удаления, уменьшается. Сформулируем правило: любые параллельные линии, уходящие от зрителя, сокращаются в одну точку.

У куба, который мы рисуем, есть 4 ребра, направленных влево, и 4 ребра, направленных вправо. Все четыре линии рёбер, уходящие влево, если их продолжить, сокращаются в одной точке слева. Также сокращаются линии, идущие вправо, но уже в одну точку справа от куба.

Где находятся точки схода рёбер? Наш куб находится на горизонтальной плоскости. Горизонтальная плоскость — плоскость, параллельная земле. Это стол, пол или потолок, и водная гладь лесного озера, и т. п. Любая линия, лежащая на горизонтальной плоскости, также является горизонтальной и если линия удаляется от зрителя, то он увидит, что она уходит к линии горизонта. Если имеется несколько параллельных горизонтальных линий, то они все будут иметь одну точку схода на линии горизонта.

Где находится линия горизонта? Видимая линия горизонта находится на уровне глаз рисующего. Посмотрите в окно, представьте, где сходятся небо и земля. И мысленно продолжите эту линию по периметру помещения, в котором находитесь. Видно, что эта линия находится на уровне глаз. Если изменить положение головы, например, встать на стул, то и линия горизонта станет выше.

Поэтому при изображении верхних линий относительно нарисованных нижних, проследите, чтобы они были направлены так, что, если их продолжить за пределы листа, они сойдутся в одной точке. Для того, чтобы точнее нарисовать линии, сокращающиеся в перспективе, их не следует ограничивать размерами куба, линии нужно проводить до краёв листа.

Линии, если плоскость, к которой они относятся, развёрнута к зрителю, сокращаются меньше. Если же плоскость видна меньше, то сокращение линий более заметно. Перспективное сокращение лучше заметно на больших предметах, чем на маленьких. Если размер предмета меньше, чем расстояние между осями глаз, то оба глаза человека увидят такой предмет в обратной перспективе. Но стремление рисовать обратную перспективу объясняется не этим, а особенностью анализа того, что человек видит, его мозгом. Мозг видит предметы, представляя их со всех сторон, как развертку. При рисовании следует всегда помнить о законах линейной перспективы, анализировать каждую линию, куда она идёт, только тогда удастся избавиться от стремления к рисованию в обратной перспективе.

Обратите внимание на фотографию куба в начале статьи. На ней видно, что вертикальные линии немного «завалены». Этот «завал» на фотографии обусловлен тем, что объектив камеры увидел перспективное сокращение вертикальных линий. Действительно, мы смотрим на куб сбоку и сверху и вертикальные линии чуть-чуть сходятся в одну точку снизу. Нужно ли рисовать это сокращение? Академический рисунок не подразумевает передачу сокращения вертикальных линий, кроме случаев сильного ракурса, когда рисуют сверху или снизу относительно изображаемого. В то же время, в творческих работах художников можно увидеть усиленную, или фотографическую, перспективу как художественный приём, способствующий большей выразительности. Похожая ситуация с изображением плоскости, почти повёрнутой к зрителю фронтально. В этом случае линии рисуются наклонно, но при этом параллельно друг другу.  Сокращение настолько мало, что если нарисовать его, то куб будет выглядеть кривым, как будто его верх срезали наискосок.

7. После того, как нарисованы верхние линии, определяем, насколько сократились боковые грани куба справа и слева. Ширину этих граней меряем строго по горизонтали (не под наклоном!), и сравниваем, насколько каждая из них меньше высоты ближнего ребра, а также между собой. Только после того, как проверены ближние линии и вертикальные ребра, можно перейти к изображению дальних уходящих линий. Невидимые линии также следует рисовать. Перед тем, как рисовать самое дальнее вертикальное ребро, убедитесь, что точки пересечения линий оказались друг над другом. Если они существенно расходятся, то при выполнении построения были допущены ошибки. В этом случае следует внимательно проверить и исправить рисунок, в той же последовательности, в которой он выполняется сначала. Если расхождение невелико, то нужно немного уточнить линии и нарисовать дальнее вертикальное ребро.

После того, как построение выполнено и проверено, выделим ближние к нам линии. Если линия тёмная, то кажется, что она ближе. Руководствуясь этим, даже в простом линейном рисунке можно передать пространство и объём.

Следующий этап – передача объема, то есть штриховка. Заполнение штрихом начинаем с теневых частей предмета.

 

 

Слайд 2

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 3

 

 

 

 

 

Слайд 4

 

 

 

 

 

 

Слайд 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 6

 

 

 

 

Слайд 7, 8

 

 

4

2мин

 1. Как называются места пересечения граней?

Ребра;

 2. Что является главной аксиомой перспективы? Видимый размер предметов, по мере удаления, уменьшается;

 3. Где находятся точки схода рёбер?

На линии горизонта;

 4. Где находится линия горизонта? 

Видимая линия горизонта находится на уровне глаз рисующего. Видно, что эта линия находится на уровне глаз. Если изменить положение головы, например, встать на стул, то и линия горизонта станет выше.

 

5

25 мин

Практическая работа.

Приступаем к работе, наша задача сегодня – изображение перспективного рисунка куба

 

 

6

2 мин

Итог занятия. Сейчас давайте сравним некоторые работы, посмотрим, что у вас получилось, выявим плюсы и минусы в работе. Все молодцы, урок окончен.  

 

 


 

План-конспект проведения урока

План-конспект проведения урока

Организационная часть: - Приветствие -

Организационная часть: - Приветствие -

Следующий этап рисунка куба — изображение его основания, начиная с видимых линий

Следующий этап рисунка куба — изображение его основания, начиная с видимых линий

Поэтому при изображении верхних линий относительно нарисованных нижних, проследите, чтобы они были направлены так, что, если их продолжить за пределы листа, они сойдутся в одной…

Поэтому при изображении верхних линий относительно нарисованных нижних, проследите, чтобы они были направлены так, что, если их продолжить за пределы листа, они сойдутся в одной…

Ширину этих граней меряем строго по горизонтали (не под наклоном!), и сравниваем, насколько каждая из них меньше высоты ближнего ребра, а также между собой

Ширину этих граней меряем строго по горизонтали (не под наклоном!), и сравниваем, насколько каждая из них меньше высоты ближнего ребра, а также между собой
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.06.2024