Конспект урока письма в 9 классе для обучающихся с интеллектуальными нарушениями по теме "Глагол"
Оценка 4.8

Конспект урока письма в 9 классе для обучающихся с интеллектуальными нарушениями по теме "Глагол"

Оценка 4.8
docx
19.02.2023
Конспект урока письма в 9 классе для обучающихся с интеллектуальными нарушениями по теме "Глагол"
Урок в 9 классе.docx

Урок в 9 классе.

Тема: «Глагол»

Цель: повторение и закрепление знаний по теме «Глагол».

Задачи:

1. коррекционно-образовательные: систематизировать существенные признаки глагола  как части  речи; повторить грамматические категории данной части речи; выявить особенности употребления  глаголов в речи;

2. коррекционно-развивающие:  формировать словесно-логическое мышление обучающихся путем выполнения заданий, предусматривающих необходимость сравнения и обобщения; активизировать письменную, устную, опосредованную речь, умение использовать в речи глаголы, сравнивать различные языковые явления; развивать навыки самоконтроля, внимания через выполнение индивидуальных, коллективных заданий разного уровня сложности, работу с тестом; формировать навыки самостоятельной работы по алгоритму;

3. коррекционно-воспитывающие: прививать интерес к учебе и предмету через показ практической направленности изучаемого материала, нестандартных заданий; воспитывать самостоятельность, осуществляя индивидуальный подход и создавая ситуацию успеха для группы слабоуспевающих детей; воспитывать коллективизм, взаимопомощь, умение работать в группе, выработка командного мышления. 
Оборудование: экран, проектор, колонки.

                                                ХОД   УРОКА:

1.     Организационный момент: рапорт.

     «Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели стремиться к их достижению…» (Ж.Ж.Руссо)
-Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачный?
-Я желаю вам сохранить хорошее настроение на весь урок. В течение урока будете зарабатывать жетоны, количество которых потом превратятся в оценку за урок.

Добрый день, ребята! Я очень рада вас видеть на этом открытом уроке. Сегодня вам предстоит показать свои знания по предмету, порадовать гостей и, самое главное, приятно удивить своих педагогов, которые за вас очень переживают. Я думаю, что у нас с вами все получится. Я в вас верю!

Прием «Верите ли вы?»

Для начала прошу ответить вас на несколько вопросов, ответы записать на приготовленных листочках.

1.     Верите ли вы, что у вас на уроке получится ответить на все вопросы и выполнить все задания, которые я приготовила?

2.     Верите ли вы, что за ваши знания в конце урока вы получите «4» или «5»?

Листочки, пожалуйста, отложите, к ним мы вернемся чуть позже

Сегодня у нас  необычный  урок. Работать на нем мы будем в командах. Скажите, пожалуйста, какой праздник приближается? В течение урока за правильные и полные ответы команды будут получать валентинки, которыми вы сможете поздравить своих близких (у каждой команды своя коробка). В конце урока подведем итоги.

2. Этап актуализации знаний.

СЛАЙД Мы   отправимся в путешествие по зимнему лесу. Оно  будет  трудным, но очень  интересным. Путешествовать будем на самолёте(слайд самолёт). Во время путешествия мы сделаем несколько привалов, на которых вам будут предложены разные задания.

Проблемный вопрос

Я предлагаю отгадать,
Что мы будем закреплять.

Для этого поработаем в группах.

Некоторым ученикам ( имена )

Я предлагаю взять листы желтого цвета и поработать самостоятельно, задание указано в карточке.

Стихотворение для слабой подгруппы (читают самостоятельно). Найти о чем идет речь в стихотворении.


2. Чтобы сконцентрировать наше внимание проведем «Разминку для ума». Отвечаем быстро на мои вопросы.

1.     Звуки видят или слышат?

2.     Часть слова, которая служит для связи слов в предложении, называется…

3.     Замени одну букву в слове «гость», чтобы вышло лакомство для собаки

4.     Назовите слово, противоположное слову «день»

5.     Как называется второй зимний месяц?

6.     Что находится между городом и селом?

7.     Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов, называется …

8.     Чем кончается лето и начинается осень?

9.     Сколько падежей в русском языке?

10. Для чего нужны приставка и суффикс?

11. Как называется часть слова без окончания?

12. Какое время года сейчас у нас?

13. Замени одним словом, чтобы получились сложные существительные: падает снег,

14.Какие части речи знаете?

ИТОГ по устной проверке.

Работа в тетради. Запись числа, к/р.

Прежде чем узнать тему, 1-Я ГРУППА внимательно послушайте сказку. 2-я группа самостоятельно в это время читает текст и тоже находит ответ на вопрос о чем пойдет речь на уроке.

Чтение сказки (для сильной подгруппы).

Остальные ребята работают со мной.

Цель: Послушайте внимательно, чтобы потом ответить на мои вопросы.

Слова-действия гордятся своими значениями. Самые гордые действия -  движения. Они всегда подчёркивают, что движение- это жизнь. Без движения невозможен прогресс – нужно двигаться, идти вперёд, бежать, прыгать, лететь, порхать. В движении смысл жизни.

-Как же двигаться не думая?- возражают им действия - мысли. – Надо думать, понимать, размышлять, сомневаться, тогда и можно говорить о смысле жизни.

-Вот именно, говорить, - радуются действия речи.

О смысле жизни можно спорить, доказывать, убеждать, твердить, шептать.

А если не работать, то хоть что говори, а жизнь лучше не станет. Действительно, эта часть речи всегда спрашивает: что делать? что сделать? Всегда готова трудиться, учиться, работать, тренироваться, заниматься. А вы готовы все это делать? О какой части речи будем говорить на уроке?

2-я группа. Прочитать текст и догадаться, о какой части речи говорится?

Что без меня предметы?

Лишь названия.

Но я приду – все в действие придет,

Летит ракета, люди строят здания,

И роза в палисаднике цветет.

Ребята, как думаете, о какой части речи будем говорить сегодня на уроке? (О глаголе).

СЛАЙД С ТЕМОЙ

 Эта тема для вас новая? (нет).

Давайте с помощью слов-помощников поставим перед собой цель на урок:

- Повторим

-Изучим
-Узнаем

- Продолжим  учиться находить
Слайд с целью

А сейчас тетрадь открыли

И как надо положили.

Сядьте прямо, не кривитесь,

За работу все возьмитесь.

Запишите все число,

Классная работа.

Минутка чистописания???

 

3. Этап самоопределения к деятельности

Начинаем наше путешествие.  СЛАЙД. Давайте представим, что мы с вами пролетаем над зимней поляной, на которой живет его Величество Глагол и правит своей страной. Давай приземлимся и сделаем первый привал, который называется блиц-опрос. За полный и правильный ответ получаете валентинку.

- Что обозначает глагол? (ответы детей) 

- На какие вопросы отвечает?

- Чем является в предложении?

-Как изменяется глагол?

2 человека: от каждого ряда по одному (слабая подгруппа) собирают информацию и прикрепляют на доску о глаголе.

Итог: с первой целью урока мы с вами справились.

 

4. Этап самостоятельной работы с самопроверкой и взаимопроверкой по эталону

 А сейчас я предлагаю вам всем взять карточки оранжевого цвета и выполнить задание. Найти в каждой строке глагол и записать их в тетрадь. КАРТОЧКИ ПО ГРУППАМ ОРАНЖЕВЫЕ

Среди слов на карточках выпишите только (1 гр.)

- Морозный, морозит, мороз.

- Холод, холодная, холодил.

- Зима, зимовать, зимнее.

- Веселье, веселые, повеселишь.

 Вторая группа по карточкам.

Морозный, морозит.

Холодная, холодил.

Зимовать, зимнее.

Веселые, повеселишь.

Поменялись записями. Проверка. Если все правильно, на полях поставьте + валентинка.

- Смело продолжаем  путешествие.

И вот первый город, который нам встретился – это город «Время».

- А как вы думаете, почему в стране «Глагол» есть город «Время»?

(так как глагол  изменяется по временам). Как определить время глагола? (с момента речи)

1 гр. выписать глаголы, определить время.

Изучаю, белый, учил, снежинка, выучит, холодное, правило, дом, думаешь, загадаете, жизнь, зимние, поверила.

2гр. списать глаголы и определить время

Изучаю, учил, выучит, думаешь, загадаете, поверила.

Проверка по слайду + валентинки

 

Физминутка. На столах у вас лежат карточки с именами существительными. В классе спрятались глаголы. Ваша задача найти пару, чтобы глаголы с существительными образовали пару по смыслу.

1-я команда: забочусь о девушке, подарят валентинку, пишешь стихи

2-я команда: сияют от счастья, придумаю поздравление, признаетесь в любви

Как будем определять лицо и число у глагола? Алгоритм индивид. каждому.  Запишите себе в тетради получившиеся словосочетания глаг. + сущ. И определите лицо и число у глагола. Проверка.  НА ПОЛЯХ + валентинка. Эти словосочетания с каким праздником связаны?

Ну а нас ожидает следующий привал: «Грамотей»

Закрепление знаний. Игра «Я грамотей».

Чтобы стать грамотным человеком, нужно много трудиться. Назовите глаголы, которые описывают ваш труд на уроке.

Например, я -  объясняю.

А вы? (примерные ответы детей: слушаю, думаю, запоминаю, учу, пишу, пересказываю, говорю, рассказываю, решаю, читаю, сочиняю…).

Работа в парах с деформированным текстом:

человека, Счастье, от него, зависит, самого. труда, Без выловишь, не, из, рыбку, пруда.

Найти глаголы в тексте и подчеркнуть.

Финальный привал. Что-то с сердечками и глаголами

Решить проверочный тест по подгруппам, на зеленых листах.

Посмотрите внимательно, у кого в задании 3 варианта ответа, это первая группа, у кого 2 варианта – это вторая группа.

Тест для 1 подгр.

1. Что такое глагол?

а) часть речи

б)  признак

в)  подлежащее

2. Что обозначает глагол?

а)  действие предмета

б)  признак предмета

в) предмет

3. Как изменяется глагол?

а) по родам, числам, падежам

 б) по числам, временам и лицам

в) по падежам, числам и временам

4. На какие вопросы отвечает глагол?

а)  Кто? Что?

б)  Что делает? Что делал?

в) Какой? Какая? Какое? Какие?

5. Определи число, время и лицо у глагола в словосочетании «благодарю за урок».

а) Ед. ч., п.в., 2 лицо

б) Мн.ч., н.в., 1 лицо

в) Ед.ч., б.в., 3 лицо

 

Тест для 2 подгр.

1. Что такое глагол?

а) часть речи

б)  часть слова

2. Что обозначает глагол?

а)  действие предмета

б)  признак предмета

3. На какие вопросы отвечает глагол?

а)  Что делает? Что делал?

б) Какой? Какая? Какое? Какие?

4. С какой частью речи дружит глагол?

а) имя существительное

б) глагол

5. Чем является в предложении?

а) подлежащим

б) сказуемым

Проверка по слайду.

5. Рефлексия. Незаконченное предложение. СЛАЙД. Если успеваем по времени.

Итог. Оценки.

Домашнее задание на карточках. Ребята, наверное, у многих из вас около дома есть дерево, которое является символом России. Дома вам необходимо на карточках голубого цвета выполнить задание. Вспомнить стихотворение С. Есенина и вставить  глаголы.

Вспомним мои вопросы, заданные вам в начале урока. Верите ли вы? 

1.     Верите ли вы, что у вас на уроке получится ответить на все вопросы и выполнить все задания, которые я приготовила?

2.     Верите ли вы, что за ваши знания в конце урока вы получите «4» и «5»?

Оправдались ваши ожидания? Всем спасибо за урок. Мне было приятно с вами работать.

 

 


 

Урок в 9 классе. Тема: «Глагол»

Урок в 9 классе. Тема: «Глагол»

Верите ли вы, что за ваши знания в конце урока вы получите «4» или «5»?

Верите ли вы, что за ваши знания в конце урока вы получите «4» или «5»?

Замени одним словом, чтобы получились сложные существительные: падает снег, 2

Замени одним словом, чтобы получились сложные существительные: падает снег, 2

Изучим -Узнаем - Продолжим учиться находить

Изучим -Узнаем - Продолжим учиться находить

Смело продолжаем путешествие

Смело продолжаем путешествие

Тест для 1 подгр . 1. Что такое глагол ? а) часть речи б) признак в) подлежащее 2

Тест для 1 подгр . 1. Что такое глагол ? а) часть речи б) признак в) подлежащее 2

Рефлексия. Незаконченное предложение

Рефлексия. Незаконченное предложение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2023