Конспект урока "Площади фигур"
Оценка 4.6

Конспект урока "Площади фигур"

Оценка 4.6
docx
29.12.2021
Конспект урока "Площади фигур"
конспект урока площади фигур.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«средняя общеобразовательная школа № 18 им. Р.С. Рамазанова»

Конспект урока по теме:
«Площади фигур»

Учитель математики
 МБОУ СОШ № 18 им Р.С. Рамазанова
 Раджабова С.М.
 



 

Учитель математики МБОУ СОШ № 18 Раджабова С. М.

Урок-обобщение по теме  «Площади фигур»

Геометрия, 9 класс

Цель урока: Организовать учебную деятельность учащихся по решению задач на нахождение площади. Выработать умение решать задачи данного вида.

  Планируемые результаты:

  − личностные:

- осознавать математическую составляющую окружающего мира;

- уметь отстаивать свою точку зрения и работать в группе;

- уметь адекватно оценивать свои знания и проводить самооценку своей деятельности;

- мотивировать свою учебную деятельность.

  − метапредметные:

- уметь планировать и оценивать процесс и результат своей деятельности, обрабатывать информацию.

  - предметные:

- знать основные формулы нахождения площадей фигур;

- уметь находить площади фигур, составленных из других фигур;

- уметь применять, анализируя, оценивая и выбирая, наиболее удобный способ решения задач разной степени сложности.

  Формируемые УУД:

   −  личностные: формирование способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности мотивация учения;

  − регулятивные:

- организация своей учебной деятельности;

- формирование умения оценить качество и уровень усвоения материала;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. 

  −  познавательные:

- формирование умений самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания; 

- строить логическое рассуждение;

- совершенствование способности анализировать условия поставленной задачи и поиска её рационального решения;

- находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями;

- уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы,;

- работать индивидуально и в группах;

- рефлексия.

 Тип урока: урок применения знаний, навыков и умений

Формы работы обучающихся: индивидуальная, групповая, парная

Техническое оборудование и наглядные средства обучения:

 

Структура и ход урока:

I. Организация начала занятия.

II. Актуализация  знаний и способов действий:

а) проверка домашнего задания;

б) индивидуальная работа;

в) устная работа.

III  Математический диктант.

IV. Решение  задач по готовым чертежам.

V Тренировочная  работа( взаимопроверка)

VI. Выступление учеников: Историческая справка

VII. Гимнастика ума.

VIII. Тест  с самопроверкой

IX. Домашнее задание.

X. Итог урока и рефлексия

 

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний,  умений и навыков.

Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

 

Оборудование: проектор, экран, компьютер, карточки для выполнения индивидуальной и практической работы

Ход урока

I) Организационный момент.

Сообщение темы и цели урока. « Геометрия полна приключений, потому что за каждой задачей скрывается приключение мысли. Решить задачу – это значит пережить приключение» (В. Произволов)

II) Актуализация опорных знаний

1. Ответить на вопросы:

- какая фигура называется простой?

- сформулируйте свойства площади для простых фигур

- как относятся площади простых фигур?

2. По какой из данных формул можно рассчитать площадь треугольника? параллелограмма? ромба? прямоугольника? квадрата?


1) S = ab

2) S = ah

3) S = 1/2ab

4) S = 1/2 d1d2

5) S = a2


3.Площади каких фигур можно вычислить,  используя следующие формулы?


1) S = 1/2(a + b) h

2) S = ab sin α

3) S = 1/2 d2

4) S = √ p(p – a)(p – b)(p – c)

5) S = 1/2 d1d2 sin α


4. Соотнесите данные рисунки с формулами площадей, дайте пояснение:

а) S = π R2α/360 - Sтрб) S = π R2α/360 + Sтрв) S = π R2α/360

 

III) Математический диктант

Согласны ли вы с данным утверждением? Поставьте соответствующие символы

Да -  О, нет - ∆

1. Фигуры называются равновеликими, если у них равные площади.

2. Площадь трапеции равна полусумме длин оснований.

3. Площадь треугольника равна произведению двух любых сторон на синус угла между ними

4. Площадь круга находится по формуле 2 π R.

5. Круг не является простой фигурой.

Ответы: О∆∆∆О

Отметка: «5» - все верно, «4» - 1 неверно, «3» - 2 неверно, более двух неверных ответов – повтори теорию

 

IV) Решение задач по готовым чертежам с записью решения на доске и в тетрадях

№1

Решение: S ф = S кв = a 2 = 16,               Ответ: 16

№2

Решение: S ф = 4π - 2π = 2π,                 Ответ: 2π

№3

Решение: S ф = 36π - 16π = 20π,             Ответ: 20π                                                              

№4

Решение: S ф = (100π - 16π)/ 2 = 42π,          Ответ: 42π

 

V ) Тренировочная  работа( взаимопроверка)

VI)  Исторические сведения. Древний мир и площади фигур.

Вычисление площадей в древности

Зачатки геометрических знаний, связанных с измерением площадей, теряются в глубине тысячелетий. Еще 4 – 5 тыс. лет назад вавилоняне умели определять площадь прямоугольника и трапеции в квадратных единицах. 5000 тыс. лет назад древние египтяне умели определять площади. Узкая полоса земли между Нилом и пустыней была плодородна. С каждой единицы ее площади люди платили налог. Но ежегодно эта полоска затоплялась Нилом. После спада воды надо было восстанавливать границы. Необходимость быстро и правильно определять площадь была одной из причин раннего развития геометрии как науки об измерении земли.

Измерение площадей в древней Греции.

Евклид – древнегреческий ученый, живший в III веке до нашей эры. В своих «Началах» Евклид не употребляет слово «площадь», так как он под самим словом «фигура» понимает часть плоскости, ограниченную замкнутой линией. Евклид не выражает результат измерения площади числом, а сравнивает площади разных фигур между собой. Как и другие ученые древности, Евклид занимается вопросами превращения одних фигур в другие, им равновеликие. При этом Евклид оперирует самими площадями, а не числами, которые выражают эти площади.

 

VII) Гимнастика ума

Решение задач из ГИА

№. Найдите площадь параллелограмма, стороны которого равны 2√3 и 5, а один из углов равен 120.

Решение:  S = absinα,        2. √3 . 5 . √3/2 = 15,     Ответ: 15.

№2. Площадь прямоугольного треугольника равна 96, а один из катетов равен 16. Найдите гипотенузу данного треугольника.

Решение:  S = ½ ab,      b = 2S/a,      b = 2 . 96/16 = 12,      с = √256 + 144 = 20       Ответ: 20.

№3. Найдите площадь равнобедренной трапеции, если ее диагональ равна √13, а высота равна 2.

Решение:  Sтрап. = Sпрям.  = ab,      a = √13 – 4 = 3,     Sтрап. = 3 . 2 = 6,       Ответ: 6.

 

VIII) Решение тестовых заданий c cамопроверкой

Вариант 1

1. Площадь прямоугольника 20см 2, одна из сторон – 5см. Найти другую сторону.

        1) 15см                2) 4см                3) 5см                4) 100см

2. В параллелограмме одна из сторон 7см, высота, опущенная на нее 3см. Найти площадь.

        1) 21               2) 10                3) 21               4) 10,5

3. В треугольнике высота, опущенная к стороне с длиной 10см,  равна 6см. Найти площадь.

        1) 60               2) 30                3) 16               4) 8

4. Радиус круга 3дм. Найти площадь.

        1) 3π                 2) 9                 3) 9π              4) 9π2

5. Площадь квадрата 4 м2. Найти периметр квадрата.

        1) 1 м                2) 8 м                3) 2 м                4) 16 м

Ответы:

1      2   3      4        5

Вариант 2

1. Площадь прямоугольника 40см 2, одна из сторон – 10см. Найти другую сторону.

        1) 4см                2) 2см                3) 30см                4) 200см

2. В параллелограмме одна из сторон 8см, высота, опущенная на нее 5см. Найти площадь.

        1) 13см                2) 40см2                3) 40см                4) 26см2

3. В треугольнике высота, опущенная к стороне с длиной 9см, равна 4см. Найти площадь.

        1) 35               2) 13                3) 18                4) 72

4. Радиус круга 4дм. Найти площадь.

        1) 16π                 2) 4π                3) 16π2                 4) 16

5. Площадь квадрата 16 м2. Найти периметр квадрата.

        1) 4 м                2) 64 м                3) 8 м                4) 16 м

Ответы: 1     2        3       4       5

Отметка: «5» - нет ошибок, «4» - 1 ошибка, «3» - 2 ошибки, более двух неверных ответов – выучи формулу, упражняйся в устном счете.

IХ) Домашнее задание:      Повторить материал, используя тематическую таблицу, подготовиться к контрольной работе

 

X ) Итог урока

1) На доске изображены геометрические фигуры и формулы. Ученики сопоставляют фигуру и формулу для нахождения площади.

2) Выставление оценок.

3) Высказывания учащихся о том, что понравилось на уроке и чему они научились

4) На этом мы не заканчиваем изучение темы «Площади». В старших классах вы узнаете, как найти площади объемных фигур

5)На обороте своего оценочного листа нарисуйте смайлик своего настроения.

Фамилия____________________________________

1  Запиши формулы в таблицу. Проверь себя. Поставь оценку

Квадрат

Прямоугольник

Треуг-к

Парал-м

Прямоуг.треуг

Ромб

Трапеция

Круг

Оценка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Тренировочная работа. Выполни задание, проверь ответ и оцени себя.

1

2

3

4

5

6

Оценка

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Тест

1

2

3

4

5

Оценка

 

 

 

 

 

 

Отметка: «5» - нет ошибок, «4» - 1 ошибка, «3» - 2 ошибки,

более двух неверных ответов – выучи формулу, упражняйся в устном счете.

 

 

 

 

 

Фамилия____________________________________

1  Запиши формулы в таблицу. Проверь себя. Поставь оценку

Квадрат

Прямоугольник

Треуг-к

Парал-м

Прямоуг.треуг

Ромб

Трапеция

Круг

Оценка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Тренировочная работа. Выполни задание, проверь ответ и оцени себя.

1

2

3

4

5

6

Оценка

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Тест

1

2

3

4

5

Оценка

 

 

 

 

 

 

Отметка: «5» - нет ошибок, «4» - 1 ошибка, «3» - 2 ошибки, более двух неверных ответов – выучи формулу, упражняйся в устном счете.

 


 

ТЕСТ

Вариант 1

1. Площадь прямоугольника 20см 2, одна из сторон – 5см. Найти другую сторону.

     1) 15см                2) 4см             3) 5см         4) 100см

2. В параллелограмме одна из сторон 7см, высота, опущенная на нее 3см. Найти площадь.

     1) 21                    2) 10                3) 21            4) 10,5

3. В треугольнике высота, опущенная к стороне с длиной 10см,  равна 6см. Найти площадь.

       1) 60                2) 30                 3) 16               4) 8

4. Радиус круга 3дм. Найти площадь.

        1) 3π                 2) 9                 3) 9π              4) 9π2

5. Площадь квадрата 4 м2. Найти периметр квадрата.

        1) 1 м                2) 8 м                3) 2 м           4) 16 м

 

Вариант 2

1. Площадь прямоугольника 40см2, одна из сторон – 10см. Найти другую сторону.

   1) 4см                2) 2см                3) 30см         4) 200см

2. В параллелограмме одна из сторон 8см, высота, опущенная на нее 5см. Найти площадь.

      1) 13см             2) 40см2          3) 40см          4) 26см2

3. В треугольнике высота, опущенная к стороне с длиной 9см, равна 4см. Найти площадь.

        1) 35               2) 13                3) 18                4) 72

4. Радиус круга 4дм. Найти площадь.

        1) 16π                 2) 4π                3) 16π2         4) 16

5. Площадь квадрата 16 м2. Найти периметр квадрата.

        1) 4 м                2) 64 м                3) 8 м          4) 16 м

 

Вариант 1

1. Площадь прямоугольника 20см 2, одна из сторон – 5см. Найти другую сторону.

   1) 15см             2) 4см                3) 5см                4) 100см

2. В параллелограмме одна из сторон 7см, высота, опущенная на нее 3см. Найти площадь.

    1) 21               2) 10                3) 21               4) 10,5

3. В треугольнике высота, опущенная к стороне с длиной 10см,  равна 6см. Найти площадь.

     1) 60               2) 30                3) 16               4) 8

4. Радиус круга 3дм. Найти площадь.

        1) 3π                 2) 9                 3) 9π              4) 9π2

5. Площадь квадрата 4 м2. Найти периметр квадрата.

      1) 1 м                2) 8 м                3) 2 м                4) 16 м

 

Вариант 2

1. Площадь прямоугольника 40см2, одна из сторон – 10см. Найти другую сторону.

    1) 4см             2) 2см             3) 30см                4) 200см

2. В параллелограмме одна из сторон 8см, высота, опущенная на нее 5см. Найти площадь.

    1) 13см              2) 40см2         3) 40см             4) 26см2

3. В треугольнике высота, опущенная к стороне с длиной 9см, равна 4см. Найти площадь.

        1) 35               2) 13                3) 18                4) 72

4. Радиус круга 4дм. Найти площадь.

        1) 16π                 2) 4π                3) 16π2              4) 16

5. Площадь квадрата 16 м2. Найти периметр квадрата.

        1) 4 м                2) 64 м                3) 8 м            4) 16 м

 

Вариант 2

1. Площадь прямоугольника 40см2, одна из сторон – 10см. Найти другую сторону.

   1) 4см                2) 2см                3) 30см         4) 200см

2. В параллелограмме одна из сторон 8см, высота, опущенная на нее 5см. Найти площадь.

      1) 13см             2) 40см2          3) 40см          4) 26см2

3. В треугольнике высота, опущенная к стороне с длиной 9см, равна 4см. Найти площадь.

        1) 35               2) 13                3) 18                4) 72

4. Радиус круга 4дм. Найти площадь.

        1) 16π                 2) 4π                3) 16π2         4) 16

5. Площадь квадрата 16 м2. Найти периметр квадрата.

        1) 4 м                2) 64 м                3) 8 м          4) 16 м

 

Вариант 1

1. Площадь прямоугольника 20см 2, одна из сторон – 5см. Найти другую сторону.

     1) 15см                2) 4см             3) 5см         4) 100см

2. В параллелограмме одна из сторон 7см, высота, опущенная на нее 3см. Найти площадь.

     1) 21                    2) 10                3) 21            4) 10,5

3. В треугольнике высота, опущенная к стороне с длиной 10см,  равна 6см. Найти площадь.

       1) 60                2) 30                 3) 16               4) 8

4. Радиус круга 3дм. Найти площадь.

        1) 3π                 2) 9                 3) 9π              4) 9π2

5. Площадь квадрата 4 м2. Найти периметр квадрата.

        1) 1 м                2) 8 м                3) 2 м           4) 16 м

 

Вариант 2

1. Площадь прямоугольника 40см2, одна из сторон – 10см. Найти другую сторону.

   1) 4см                2) 2см                3) 30см         4) 200см

2. В параллелограмме одна из сторон 8см, высота, опущенная на нее 5см. Найти площадь.

      1) 13см             2) 40см2          3) 40см          4) 26см2

3. В треугольнике высота, опущенная к стороне с длиной 9см, равна 4см. Найти площадь.

        1) 35               2) 13                3) 18                4) 72

4. Радиус круга 4дм. Найти площадь.

        1) 16π                 2) 4π                3) 16π2         4) 16

5. Площадь квадрата 16 м2. Найти периметр квадрата.

        1) 4 м                2) 64 м                3) 8 м          4) 16 м

 

Вариант 1

1. Площадь прямоугольника 20см 2, одна из сторон – 5см. Найти другую сторону.

     1) 15см                2) 4см             3) 5см         4) 100см

2. В параллелограмме одна из сторон 7см, высота, опущенная на нее 3см. Найти площадь.

     1) 21                    2) 10                3) 21            4) 10,5

3. В треугольнике высота, опущенная к стороне с длиной 10см,  равна 6см. Найти площадь.

       1) 60                2) 30                 3) 16               4) 8

4. Радиус круга 3дм. Найти площадь.

        1) 3π                 2) 9                 3) 9π              4) 9π2

5. Площадь квадрата 4 м2. Найти периметр квадрата.

        1) 1 м                2) 8 м                3) 2 м           4) 16 м

 


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа № 18 им

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа № 18 им

Учитель математики МБОУ СОШ № 18

Учитель математики МБОУ СОШ № 18

III Математический диктант

III Математический диктант

Площадь треугольника равна произведению двух любых сторон на синус угла между ними 4

Площадь треугольника равна произведению двух любых сторон на синус угла между ними 4

Найдите площадь равнобедренной трапеции, если ее диагональ равна √13, а высота равна 2

Найдите площадь равнобедренной трапеции, если ее диагональ равна √13, а высота равна 2

Фамилия____________________________________ 1

Фамилия____________________________________ 1

ТЕСТ Вариант 1 1. Площадь прямоугольника 20см 2 , одна из сторон – 5см

ТЕСТ Вариант 1 1. Площадь прямоугольника 20см 2 , одна из сторон – 5см

Вариант 1 1. Площадь прямоугольника 20см 2 , одна из сторон – 5см

Вариант 1 1. Площадь прямоугольника 20см 2 , одна из сторон – 5см
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.12.2021