Конспект урока по биологии для 6 класса по теме «Дыхание растений»
Цель урока: Организация продуктивной деятельности учащихся для успешного овладения определением роли дыхания для живых организмов, направленной на достижение учащимися результатов
Задачи урока:
Образовательная
– организовать изучение и обеспечить понимание учащимися зависимости жизненных процессов от дыхания.
Развивающая
– продолжить формирование умения устанавливать причинно
– следственные связи, используя приёмы «знаю, хочу знать, узнал»;
- выделять главное, обобщать, проводить аналогии и сравнения.
Через создание и решение проблемной ситуации развивать у учащихся интеллектуальную, эмоциональную, мотивационную сферы и познавательный интерес к предмету. Развивать память, речь, мышление.
Воспитательная
– формировать у учащихся культуру речи, бережное отношение к растениям как живым существам и источникам кислорода.
Предметные результаты:
· устанавливать взаимосвязь растений с другими организмами;
· объяснять влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека;
· умения применять изученные понятия, аппарат различных разделов курса к решению межпредметных задач и задач повседневной жизни.
Метапредметные результаты:
· под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание объектов, наблюдений, их результаты, выводы;
· организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).
· умения организовывать совместную учебную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции, взаимодействовать в группе, выдвигать гипотезы, находить решение проблемы, разрешать конфликты на основе согласования позиции и учета интересов, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Личностные результаты
· коммуникативной компетентности в общении, которая выражается в умении ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, а также понимать и уважать позицию собеседника, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
· целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
· представления об изучаемых математических понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Формы работы учащихся: сочетание индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы.
Методы обучения: словесный, наглядный, репродуктивный, проблемно-поисковый, самостоятельная работа.
Основные понятия урока: устьица, чечевички, фотосинтез, дыхание
Деятельность учащихся:
работа с текстом и иллюстрациями учебника, выполнение
заданий в тетради, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении результатов
опытов.
Средства обучения: компьютер, таблицы «Фотосинтез», «Листовая мозаика», «Строение растительной клетки», наборы рисунков растений, схемы жилкования и листорасположения, проектор, видеофрагменты «Фотосинтез», «Дыхание»
Эпиграф к уроку:
«Я дышу,… а значит, я живу!»
Владимир Семенович Высоцкий
Ход урока
1. Организационный момент.
2.Актуализация, целеполагание, мотивация
Учитель:
Вставьте в текст пропущенные слова.
1.В процессе фотосинтезом…… органических веществ, при дыхании органические вещества…..
2. Фотосинтез протекает только……, а процесс дыхания……..
3. В растении на свету протекает процесс…….и……
4. Фотосинтез протекает в клетках, содержащих хлорофилл, а процесс дыхания ……
5. В отличие от процесса дыхания, фотосинтез протекает только в организме……...
2. Из приведенных ниже признаков выберите признаки характеризующие фотосинтез .
А) Происходит во всех клетках.
Б) Протекает только на свету.
В) Поглощается углекислый газ и выделяется кислород.
Г) Происходит в клетках с хлоропластами.
Д) Протекает на свету и в темноту.
Е) Органические вещества образуются.
Ж) Органические вещества окисляются (распадаются) до СО2 и Н2О.
З) Поглощается кислород и выделяется углекислый газ.
3. Проверим ваши знания
1.Органы воздушного питания -
3.Какой орган поглощает воду и минеральные вещества?
4.В каких органоидах клетки происходит фотосинтез?
5.Как называется зеленый пигмент растений?
4. Выполнить тест:
1. Фотосинтез происходит …
А) в устьицах Б) в межклетниках; В) в хлоропластах,
2. В процессе фотосинтеза происходит …
А) поглощение кислорода и выделение углекислого газа
Б) поглощение углекислого газа и образование кислорода.
· Крахмал, образующийся в листьях в процессе фотосинтеза, нужен растению для …
А) выделения его во внешнюю среду;
Б) снабжения им всех частей растения.
4. Хлорофилл в клетке находится …
А) в ядре; Б) в пластидах; В) в цитоплазме.
5. Крахмал, образующийся в листьях в процессе фотосинтеза, является …
А) запасным питательным веществом;
Б) побочным продуктом обмена.
6. Какой ученый первым обнаружил способность растений выделять на свету кислород?
а) Джозеф Пристли б) К. А. Тимирязев в) ван Гельмонт
Ответы:1 – В,2 – Б,3 – Б,4 – Б,5 – А,6 – А
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Постановка эксперимента
: Выясним, сколько времени вы можете не дышать. Делаете
глубокий вдох и зажимаете пальцами нос по сигналу, засекаем время начала и окончания
эксперимента.
Итак, мы смогли продержаться без воздуха примерно одну минуту. Некоторые
тренированные люди могут задерживать дыхание на 3-4 минуты и даже 6 минут, но не
дольше. Теперь понятно, почему эпиграфом к нашему уроку взяты слова российского
поэта и певца Владимира Семеновича Высоцкого: «Я дышу, а значит, я живу!». Каковы
же признаки живого организма? (Ответ учащихся: дыхание, питание, рост, развитие,
размножение). А могут ли растения обходиться без воздуха?
Предполагаемый ответ учащихся: нет, не могут, так как они являются живыми
организмами, нуждающимися в дыхании.
Учитель:
«Как вы считаете, какова тема нашего урока?» (Учащиеся совместно с
учителем формулируют ответ.
Тему урока: «Дыхание растений»
3. Изучение нового материала
Создание проблемной ситуации. (Работы Пристли. )
Вернёмся к опыту английского химика Джозефа Пристли, который в 1771 году провел опыт: взял два стеклянных колпака, под каждым из них поместил мышь. Но под одним колпаком он поместил стаканчик с веткой растения (там мышь осталась жива). Под другим колпаком растения не было, там мышь погибла.
Я Вам расскажу продолжение истории опыта Джозефа Пристли.
"Я взял, - писал он, - некоторое количество воздуха, совершенно испорченного дыханием мыши, которая в нем погибла; разделил его на две части: одну часть воздуха перевел в сосуд, погруженный в воду, а в другую часть, также заключенную в сосуд с водою, посадил ветку мяты. Через восемь-девять дней я нашел, что мышь прекрасно могла жить в той части воздуха, в которой росла ветка мяты, но мышь моментально погибла в другой части его. В течение семи дней пребывания в сосуде с испорченным воздухом побег мяты вырос почти на 3 дюйма и, кроме того, образовал несколько новых".
Таким образом, растение как бы питалось испорченным воздухом, то есть углекислым газом. Оно росло, очищало воздух, поглощая углекислый газ и выделяя кислород.
Открытие Пристли произвело большое впечатление в учёном мире. Лондонское королевское общество ученых присудило Пристли большую золотую медаль и чествовало на торжественном собрании.
После опытов Пристли с колпаком и мышью всё высшее общество заговорило о способности растений очищать воздух. В моду вошло ставить побольше цветов в комнатах: ведь они “исправляют” т.е. «очищают» воздух.
Одна очень богатая дама решила проверить это научное наблюдение на себе. Она велела дворецкому поставить в комнату на ночь побольше растений. Наутро дама проснулась с сильной головной болью и в тот же вечер на приёме рассказала всем, что Пристли плут и обманщик.
Учёные взволновались, и Королевское общество попросило Пристли повторить опыт.
Был вечер. В большом зале сидели ученые в мантиях и белых париках. Горели свечи. Все в тишине сосредоточенно наблюдали за тем, что делал Пристли.
– Вот видите мышонок в сосуде с веткой мяты жив….
– Нет, он задыхается…. и умирает, - раздались голоса.
Учитель. В конце урока вы попробуете дать ответы на вопросы:
1. Почему мышонок при повторном эксперименте в Королевском обществе погиб?
2. Почему у богатой дамы разболелась голова?
Учитель. Чтобы ответить на вопросы нам предстоит изучить процесс дыхания у растений.
- Давайте вспомним, какие газы входят в состав воздуха?
Состав воздуха: Азот – 78%; Кислород – 21%; Углекислый газ – 0,03%.
– Кислород и углекислый газ обладают разными свойствами.
Кислород
Немного тяжелее воздуха
Поддерживает горение
Углекислый газ
Значительно тяжелее воздуха
Не поддерживает горение
На предыдущем уроке мы говорили о том, что такое фотосинтез. Фотосинтез-это использование световой энергии для синтеза органических веществ из неорганических. Так вот в биохимическом понимании дыхание – это процесс, обратный фотосинтезу. Как и всем организмам, растениям для жизнедеятельности нужна энергия. Дыхание – это и есть процесс получения энергии при распаде сложных органических соединений.
Как протекает процесс дыхания?
Вы все, наверное, видели, как горят дрова в костре или печи. При этом выделяется большое количество энергии в виде тепла и света.
Откуда берется эта энергия?
Эта та самая солнечная энергия, которая запасается в ходе фотосинтеза. Горение – это химическая реакция, в ходе которой сложные органические вещества взаимодействуют с кислородом и распадаются до воды и углекислого газа. Горение протекает быстро.
По сути своей дыхание сходно с горением. Дыхание – это процесс соединения сложных органических веществ с кислородом, в ходе которого выделяется энергия. Но энергия выделяется постепенно, в несколько этапов, на каждом из этапов выделяется не большое количество энергии, которую растения используют на рост, размножение и другие процессы жизнедеятельности.
-А все ли органы растения дышат?
Демонстрация опытов
Опыт: Взяли три прозрачных банки, в первую поместили 30-40 набухших прорастающих семян фасоли, во вторую - корнеплоды моркови, перед опытом поместили в воду на три дня, в третью – свежесрезанные стебли растения с листьями. Банки закрыли пробками и поставили в темное теплое место. На следующий день опустили в каждую банку зажженную свечу.
-Каким образом можно объяснить тот факт, что свечи гаснут?( учащиеся делают вывод : о том , что все органы дышат. Поскольку при протекании процесса дыхания поглощается кислород и выделяется углекислый газ, который не поддерживает горения, во всех банках свечи потухли)
-Получается, что растения дышат только в темноте?(растения – живые организмы и они дышат круглосуточно, при любых условиях)
-Получается, в организме растения на свету протекают два процесса – фотосинтез и дыхание, но кислорода выделяется гораздо больше, чем его поглощается, а в темноте в организме растения протекает только процесс дыхания.
Физминутка:
Глазки крепко закрываем
Дружно до пяти считаем
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем
4.Закрепление материала
1.
Составьте
схему процесса дыхания у растений и запишите её в тетрадь.
(Сложные органические
вещества + кислород = углекислый газ + вода + энергия)
2. Составление кластера. На доске написана схема. Вам необходимо соединить стрелками процессы дыхания и фотосинтеза с веществами, которые участвуют в этих процессах. Проверьте, правильно ли вы выполнили задание.
4. Самостоятельная работа с таблицей «Сравнение фотосинтеза и дыхания» на основе полученных знаний на уроке., в рабочей тетради.
Найдите черты сходства и отличия
Черты процесса |
Фотосинтез |
Дыхание |
1. В каких клетках происходит? |
В зеленых клетках |
Во всех клетках |
2. Какой газ поглощается? |
Углекислый газ |
Кислород |
3. Какой газ выделяется? |
Кислород |
Углекислый газ |
4. В какое время суток происходит? |
Днём |
Круглые сутки |
5. Что происходит с органическими веществами? |
Образуются |
Распадаются |
6. Энергия накапливается или выделяется? |
Накапливаются |
Освобождается |
5. Вывод: Фотосинтез и дыхание два противоположных, но взаимосвязанных процесса.
2. Тест: Для процесса дыхания выберите соответствующие характеристики.
1. Сущность процесса.
а. Испарение избытка воды и охлаждение растения.
б. Поглощение воды и неорганических веществ из почвы.
в. Поглощение углекислого газа, выделение кислорода и образование органических веществ.
г. Поглощение кислорода и выделение углекислого газа.
2. Клетки, осуществляющие процесс.
а. Процесс осуществляется зелеными клетками листа.
б. Процесс осуществляется всеми клетками листа .
в. Процесс осуществляется всеми клетками растения.
3. Орган, участвующий в осуществлении процесса.
а. В процессе участвуют листья.
б. В процессе участвует корень.
в. В процессе участвуют все органы растения.
4. Время суток.
а. Процесс протекает в течение суток.
б. Процесс происходит днём на свету.
Ответы: 1- г, 2-в, 3- в, 4- а.
2. Вставьте пропущенные слова (слайд) на выполнения данного задания я вам даю 3 минуты
1. Растения при дыхании поглощают……….
2. Растения при дыхании выделяют……….
3. Органические вещества при дыхании…………
4. Растения дышат в …… время суток
5. Дышат …… органы растения. При фотосинтезе кислорода……… больше, чем …… при дыхании.
(Слайд с правильными ответами)
3.-Проанализируйте знания полученные на уроке и сделайте вывод: что нового узнали о дыхании растений?
Знаю
Хочу знать
Узнал
Дыхание – это свойство всех живых организмов
Как дышат растения
Растение дышит через чечевички, устьица и корневые волоски.
При дыхании поглощается кислород и выделяется углекислый газ
Зачем нужен кислород
Для окисления органических веществ, для жизни
Мы узнали:
что процессы дыхания и фотосинтеза - противоположны друг другу.
при дыхании растения поглощают кислород, а выделяют углекислый газ.
процесс дыхания происходит на свету и в темноте, а для процесса фотосинтеза необходим свет.
растение дышит через чечевички и устьица.
Учитель. Закончите заполнение таблицы.
Знаю |
Хочу знать |
Узнал |
Дыхание – это свойство всех живых организмов |
Как дышат растения |
Растение дышит через чечевички и устьица и корневые волоски. |
При дыхании поглощается кислород и выделяется углекислый газ |
Зачем нужен кислород |
Для окисления орг в-в (БЖУ) с освобождением энергии для жизни |
5.Рефлексия.
-Удалось ли нам выполнить задачу урока?
- Что у нас хорошо получилось?
- Над чем еще предстоит поработать?
. Сегодня я узнал…Я научился…Меня удивило…У меня получилось…Было трудно…Я смог…Я понял, что…Я попробую…Я теперь могу…Меня удивило…Мне захотелось…Было интересно
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.