Конспект урока по биологии для 6 класса по теме «Дыхание растений»
Оценка 4.7

Конспект урока по биологии для 6 класса по теме «Дыхание растений»

Оценка 4.7
docx
13.05.2022
Конспект урока по биологии для 6 класса по теме «Дыхание растений»
Конспект урока по биологии для 6 класса по теме «Дыхание растений».docx

Конспект урока по биологии для 6 класса по теме «Дыхание растений»

Цель урока: Организация продуктивной деятельности учащихся для успешного овладения определением роли дыхания для живых организмов, направленной на достижение учащимися результатов

Задачи урока:

Образовательная

организовать изучение и обеспечить понимание учащимися зависимости жизненных процессов от дыхания.

Развивающая

продолжить формирование умения устанавливать причинно 

– следственные связи, используя приёмы «знаю, хочу знать, узнал»; 

- выделять главное, обобщать, проводить аналогии и сравнения.

Через создание и  решение проблемной ситуации развивать у учащихся интеллектуальную, эмоциональную, мотивационную сферы и познавательный интерес к предмету. Развивать память, речь, мышление.

Воспитательная

формировать у учащихся культуру речи, бережное отношение к растениям как живым существам и источникам кислорода.

Предметные результаты:

·                устанавливать взаимосвязь растений с другими организмами;

·                объяснять влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека;

·                умения применять изученные понятия, аппарат различных разделов курса к решению межпредметных задач и задач повседневной жизни.

Метапредметные результаты:

·                под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание объектов, наблюдений, их результаты, выводы;

·                организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).

·                умения организовывать совместную учебную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции, взаимодействовать в группе, выдвигать гипотезы, находить решение проблемы, разрешать конфликты на основе согласования позиции и учета интересов, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Личностные результаты

·                коммуникативной компетентности в общении, которая выражается в умении ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, а также понимать и уважать позицию собеседника, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;

·                целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

·                представления об изучаемых математических понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Формы работы учащихся: сочетание индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы.

Методы обучения: словесный, наглядный, репродуктивный, проблемно-поисковый, самостоятельная работа.

Основные понятия урока: устьица, чечевички, фотосинтез, дыхание

Деятельность учащихся:

 работа с текстом и иллюстрациями учебника, выполнение

заданий в тетради, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении результатов

опытов.

Средства обучения: компьютер, таблицы «Фотосинтез», «Листовая мозаика», «Строение растительной клетки», наборы рисунков растений, схемы жилкования и листорасположения, проектор, видеофрагменты «Фотосинтез», «Дыхание»

 

Эпиграф к уроку:

«Я дышу,… а значит, я живу!»

Владимир Семенович Высоцкий

Ход урока

1. Организационный момент.

2.Актуализация, целеполагание, мотивация

Учитель:

Вставьте в текст пропущенные слова.

1.В процессе фотосинтезом…… органических веществ, при дыхании органические вещества…..

2. Фотосинтез протекает только……, а процесс дыхания……..

3. В растении на свету протекает процесс…….и……

4. Фотосинтез протекает в клетках, содержащих хлорофилл, а процесс дыхания ……

5. В отличие от процесса дыхания, фотосинтез протекает только в организме……...

2.  Из приведенных ниже признаков выберите признаки характеризующие фотосинтез .

А) Происходит во всех клетках.

Б) Протекает только на свету.

В) Поглощается углекислый газ и выделяется кислород.

Г) Происходит в клетках с хлоропластами.

Д) Протекает на свету и в темноту.

Е) Органические вещества образуются.

Ж) Органические вещества окисляются (распадаются) до СО2 и Н2О.

З) Поглощается кислород и выделяется углекислый газ.

3. Проверим ваши знания

1.Органы воздушного питания -

3.Какой орган поглощает воду и минеральные вещества?

4.В каких органоидах клетки происходит фотосинтез?

5.Как называется зеленый пигмент растений?

4. Выполнить тест:

1. Фотосинтез происходит …

А) в устьицах Б) в межклетниках; В) в хлоропластах,

2. В процессе фотосинтеза происходит …

А) поглощение кислорода и выделение углекислого газа

Б) поглощение углекислого газа и образование кислорода.

·                Крахмал, образующийся в листьях в процессе фотосинтеза, нужен растению для …

А) выделения его во внешнюю среду;

Б) снабжения им всех частей растения.

4. Хлорофилл в клетке находится …

А) в ядре; Б) в пластидах; В) в цитоплазме.

5. Крахмал, образующийся в листьях в процессе фотосинтеза, является …

А) запасным питательным веществом;

Б) побочным продуктом обмена.

6. Какой ученый первым обнаружил способность растений выделять на свету кислород?

а) Джозеф Пристли б) К. А. Тимирязев в) ван Гельмонт

Ответы:1 – В,2 – Б,3 – Б,4 – Б,5 – А,6 – А

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Постановка  эксперимента

: Выясним, сколько времени вы можете не дышать. Делаете

глубокий вдох и зажимаете пальцами нос по сигналу, засекаем время начала и окончания

эксперимента.

Итак, мы смогли продержаться без воздуха примерно одну минуту. Некоторые

тренированные люди могут задерживать дыхание на 3-4 минуты и даже 6 минут, но не

дольше. Теперь понятно, почему эпиграфом к нашему уроку взяты слова российского

поэта и певца Владимира Семеновича Высоцкого: «Я дышу, а значит, я живу!». Каковы

же признаки живого организма? (Ответ учащихся: дыхание, питание, рост, развитие,

размножение). А могут ли растения обходиться без воздуха?

Предполагаемый ответ учащихся: нет, не могут, так как они являются живыми

организмами, нуждающимися в дыхании.

Учитель:

«Как вы считаете, какова тема нашего урока?» (Учащиеся совместно с

учителем формулируют ответ.

 Тему урока: «Дыхание растений»

3. Изучение нового материала

Создание проблемной ситуации. (Работы Пристли. )

Вернёмся к опыту английского химика Джозефа Пристли, который в 1771 году провел опыт: взял два стеклянных колпака, под каждым из них поместил мышь. Но под одним колпаком он поместил стаканчик с веткой растения (там мышь осталась жива). Под другим колпаком растения не было, там мышь погибла.

Я Вам расскажу продолжение истории опыта Джозефа Пристли.

"Я взял, - писал он, - некоторое количество воздуха, совершенно испорченного дыханием мыши, которая в нем погибла; разделил его на две части: одну часть воздуха перевел в сосуд, погруженный в воду, а в другую часть, также заключенную в сосуд с водою, посадил ветку мяты. Через восемь-девять дней я нашел, что мышь прекрасно могла жить в той части воздуха, в которой росла ветка мяты, но мышь моментально погибла в другой части его. В течение семи дней пребывания в сосуде с испорченным воздухом побег мяты вырос почти на 3 дюйма и, кроме того, образовал несколько новых".

Таким образом, растение как бы питалось испорченным воздухом, то есть углекислым газом. Оно росло, очищало воздух, поглощая углекислый газ и выделяя кислород.

Открытие Пристли произвело большое впечатление в учёном мире. Лондонское королевское общество ученых присудило Пристли большую золотую медаль и чествовало на торжественном собрании.

После опытов Пристли с колпаком и мышью всё высшее общество заговорило о способности растений очищать воздух. В моду вошло ставить побольше цветов в комнатах: ведь они “исправляют” т.е. «очищают» воздух.

Одна очень богатая дама решила проверить это научное наблюдение на себе. Она велела дворецкому поставить в комнату на ночь побольше растений. Наутро дама проснулась с сильной головной болью и в тот же вечер на приёме рассказала всем, что Пристли плут и обманщик.

Учёные взволновались, и Королевское общество попросило Пристли повторить опыт.

Был вечер. В большом зале сидели ученые в мантиях и белых париках. Горели свечи. Все в тишине сосредоточенно наблюдали за тем, что делал Пристли.

– Вот видите мышонок в сосуде с веткой мяты жив….

– Нет, он задыхается…. и умирает, - раздались голоса.

Учитель. В конце урока вы попробуете дать ответы на вопросы:

1. Почему мышонок при повторном эксперименте в Королевском обществе погиб?

2. Почему у богатой дамы разболелась голова?

Учитель. Чтобы ответить на вопросы нам предстоит изучить процесс дыхания у растений.

- Давайте вспомним, какие газы входят в состав воздуха?

Состав воздуха: Азот – 78%; Кислород – 21%; Углекислый газ – 0,03%.

– Кислород и углекислый газ обладают разными свойствами. 

Кислород

Немного тяжелее воздуха

Поддерживает горение

Углекислый газ

Значительно тяжелее воздуха

Не поддерживает горение

На предыдущем уроке мы говорили о том, что такое фотосинтез. Фотосинтез-это использование световой энергии для синтеза органических веществ из неорганических. Так вот в биохимическом понимании дыхание – это процесс, обратный фотосинтезу. Как и всем организмам, растениям для жизнедеятельности нужна энергия. Дыхание – это и есть процесс по­лу­че­ния энер­гии при рас­па­де слож­ных ор­га­ни­че­ских со­еди­не­ний.

Как протекает процесс дыхания?

Вы все, наверное, видели, как горят дрова в костре или печи. При этом выделяется большое количество энергии в виде тепла и света.

Откуда берется эта энергия?

Эта та самая солнечная энергия, которая запасается в ходе фотосинтеза. Горение – это химическая реакция, в ходе которой сложные органические вещества взаимодействуют с кислородом и распадаются до воды и углекислого газа. Горение протекает быстро.

По сути своей дыхание сходно с горением. Дыхание – это процесс соединения сложных органических веществ с кислородом, в ходе которого выделяется энергия. Но энергия выделяется постепенно, в несколько этапов, на каждом из этапов выделяется не большое количество энергии, которую растения используют на рост, размножение и другие процессы жизнедеятельности.

-А все ли органы растения дышат?

Демонстрация опытов

Опыт: Взяли три прозрачных банки, в первую поместили 30-40 набухших прорастающих семян фасоли, во вторую - корнеплоды моркови, перед опытом поместили в воду на три дня, в третью – свежесрезанные стебли растения с листьями. Банки закрыли пробками и поставили в темное теплое место. На следующий день опустили в каждую банку зажженную свечу.

-Каким образом можно объяснить тот факт, что свечи гаснут?( учащиеся делают вывод : о том , что все органы дышат. Поскольку при протекании процесса дыхания поглощается кислород и выделяется углекислый газ, который не поддерживает горения, во всех банках свечи потухли)

-Получается, что растения дышат только в темноте?(растения – живые организмы и они дышат круглосуточно, при любых условиях)

-Получается, в организме растения на свету протекают два процесса – фотосинтез и дыхание, но кислорода выделяется гораздо больше, чем его поглощается, а в темноте в организме растения протекает только процесс дыхания.

Физминутка:

Глазки крепко закрываем

Дружно до пяти считаем

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем

4.Закрепление материала

1.             Составьте схему процесса дыхания у растений и запишите её в тетрадь.
(Сложные органические вещества + кислород = углекислый газ + вода + энергия)

2.             Составление кластера. На доске написана схема. Вам необходимо соединить стрелками процессы дыхания и фотосинтеза с веществами, которые участвуют в этих процессах. Проверьте, правильно ли вы выполнили задание.

4.             Самостоятельная работа с таблицей «Сравнение фотосинтеза и дыхания» на основе полученных знаний на уроке., в рабочей тетради.

Найдите черты сходства и отличия                                                                                        

Черты процесса

Фотосинтез

Дыхание

1. В каких клетках происходит?

В зеленых клетках

 Во всех клетках

2. Какой газ поглощается?

Углекислый газ

 Кислород

3. Какой газ выделяется?

Кислород

 Углекислый газ

4. В какое время суток происходит?

Днём

 Круглые сутки

5. Что происходит с органическими веществами?

Образуются

 Распадаются

6. Энергия накапливается или выделяется?

Накапливаются

 Освобождается

5.             Вывод: Фотосинтез и дыхание два противоположных, но взаимосвязанных процесса.

2. Тест: Для процесса дыхания выберите соответствующие характеристики.

1. Сущность процесса.

а. Испарение избытка воды и охлаждение растения.

б. Поглощение воды и неорганических веществ из почвы.

в. Поглощение углекислого газа, выделение кислорода и образование органических веществ.

г. Поглощение кислорода и выделение углекислого газа.

 

2. Клетки, осуществляющие процесс.

а. Процесс осуществляется зелеными клетками листа.

б. Процесс осуществляется всеми клетками листа .

в. Процесс осуществляется всеми клетками растения.

 

3. Орган, участвующий в осуществлении процесса.

а. В процессе участвуют листья.

б. В процессе участвует корень.

в. В процессе участвуют все органы растения.

 

4. Время суток.

а. Процесс протекает в течение суток.

б. Процесс происходит днём на свету.

 

Ответы: 1- г, 2-в, 3- в, 4- а.

 

2. Вставьте пропущенные слова (слайд) на выполнения данного задания я вам даю 3 минуты

1. Растения при дыхании поглощают……….

2. Растения при дыхании выделяют……….

3. Органические вещества при дыхании…………

4. Растения дышат в …… время суток

5. Дышат …… органы растения. При фотосинтезе кислорода……… больше, чем …… при дыхании.

(Слайд с правильными ответами)

3.-Проанализируйте знания полученные на уроке и сделайте вывод: что нового узнали о дыхании растений?

Знаю

Хочу знать

Узнал

Дыхание – это свойство всех живых организмов

 Как дышат растения

 Растение дышит через чечевички, устьица и корневые волоски.

При дыхании поглощается кислород и выделяется углекислый газ

Зачем нужен кислород

Для окисления органических веществ, для жизни

 

Мы узнали:

что процессы дыхания и фотосинтеза - противоположны друг другу.

при дыхании растения поглощают кислород, а выделяют углекислый газ.

процесс дыхания происходит на свету и в темноте, а для процесса фотосинтеза необходим свет.

растение дышит через чечевички и устьица.

Учитель. Закончите заполнение таблицы.

Знаю

Хочу знать

Узнал

Дыхание – это свойство всех

живых организмов

 Как дышат растения

 Растение дышит через чечевички и устьица и корневые волоски.

При дыхании поглощается

кислород и выделяется углекислый газ

Зачем нужен кислород

Для окисления орг в-в (БЖУ) с освобождением энергии для жизни

 

5.Рефлексия.

-Удалось ли нам выполнить задачу урока?

- Что у нас хорошо получилось?

- Над чем еще предстоит поработать?

. Сегодня я узнал…Я научился…Меня удивило…У меня получилось…Было трудно…Я смог…Я понял, что…Я попробую…Я теперь могу…Меня удивило…Мне захотелось…Было интересно


 

Конспект урока по биологии для 6 класса по теме «Дыхание растений»

Конспект урока по биологии для 6 класса по теме «Дыхание растений»

Средства обучения: компьютер, таблицы «Фотосинтез», «Листовая мозаика», «Строение растительной клетки», наборы рисунков растений, схемы жилкования и листорасположения, проектор, видеофрагменты «Фотосинтез», «Дыхание»

Средства обучения: компьютер, таблицы «Фотосинтез», «Листовая мозаика», «Строение растительной клетки», наборы рисунков растений, схемы жилкования и листорасположения, проектор, видеофрагменты «Фотосинтез», «Дыхание»

Итак, мы смогли продержаться без воздуха примерно одну минуту

Итак, мы смогли продержаться без воздуха примерно одну минуту

Кислород и углекислый газ обладают разными свойствами

Кислород и углекислый газ обладают разными свойствами

Самостоятельная работа с таблицей «Сравнение фотосинтеза и дыхания» на основе полученных знаний на уроке

Самостоятельная работа с таблицей «Сравнение фотосинтеза и дыхания» на основе полученных знаний на уроке

Органические вещества при дыхании………… 4

Органические вещества при дыхании………… 4
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.05.2022