6 класс
Лист – орган воздушного питания. Фотосинтез. Значение фотосинтеза в природе и жизни человека.
Цели: продолжить формирование понятия о способах питания растений, ознакомить с воздушным питанием растений, дать понятие о листе как органе воздушного питания, расширить знания учащихся о фотосинтезе, выявить приспособления растений к улавливанию света, изучить условия протекания фотосинтеза, показать значение фотосинтеза в природе и жизни человека;
развивать логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, делать выводы;
воспитывать бережное отношение к растениям, исходя из их уникальной роли для всех живых организмов на Земле.
Тип урока: комбинированный, с применением дистанционных образовательных технологий.
Оборудование и материалы:
видеофильм «Образование крахмала в листьях на свету»
https://vk.com/video/@public123624171?z=video-123624171_456239408%2Fpl_-123624171_-2 ;
видеофильм «Поглощение листьями на свету углекислого газа и выделение кислорода»
https://vk.com/video/@public123624171?z=video-123624171_456239409%2Fpl_-123624171_-2 ;
схема «Фотосинтез».
Ход урока.
I.Организационный этап.
II.Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности учащихся. (Беседа, постановка целей урока)
В конце 18 века ученые с помощью опытов выяснили, что для нормального роста и развития растений необходимы вода, минеральные и органические вещества.
- Давайте вспомним. Как вода и минеральные соли попадают в растение?
(Корень поглощает эти вещества из почвы).
- Как называется этот процесс?
(Почвенное питание).
- А откуда в растении берутся органические вещества? Где они образуются, в каких органах? (Образуются в листьях).
- Давайте назовем основные процессы, которые происходят в листьях?
(Фотосинтез, дыхание, испарение воды листьями).
- Какой из этих процессов отвечает за образование органических веществ? (Фотосинтез).
Да, фотосинтез – это главная функция листа растения, и именно об этом процессе мы будем говорить сегодня на уроке.
(Учащиеся записывают тему урока).
Цели сегодняшнего нашего урока – ответить на вопросы: 1) выяснить, где в листе происходит фотосинтез; 2) при каких условиях и из каких веществ образуются органические вещества; 3) какие вещества образуются в процессе фотосинтеза; 4) какое значение в природе и жизни человека имеет этот процесс.
III. Изучение нового материала.
1.Зеленые клетки растений – место, где происходит фотосинтез. Приспособления к улавливанию света. (Рассказ учителя, беседа).
Ученые установили, что фотосинтез происходит в зеленых клетках растения, в их хлоропластах. В хлоропластах содержится зеленый пигмент – хлорофилл. Именно это вещество улавливает энергию солнечного света, которая необходима для образования органических веществ.
-Ребята, какие еще приспособления есть у растений для улавливания света?
- большая плоская листовая пластинка;
- прозрачные клетки кожицы;
- листовая мозаика.
2.Условия протекания фотосинтеза, исходные вещества. (Рассказ учителя, беседа).
Процесс фотосинтеза происходит только на свету, в естественных условиях – на солнечном свету. Органические вещества в хлоропластах образуются из неорганических веществ – воды и углекислого газа.
Давайте вспомним внутреннее строение листа и ответим на вопрос:
- Благодаря каким частям листа к клеткам столбчатой и губчатой ткани мякоти листа доставляются вода и углекислый газ?
(Вода – по сосудам жилок, углекислый газ – через устьица по системе межклетников).
3.Продукты фотосинтеза. (Рассказ учителя, просмотр видеофильмов «Образование крахмала в листьях на свету», «Поглощение листьями на свету углекислого газа и выделение кислорода»).
Итак, в зеленых клетках из воды и углекислого газа на свету образуется органическое вещество – глюкоза, которое затем превращается в крахмал и откладывается в клетках растения.
Также в результате фотосинтеза образуется побочный продукт – газ кислород.
(Просмотр видеофильмов)
4.Понятие фотосинтеза. (Формулирование определения, работа со схемой «Фотосинтез» или рисунком «Фотосинтез» из учебника).
Процесс образования в хлоропластах на свету органических веществ из неорганических (воды и углекислого газа) с выделением кислорода называется фотосинтезом. (запись определения в тетрадь из учебника)
5.Значение фотосинтеза в природе и жизни человека. (Сообщение учащегося).
Чтобы понять какую роль фотосинтез играет в природе и жизни человека предлагаю рассмотреть следующие факты:
- растения всей Земли (автотрофы) ежегодно образуют более 100 млрд. тонн органических веществ;
Это источник пищи и энергии для всех гетеротрофов – грибов, животных, человека, т.е. тех, кто не способен самостоятельно образовывать органические вещества в своем теле.
- за миллиарды лет на Земле накопились большие запасы органических веществ в виде каменного угля и торфа;
Каменный уголь и торф – это бывшие растения, в которых запасена преобразованная солнечная энергия. Эти полезные ископаемые человечество использует как энергоресурсы.
- ежегодно растения выделяют около 145 млрд. тонн кислорода;
Этим кислородом дышат все живые существа нашей планеты. Этого кислорода достаточно для дыхания человека, животных, растений, грибов, бактерий и еще в атмосфере остается в пределах 21% кислорода. Т. е. фотосинтез поддерживает постоянный уровень кислорода в атмосферном воздухе.
-выделяемый при фотосинтезе кислород, образовал над Землей озоновый экран;
Этот слой озона в верхних слоях атмосферы защищает все живое планеты от губительных космических ультрафиолетовых лучей. А еще в свое время появление озонового экрана дало возможность для «выхода» растений и животных на сушу, т. е. благодаря озоновому экрану живые организмы появились и смогли жить на суше, а не только в воде.
- продукты фотосинтеза человек широко использует в хозяйственной деятельности;
Например. Древесина — это строительный материал, используется для изготовления мебели, производства бумаги, спирта, вискозного шелка, различных химических веществ.
Таким образом, у фотосинтеза – космическая роль. И не только потому, что в фотосинтезе используется космическая – солнечная энергия. А еще потому, что без фотосинтеза невозможна жизнь на нашей планете!
IV. Обобщение и систематизация знаний учащихся.
1.Давайте подведем итоги урока. Для этого выполним небольшой биологический диктант. (Устно).
1) Основная функция листа — это ___________.
2) Фотосинтез происходит в клетках, которые содержат_____________.
3) Процесс происходит только на ______________.
4) Во время фотосинтеза органические вещества образуются из _________.
5) В результате фотосинтеза образуются такие вещества: ___________.
2.Вывод. Фотосинтез – основа воздушного питания растения, а лист – орган воздушного питания. Фотосинтез – уникальный процесс, обеспечивающий все живые организмы нашей планеты питательными веществами, энергией и кислородом.
Урок мы закончим словами выдающегося русского биолога, исследователя процесса фотосинтеза К. А. Тимирязева:
«Это процесс, от которого в конечной инстанции зависят все проявления жизни на нашей планете».
3.Выставление оценок.
V. Домашнее задание.
Изучить параграф 26, «Моя лаборатория» с.98-99, ответить устно на вопросы после параграфа, провести опыт: «Проверить при помощи раствора йода есть ли в клубнях картофеля крахмал?».
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.