Конспект урока по биологии для 6 класса по теме "Лист - орган воздушного питания. Фотосинтез. Значение фотосинтеза в природе и жизни человека".
Оценка 5

Конспект урока по биологии для 6 класса по теме "Лист - орган воздушного питания. Фотосинтез. Значение фотосинтеза в природе и жизни человека".

Оценка 5
Разработки уроков
docx
биология
30.01.2023
Конспект урока по биологии для 6 класса по теме "Лист - орган воздушного питания. Фотосинтез. Значение фотосинтеза в природе  и жизни человека".
6 класс Конспект урока по теме %22Фотосинтез%22 (для печати).docx

6 класс

 

Лист – орган воздушного питания. Фотосинтез. Значение фотосинтеза в природе и жизни человека.

 

Цели: продолжить формирование понятия о способах питания растений, ознакомить с воздушным питанием растений, дать понятие о листе как органе воздушного питания, расширить знания учащихся о фотосинтезе, выявить приспособления растений к улавливанию света, изучить условия протекания фотосинтеза, показать значение фотосинтеза в природе и жизни человека;

развивать логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, делать выводы;

воспитывать бережное отношение к растениям, исходя из их уникальной роли для всех живых организмов на Земле.

Тип урока: комбинированный, с применением дистанционных образовательных технологий.

Оборудование и материалы:

видеофильм «Образование крахмала в листьях на свету»

https://vk.com/video/@public123624171?z=video-123624171_456239408%2Fpl_-123624171_-2 ;

 видеофильм «Поглощение листьями на свету углекислого газа и выделение кислорода»

https://vk.com/video/@public123624171?z=video-123624171_456239409%2Fpl_-123624171_-2   ;

  схема «Фотосинтез».

 

Ход урока.

 

I.Организационный этап.

II.Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности учащихся. (Беседа, постановка целей урока)

    В конце 18 века ученые с помощью опытов выяснили, что для нормального роста и развития растений необходимы вода, минеральные и органические вещества.

 - Давайте вспомним. Как вода и минеральные соли попадают в растение?

(Корень поглощает эти вещества из почвы).

  - Как называется этот процесс?

(Почвенное питание).

    - А откуда в растении берутся органические вещества? Где они образуются, в каких органах? (Образуются в листьях).

  - Давайте назовем основные процессы, которые происходят в листьях?

(Фотосинтез, дыхание, испарение воды листьями).

  - Какой из этих процессов отвечает за образование органических веществ? (Фотосинтез).

Да, фотосинтез – это главная функция листа растения, и именно об этом процессе мы будем говорить сегодня на уроке.

(Учащиеся записывают тему урока).

Цели сегодняшнего нашего урока – ответить на вопросы: 1) выяснить, где в листе происходит фотосинтез; 2) при каких условиях и из каких веществ образуются органические вещества; 3) какие вещества образуются в процессе фотосинтеза; 4) какое значение в природе и жизни человека имеет этот процесс.

 

III. Изучение нового материала.

 

1.Зеленые клетки растений – место, где происходит фотосинтез. Приспособления к улавливанию света. (Рассказ учителя, беседа).

   Ученые установили, что фотосинтез происходит в зеленых клетках растения, в их хлоропластах. В хлоропластах содержится зеленый пигмент – хлорофилл. Именно это вещество улавливает энергию солнечного света, которая необходима для образования органических веществ.

  -Ребята, какие еще приспособления есть у растений для улавливания света? 

            - большая плоская листовая пластинка;

            - прозрачные клетки кожицы;

            - листовая мозаика.

2.Условия протекания фотосинтеза, исходные вещества. (Рассказ учителя, беседа).

Процесс фотосинтеза происходит только на свету, в естественных условиях – на солнечном свету. Органические вещества в хлоропластах образуются из неорганических веществ – воды и углекислого газа.

   Давайте вспомним внутреннее строение листа и ответим на вопрос:

  - Благодаря каким частям листа к клеткам столбчатой и губчатой ткани мякоти листа доставляются вода и углекислый газ?

(Вода – по сосудам жилок, углекислый газ – через устьица по системе межклетников).

3.Продукты фотосинтеза. (Рассказ учителя, просмотр видеофильмов «Образование крахмала в листьях на свету», «Поглощение листьями на свету углекислого газа и выделение кислорода»).

 Итак, в зеленых клетках из воды и углекислого газа на свету образуется органическое вещество – глюкоза, которое затем превращается в крахмал и откладывается в клетках растения.

  Также в результате фотосинтеза образуется побочный продукт – газ кислород.

(Просмотр видеофильмов)

4.Понятие фотосинтеза. (Формулирование определения, работа со схемой «Фотосинтез» или рисунком «Фотосинтез» из учебника).

 

Процесс образования в хлоропластах на свету органических веществ из неорганических (воды и углекислого газа) с выделением кислорода называется фотосинтезом. (запись определения в тетрадь из учебника)

 

5.Значение фотосинтеза в природе и жизни человека. (Сообщение учащегося).

Чтобы понять какую роль фотосинтез играет в природе и жизни человека предлагаю рассмотреть следующие факты:

 

- растения всей Земли (автотрофы) ежегодно образуют более 100 млрд. тонн органических веществ;

 

Это источник пищи и энергии для всех гетеротрофов – грибов, животных, человека, т.е. тех, кто не способен самостоятельно образовывать органические вещества в своем теле.

 

- за миллиарды лет на Земле накопились большие запасы органических веществ в виде каменного угля и торфа;

 

Каменный уголь и торф – это бывшие растения, в которых запасена преобразованная солнечная энергия. Эти полезные ископаемые человечество использует как энергоресурсы.

 

- ежегодно растения выделяют около 145 млрд. тонн кислорода;

 

Этим кислородом дышат все живые существа нашей планеты. Этого кислорода достаточно для дыхания человека, животных, растений, грибов, бактерий и еще в атмосфере остается в пределах 21% кислорода. Т. е. фотосинтез поддерживает постоянный уровень кислорода в атмосферном воздухе.

 

-выделяемый при фотосинтезе кислород, образовал над Землей озоновый экран;

 

Этот слой озона в верхних слоях атмосферы защищает все живое планеты от губительных космических ультрафиолетовых лучей. А еще в свое время появление озонового экрана дало возможность для «выхода» растений и животных на сушу, т. е. благодаря озоновому экрану живые организмы появились и смогли жить на суше, а не только в воде.

 

- продукты фотосинтеза человек широко использует в хозяйственной деятельности;

 

Например. Древесина — это строительный материал, используется для изготовления мебели, производства бумаги, спирта, вискозного шелка, различных химических веществ.

 

Таким образом, у фотосинтеза – космическая роль. И не только потому, что в фотосинтезе используется космическая – солнечная энергия. А еще потому, что без фотосинтеза невозможна жизнь на нашей планете!

 

IV. Обобщение и систематизация знаний учащихся.

 

1.Давайте подведем итоги урока. Для этого выполним небольшой биологический диктант. (Устно).

    1) Основная функция листа — это ___________.

    2) Фотосинтез происходит в клетках, которые содержат_____________.

    3) Процесс происходит только на ______________.

    4) Во время фотосинтеза органические вещества образуются из _________.

    5) В результате фотосинтеза образуются такие вещества: ___________.

 

2.Вывод.  Фотосинтез – основа воздушного питания растения, а лист – орган воздушного питания. Фотосинтез – уникальный процесс, обеспечивающий все живые организмы нашей планеты питательными веществами, энергией и кислородом.

Урок мы закончим словами выдающегося русского биолога, исследователя процесса фотосинтеза К. А. Тимирязева:

«Это процесс, от которого в конечной инстанции зависят все проявления жизни на нашей планете».

 

3.Выставление оценок.

 

V. Домашнее задание.

 

Изучить параграф 26, «Моя лаборатория» с.98-99, ответить устно на вопросы после параграфа, провести опыт: «Проверить при помощи раствора йода есть ли в клубнях картофеля крахмал?».


 

Скачано с www.znanio.ru

Лист – орган воздушного питания

Лист – орган воздушного питания

А откуда в растении берутся органические вещества?

А откуда в растении берутся органические вещества?

Продукты фотосинтеза. (Рассказ учителя, просмотр видеофильмов «Образование крахмала в листьях на свету», «Поглощение листьями на свету углекислого газа и выделение кислорода»)

Продукты фотосинтеза. (Рассказ учителя, просмотр видеофильмов «Образование крахмала в листьях на свету», «Поглощение листьями на свету углекислого газа и выделение кислорода»)

Т. е. фотосинтез поддерживает постоянный уровень кислорода в атмосферном воздухе

Т. е. фотосинтез поддерживает постоянный уровень кислорода в атмосферном воздухе

Это процесс, от которого в конечной инстанции зависят все проявления жизни на нашей планете»

Это процесс, от которого в конечной инстанции зависят все проявления жизни на нашей планете»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2023