Конспект урока по биологии для 9 класса
«Строение клетки».
1.Тип урока – комбинированный
2.Цель урока – создать условия для осознания и осмысления темы «Строение клетки», применения знаний об общем плане строения клетки в характеристике имеющихся искусственных моделей (рисунков) и натуральных объектов, проверки уровня усвоения системы знаний и умений.
3.Задачи урока – 1)Выявить сущность понятия «клетка – структурная единица живого» (образовательная задача)
2)Изучить особенности основных частей клетки (образовательная задача)
3)Научиться выстраивать причинно – следственные связи, отражающие взаимосвязь между строением основных частей клетки и их функцией (развивающая задача)
4)Научиться определять черты сходства и различия клеток животных и растений, прокариот и эукариот (развивающая задача)
5)Осознать важность взаимосвязи различных представителей царств живого мира как необходимое условие устойчивого развития биосферы (воспитательная задача)
4.Информационно – методическое обеспечение:
-- Программа – основного общего образования по биологии для 9 класса «Основы общей биологии» авторов И. Н. Пономаревой, Н. М. Черновой
--рабочая программа
--учебник «Общая биология» авторов И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова и др.
--презентация «Строение клетки»
--наглядные таблицы «Строение клетки. Многообразие клеток»
-- микроскопы
--микропрепараты растительных и животных клеток
5.Учащиеся должны знать:1)основные понятия (органоиды, цитоплазма, эукариоты, прокариоты
2)факты (строение клетки цитоплазмы и ядра, клетки бактерий, клеточное строение организмов как доказательство их родства)
учащиеся должны уметь:1) узнавать и различать по немому рисунку клетки прокариот и эукариот
2) распознавать и описывать на таблицах основные части клетки и органоиды
3) называть способы проникновения веществ в клетку, функции основных органоидов клетки
4) характеризовывать основные органоиды клеток эукариот
Конспект урока
Цели и задачи этапов урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||||||||||
1 Оргмомент |
Приветствует учащихся |
Приветствуют учителя |
||||||||||||
2 Актуализация Образовательная цель - способствовать формированию представления о клетке. Развивающая цель - Способствовать обучению школьников умению выделять существенное и несущественное в понятии |
«Изучение любого живого организма начинается с клетки. В тайны клеточного строения человек смог проникнуть благодаря работам англ. естествоиспытателя Р. Гука, который ввел в науку биологию термин «клетка» * «Используя свои знания из ботаники, зоологии и биологии человека давайте с вами попробуем определить суть понятия «клетка». Перед вами первый слайд презентации, на котором представлены характеристики клетки. Постарайтесь подумать и выбрать из предложенных ту, которая является наиболее существенной? Слайд презентации:
Попытайтесь объяснить, какие характеристики являются существенными, а какие не важными? Комментирует ответы обучающихся.
*А как вы понимаете, что означает, «клетка - структурно – функциональная единица живого»? |
Отвечают, выбирая разные варианты Микроскопические клетки – это несущественный признак, т.к. есть достаточно крупные клетки, например, яйцеклетка
Только питаются - это несущественный признак, т.к. клетки не только питаются , но и дышат, размножаются.
Постоянно делятся – тоже несущественный признак, т.к. есть клетки, которые делятся раз в жизни, например, нервные
структурно – функциональные единицы живого – это существенный признак Отвечают: самая маленькая в структуре организма |
||||||||||||
Мотивация
|
«Клетка – самая элементарная частица целого, если это многоклеточный организм или самостоятельный организм, если это одноклеточное простейшее. Клетка – живая, но сложно себе представить, как она существует в многоклеточном организме и как самостоятельный организм у простейших»
|
|
||||||||||||
Целеполагание |
Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на урок? Что мы с вами должны выяснить? Узнать? |
Цель нашего урока рассмотреть общий план строения клетки, изучить строение и функцию основных частей клетки, отметить отличительные черты клеток животных, растений, бактерий. Запись темы урока в тетрадь |
||||||||||||
Первичное усвоение материала Развивающая цель – создать условия для выявления причинно - следственных связей между особенностью строения частей клетки и выполняемыми функциями Образовательная цель - способствовать осознанию основного материала
Воспитательная цель: способствовать осознанию значимости знаний о взаимосвязи организмов в эволюции биосферы |
«Клетки можно увидеть под микроскопом. Клетки различаются размером, формой….» Рассказывает с примерами, используя наглядные таблицы, рисунки в учебнике. Несмотря на многообразие клетки имеют много общего. *Обратите внимание на второй слайд, вспомните, какие основные части выделяют в клетке?
Слайд № 2
Запишем эту схему в тетрадь. «А теперь рассмотрим особенность устройства основных частей клетки, а вы на основании моего объяснения будете стараться определить функции мембраны, ядра и цитоплазмы» Слайд № 3
«В основе строения мембраны двойной слой липидов, а белки пронизывающие этот слой образуют пору». *Каким свойством обладают липиды, какое значение имеют поры?
Слайд № 4
Как вы считаете, почему цитоплазма состоит на 80 % из воды и почему она постоянно движется? Предположите, какое биологическое значение это имеет? «Органоиды - это особые структуры, которые обеспечивают процессы жизнедеятельности клетки, о том какие функции они выполняют, мы узнаем на следующем уроке»
Слайд № 5
«Ядро ограничено от цитоплазмы двойной ядерной мембраной, которая тоже имеет поры, внутри заполнено ядерным соком – кариоплазмой, в состав которой входит вода. Ядро имеет важные структуры – хромосомы, состоящие из ДНК.» *Как вы считаете, какое биологическое значение имеют ядерная оболочка и кариоплазма? Зная функцию ДНК, определите, какую роль играют в жизни клетки хромосомы, состоящие из ДНК? « Клетки по наличию и отсутствию ядра делятся на Прокариотические и Эукариотические» Объясняет эти понятия «Как вы считаете, какие клетки Прокариотические или Эукариотические являются более прогрессивными, продвинутыми?» Несмотря на несовершенное строение, прокариоты сыграли огромную роль в эволюции живого, так как сама прокариотическая клетка стала первой ступенькой на пути усложнения организмов и появления большого разнообразия организмов |
Учащиеся последовательно называют части клетки: мембрана, ядро, цитоплазма, записывают в тетради.
Липиды нерастворимы в воде, поэтому это надежно защищает клетку от проникновения чужеродных частиц, а поры наоборот обеспечивают транспорт нужных клетке веществ и образующихся в процессе жизнедеятельности.
Вода, входящая в состав цитоплазмы представляет собой среду для осуществления химических реакций, в результате ее движении осуществляетя транспорт веществ.
Ядерная оболочка осуществляет обмен веществами между ядром и цитоплазмой, защищает хромосомы от повреждающего воздействия веществ цитоплазмы, а сами хромосомы являются носителями наследственной информации клетки.
Записывают в тетрадь |
||||||||||||
Осознание и осмысление учебного материала Образовательная цель - способствовать осознанию основного материала |
«Обратите внимание на рисунки в учебнике, где изображены различные клетки. Определите, чем они сходны и чем различаются?»
* «А как вы считаете, чем вызвано отличие клеток по форме?»
|
Все клетки, изображенные на рисунке имеют основные части: ядро, цитоплазму и органоиды. Они различаются формой и размерами.
Форма клетки зависит от той функции, которую она выполняет, например, мышечная – сокращается, поэтому она вытянутой формы….(приводят другие примеры). |
||||||||||||
Систематизация знаний и умений Развивающая цель - способствовать обучению школьников умению сравнения и обобщения изучаемых объектов и умений |
* Обратите внимание на рисунок № 8 в учебнике, на котором изображены клетки растений и животных. Найдите сходство и различие. Объясните, чем эти различия обусловлены? |
Все клетки, изображенные на рисунке имеют основные части: ядро, цитоплазму и органоиды. Клетка растений имеет клеточную стенку, хлоропласты и большую вакуоль, которые отсутствуют в клетке животных. Различия вызваны выполняемыми функциями, растительная осуществляет фотосинтез, поэтому имеет хлоропласты. |
||||||||||||
Применение знаний и умений
Образовательная цель - способствовать осознанию основного материала |
«Сейчас вы самостоятельно рассмотрите клетки растений и животных под микроскопом, и ,выполнив задание сравните их, определив особенность строения во взаимосвязи с выполняемой функцией. Через 10 минут мы с вами обсудим выводы, которые вы отметили». Учитель напоминает правила работы с микроскопом. |
Работают по парам, рассматривают микропрепараты, фиксируют данные в таблице, которая есть у каждой группы на столе.
|
||||||||||||
Проверка уровня усвоения знаний и умений |
«Итак, давайте с вами обобщим, как строение клетки взаимосвязано с выполняемой функцией» |
От группы выступает представитель, отмечает, какие клетки рассматривались, в чем их особенность, какую функцию они выполняют. |
||||||||||||
Информация о домашнем задании |
Домашнее задание выучить параграф , ответить на вопросы после параграфа |
Записывают домашнее задание в дневник |
||||||||||||
Рефлексия (подведение итогов) |
Что вы узнали на уроке? Что было трудным для понимания?(комментирует ответы учащихся) Итак, в живой природе клетки всех организмов имеют общий план строения, что свидетельствует о единстве развития живого. |
Выражают свое мнение |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.