1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА
ФИО разработчика |
Межидова Л.С |
Место работы |
МБОУ «СОШ» №4 |
2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ
Класс |
9 А,Б |
Место урока (по тематическому планированию ПРП) |
55 |
Тема урока |
Органы чувств и их значение. Глаз и зрение. Практическая работа «Изучение строения органа зрения (на муляже и влажном препарате)» |
Уровень изучения |
Базовый |
Тип урока |
☐ комбинированный урок
|
Планируемые результаты (по ПРП): |
|
Личностные Ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность)
|
|
Метапредметные Анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводыОбъяснить потенциальные применения естественнонаучного знания для обществаОтветственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность)
|
|
Предметные умения Использовать экологическое мышление в коммуникативной, социальной практике при оценке факторов риска для здоровья, вредных и полезных привычек, их влияния на состояние здоровья человека; формировании культуры отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих
|
|
Ключевые слова ИНФОРМАЦИЯ ОСЯЗАНИЕ ОБОНЯНИЕ ЗРЕНИЕ ЧУВСТВО АНАЛИЗАТОР СЕНСОР СЛУХ ВКУС
|
|
Краткое описание На уроке предусмотрено использование следующих типов электронных образовательных материалов: "Диагностическая работа", "Интерактивный тренажер по выполнению заданий (от простого к сложному)", "Обучающие видеоролики". |
3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА
БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
||||||||||
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность |
||||||||||
Эпиграф к уроку: «Зрение - самое совершенное и самое восхитительное из всех наших чувств. Оно наполняет дух огромнейшим разнообразием идей, общается с его объектами на самом большом расстоянии и дольше всех остается в действии, не уставая, не пресыщаясь истинными наслаждениями, которые оно само получает». Д. Аддисон
|
||||||||||
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний |
||||||||||
· Чем анализатор отличается от органов чувств? · Что входит в состав анализатора? · В чем выражается специфичность анализатора? Индивидуальное задание у доски «Найти соответствие»
|
||||||||||
Этап 1.3. Целеполагание |
||||||||||
Ты узнаешь что такое анализаторы
|
||||||||||
БЛОК 2. Освоение нового материала |
||||||||||
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала |
||||||||||
Запустите видеолекцию. Если урок проходит очно, возможно рассказывать материал самостоятельно, используя только видеоряд. Также можно останавливать лекцию и отвечать на возникающие вопросы или задавать вопросы классу. Можно использовать для этого вопросы из блока 2.2. Выбор из вариантов «да» и «нет» позволяет просто проводить интерактивное голосование даже без оборудования, достаточно просить учеников поднимать лист бумаги с «да» и «нет» на разных сторонах. Видеолекция Видеолекция
|
||||||||||
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения |
||||||||||
Предложите ученикам ответить на вопросы по видеолекции, если не делали этого параллельно с рассказом. Выбор из вариантов «да» и «нет» позволяет просто проводить интерактивное голосование даже без оборудования, достаточно просить учеников поднимать лист бумаги с «да» и «нет» на разных сторонах. Вопросы к видеолекции Самостоятельная работа
|
||||||||||
БЛОК 3. Применение изученного материала |
||||||||||
Этап 3.1.Применение знаний, в том числе в новых ситуациях |
||||||||||
Вып.прак.раб. |
||||||||||
Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни |
||||||||||
Предложите ученикам подумать над предложенными вопросами о связи органов чувств и искусства и дать развёрнутые, обоснованные ответы письменно. После окончания работы сразу же предложите озвучить свои варианты, если это возможно по схеме занятия. Органы чувств и искусство Самостоятельная работа
|
||||||||||
Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) |
||||||||||
Тест в формате ГИА
|
||||||||||
Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности |
||||||||||
Так, для чего человеку слезы? (для защиты глаз от высыхания, пыли, микробов) - Каковы функции слезной железы? - Ответьте, от чего человек может плакать? (от боли, радости, печали, обиды) - Я желаю Вам, чтобы ваши слезы текли у вас только от радости, и в вашей жизни никогда не было слез горя и обиды.
|
||||||||||
Этап 3.5. Систематизация знаний и умений |
||||||||||
|
||||||||||
БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков |
||||||||||
Проведите проверку и обсудите результаты. Дополнительно объясните недостаточно усвоенные вопросы темы. Дайте рекомендации по повторению. Самопроверка Самостоятельная работа
|
||||||||||
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание |
||||||||||
Этап 5.1. Рефлексия |
||||||||||
Пометки на полях (инсерт, маркировка) – обозначение с помощью знаков на полях возле текста или в самом тексте: «+» - знал, «!» - новый материал (узнал), «?» - хочу узнать
|
||||||||||
Этап 5.2. Домашнее задание |
||||||||||
Введите рекомендации по домашнему заданию. |
||||||||||
Написать конспект и выучить
|
Лабораторная работа
Тема. Изучение строения и работы органа зрения.
Изучая строение органа зрения, заполните таблицу:
Составляющие глаза |
Строение |
Функции |
Ι. Вспомогательный аппарат. |
||
|
|
|
|
|
|
ΙΙ. Глазное яблоко. |
||
|
|
|
Вывод. Зрительный анализатор включает в себя: 1) __________ ,
2) _____________ , 3) _____________ .
Строение и работа зрительного анализатора человека
Зрительный анализатор включает:
Функция зрительного анализатора: восприятие, проведение и расшифровка зрительных сигналов.
Строения глаза
Глаз состоит из глазного яблока и вспомогательного аппарата.
Вспомогательный аппарат глаза
глазное яблоко
Глазное яблоко имеет примерно сферическую форму с диаметром около 2,5 см.
Оно расположено на жировой подушке в переднем отделе глазницы.
Глаз имеет три оболочки:
Конъюнктива — слизистая оболочка, соединяющая глазное яблоко с кожным покровами.
Белочная оболочка (склера) — внешняя прочная оболочка глаза; внутренняя часть склеры непроницаема для сетовых лучей. Функция: защита глаза от внешних воздействий и светоизоляция;
Роговица — передняя прозрачная часть склеры; является первой линзой на пути световых лучей. Функция: механическая защита глаза и пропускание световых лучей.
Хрусталик — двояковыпуклая линза, расположенная за роговицей. Функция хрусталика: фокусировка световых лучей. Хрусталик не имеет сосудов и нервов. В нем не развиваются воспалительные процессы. В нем много белков, которые иногда могут терять свою прозрачность, что приводит к заболеванию, называемому катаракта.
Сосудистая оболочка — средняя оболочка глаза, богатая сосудами и пигментом.
Радужная оболочка — передняя пигментированная часть сосудистой оболочки; содержит пигменты меланин и липофусцин, определяющие цвет глаз.
Зрачок — круглое отверстие в радужной оболочке. Функция: регуляция светового потока, поступающего в глаз. Диаметр зрачка непроизвольно меняется с помощью гладких мышц радужной оболочки при изменении освещенности.
Передняя и задняя камеры — пространство спереди и сзади радужной оболочки, заполненное прозрачной жидкостью (водянистой влагой).
Ресничное (цилиарное) тело — часть средней (сосудистой) оболочки глаза; функция: фиксация хрусталика, обеспечение процесса аккомодации (изменение кривизны) хрусталика; продуцирование водянистой влаги камер глаза, терморегуляция.
Стекловидное тело — полость глаза между хрусталиком и глазным дном, заполненная прозрачным вязким гелем, поддерживающим форму глаза.
Сетчатка (ретина) — рецепторный аппарат глаза.
Строение сетчатки
Сетчатка образована разветвлениями окончаний зрительного нерва, который, подойдя к глазному яблоку, проходит через белочную оболочку, причем оболочка нерва сливается с белочной оболочкой глаза. Внутри глаза волокна нерва распределяются в виде тонкой сетчатой оболочки, которая выстилает задние 2/3 внутренней поверхности глазного яблока.
Сетчатка состоит из опорных клеток, образующих сетчатую структуру, откуда и произошло ее название. Световые лучи воспринимает только ее задняя часть. Сетчатая оболочка по своему развитию и по функции представляет собой часть нервной системы. Все же остальные части глазного яблока играют вспомогательную роль для восприятия сетчаткой зрительных раздражений.
Сетчатая оболочка — это часть мозга, выдвинутая наружу, ближе к поверхности тела, и сохраняющая с ним связь с помощью пары зрительных нервов.
Нервные клетки образуют в сетчатке цепи, состоящие из трех нейронов:
Светочувствительные элементы сетчатки:
Палочки содержат вещество родопсин, благодаря которому палочки возбуждаются очень быстро слабым сумеречным светом, но не могут воспринимать цвет. В образовании родопсина участвует витамин А. При его недостатке развивается «куриная слепота».
Колбочки медленно возбуждаются и только ярким светом. Они способны воспринимать цвет. В сетчатке находится три вида колбочек. Первые воспринимают красный цвет, вторые — зеленый, третьи — синий. В зависимости от степени возбуждения колбочек и сочетания раздражений, глаз воспринимает различные цвета и оттенки.
Палочки и колбочки в сетчатой оболочке глаза перемешаны между собой, но в некоторых местах они расположены очень густо, в других же редко или отсутствуют совсем. На каждое нервное волокно приходится примерно 8 колбочек и около 130 палочек.
В области желтого пятна на сетчатке нет палочек — только колбочки, здесь глаз обладает наибольшей остротой зрения и наилучшим восприятием цвета. По-этому глазное яблоко находится в непрерывном движении, так чтобы рассматриваемая часть объекта приходилась на желтое пятно. По мере удаления от желтого пятна плотность палочек увеличивается, но потом уменьшается.
При низкой освещенности в процессе видения участвуют только палочки (сумеречное видение), и глаз не различает цвета, зрение оказывается ахроматическим (бесцветным).
От палочек и колбочек отходят нервные волокна, которые, соединяясь, образуют зрительный нерв. Место выхода из сетчатки зрительного нерва называется диском зрительного нерва. В области диска зрительного нерва светочувствительных элементов нет. Поэтому это место не дает зрительного ощущения и называется слепым пятном.
Мышцы глаза
Проводниковый отдел
Зрительный нерв является проводником световых раздражений от глаза к зрительному центру и содержит чувствительные волокна.
Отойдя от заднего полюса глазного яблока, зрительный нерв выходит из глазницы и, войдя в полость черепа, через зрительный канал, вместе с таким же нервом другой стороны, образует перекрест (хиазму) под гиполаламусом. После перекреста зрительные нервы продолжаются в зрительных трактах. Зрительный нерв связан с ядрами промежуточного мозга, а через них — с корой больших полушарий.
Каждый зрительный нерв содержит совокупность всех отростков нервных клеток сетчатки одного глаза. В области хиазмы происходит неполный перекрест волокон, и в составе каждого зрительного тракта оказывается около 50% волокон противоположной стороны и столько же волокон своей стороны.
Центральный отдел
Центральный отдел зрительного анализатора расположен в затылочной доле коры больших полушарий.
Импульсы от световых раздражений по зрительному нерву проходят к мозговой коре затылочной доли, где расположен зрительный центр.
В волокна каждого нерва связаны с двумя полушариями мозга, причем изображение, получаемое на левой половине сетчатки каждого глаза, анализируется в зрительной коре левого полушария, а на правой половине сетчатки — в коре правого полушария.
нарушение зрения
С возрастом и под воздействием других причин способность управлять кривизной поверхности хрусталика ослабевает.
Близорукость (миопия) — фокусировка изображение перед сетчаткой; развивается из-за увеличения кривизны хрусталика, которая может возникнуть при неправильном обмене веществ или нарушении гигиены зрения. Исправляют очками с вогнутыми линзами.
Дальнозоркость — фокусировка изображения позади сетчатки; возникает вследствие уменьшения выпуклости хрусталика. Исправляют очками с выпуклыми линзами.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.