Конспект урока по биологии: "Органы чувств и их строение"
Оценка 4.8

Конспект урока по биологии: "Органы чувств и их строение"

Оценка 4.8
docx
14.08.2024
Конспект урока по биологии: "Органы чувств и их строение"
9 кл орг чувст и его стр.docx

 

 

1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА

ФИО разработчика

Межидова Л.С

Место работы

МБОУ «СОШ» №4

 

2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс

9 А,Б

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

55

Тема урока

Органы чувств и их значение. Глаз и зрение. Практическая работа «Изучение строения органа зрения (на муляже и влажном препарате)»

Уровень изучения

Базовый

Тип урока

комбинированный урок

 

Планируемые результаты (по ПРП):

Личностные

Ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность)

 

Метапредметные

Анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводыОбъяснить потенциальные применения естественнонаучного знания для обществаОтветственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность)

 

Предметные умения

Использовать экологическое мышление в коммуникативной, социальной практике при оценке факторов риска для здоровья, вредных и полезных привычек, их влияния на состояние здоровья человека; формировании культуры отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих

 

Ключевые слова ИНФОРМАЦИЯ

ОСЯЗАНИЕ

ОБОНЯНИЕ

ЗРЕНИЕ

ЧУВСТВО

АНАЛИЗАТОР

СЕНСОР

СЛУХ

ВКУС

 

Краткое описание На уроке предусмотрено использование следующих типов электронных образовательных материалов: "Диагностическая работа", "Интерактивный тренажер по выполнению заданий (от простого к сложному)", "Обучающие видеоролики".

 

3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА

 

БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Эпиграф к уроку:

«Зрение - самое совершенное и самое восхитительное из всех наших чувств. Оно наполняет дух огромнейшим разнообразием идей, общается с его объектами на самом большом расстоянии и дольше всех остается в действии, не уставая, не пресыщаясь истинными наслаждениями, которые оно само получает». Д. Аддисон

 

 

Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

·         Чем анализатор отличается от органов чувств?

·         Что входит в состав анализатора?

·         В чем выражается специфичность анализатора?

Индивидуальное задание у доски «Найти соответствие»

Орган слуха

Глаза

Орган осязания

Нос

Орган обоняния

Уши

Орган зрения

Язык

Орган вкуса

Кожа

Этап 1.3. Целеполагание

Ты узнаешь что такое анализаторы

 

БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Запустите видеолекцию.

Если урок проходит очно, возможно рассказывать материал самостоятельно, используя только видеоряд.

Также можно останавливать лекцию и отвечать на возникающие вопросы или задавать вопросы классу. Можно использовать для этого вопросы из блока 2.2.

Выбор из вариантов «да» и «нет» позволяет просто проводить интерактивное голосование даже без оборудования, достаточно просить учеников поднимать лист бумаги с «да» и «нет» на разных сторонах.

Видеолекция

Видеолекция

 

Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Предложите ученикам ответить на вопросы по видеолекции, если не делали этого параллельно с рассказом.

Выбор из вариантов «да» и «нет» позволяет просто проводить интерактивное голосование даже без оборудования, достаточно просить учеников поднимать лист бумаги с «да» и «нет» на разных сторонах.

Вопросы к видеолекции

Самостоятельная работа

 

БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1.Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Вып.прак.раб.

Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Предложите ученикам подумать над предложенными вопросами о связи органов чувств и искусства и дать развёрнутые, обоснованные ответы письменно. После окончания работы сразу же предложите озвучить свои варианты, если это возможно по схеме занятия.

Органы чувств и искусство

Самостоятельная работа

 

Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

 

Тест в формате ГИА

 

Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Так, для чего человеку слезы? (для защиты глаз от высыхания, пыли, микробов)

- Каковы функции слезной железы?

- Ответьте, от чего человек может плакать? (от боли, радости, печали, обиды)

- Я желаю Вам, чтобы ваши слезы текли у вас только от радости, и в вашей жизни никогда не было слез горя и обиды.

 

Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

1.      Зрительная зона полушарий головного мозга располагается в:

А) теменной доле; Б) височной доле; В) затылочной доле.

1.      Цвет глазу придает:

А) хрусталик; Б) радужка; В) склера

1.      Сколько оболочек имеет глазное яблоко?

А) одну; Б) две; В) четыре

1.      Какая часть глаза является выпукло – вогнутой линзой?

А) хрусталик; Б) роговица.

1.      Зрачок находится в:

А) хрусталике; Б) стекловидном теле; В) радужке; Г)белочной оболочке

1.      Какие фоторецепторы обладают большей светочувствительностью?

А) палочки; Б) колбочки

1.      Назовите участок глазного яблока, который имеет отверстие.

А) роговица; Б) радужка; В) склера; Г)стекловидное тело

1.      Назовите оболочку глаза, на которой находятся рецепторные клетки – палочки и колбочки?

А) сосудистая; Б) белочная; В) сетчатка

БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков


Предложите ученикам выполнить тест по итогам урока.

Проведите проверку и обсудите результаты.

Дополнительно объясните недостаточно усвоенные вопросы темы.

Дайте рекомендации по повторению.

Самопроверка

Самостоятельная работа

 

БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Пометки на полях  (инсерт, маркировка) – обозначение с помощью знаков на полях возле текста или в самом тексте:

«+» - знал,         «!» - новый материал (узнал),        «?» - хочу узнать

                                                                    

Этап 5.2. Домашнее задание

Введите рекомендации по домашнему заданию.

 

Написать конспект и выучить

 

 

 

 

 

 

 

 

Лабораторная работа

Тема. Изучение строения и работы органа зрения.

Изучая строение органа зрения, заполните таблицу:

Составляющие глаза

Строение

Функции

Ι. Вспомогательный аппарат.

 

 

 

 

 

 

ΙΙ. Глазное яблоко.

 

 

 

 

Вывод. Зрительный анализатор включает в себя: 1) __________ ,

 2) _____________ , 3) _____________ .

 

Строение и работа зрительного анализатора человека

Зрительный анализатор включает:

  • периферический отдел: рецепторы сетчатки глаза;
  • проводниковый отдел: зрительный нерв;
  • центральный отдел: затылочная доля коры больших полушарий.

Функция зрительного анализатора: восприятие, проведение и расшифровка зрительных сигналов.

Строения глаза

Глаз состоит из глазного яблока и вспомогательного аппарата.

Вспомогательный аппарат глаза

  • брови — защита от пота;
  • ресницы — защита от пыли;
  • веки — механическая защита и поддержание влажности;
  • слезные железы — расположены у верхней части наружного края глазницы. Она выделяет слезную жидкость, увлажняющую, промывающую и дезинфицирующую глаз. Избыток слёзной жидкости удаляется в носовую полость через слёзный канал, расположенный во внутреннем углу глазницы.

глазное яблоко

Глазное яблоко имеет примерно сферическую форму с диаметром около 2,5 см.

Оно расположено на жировой подушке в переднем отделе глазницы. 

Глаз имеет три оболочки:

  1. белочная оболочка (склера) с прозрачной роговицей — наружная очень плотная фиброзная оболочка глаза; 
  2. сосудистая оболочка с наружной радужной оболочкой и ресничным телом — пронизана кровеносными сосудами (питание глаза) и содержит пигмент, препятствующий рассеиванию света через склеру;
  3. сетчатая оболочка (сетчатка) — внутренняя оболочка глазного яблока — рецепторная часть зрительного анализатора; функция: непосредственное восприятие света и передача информации в центральную нервную систему.

https://u.foxford.ngcdn.ru/uploads/tinymce_file/file/10977/9e585680008ee617.png

Конъюнктива — слизистая оболочка, соединяющая глазное яблоко с кожным покровами.

Белочная оболочка (склера) — внешняя прочная оболочка глаза; внутренняя часть склеры непроницаема для сетовых лучей. Функция: защита глаза от внешних воздействий и светоизоляция; 

Роговица — передняя прозрачная часть склеры;  является первой линзой на пути световых лучей. Функция: механическая защита глаза и пропускание световых лучей.

Хрусталик — двояковыпуклая линза, расположенная за роговицей. Функция хрусталика: фокусировка световых лучей. Хрусталик не имеет сосудов и нервов. В нем не развиваются воспалительные процессы. В нем много белков, которые иногда могут терять свою прозрачность, что приводит к заболеванию, называемому катаракта

Сосудистая оболочка — средняя оболочка глаза, богатая сосудами и пигментом.

Радужная оболочка — передняя пигментированная часть сосудистой оболочки; содержит пигменты меланин и липофусцин, определяющие цвет глаз.

Зрачок — круглое отверстие в радужной оболочке. Функция: регуляция светового потока, поступающего в глаз. Диаметр зрачка непроизвольно меняется с помощью гладких мышц радужной оболочки при изменении освещенности. 

Передняя и задняя камеры — пространство спереди и сзади радужной оболочки, заполненное прозрачной жидкостью (водянистой влагой).

Ресничное (цилиарное) тело —  часть средней (сосудистой) оболочки глаза; функция: фиксация хрусталика, обеспечение процесса аккомодации (изменение кривизны) хрусталика; продуцирование водянистой влаги камер глаза, терморегуляция.

Стекловидное тело — полость глаза между хрусталиком и глазным дном, заполненная прозрачным вязким гелем, поддерживающим форму глаза.

Сетчатка (ретина) — рецепторный аппарат глаза.

Строение сетчатки

Сетчатка образована разветвлениями окончаний зрительного нерва, который, подойдя к глазному яблоку, проходит через белочную оболочку, причем оболочка нерва сливается с белочной оболочкой глаза. Внутри глаза волокна нерва распределяются в виде тонкой сетчатой оболочки, которая выстилает задние 2/3 внутренней поверхности глазного яблока.

Сетчатка состоит из опорных клеток, образующих сетчатую структуру, откуда и произошло ее название. Световые лучи воспринимает только ее задняя часть. Сетчатая оболочка по своему развитию и по функции представляет собой часть нервной системы. Все же остальные части глазного яблока играют вспомогательную роль для восприятия сетчаткой зрительных раздражений.

Сетчатая оболочка — это часть мозга, выдвинутая наружу, ближе к поверхности тела, и сохраняющая с ним связь с помощью пары зрительных нервов.

Нервные клетки образуют в сетчатке цепи, состоящие из трех нейронов:

  • первые нейроны имеют дендриты в виде палочек и колбочек; эти нейроны являются конечными клетками зрительного нерва, они воспринимают зрительные раздражения и представляют собой световые рецепторы.
  • вторые — биполярные нейроны;
  • третьи — мультиполярные нейроны (ганглиозные клетки); от них отходят аксоны, которые тянутся по дну глаза и образуют зрительный нерв.

https://u.foxford.ngcdn.ru/uploads/tinymce_file/file/10978/cd4584643a0c05e3.png

Светочувствительные элементы сетчатки:

  • палочки — воспринимают яркость;
  • колбочки — воспринимают цвет.

Палочки содержат вещество родопсин, благодаря которому палочки возбуждаются очень быстро слабым сумеречным светом, но не могут воспринимать цвет. В образовании родопсина участвует витамин А. При его недостатке развивается «куриная слепота».

Колбочки медленно возбуждаются и только ярким светом. Они способны воспринимать цвет. В сетчатке находится три вида колбочек. Первые воспринимают красный цвет, вторые — зеленый, третьи — синий. В зависимости от степени возбуждения колбочек и сочетания раздражений, глаз воспринимает различные цвета и оттенки. 

Палочки и колбочки в сетчатой оболочке глаза перемешаны между собой, но в некоторых местах они расположены очень густо, в других же редко или отсутствуют совсем. На каждое нервное волокно приходится примерно 8 колбочек и около 130 палочек. 

В области желтого пятна на сетчатке нет палочек — только колбочки, здесь глаз обладает наибольшей остротой зрения и наилучшим восприятием цвета. По-этому глазное яблоко находится в непрерывном движении, так чтобы рассматриваемая часть объекта приходилась на желтое пятно. По мере удаления от желтого пятна плотность палочек увеличивается, но потом уменьшается.

При низкой освещенности в процессе видения участвуют только палочки (сумеречное видение), и глаз не различает цвета, зрение оказывается ахроматическим (бесцветным). 

От палочек и колбочек отходят нервные волокна, которые, соединяясь, образуют зрительный нерв. Место выхода из сетчатки зрительного нерва называется диском зрительного нерва. В области диска зрительного нерва светочувствительных элементов нет. Поэтому это место не дает зрительного ощущения и называется слепым пятном.

Мышцы глаза 

  • глазодвигательные мышцы — три пары поперечно-полосатых скелетных мышц, которые прикрепляются к коньюктиве; осуществляют движение глазного яблока;
  • мышцы зрачка — гладкие мышцы радужки (круговая и радиальная), меняющие диаметр зрачка;
    Круговая мышца (сжиматель) зрачка иннервируется парасимпатическими волокнами из глазодвигательного нерва, а радиальная мышца (расширитель) зрачка — волокнами симпатического нерва. Радужная оболочка, таким образом, регулирует количество света, поступающего в глаз; при сильном, ярком свете зрачок суживается и ограничивает поступление лучей, а при слабом — расширяется, давая возможность проникнуть большему количеству лучей. На диаметр зрачка влияет гормон адреналин. Когда человек находится в возбужденном состоянии (при испуге, гневе и т. д.), количество адреналина в крови увеличивается, и это вызывает расширение зрачка.
    Движения мышц обоих зрачков управляются из одного центра и происходят синхронно. Поэтому оба зрачка всегда одинаково расширяются или суживаются. Даже если подействовать ярким светом на один только глаз, зрачок другого глаза тоже суживается.
  • мышцы хрусталика (цилиарные мышцы) — гладкие мышцы, изменяющие кривизну хрусталика (аккомодация --фокусировка изображения на сетчатке).

Проводниковый отдел 

Зрительный нерв является проводником световых раздражений от глаза к зрительному центру и содержит чувствительные волокна.

Отойдя от заднего полюса глазного яблока, зрительный нерв выходит из глазницы и, войдя в полость черепа, через зрительный канал, вместе с таким же нервом другой стороны, образует перекрест (хиазму) под гиполаламусом. После перекреста зрительные нервы продолжаются в зрительных трактах. Зрительный нерв связан с ядрами промежуточного мозга, а через них — с корой больших полушарий.

Каждый зрительный нерв содержит совокупность всех отростков нервных клеток сетчатки одного глаза. В области хиазмы происходит неполный перекрест волокон, и в составе каждого зрительного тракта оказывается около 50% волокон противоположной стороны и столько же волокон своей стороны.

https://u.foxford.ngcdn.ru/uploads/tinymce_file/file/10979/d031164b534e478e.png

Центральный отдел

Центральный отдел зрительного анализатора расположен в затылочной доле коры больших полушарий.

Импульсы от световых раздражений по зрительному нерву проходят к мозговой коре затылочной доли, где расположен зрительный центр.

В волокна каждого нерва связаны с двумя полушариями мозга, причем изображение, получаемое на левой половине сетчатки каждого глаза, анализируется в зрительной коре левого полушария, а на правой половине сетчатки — в коре правого полушария.

нарушение зрения

С возрастом и под воздействием других причин способность управлять кривизной поверхности хрусталика ослабевает.

Близорукость (миопия) — фокусировка изображение перед сетчаткой; развивается из-за увеличения кривизны хрусталика, которая может возникнуть при неправильном обмене веществ или нарушении гигиены зрения. Исправляют очками с вогнутыми линзами.

Дальнозоркость — фокусировка изображения позади сетчатки; возникает вследствие уменьшения выпуклости хрусталика. Исправляют очками с выпуклыми линзами. 

https://u.foxford.ngcdn.ru/uploads/tinymce_file/file/10980/ff358855971fe17d.png

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА

ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА

Предметные умения Использовать экологическое мышление в коммуникативной, социальной практике при оценке факторов риска для здоровья, вредных и полезных привычек, их влияния на состояние здоровья человека;…

Предметные умения Использовать экологическое мышление в коммуникативной, социальной практике при оценке факторов риска для здоровья, вредных и полезных привычек, их влияния на состояние здоровья человека;…

Этап 1.3. Целеполагание

Этап 1.3. Целеполагание

Ответьте, от чего человек может плакать? (от боли, радости, печали, обиды) -

Ответьте, от чего человек может плакать? (от боли, радости, печали, обиды) -

Этап 5.2. Домашнее задание

Этап 5.2. Домашнее задание

Она выделяет слезную жидкость, увлажняющую, промывающую и дезинфицирующую глаз

Она выделяет слезную жидкость, увлажняющую, промывающую и дезинфицирующую глаз

Зрачок — круглое отверстие в радужной оболочке

Зрачок — круглое отверстие в радужной оболочке

Светочувствительные элементы сетчатки: палочки — воспринимают яркость; колбочки — воспринимают цвет

Светочувствительные элементы сетчатки: палочки — воспринимают яркость; колбочки — воспринимают цвет

Отойдя от заднего полюса глазного яблока, зрительный нерв выходит из глазницы и, войдя в полость черепа, через зрительный канал, вместе с таким же нервом другой…

Отойдя от заднего полюса глазного яблока, зрительный нерв выходит из глазницы и, войдя в полость черепа, через зрительный канал, вместе с таким же нервом другой…

Конспект урока по биологии: "Органы чувств и их строение"

Конспект урока по биологии: "Органы чувств и их строение"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.08.2024