Класс: 8
Тема урока: «Птицы: общие признаки, особенности внешнего строения»
Цель: дать представление о птицах, как о животных одной группы; познакомить с признаками и особенностями внешнего строения.
Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить учащихся с группой животных “птицы”
Коррекционные.
1. Развивать у учащихся аналитико-синтетическую деятельность посредством изучения особенности внешнего строения птиц.
Воспитательные:
Оборудование: учебник “Биология” 8 класс для специальных (коррекционных) классов, слайдовая презентация к уроку, чучело голубя (картинка), карточки, таблица
I. Ход урока
1. Организационный момент (2минуты) 10.00-10.02
Сегодня к нам на урок пришли гости, поздоровайтесь с ними, кивните головой.
II Актуализация знаний 10.02-10.12
Я хочу проверить насколько вы внимательны. Перед вами изображения животных, посмотрите на них внимательно:
Задание 1 На доске изображения: жук, муравей, щука, карась, стрекоза, бабочка, сом, окунь.
На какие две группы можно распределить этих животных?
(Один ученик работает у доски, остальные за партами).
Проверьте, правильно ли расположил животных, у всех так? Почему? Молодцы.
Задание 2 Игра «Кто лишний?»
На доске изображения рыб: щука, карась, сом, акула. Почему?
Бабочка, стрекоза, жук, паук. Почему? (ПРИЛОЖЕНИЕ)
3. ЗАДАНИЯ НА СЛАЙДЕ НА ПОВТОРЕНИЕ КЛАССОВ (земноводные, пресмыкающиеся, рыбы) Кто лишний и почему?
III.Сообщение темы и целей. 10.12-10.32
1.Отгадайте ребусы и вы узнаете тему нашего урока.
Как одним словом можно назвать этих животных?
Вы догадались, о ком мы сегодня будем говорить?
О ком были загадки? (О птицах). Правильно ребята, сегодня на уроке поговорим о птицах.
Сообщение и запись темы урока: “Птицы: общие признаки, особенности внешнего строения”. (Слайд 9)
На земле живет много разных птиц (изображения птиц). Их можно увидеть повсюду – в лесах, садах, полях, на побережьях морей и океанов, вблизи жилья человека.
У каждой птицы можно (слайд 10) различить голову, шею, туловище и конечности. Голова у птиц небольшая, с телом соединяется с помощью длинной и подвижной шеи. Поэтому все птицы могут повернуть голову в любую сторону. На голове у птиц находятся органы зрения – глаза, органы слуха – слуховое отверстие и орган захвата и удержания добычи – клюв. Передние конечности у птиц превратились в крылья. Задние конечности – 2 ноги с широко расставленными пальцами. С их помощью птицы передвигаются по земле. А когти, которые имеются на пальцах помогают птицам удерживаться на ветках деревьев. Птицы размножаются, откладывая яйца. Их тело покрыто пухом и перьями. Перья птиц различны по форме, размерам и значению. Снаружи расположены контурные перья (придают птице контур), под ними пуховые (согревают птиц). Передние конечности превратились в крылья, их летательная поверхность образована крупными перьями их называют маховые. Тело птицы заканчивают крупные перья, их называют – рулевые. Они направляют движение птицы при полете.
Физминутка.
А теперь, ребята, встали,
Руки медленно подняли,
Руки вверх и так стоять.
Наклонились влево, вправо.
Присели и высоко подпрыгнули.
Тихо сели.
Чтоб глаза ваши зорче были
И в очках вам не ходить
Эти лёгкие движения
Предлагаю повторить.
Вдаль посмотрим и под ноги,
Влево, вправо – побыстрей.
Удивимся – Что такое?
И закроем их быстрей.
Открыли, а теперь по кругу быстро,
Словно стрелочка часов…….
Вот и все мы отдохнули,
А теперь у нас забота –
Нужно сделать на отлично классную работу.
IV. Первичное закрепление изученного материала
Мы изучили общие признаки птиц. Познакомились с особенностями внешнего строения птиц. А теперь мы закрепИм материал урока
1. Работа с карточками. Подписать части тела птицы.
2.Работа с текстом учебника стр. 94 – 95. Самостоятельно прочитать материал, ответить на вопросы:
- где могут жить птицы? (везде)
- какой у них общий признак? (тело покрыто перьями)
- какие перья есть у птиц? (контурные, пуховые)
3.Самостоятельная работа в группах (7-10 мин.) Задания для групп.
Выступление 1 группы Вова, Андрей,
Руководитель 1 группы: «Нам необходимо было прочитать текст в учебнике на стр. 95-96 о строении головы птицы и ответить на вопросы….»
- Какие органы расположены на голове у птиц?
- Какой орган у птиц является органом захвата и удержания добычи?
- Какое зрение и слух у птиц?
Выступление 2 группы Стас, Оля
Руководитель 2 группы: «Нам необходимо было прочитать текст на стр. 96 о значении маховых и рулевых перьев и
ответить на вопросы….»
- Какое название получили перья крыльев?
- Каково значение этих крыльев?
- Какое название получили перья хвоста?
Саша: «Нам необходимо было прочитать текст на стр. 96 о значении маховых и рулевых перьев и
ответить на вопросы….»
- Какое значение в полёте птицы имеет хвост?
Выступление 3 группы: Саша, Рита,
Руководитель 3 группы: «Нам нужно было прочитать текст в учебнике на стр. 96 о строении ног птиц и ответить на вопросы….»
- С помощью каких органов птицы передвигаются по земле?
- Какое строение пальцев ног имеют большинство птиц?
- Рита Что имеется на пальцах ног у птиц?
4.Заполнение таблицы по ходу беседы.
Голова |
Шея |
Туловище |
Конечности |
Хвост |
Глаза Слуховые отверстия Ноздри Клюв |
Очень подвижная |
Плавный переход частей тела |
1.Крылья образованы маховыми перьями. 2.Ноги с широко расставленными пальцами |
Образован рулевыми перьями |
Проверить заполнение таблицы (слайд 13)
5.Работа на карточках (слайд 14). Учащиеся выполняют работу и делают самопроверку. За каждый правильный ответ 1 балл.
Тело птиц покрыто… Различают … перья Шея у птиц … Рулевые перья … Расправленные крылья при полете … Зрение и слух у птиц … |
6. Практическая работа: рисуют маховое перо
V. - О ком мы сегодня говорили?
- Какие части тела есть у птиц?
- Какие общие признаки птиц?
VI. Рефлексия 10.32-10.38
Рефлексия если вам понравился урок давайте поселим птиц на дерево, если не понравился птицу оставляем на парте.
Выставление оценок
VI. Домашнее задание: стр. 94–97. Читать. 10.38-10,40
Вова, Саша – описать внешний вид воробья, сороки
Андрей вопрос 1 стр 97
Оля вопрос 2 стр 97
Саша Ч. вопрос 3 стр 97
Рита вопрос 4 стр 97
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.