Конспект урока по биологии в 11 классе
по теме: «Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка».
учитель биологии
МКОУ «Бут-Казмалярская СОШ»
Гаджиева С.Н.
Цель: Расширить и углубить знания об истории формирования эволюционных взглядов на основе изучения учащимися эволюционной теории Ж.Б. Ламарка и теории катастроф Ж.Кювье.
Задачи:
-Сформировать знания о первой эволюционной теории Ж.Б Ламарка, познакомить учащихся с оценкой современниками трудов Ламарка.
- Продолжить формирование навыков работы с текстом.
- Развитие воображения, логического мышления, памяти.
Методы и методические приемы: репродуктивные, частично – поисковый, рассказ с элементами беседы, демонстрация, беседа.
Оборудование: доска, рисунки учебника, портреты ученых, проектор.
Литература: Учебник В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова «Общая биология базовый уровень».
Ход урока.
I. Проверка Д/з.
Индивидуальная работа по теме биография Ж.Б. Ламарка.
§4.1. Проверка словарей с новыми терминами (Эволюция, креационизм, трансформизм, классификация, таксоны).
Введение.
В конце 18 в. большинство ученых принимают идею эволюции и изменяемости вида, но никто не мог объяснить движущие силы эволюции приводящие к усовершенствованию и изменению живой природы.
II. Объяснение нового материала.
В начале 19 века в 1809г. французский естествоиспытатель Ж.Б. Ламарк создал первую эволюционную теорию. В своей книге «философия зоологии» он доказал изменяемость вида объяснив механизмы эволюции.
Градация Ламарка. Ламарк ввел понятие «Градация» (от лат. постепенное повышение) – это постоянное усложнение уровня организации живых организмов, происходящее во времени.(Запись в тетрадь).
Разделив всех животных на 14 классов (рис. 98. с. 202) и используя принцип градации, ученый распределил их 6-ти ступенях от самых низших – инфузорий, до высокоорганизованных - млекопитающих.
Ламарк считал, что классификация организмов не может быть произвольной, она должна отражать процесс развития живого мира от низших форм к высшим, согласно идеи эволюции.
К сожалению, механизмом объясняющий усложнение живых организмов, он считал, имеющиеся у каждого живого существа внутреннее стремление к совершенству, изначально заложенное Творцом. Таким образом, Ламарк не дал материалистического объяснения процессу усложнения органического мира.
Движущие силы.
Описывая причины изменяемости видов, иначе говоря движущие силы эволюции, кроме внутреннего стремления к совершенству, Ламарк выделил еще 3 причины. Ученый первый обратил внимание на влияние окружающей среды, в результате, которых виды могут изменяться. Кроме того, объясняя явления приспособленности организмов к различным условиям среды он вывел 2 закона:
1) Закон упражнения и неупражнения органов – заключается в том, что постоянное употребление органа ведет к его усиленному развитию, а не употребление к ослаблению и исчезновению. Примером действия этого закона, является по мнению Ламарка длинная шея жирафа, возникшая в результате постоянного вытягивания шеи в процессе питания листьями растущими на деревьях. Следующим примером служит, редукция органов зрения у крота. Ламарк, считал следствием их неупражнения в ряду поколения).
2) Закон лежащий в основе эволюции – закон наследования благоприятных признаков. Ученый ошибочно считал, что все приобретенные в течении жизни признаки передаются по наследству. Согласно этому закону вытянувшаяся в течении жизни шея жирафа будет передана следующему поколению.
Открытие в 20 веке материальной основы наследственности – ДНК, окончательно опровергла возможность наследования благоприобретенных признаков.
Значение теории Ламарка.
Ламарк по праву считается первым эволюционистом т.к. создал цельную эволюционную теорию и попытался выявить движущие силы эволюции. Доказал изменяемость видов и определил направление эволюции от простого к сложному. Правильно оценил влияние окружающей среды на изменение организмов. Усовершенствовал систематику К. Линнея, в основу систематики ни один, ни два, а большое количество признаков, но главное учитывал родство и происхождение организмов т.е. создал первую естественную систематику.
К сожалению Ламарк не смог определить причины эволюции, не смог объяснить наследование неблагоприятных признаков примером, которых являются рудиментарные органы (не функционирующие) и появлению видов приспособленности как мимкрия (оса – на дереве, муха- осовидная на листе) и покровительственная окраска (бабочка березовая – пяденица).
В результате эволюционная идея Ламарка не нашла поддержки у современников и подверглась критике ученых одним из них был Ж. Кювье.
Теория катастроф Ж. Кювье.
Ж. Кювье установил теорию катастроф, в результате стихийных бедствий на значительной части земного шара погибали все растения и животные, а затем на их место переселялись уцелевшие на других территориях и никак не связанные с предыдущими организмы, т.е он предположил, что после катастроф, в которых гибло все живое планеты, совершались новые акты божественного творения.
III. Подведение итогов.
1. Какой вклад в биологию внес Ж.Б. Ламарк? Изложите основные положения его эволюционной теории.
2. Могут ли наследоваться признаки, приобретенные в течении жизни организма?
3. Дайте определение «Градация»
IV. Домашнее задание: §4.2 вопросы 1-4
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.